Словарь музейных терминов

Акт обследования школьного музея - юридический документ, составляемый комиссией по паспортизации школьных музеев. В акте дается оценка деятельности музея и выносится заключение о целесообразности присвоения ему статуса школьного музея с вручением паспорта и соответствующего номерного свидетельства. В состав комиссии необходимо включать представителя государственного музея.  

Акт приема - юридический документ, удостоверяющий факт приема музеем музейных предметов или научно-вспомогательных материалов от их владельцев на постоянное или временное хранение.

Акт сверки наличия фондов - юридический документ, составленный по результатам сверки наличия хранящихся в музее фондов с записями в книге поступлений. Сверка наличия фондов школьных музеев проводится, как правило, во время очередной паспортизации. Составляется специальной комиссией (эти функции могут быть возложены на комиссию по паспортизации) совместно с лицом, ответственным за учет и хранение фондов музея. Акт подписывается всеми членами комиссии, скрепляется печатью вышестоящей организации.

Актив школьного музея - группа школьников и педагогов, общественников, причастных к работе данного музея. Из числа актива выбирается совет музея.

Архив музея - подразделение музея, в котором хранятся документы, подготовленные в процессе деятельности музея (планы, отчеты, книги отзывов, материалы экспедиций, выставок, сценарии праздников и других мероприятий).

Атрибуция - выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования музейного предмета. В процессе атрибуции устанавливается связь с историческими событиями и лицами, с этнической средой, расшифровываются надписи, клейма, марки и другие знаки, нанесенные на предмет, указывается степень сохранности предмета и описываются его повреждения.

Аттрактивность музейного предмета – одно из общих свойств музейного предмета; способность музейного предмета привлекать внимание посетителя своими внешними особенностями (форма, размер, цвет), а также исторической, художественной, мемориальной ценностью.

Аудитория музейная – объединение людей, проявляющих интерес к музею. Характеризуется по социально-демографическим признакам (профессия, возраст, образование и пр.), с точки зрения активности по отношению к музею (постоянная и временная, реальная и потенциальная). Имеет подвижный характер: меняется по количеству участников, уровню восприятия.

Библиотека музея - собрание литературы, необходимой для успешного функционирования музея. Включает специальную музееведческую литературу и литературу по профилю музея.

Биогруппа - экспозиционный комплекс, создающийся в музеях естественнонаучного профиля или в естественнонаучных экспозициях в музеях других профилей (например, в краеведческих); отражает экологические особенности видов растений и животных.

Буклет - музейное издание рекламного характера. Отличается лаконичным текстом и компактным размером. Обычно печатается на листе плотной бумаги, сложенном в виде ширмы.  

Вводный зал - помещение, предваряющее экспозицию музея. Во вводном зале размещается первичная информация о музее, его экспозиции. Он предназначен для подготовки посетителей к более полному восприятию музея, создания определенного настроения.

Ведущий экспонат - см. Экспонат.

Вернисаж - торжественное открытие музея, выставки.

Вещевые источники - один из основных типов музейных предметов. Включает вещи, изготовленные человеком в процессе своей жизнедеятельности. В свою очередь подразделяются на виды: а) по материалу - дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса и др., б) по функциональному назначению - предметы труда, быта, вооружение, нумизматика, геральдика и др.

Витрина - элемент экспозиционного оборудования, чаще всего в виде  коробки (ящика), застекленной с одной или нескольких сторон. По типу конструкции бывают горизонтальными, вертикальными, настольными, подвесными и др. Вместе с помещенными материалами составляет единый комплекс, призванный решать задачи сохранения музейных предметов, их наилучшего восприятия посетителями.     

Вспомогательный фонд - см. Фонды музея.

Выставка - экспозиция, имеющая временный характер или регулярно сменяющийся состав экспонатов. Может быть размещена как в музее, так и за его пределами. Бывает стационарной и передвижной.

Выставка новых поступлений - традиционный тип музейной выставки, которая готовится на основе музейных коллекций, собранных относительно недавно. Цель подобной выставки - познакомить посетителей, специалистов, общественность с наиболее яркими новинками музея.

Выставка фондов - тип музейной выставки, основу которой составляют материалы, хранящиеся в запасниках музея, т. е. не выставляемые на постоянное обозрение.

Гербарий - коллекция специально собранных и засушенных растений, которые монтируются на листах плотной бумаги с указанием видового названия, места и даты сбора. В последнее время в связи с ограничениями сбора многих растений в музейной практике используется реже. Вместо этого используются фотографии, рисунки растений.

Главная инвентарная книга – см. Книга поступлений основного фонда.

Глиптотека - коллекция камней.

Голограмма - объемное изображение предмета, записанное на светочувствительной пластине или пленке. Воспроизводится в натуральную величину под воздействием пучка света. Создает иллюзию присутствия реального предмета.

Государственные музеи - музеи, являющиеся собственностью государства и финансируемые из государственного бюджета. С 1946 года находятся в ведении Министерства культуры РФ. Государственные музеи призваны оказывать методическую и практическую помощь всем негосударственным музеям, в том числе - школьным.

Дар - предмет или коллекция, переданные музею безвозмездно, в дар. Факт дарения фиксируется специальным актом.

Датировка - один из важнейших элементов атрибуции музейного предмета. Заключается в определении времени создания (изготовления) предмета, его бытования.

Дезинсекция - меры по уничтожению насекомых, угрожающих музейному собранию. Подразделяются на механические, физические и химические.

Дезинфекция - меры по борьбе с микроорганизмами, вызывающими биологические повреждения музейных предметов. Включают профилактику и уничтожение. Главное профилактическое мероприятие - соблюдение необходимого температурно-влажностного режима в музее.

Демонтаж - разборка экспозиции, выставки.

Диорама - экспозиционный комплекс, включающий живописный фон (задник) и передний план, выполненный в объемных формах (в натуральную величину или в уменьшенном виде). Как правило, является произведением экспозиционного искусства и служит для эмоционального воздействия и более наглядного представления о каком-либо объекте.   

Документация музейная - к основным документам школьного музея следуют отнести: паспорт, номерное свидетельство, учетные документы (книга поступлений, акты, картотеки), планы работы, книга отзывов.

Документирование - одна из социальных функций музея, предполагающая целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов и другой информации тех исторических, социальных или природных процессов и явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем и статусом в музейной сети. Реализуется в процессе поисково-собирательской работы по комплектованию фондов, научно-фондовой и экспозиционно-выставочной работы.

Дублет - каждый из ряда идентичных музейных предметов. Группа дублетных предметов образует дублетный (обменный) фонд.

Единица учета - предмет или группа предметов (коллекция), зарегистрированные в учетных документах под одним номером.

Зал (комната) -обобщенное название помещения для размещения материалов, экспозиции музея. Существуют различные по назначению залы. Вводный зал представляет в обобщенном виде тематику всей экспозиции, готовит посетителя к более целостному её восприятию, создает особый эмоциональный настрой. Мемориальный зал посвящен памяти какого-либо человека или события. Выставочный зал предназначается для размещения музейных выставок.

Запасники - см. Фондохранилище.

Инвентарная карточка – вспомогательная форма учета основного фонда школьного музея. Составляется на каждый музейный предмет. Дублирует сведения из книги поступлений (инвентарной книги). Является основой для создания различных картотек.

Инвентарный номер -порядковый номер учета музейного предмета в книге поступлений (инвентарной книге), проставляется на предмете и составляет часть учетного обозначения (шифра музейного предмета).

Инсталляция - произведение музейного искусства в виде пространственного сооружения, объекта (композиции) из сочетания различных элементов. В последнее время часто применяется в выставочной деятельности.

Информативность – одно из общих свойств музейного предмета, его способность выступать в качестве источника информации.

Источниковедение музейное - всестороннее изучение всех типов музейных источников: вещевых, письменных, изобразительных и иных.

Источник поступления -лицо, организация или учреждение, которые представили музею принадлежащие им или найденные ими (например, экспедиция) предметы музейного значения.

Картотека музейная (каталог) - систематизированная в определенном порядке группа карточек, содержащих сведения музейного характера. Картотеки могут быть систематическими, тематическими, именными, хронологическими, географическими и др.

Каталог музейный – перечень музейных предметов, составленный в определённом порядке.

Клеймо - официальный унифицированный знак, нанесенный механическим способом на предмет чаще всего в процессе производства. Позволяет определить место и время изготовления предмета (городские фабричные клейма), принадлежность (клеймо мастера, автора или владельца), материал (клейма пробирных мастеров).

Книга отзывов - тетрадь, журнал, куда посетители музея записывают свои впечатления (отзывы). Является своеобразным барометром интереса разных людей к музею. Помогает изучить общественное мнение и, в конечном счете, улучшить работу музея.       

Книга поступлений основного фонда (Главная инвентарная книга) – основной юридический документ учета (регистрации) музейных предметов. Листы книги прошиваются, нумеруются и скрепляются печатью вышестоящей организации. Запись в книге производится по форме, установленной инструкцией по учёту и хранению музейных ценностей. В повседневной практике школьных музеев в книгу поступлений могут вноситься предметы как основного, так и научно-вспомогательного фондов.

Коллекция музейная - совокупность музейных предметов в составе основного фонда, представляющая научный интерес как единое целое. Предметы коллекции группируются на основе одного или нескольких признаков - по тематическому принципу, общности происхождения или бытования, принадлежности конкретному человеку и др.

Комната (зал, уголок) краеведческая - помещение или его часть, где размещены материалы краеведческого характера определенной тематики (комната боевой славы, уголок истории школы и т. п.). Экспозицию данного типа, в которой подчас присутствуют подлинные материалы, нередко ошибочно называют музеем. Однако, являясь прообразом музея, данное краеведческое (музейное) формирование не может таковым считаться, если у него отсутствуют необходимые признаки (коллекция подлинных предметов, зафиксированная в книге поступлений, экспозиция, актив, устав). Принадлежность формирования к музею определяет комиссия в ходе паспортизации школьных музеев.

Коммуникация музейная - процесс разнообразного общения музея с посетителем. Все чаще рассматривается не столько как передача информации, но как своеобразный диалог двух сторон (организатора и потребителя). Результативность К. м. зависит от умения с помощью музейных средств создать в музее присущую только ему образную систему (особого рода предметный мир), благотворно воздействующую на ум и чувства посетителей. К. м. призвана передать музейными средствами представления о богатствах культурно-исторического, природного наследия. Нередко специалисты связывают её с символическим актом встречи в музее прошлого и настоящего. Результативность К. м. зависит от способности музея помочь посетителю научиться понимать «язык» вещей (музейных предметов), их природу.   

Комплектование музейных фондов - одно из основных направлений музейной деятельности. Заключается в целенаправленном и систематическом выявлении и сборе предметов музейного значения для пополнения музейного собрания. Осуществляется в соответствии с профилем и задачами музея.

Консервация музейных предметов - обеспечение сохранности музейных предметов в том виде, который максимально обеспечивает его функционирование в музее. Предполагает выявление и своевременное устранение причин дальнейшего разрушения и естественного старения предмета, его деформации и непредусмотренных изменений. К. м. п. предполагает создание оптимальных норм освещенности и температурно-влажностного режима при хранении и экспонировании.

Концепция музея – словесное выражение сущности, основных идей того или иного музея. К. м. - своеобразная модель музея, на основании которой строится реальная конструкция. В концепцию входит круг проблем, тем, задач, которые определяют организаторы музея.

Копия - точное воспроизведение предмета с его особыми приметами, Противоположность подлиннику. Создается для использования в экспозиции, выставке с целью максимального сохранения оригинала. Входит в научно-вспомогательный фонд.

Краеведческий принцип музейной деятельности - основополагающий принцип организации и деятельности музея, связанный с активным взаимодействием музея с местным его природным и историко-культурным наследием. В соответствии со своим профилем музей изучает и собирает различные материалы, отражает музейными средствами различные явления окружающей действительности, создавая тем самым своеобразную летопись родного края. К. п. тесно связан с функцией музей по документированию исторического процесса на локальном уровне.

Культурно-образовательная деятельность - одно из направлений деятельности, осуществляемое в непосредственном контакте с музейной аудиторией как в самом музее, так и за его пределами. Составная часть музейной коммуникации. К основным формам организации работы с аудиторией относятся: экскурсия (в том числе - учебная), лекция, конференция, музейный праздник, клубная деятельность (кружок, студия и др.), конкурс, викторина, историческая игра, консультация. Культурно-образовательная деятельность тесно связана с музейной педагогикой.

Легенда предмета - описание предмета (рассказ о нём), составленное на основе данных, полученных от бывшего владельца или иным способом. Содержит сведения об истории предмета - времени и месте изготовления, прежней принадлежности, среде его бытования, использовании, мемориальном значении. Л. п. составляется на основе тщательной проверки с использованием различных источников.

Макет - объёмное воспроизведение внешнего вида музейного предмета, объекта, выполненное в необходимом для экспонирования масштабе.

Марка фабричная - знак, обозначающий место производства предмета. В отличие от клейма часто наносится после его изготовления.

Маршрут экскурсионный - путь следования группы в музее во время экскурсии, занятия. Его выбор обусловлен устройством экспозиции, объектами показа, расположенными на пути следования, темой, временем, характером группы и другими факторами.

Международный день музеев - профессиональный праздник работников музеев мира, который по решению XII Генеральной ассамблеи Международного совета музеев (ИКОМа) отмечается с 1978 года ежегодно 18 мая.

Международный совет музеев (ИКОМ) - всемирная неправительственная организация, призванная содействовать международному сотрудничеству музеев. Создан в 1946 году в Париже. Основой его структуры являются национальные комитеты. Руководящий орган - Генеральная ассамблея. Высший рекомендательный орган - Генеральная конференция. Имеет Исполнительный комитет и Секретариат. В составе организации действуют международные музейно-отраслевые комитеты и ассоциации, объединяющие представителей музеев различных профилей и типов. Россия (в составе СССР) вошла в ИКОМ в 1957 году.

Мемориальность – свойство предмета, связанное с памятью об историческом событии, человеке. Ценность мемориального предмета определяется в первую очередь историей возникновения, бытования, а не атрибутивными свойствами предмета. Мемориальный музей - музей, созданный в память о выдающемся событии, человеке, расположенный на памятном месте в историческом здании, помещении.

Модель - 1). Предмет, который использовался в качестве модели в науке или технике. Попадая в музей, приобретает статус и качества музейного предмета. 2).Объемное воспроизведение объекта, создаваемое для демонстрации его вместо другого предмета, механизма или системы.

Музееведение (музеология) - научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения и развития музея как социально-культурного феномена и пути реализации его социальных функций в различных исторических, общественно-политических и социально-культурных условиях. Включает теорию, историю и методику музейного дела, музейное источниковедение, музеографию, музейную педагогику и др. Использует общенаучные методы и методы профильных дисциплин. Создает теоретические и научно-методические основы практики музейного дела, обобщает его исторический опыт.

Музей - учреждение, обеспечивающее исследование, комплектование, учет, хранение и популяризацию предметных результатов человеческой деятельности и объектов природы своими специфическими средствами. В основе любого М. лежит коллекция музейных предметов и созданная с их помощью экспозиция. Призван удовлетворить интересы личности в изучении и освоении историко-культурного и природного наследия. М. по значению и роли в жизни людей называют институтом социальной памяти. М. различаются по диапазону деятельности (центральные, республиканские, областные, районные и пр.), назначению (учебные, детские), ведомственному подчинению (школьные, заводские), профилю, составу собрания.

Музей и дети - система взаимоотношений музеев с детьми. Дети не всегда воспринимались музеями как отдельная категория посетителей, к которой требуется свой особый, специфический подход, учитывающий их возрастные и психологические особенности. В 1980-х - начале 1990-х гг. в стране активно проводилась Всероссийская неделя «Музей и дети» (как правило, в дни зимних школьных каникул). В ходе Недели музеи (прежде всего - государственные) активизировали свою работу с детьми, используя разнообразные формы работы: дни открытых дверей, музейные праздники, специализированные выставки, конференции, встречи и т.п. В последнее десятилетие XX века в России сформировалась особая научная дисциплина – музейная педагогика.      

Музейный фонд Российской Федерации - совокупность памятников истории и культуры, являющихся музейными предметами и предметами музейного значения.

Музейная педагогика - относительно новая научная дисциплина (отечественная М. п. зарождалась в начале XX века, но постепенно утратила свои позиции) на стыке музееведения, педагогики и психологии. Рассматривает музей как открытую образовательную систему. Специфика М. п. заключается в том, что она предлагает путь осмысления и реализации различных видов музейной деятельности в педагогическом аспекте. Сфера М. п. включает разработку новых методик (главным образом в области практической работы с детьми), музейно-педагогических программ, изучение истории образовательной деятельности музеев. С конца XX века в России благодаря преимущественно усилиям энтузиастов сложилось сообщество музейных педагогов, не в полной мере поддержанное официальными кругами. В последние годы традиционными стали научно-практические семинары, конференции по музейной педагогике. Издаются материалы, обобщающие работу музейных педагогов России и зарубежных стран.

Музейное дело - особая область культуры, включающая комплектование, учёт, хранение, изучение и использование музеями историко-культурного и природного наследия, в первую очередь движимой его части. Объединяет музейную политику (музейное законодательство, организация управления музеями), музееведение, музейную практику (фондовая, экспозиционная, культурно-образовательная деятельность).

Музейный предмет - памятник истории и культуры или объект природы, изъятый из среды бытования и прошедший первичный учет в музее. Ценность М. п. заключается в его подлинности и способности нести в себе ту или иную информацию, связанную с его жизнью вне музея. Является составной частью (структурной единицей) музейного фонда Российской Федерации. С 1996 года особенности правового положения музейного фонда определяет Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Музеография - отрасль музееведения, задачей которой является описание музеев, их экспозиций и коллекций, накопление и распространение информации о музейных собраниях, популяризация и реклама музеев. К музеографическим публикациям относятся путеводители, буклеты, справочники, каталоги и пр. В зарубежной литературе термин М. употребляется как синоним от музееведения, прикладного музееведения, в отличие (музеологии) как теоретической дисциплины.

Муляж - объемное воспроизведение внешнего вида музейного предмета, точно передающее его форму, размер и цвет.

Научно-вспомогательные материалы - наглядные материалы (карты, схемы, таблицы, планы, графики и др.), которые служат для дополнения музейных предметов в экспозиции. Не являясь музейными предметами, Н.-в. м. помогают полнее раскрыть содержание музейных предметов, решить задачи экспозиции. Выделяются в отдельный фонд.

«Народный музей» - почетное звание, которое присваивалось лучшим музеям на основе Типового положения о музеях РСФСР, работающих на общественных началах (1979 г.). Нередко народным назывался всякий негосударственный (общественный) музей. Часть школьных музеев имела звание «Народный музей». В последнее время после выхода новых законодательных актов по музейному делу термин выходит из употребления.

Научно-исследовательская работа в музее - направление музейной деятельности, связанное с функционированием музея как научно-исследовательского учреждения. Заключается в получении новых знаний на основе освоения музейных коллекций. Включает исследования по профильным дисциплинам и музееведческие исследования. Относится ко всем направлениям музейной деятельности - комплектованию и изучению музейных фондов, экспозиционной работе и культурно-образовательной и воспитательной деятельности. Результаты Н.-и. р. могут быть обнародованы в специальных научных сборниках. Полноценная деятельность школьного музея невозможна без элементов Н.-и. р.

Научно-справочный аппарат - система справочно-поисковых средств,раскрывающих состав и содержание музейных собраний и обеспечивающих ведение информационно-справочной работы по всем направлениям музейной деятельности. В состав Н.-с. а. входят все виды каталогов (картотек), путеводители по фондам, описи (охранные, топографические, коллекционные), книги поступлений, инвентарные книги, полевая документация, акты.

Новодел - точная копия музейного предмета, объекта историко-культурного и природного наследия, выполненная из того же материала, что и оригинал, с повторением размера (объёма). Создается на основе научной реконструкции или при помощи сохранившихся образцов.

Обменный фонд - особая группа дублетных или непрофильных музейных материалов (основного или научно-вспомогательного фондов), существующая для обмена или передачи другим музеям.

Образ экспозиционный - воплощение темы, идеи в музейной экспозиции с использованием различных архитектурно-художественных средств, приемов. Создание гармоничного О. э. - главная задача авторского коллектива специалистов разного профиля.

Общественные музеи - музеи, созданные на общественных началах при организациях, учреждениях, в том числе учебных. Большое число общественных музеев создавалось в школах силами педагогов и школьников. В 1979 году Министерство культуры РСФСР утвердило «Типовое положение о музеях РСФСР, работающих на общественных началах». В последние годы термин «общественный музей» в официальных документах не фигурирует.

Открытое хранение - один из способов хранения и использования музейного фонда, организуемый в помещении фондохранилища. Предполагает возможность организованного доступа посетителей в учебных, образовательно-воспитательных или иных целях.

Памятник - предметный результат человеческой деятельности, отражающий историю и культуру своей эпохи или ценный объект природы (памятник природы).

Паспорт школьного музея - основной документ музея, в котором кратко отражены его основные характеристики (наименование, профиль, дата основания, сведения о помещении, экспозиции, составе фондов и др.). Выдается комиссией по итогам паспортизации. Имеет единый регистрационный номер.

Паспортизация научная - фиксация результатов изучения музейного предмета в научном паспорте музейного предмета.

Паспортизация школьных музеев - официальная регистрация музеев образовательных учреждений (школьных музеев). Проводится с 1974 года после выхода первого Положения о школьном музее. Осуществляется комиссией по паспортизации, создаваемой учреждениями образования (обычно - центрами и станциями детско-юношеского туризма и краеведения). В комиссию обязательно включается сотрудник государственного музея. Основные критерии, по которым музею вручается паспорт и свидетельство музея:

- коллекция подлинных предметов, зафиксированная в книге поступлений;

- экспозиция, размещенная в приспособленном помещении;      

- актив из числа обучающихся и педагогов, ведущий работу в музее;

- устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

Педагогические музеи - музеи, которые изучают историю и современное состояние образования. Появились в России во 2-й половине XIX века для более эффективного обучения.

Пинакотека - хранилище произведений живописи, картинная галерея.

Письменные источники - тип исторических источников, в которых информация зафиксирована с помощью знаков письма. Классифицируются по разным признакам: способу производства (рукописные, печатные и др.), содержанию, происхождению, датировке

План работы музея - один из основных документов музея, в котором отражается разнообразная деятельность музея (поисково-исследовательская, учётно-хранительская, экспозиционная, экскурсионно-массовая, учебно-образовательная и др.). Помимо плана на год музей при необходимости может составлять план на более короткое время (месяц, квартал), а также иметь перспективное планирование.

Площадь экспозиционная - площадь помещений (измеряется в квадратных метрах), в которых располагается экспозиция музея.

Подиум - элемент экспозиционного оборудования, подставка или возвышение для размещения и показа экспонатов.

Подлинник - настоящий, подлинный, оригинальный предмет, не являющийся копией, подделкой. Нередко копия произведения искусства, предмета быта, принадлежавшая историческому лицу, становится в музее подлинным мемориальным предметом. П. составляют основу фондов музея.

Полевая документация - группа документов учета и описания предметов музейного значения и среды их бытования. Применяется в походах, экспедициях и командировках по комплектованию музейных фондов. Является источником научного описания музейного предмета. Включает следующие документы:

1. Полевой дневник. Фиксирует содержательную часть работы группы во время экспедиции (похода).

2. Полевая опись. Фиксирует первичные сведения о находках и приобретениях (предметах музейного значения).

3. Тетрадь для записей воспоминаний и рассказов. Фиксирует содержание рассказов и воспоминаний людей.

4. Тетрадь фотофиксаций. Содержит сведения обо всех фотографируемых объектах.

Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) - правовой (нормативный) акт, устанавливающий основные правила организации и деятельности школьного музея. Впервые Положение о школьном музее было утверждено в 1974 году. В 1985 году вышло новое Положение о школьном музее. В настоящее время действует Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) - приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 № 28-51-181/16.

Праздник музейный - комплексная форма культурно-просветительной и образовательной деятельности музея. Предполагает использование различных приемов активизации музейной аудитории: театрализация, игры, ритуалы, атрибутика. Основными участниками П. м. являются, как правило, дети. Проводится по предварительно разработанному сценарию с привлечением различных творческих коллективов. Организаторами П. м. наряду с экспозициями могут быть задействованы элементы окружающей жилой среды, природные комплексы, памятники и памятные места. Носит массовый характер и является средством активной пропаганды музея, увеличения музейной аудитории. См. «Музей и дети».

Предмет музейного значения - предмет, выявленный в ходе комплектования музейных фондов, который обладает музейной ценностью, но не входит в состав музейного собрания. Статус музейного предмета П. м. з. приобретает после необходимой научной обработки и включения в состав музейного собрания.

Профиль музея - категория классификации музеев, специализация собрания экспозиции и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также их отраслями и дисциплинами. Традиционно школьные музеи делятся на следующие профильные группы: краеведческие, исторические, военно-исторические (в т. ч. боевой славы), технические, естественнонаучные, литературные, художественные, этнографические, музыкальные, театральные и пр. Каждая из групп может подразделяться на более узкие профили (например, к музеям исторического профиля относятся музеи истории школы, села и т. п.). Музеи военно-исторического профиля выделены в отдельную профильную группу в силу исторической значимости и большого количества. Связь с комплексом наук определяет существование музеев комплексного профиля примером чему являются краеведческие музеи (для них характерным признаком является сочетание экспозиционных комплексов исторического и естественнонаучного характера).

Психология музейная – область прикладной психологии. Связана с психологическими аспектами музейной деятельности. К проблемам П. м. относятся вопросы создания и восприятия музейного образа и музейной экспозиции; анализ механизмов формирования представления о музейном пред- мете; формирование личности в музее; закономерности восприятия, мышления; взаимодействие музейных работников с людьми разного возраста и др.

Путеводитель музейный - издание рекламно-справочного характера, содержащее основные сведения о музее, его экспозиции, наиболее интересных экспонатах.

Раздел (отдел) экспозиции - крупный структурный элемент экспозиции. Создается в процессе организации музея для раскрытия какой-то темы, идеи. Объединяет группу экспонатов. Для Р. э. характерна законченность, определенная самоценность. Это своеобразный музей в музее. В то же время каждый Р. э. должен быть логически и композиционно связан с другими разделами музея.

Раритет - редкий предмет, ценность которого определяется в первую очередь его уникальностью. К Р. в музее предъявляется повышенное внимание (особый режим хранения и использования в работе).

Режим хранения - условия хранения музейных предметов, которые характеризуются температурой, влажностью, освещенностью, загрязнением и др. Для различных категорий музейных предметов устанавливаются различные Р. х.

Реклама музейная – комплекс мероприятий, направленных на пропаганду музея, различных аспектов его деятельности. Осуществляется с помощью специальных изданий (музейных афиш, буклетов, пригласительных билетов, визитных карточек и др.), оповещения потенциальных посетителей в средствах массовой информации.

Реконструкция - воссоздание на основе научных данных несохранившегося или частично сохранившегося объекта.

Реликвия - особо чтимый музейный предмет, значение которого определяется принадлежностью к важному историческому событию (реликвии военных лет), известному человеку, памятному месту.

Репрезентативность музейного предмета - свойство, способность предмета отражать те или иные сведения, передавать присущую предмету информацию. Связана со способностью воздействовать на чувства и эмоции посетителя музея.

Реставрация музейных предметов - комплекс мероприятий, направленных на сохранение, воссоздание музейных предметов в том виде, который необходим для их наиболее эффективного включения в экспозицию, музейную среду. Р. м. п. имеет прямое отношение к исследовательской работе музея.

Реэкспозиция - смена всей или части музейной экспозиции.

Сеть музейная – исторически сложившаяся совокупность музеев, действующих на определенной территории. Понятие с. м. употребляется также по отношению к определенным группам музеев (например, сеть государственных музеев, школьных музеев, частных). С. м. имеет подвижный характер. Особенно это касается школьных музеев, создаваемых на общественных началах.

Скрытый план - часть экспозиционных материалов, которая не выставлена для непосредственного обозрения, а скрыта в турникетах, подвижных стендах, иным другим способом. Позволяет наиболее полно использовать музейное собрание, особенно при нехватке экспозиционных площадей. Решает проблему излишней перегруженности экспозиции.

Собрание музейное - научно организованная совокупность музейных предметов, архивного и библиотечного фондов, научно-вспомогательных материалов. Из его состава могут выделяться обособленные группы музейных предметов, сгруппированные по определенным признакам (см. Коллекция музейная).

Совет музея (школьного) - группа учащихся и педагогов (общественности) из числа актива музея, осуществляющая практическую работу по его организации и деятельности. Совет выбирает из своего состава директора. Общее руководство С. м. осуществляет руководитель музея из числа педагогов, общественности.

Среда бытования - та часть исторической или природной среды, в которой существовал предмет до включения его в музейное собрание.

Стенд - один из традиционных элементов экспозиционного оборудования. Представляет собой щит (планшет), на котором расположены экспозиционные материалы, преимущественно плоскостные. Наиболее распространен в школьных музеях в силу лёгкости изготовления и обновления. При умелом сочетании количества, размеров и форм С., а также при условии их грамотного размещения экспозиция музея приобретет привлекательный в художественно-эстетическом плане характер.

Сценарий экспозиции - музейный документ, своеобразное литературное произведение с детализацией (подробным описанием) экспозиционного замысла. Создается в ходе художественного проектирования экспозиции. Основу экспозиции иногда связывают с определенным «сюжетом», ориентированным на восприятие будущего посетителя.

Таксидермия - совокупность методов специальной обработки шкур животных (съемка, препарирование, выделка) и способов изготовления из них тушек и чучел. В задачи Т. входит фиксация максимально возможного количества прижизненных признаков животных - размеров и пропорций тела, окраски, состояния кожных покровов и т. д.

Тексты в экспозиции - продуманная как целое совокупность заголовков к темам и разделам, аннотаций, этикеток, указателей и пр. Основное требование к текстам - ясность, однозначность, лаконичность и доступность для разных категорий посетителей. Их художественные характеристики (шрифт, размер, цвет, расположение) определяются в ходе художественного проектирования экспозиции. Важно не перегрузить экспозицию излишними текстами, при этом необходимо соблюсти интересы посетителей, осматривающих музеи без экскурсовода. Правильно выполненные тексты становятся важным элементом архитектурно-художественного решения экспозиции.

Тематико-экспозиционный план (ТЭП) - документ, отражающий состав экспозиционных материалов, их группировку для создания экспозиции. Включает наименование разделов экспозиции, тем, подтем, тематических комплексов; ведущие тексты, аннотации; перечень экспонатов с указанием необходимых атрибуционных данных, мест хранения и их шифра.

Типичный предмет - музейный предмет, один из ряда подобных ему, относящийся к определенной исторической эпохе, области культуры. Т. п. достаточно полно характеризует среду своего бытования, отражает особенности своего времени, имеет высокую степень репрезентативности. Является памятником истории и культуры.

Турникет -элемент экспозиционного оборудования. Напоминает книгу большого формата с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах. Предназначен для экспонирования плоскостных материалов - документов, рукописей, фотографий и др.

Урок-экскурсия – характерная для школьного музея форма работы - проведение учебного урока с использованием музейной экспозиции или материалов музея.

Учетная карточка - вкладыш в паспорт школьного музея. В нем кратко даются основные сведения о школьном музее. Имеет единый регистрационный номер. Экземпляры У. к. хранятся в региональной и федеральной картотеках школьных музеев.

Фондовая работа - комплекс мероприятий по изучению, учету, хранению музейных предметов. Конкретное содержание Ф. р. составляют классификация, учет, хранение, инвентаризация, паспортизация музейных предметов.

Фондохранилище – специальное помещение для хранения фондов музея.

Фонды музейные - совокупность всех материалов, поступивших на постоянное хранение в музей в соответствии с принятыми правилами (инструкциями). Делятся на основной и научно-вспомогательный фонды. (В музее могут быть также фонды: обменный, дублетный.) Основной фонд включает подлинные памятники природы, истории и культуры. К научно-вспомогательному фонду относятся материалы, дополняющие музейные предметы, лучше раскрывающие их содержание (карты, схемы, таблицы, графики и т. д.). Ф. м. могут находиться в фондохранилище, в экспозиции, на выставке, возможна их передача на временное хранение, экспертизу, реставрацию при условии соответствующего документального оформления. Тип источников Ф. м. зависит от профиля музея, его конкретной специализации. Организаторам музея не рекомендуется пополнять фонды случайными пред­метами, «засоряющими» музей, нарушающими цельность сложившихся коллекций.

Фумигация - уничтожение парами и газами вредителей и переносчиков 6олезней, существующих в музейных предметах из дерева, кожи, кости и др.

Хранение музейных фондов - одно из основных направлений фондовой работы, заключающееся в создании условий полной сохранности музейных предметов, предохранении их от разрушения, порчи и хищения, созда­нии рациональной системы хранения. Задачи хранения распространяются на предметы, находящиеся как в фондохранилище, так и включенные в экспозицию. Для оптимального хранения в музеях рекомендуется поддерживать температуру +18 и относительную влажность - 55%. Для контроля за температурно-влажностным режимом применяются специальные приборы.

Художественное проектирование экспозиции - составная часть проектирования музейной экспозиции, связанная с созданием своего рода художественного образа, адекватно отражающего содержание экспозиции. Художественный образ формируется в ходе разработки архитектурно-пространственного и цветового решения экспозиции, включения необходимого экспозиционного оборудования, использование оптимального освещения, а также системы ориентации посетителей в экспозиционном пространстве. Обычно включает разработку художественной концепции, эскизного проекта и монтажных листов.

Шифр – условное обозначение музейного предмета. Включает сокращенное наименование музея и порядковый номер предмета по книге поступлений.

Школьный музей (музей образовательного учреждения) – центр краеведческой, музейно-педагогической работы в школе, основными признаками которого являются: музейное собрание, экспозиция и музейный актив. В Ш. м. осуществляется сотворчество детей и взрослых (учителей, родителей, общественности) в процессе комплектования, учета, хранения и использования музейных коллекций. Ш.м. способствует углублению знаний, развитию творчества, познавательной активности, профессиональной ориентации школьников. Может иметь различные профили. Являясь особым подразделением учреждения образования, общеобразовательной школы, выступает одновременно как своеобразная часть музейной сети страны. Наиболее ценные музейные предметы его собрания необходимо ставить на учет в ближайшем или профильном государственном музее. Относится к группе негосударственных музеев (на основании Закона РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»). Управляется Советом музея, в который входят учащиеся, учителя, представители общественности. Действует на основании федерального Положения, местного Положения и собственного устава (положения).

Экскурсия музейная – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста (экскурсовода) по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью Э. м. является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями моторного характера: осмотр с разных точек, на различном расстоянии, в процессе перемещения в пространстве. Увиденное и услышанное на Э.м. усиливается благодаря общности эмоций, коллективности переживаний. Экскурсии делятся по широте тематики (обзорные, тематические); по целевой направленности (ознакомительные, учебные, уроки- экскурсии); по составу экскурсантов (для детей, взрослых, педагогов, ветеранов и др.). Развитие экскурсионного дела связано с внедрением новых форм работы (особенно с детьми): интерактивный, диалоговый и игровой характер экскурсии, использование театрализации и продуктивной деятельности (художественное творчество, различное проектирование), а также иных, учитывающих особенности и специфику детской психологии.

Экскурсия обзорная – экскурсия, во время которой дается общее представление о музее и его экспозиции. Имеет ознакомительный, отчасти поверхностный характер, в связи с чем некоторые специалисты музейного дела являются противниками экскурсий подобного типа.

Экскурсовод – сотрудник музея (член совета, актива школьного музея), специализирующийся на проведении экскурсий по музею. Э. – особая музейная профессия, имеющая свою специфику. Э. должен владеть темой, уметь работать с группой, иметь навыки общения с людьми разного возраста и характера, обладать необходимым артистизмом и психологической устойчивостью.        

Экспедиция музейная – одна из основных форм работы музея в части комплектования его фондов. Э.м. предполагает основательную предварительную подготовку (определение целей и задач, составление программы, плана и маршрута и сроков экспедиции, изучение темы, круга проблем, литературы и источников в музеях, архивах и т. п., комплектование необходимого оборудование и снаряжения, распределение обязанностей в экспедиционной труппе и др.).

Экспозиционная работа – одно из основных направлений музейной деятельности, основным содержанием которой является организация и проектирование экспозиций. В процессе Э. р. музейные предметы становятся экспонатами, которые выстраиваются в определенную систему образов. При этом поставленная тема раскрывается при воздействии на познавательные и эмоциональные сферы посетителя. Включает проектирование экспозиции: разработка основных идей и содержания экспозиции, архитектурно-художественное решение (художественное проектирование). Помимо проектирования, в Э. р. входит реэкспозиция (частичная или полная смена музейной экспозиции), наблюдение за состоянием экспонатов и экспозиции, ее монтаж и демонтаж. Для школьного музея актуальна проблема взаимодействия детского актива и взрослых специалистов (педагогов, художников, дизайнеров и др.) в процессе подготовки экспозиции. Задача педагогов заключается в разумном использовании детского потенциала (идеи, проектные разработки, посильная помощь взрослым специалистам), чтобы не превратить музей в продукт творчества взрослых.

Экспозиционный комплекс – структурная единица экспозиции, включающая группу экспонатов, объединенных по содержанию и образующих целостную композицию для создания цельного эмоционального образа, Э. к. может включать в себя как однородные материалы (этнографическая коллекция, набор фотографий или документов), так и абсолютно разноплановые (например, мемориальный комплекс из вещевых и письменных предметов). Э. к. может считаться экспозиционный зал (комната), созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый облик.

Экспозиционный пояс – область стены экспозиционного помещения (а также  любой вертикальной поверхности – стенда, витрины), наиболее удобная для обозрения. В пределах Э.п. обычно располагаются экспонаты не­большого формата – документы, фотоматериалы, вещи и др., которые удобно разглядывать с близкого расстояния. Нижняя граница Э. п. проходит на высоте 70-80 см от пола, верхняя – 2-2,5 метра. Границы пояса могут меняться в зависимости от объема экспонатов, возраста посетителей, на которых ориентирован музей. Ряд крупных экспонатов может располагаться за пределами Э. п.

Экспозиция ансамблевая – музейная экспозиция, в которой сохраняется или воссоздается реальная обстановка, связанная с историческим событием, жизнью или деятельностью конкретного человека или группы (социальной, этнической и др.). Благодаря этому каждый музейный предмет демонстрируется в обстановке, максимально приближенной к естественной среде бытования. Примером может служить интерьер жилого дома или хозяйственной постройки (в исторических и мемориальных музеях), комплекс архитектурных сооружений (в музеях под открытым небом, в музеях-усадьбах), биогруппа (в естественнонаучных музеях) и т. п.

Экспозиция монографическая – музейная экспозиция, посвященная деятельности одного лица, коллектива, раскрывающая одну достаточно узкую проблему, тему (история школы, предприятия и т. п.). Впервые появилась в литературных и театральных музеях.

Экспозиция музейная – часть музейного собрания, выставленная для обозрения. Иными словами – демонстрация музейных предметов. Критерием отбора предметов из музейной коллекции служат экспозиционный замысел и коммуникативные свойства будущих экспонатов. Одновременно является специфическим средством представления музейных исследований и одновременно произведением музейного искусства, в котором архитектурно-художественными средствами создается экспозиционный образ, раскрывающий тему. Э. м. представляет собой результат совместной деятельности ряда специалистов – экспозиционера, архитектора, художника, плотника и др. Является основой культурно-образовательной деятельности музея.

Экспонат – предмет, выставленный для обозрения. Является первичным структурным элементом экспозиции. В качестве Э. в музее могут выступать подлинные музейные предметы, их воспроизведения и научно вспомогательные материалы. Предмет, несущий в экспозиции особую смысловую, эмоциональную нагрузку, называется ведущим экспонатом. Он может выделяться на фоне других Э. при помощи различных архитектурно-художественных средств (обрамление, разность уровней, разрядка с помощью второстепенных материалов, использование цвета, особого фона, подсветки и др.).

Экспонент – лицо или учреждение, предоставляющее в музей для экспонирования принадлежащие им материалы. Передача Э. материалов музею оформляется актом приёма на постоянное или временное хранение.

Этикетка – текст в экспозиции, представляющий собой аннотацию (объяснительный текст), как правило, к отдельному экспонату. Содержит название экспоната, его атрибуционные данные и дополнительные сведения, зависящие от профиля музея и характера экспозиции. Один и тот же экспонат, будучи включенный в разные экспозиции, может иметь различные по содержанию и форме Э. Место, форма, цвет, размер и шрифт согласуются с другими элементами экспозиции и характером экспоната. Для решения образовательных, дидактических задач в музее может применяться этикетаж (совокупность этикеток) в виде вопросов, заданий и т. п.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Методика музейной работы (основные направления и формы работы музеев внегосударственного финансирования) / Хабаров. краевед. музей им. Н. И. Гродекова.- Хабаровск, 2004.-184 с.

2. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений: прил. к письму Департамента молодёж. политики, воспитания и соц. защиты детей / М-во образования и науки Рос. Федерации от 12.01.2007 г. № 06-11.

3. Методические рекомендации по организации школьного музея / Упр. образования администрации Комсом. муницип. р-на. - Комсомольск-на-Амуре, 2007. - 32 с.

4. Музей в школе. Практикум: сб.ст. - М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2006. - 64 с.

5. Музей в школе. Стимул к размышлению: сб.ст. - М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2005. - 64 с.

6. Персин, А. И. Краеведение и школьные музеи. История, теория, практика. – М.: ФЦДЮТиК, 2006. - 112 с.

7. Решетников, Н. И. Школьный музей и комплектование его собрания: учеб.-метод. пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2005. - 104 с.

8. Туманов, В. Е. Школьный музей: метод. пособие. - М.: ЦДЮТиК, 2002. - 154 с.

9. Туманов, В. Е. Школьный музей – хранитель народной памяти: метод. пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2006. - 228 с.

10. Школьные музеи Хабаровского края / ХК ЦДЮТиЭ. - Хабаровск, 2003. - 156 с.

11. Школьный музей: метод. пособие в помощь организаторам школ. музеев, методистам, педагогам дополн. образования. - СПб, 2006. - 76 с.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: