Причины, которые мешают продолжению отношений, установлению опеки или усыновлению

 Одна из причин - неуверенность в своих силах как воспитателя, которая основывается на недостаточной профессиональной подготовленности общения с детьми интернатного типа, с детьми с ЗПР, с акцентуациями, с неустойчивой психикой, с детьми «стадного» поведения.

Занятость взрослых на работе и опасение, что ребенку не будет доставаться необходимого внимания и заботы. «У меня подрастает собственный и потребуется больше времени и сил уделять ему. А если я захочу усыновить второго маленького, как я сообщу гостевому? Ведь логично услышать – а почему не меня?»

Боязнь того, что приходящего ребенка не смогут полюбить так, как собственного, на уход за ним может не хватить запаса сил. «Я просто чувствую, что если сейчас мальчик окажется в нашей семье, то моя жизнь превратится в сплошную круглосуточную работу. Да, сознание того, что делаешь нужное, правильное дело, желание помочь ребенку, привыкание, все это имеет место быть, но, к сожалению, я знаю себя достаточно хорошо. Я не могу быть 24 часа в сутки «на посту», мне нужен отдых. Я почти уверена, что, взяв на себя эту ответственность, буду делать по максимуму, не сумею недоделывать работу, но радости мне это не принесет, и боюсь, ребенку тоже. Через какое-то время, привыкнув к новой жизни, он неизбежно почувствует разницу в отношениях, я начну срываться на него просто с усталости, понимая, что он ни в чем не виноват, и все же... Боюсь, что в таком варианте мы только окончательно сломаем жизнь и ему, и себе. Может быть, через какое-то время мы попривыкнем друг к другу и все еще сложится, не знаю. Но не сейчас»

 Пожилой возраст приемного родителя, плохое здоровье (взять ребенка зимой на две недели намного проще, чем летом, когда каникулы продолжаются три месяца);

Нежелание родственников (мужа, собственных детей, родителей) – «дети шумят, у взрослых голова болит, мешают учить уроки, обижают младшего».

Недостаточная дисциплинированность ребенка и опасение за его жизнь и здоровье (летом в сельской местности дети пользуются большой свободой, для неадаптированного ребенка из интерната это может быть опасно). «Я не справлюсь. С Томой, может и справилась бы, а с Машей не справлюсь. Той лишь бы… убегает с друзьями куда хочет. Я просто знаю, что не услежу за ней».

Родители были готовы посвятить время ребенку в рамках только зимних или весенних каникул, или в выходные дни. В летние каникулы, во-первых, намного более продолжительные, во-вторых, на них приходится больше сельскохозяйственных работ и различных значительных событий в жизни семьи (типа ремонта квартиры, посещения родственников, которые живут далеко, поездка заграницу и т.д.);

Родители были готовы посвятить ребенку какое-то время, но его запросы оказались больше, чем они ожидали.

Появление страха перед ребенком-сиротой после того, как отношения не сложились.

Взрослые и дети не могут поддерживать отношения и связаться друг с другом по телефону из-за удаленности. Детям не разрешают вести междугородные переговоры, и не подзывают их к телефону, когда им звонят взрослые.

Отсутствие материальной поддержки семьи на время пребывания ребенка (в Смоленской области).

Кроме этого нужно указать и на такие внешние причины, которые мешают усыновлению и взятию под опеку:

· Финансовое неблагополучие. Подавляющее большинство участников смоленской программы называют финансовое неблагополучие семьи в качестве главной причины невозможности принятия ребенка в семью на постоянной основе. (Возможно, некоторые используют это объяснение в качестве оправдания своего нежелания усыновлять ребенка.)

· Маленькая квартира, недостаток жилплощади.

· Плохое здоровье и пожилой возраст.

· Склонность одного из членов семьи к алкоголизму.

· Осознанная неспособность воспринимать приемных детей как своих и воспитывать их должным образом.

«На них уже не покричишь так, как на своих. Не могу я так заставлять. Если что-то, например, пойдут они полоть грядки, а она скажет: «Не пойду», что ж я - бить за это буду?»

· Наличие своих детей и неспособность принять чужого ребенка как своего. «… чужой ребёнок есть чужой, это тут и говорить нечего. Свой есть свой».

· Наличие у ребенка нескольких братьев и сестер, причем достаточно большого возраста, а всех приглашать нет возможности.

· Негативное общественное мнение. Людям, решившим принять ребенка в семью, приходится преодолевать непонимание и отрицательное отношение к детям-сиротам и к самой идее, прежде всего со стороны родственников, знакомых и соседей. «Сначала все соседи были шокированы: зачем тебе это надо? Своих - двое. Мало ли у тебя проблем?»«Вы знаете, какие у нас люди? Вот, мы взяли сейчас на каникулы, опять мальчика, девочку. Такое обсуждение идет! «И зачем они Вам, Вы опять интернатских взяли.» Я говорю: кому какое дело?… - Ну, а что у них вызывает такое неприятие? – «Что своих детей мало? Еще чужих берете».«У нас тут люди говорили: да они вас обокрадут! … Я такой человек, что мне все равно, что соседи скажут, главное, что я скажу».

 

Поскольку программа гостевого режима не прописана какими-либо нормативными или законодательными актами возникают организационные вопросы, мешающие ее осуществлению.

Социальные работники, воспитатели, психологи сиротских учреждений не имеют времени и возможности для подготовки взрослых и детей к пребыванию в семьях. Сотрудники сиротских учреждений не освобождаются от своих повседневных обязанностей, и эта работа не входит в круг их обязанностей. Кроме того, они не имеют представлений, как это надо делать. И хотя воспитатели проводят беседы с детьми, рассказывают, как нужно себя вести в семье, объясняют детям, что они едут только в гости, на время, только на каникулы. Тем не менее, возвращение в интернат, особенно после первого раза, переживается многими детьми тяжело, дети просили оставить их в семье, усыновить, плакали и не хотели уезжать. Все это, безусловно, создавало проблемы и для семей, так как они сопереживали ребенку, но принятие его в семью на постоянной основе не планировалось или было невозможно.

Сотрудников беспокоит положение, когда они не имеют информации о том, в какие семьи попадают дети, что их там ждет, насколько семья может обеспечить безопасность ребенка.

Для воспитателей сиротских учреждений, решивших взять ребенка на каникулы, возникала проблема выбора ребенка. Сотрудник склонны считать, что в гости могут идти только «достойные дети», которые не подведут, будут себя хорошо вести.

Некоторые воспитатели используют участие ребенка в программе как поощрение за его правильное поведение в интернате.

«Я работаю с этими детьми, поэтому я их готовила. Я не объявляла конкурс, но дети, например, говорят: «Мама, возьмите нас», я говорю: «Конечно, всех я не могу, я возьму обязательно тех, кто будет лучший, поэтому старайтесь.» И остальных это стимулирует. Мы, конечно, брали не лучших».

А вот семьи, в которых дети уже побывали не один раз, возражают, считая, что любой ребенок имеет право побывать в гостях, независимо от того послушен он или нет, с диагнозом он или нет. «Олежек был очень рад, что мы взяли его с собой, хотя воспитатель говорила, что он трудный ребенок, что это может ему повредить и создать проблемы.

 Для него все было новым интересным. Поначалу он сидел тихо-тихо, только с интересом оглядывался по сторонам, смотрел. Как ведут себя другие люди, едят, разговаривают. А где-то через час я получила самую лучшую награду – впервые увидела, как Олег улыбается и это было просто чудо».

В группе не должно быть отверженных или изгоев, т.к. это и рождает зависть и неприязнь. И в тоже время они возражают также против установления очередности. Главное, чтобы между взрослым и ребенком возникли симпатия, контакт, чтобы они понравились и потянулись друг к другу. «Еще при первом знакомстве мне показалось, что Лену я чувствую хуже других, что, может быть с другим ребенком мне было легче. И вот сейчас мучаюсь, стоит ли мне брать ее на летние каникулы?»

 «Люди должные убедиться, что им хорошо вместе – считает Мария Елисеева, которая уже много лет занимается с детьми-инвалидами из интернатов - а проблемы естественно могут быть».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: