Тема 1 «Управленческий анализ в промышленности»

1.5. Анализ себестоимости продукции

Показатель себестоимости представляет собой выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Основные задачи анализа себестоимости сводятся к следующим:

- оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнения плана по ним;

- определение факторов и причин, влияющих на отклонение фактических затрат от плановых;

- анализ себестоимости в разрезе элементов и статей калькуляции;

- выявление резервов снижения себестоимости продукции.

    Обобщающим показателем себестоимости продукции является показатель затрат на 1 руб. объема продукции, который определяется делением полной себестоимости выпущенной продукции на стоимость этой продукции в действующих оптовых ценах (без НДС):

Z = S/N (для предприятий, выпускающих один вид продукции)

Zi = (∑pi × si)/(∑pi × qi) (для предприятий, выпускающих несколько видов продукции)

Он может быть рассчитан для любого предприятия. Снижение затрат на 1 руб. продукции характеризует успешность работы предприятия по внедрению новой техники, повышению производительности труда, эффективности использования материальных и денежных ресурсов, а также по выявлению и использованию внутренних резервов.

    На изменение уровня затрат на 1 руб. продукции могут оказать влияние следующие факторы:

· Изменение структуры и ассортимента выпущенной продукции

· Изменение с/с отдельных видов продукции

· Изменение цен на продукцию

    Влияние этих факторов можно установить методом цепных подстановок.

    Далее проводится оценка себестоимости по экономическим элементам и по статьям затрат. Группировка затрат по элементам указывает на то, что затрачено, какие ресурсы и в какой пропорции потреблялись в производстве, т.е. представляет собой смету затрат. Анализ сметы затрат осуществляется с целью изучения динамики и контроля за расходованием средств на деятельность предприятия, выявления резервов их снижения. Анализ затрат по экономическим элементам заключается в их сравнении с планом и предыдущим периодом, а также в изучении структуры затрат (см. табл. 9).

Таблица 9

Анализ затрат предприятия в разрезе экономических элементов

Элементы затрат на производство

Значение, тыс.руб.

Уд. Вес, %

Изменение

П.п. О.п. П.п. О.п. Тыс. руб. Уд. веса, %
1 2 3 4 5 6 7
1. Материальные затраты всего, в т.ч.            
Сырьё и материалы            
Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты            
Топливо            
Энергия            
2. Затраты на оплату труда            
3. Отчисления на соц. нужды            
4. Амортизация            
5. Прочие затраты            
ИТОГО затрат на производство            

        

Структура затрат по экономическим элементам отражает материалоемкость, энергоемкость и трудоемкость производства. Рост или сокращение удельного веса амортизационных отчислений характеризует изменения в техническом уровне производства. Уменьшение удельного веса прочих затрат свидетельствует о сокращении расходов по обслуживанию и управлению производством.

Группировка затрат по статьям калькуляции характеризует назначение затрат и их роль в процессе производства, отражает связь затрат и результатов, определяет целесообразность затрат.

    Примерная номенклатура статей калькуляции в промышленности:

1. Сырьё и основные материалы

2. Возвратные отходы (-)

3. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия

4. Зарплата основных производственных рабочих

5. Отчисления на социальные нужды

6. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (амортизация оборудования, текущий ремонт оборудования, стоимость инструментов со сроком службы до 1 года и др.)

7. Цеховые расходы (расходы на содержание административного аппарата цеха и прочего персонала, амортизация здания цеха, ремонт здания цеха, стоимость инвентаря со сроком службы до 1 года и др.)

ИТОГО: цеховая себестоимость

8. Общехозяйственные расходы (расходы на содержание административно-управленческого аппарата предприятия, амортизация здания заводоуправления, командировочные расходы, амортизация НМА, налоги и сборы, включаемые в себестоимость (земельный) и др.)

9. Расходы на подготовку и освоение производства (расходы будущих периодов)

10. Потери от брака

ИТОГО: производственная себестоимость

11. Коммерческие расходы (стоимость тары и упаковки, транспортировка продукции, расходы на рекламу, содержание службы маркетинга и др.)

ИТОГО: полная себестоимость

Все расходы предприятия могут быть условно разделены на 2 части: переменные и постоянные.

Постоянными называются расходы, сумма которых не меняется при изменении объема производства. К ним обычно относятся административные и управленческие расходы, арендная плата, амортизационные отчисления, коммерческие расходы, ОХР и др.

    Переменные расходы – это затраты, сумма которых изменяется в зависимости от изменения объема производства:

- расходы на сырьё и материалы

- затраты на оплату труда производственных рабочих

- затраты на топливо и энергию в производственных целях

- расходы на тару и упаковку и др.

    Одной из основных задач деления расходов на постоянные и переменные является возможность прогнозировать прибыль исходя из предполагаемого состояния расходов, а также определять для каждой конкретной ситуации объем продаж, обеспечивающий безубыточную деятельность. Кроме того, деление расходов на переменную и постоянную составляющие дает полезную информацию для принятия решений о том, как за счет изменения структуры производства добиться увеличения выручки; какие виды расходов организации и в каких соотношениях изменятся при изменении объема продаж; какой должна быть нижняя граница цен ан продукцию и т.д.

    Важным параметром при принятии управленческих решений является маржинальный доход (МД), который представляет собой сумму, остающуюся в составе стоимости продукции (выручки) после вычета переменных расходов. Экономический смысл МД состоит в том, что он обеспечивает покрытие постоянных расходов, поэтому его ещё называют суммой покрытия. Если МД недостаточно для покрытия постоянных расходов, то организация терпит убытки. Здесь можно вывести следующие соотношения:

МД < ПР => Убытки

МД = ПР => Безубыточность

МД > ПР => Прибыль

    Величина МД является важным показателем в системе управления прибылью от продаж. Для того чтобы обеспечить получение планируемой величины прибыли, необходимо поддерживать определенное отношение МД к выручке. Данное отношение называется коэффициент (уровень) МД. Средняя величина данного показателя в разрезе отдельных видов продукции рассчитывается следующим образом:

где pi – цена i-го вида продукции

  - переменные расходы в расчете на единицу i-го вида продукции

  Yi – доля i-го вида продукции в общем объеме продаж

   n – количество видов выпускаемой продукции

    С помощью среднего КМД можно рассчитать ожидаемую (плановую) величину МД. Для этого надо умножить ожидаемый (плановый) объем продаж (Q) на полученную величину КМД:

МР = Q × КМД

    Величину выручки, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои расходы, не получая прибыли, принято называть критическим объемом продаж (точкой безубыточности). Для его определения используется следующая формула:

   

    Разность между выручкой от продаж и критическим объемом характеризует запас финансовой прочности предприятия. Если этот показатель является отрицательным, то существует реальная угроза финансовой стабильности предприятия, поскольку его деятельность убыточна.

    Осуществление маржинального анализа позволяет уточнить принимаемые решения в отношении структуры и ассортимента продукции, приемлемых цен, объемов продаж и прибыли. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в данном подходе заложены определенные допущения, как и во всякую другую экономическую модель:

üСтабильность деления расходов на постоянные и переменные. Предполагается, что переменные расходы остаются неизменными в расчете на единицу продукции. Это допущение можно принять за справедливое только для небольшого интервала времени. На практике приходится учитывать изменения цен на материалы, рост заработной платы и связанных с ней отчислений. С течением времени неизбежно и изменение величины постоянных расходов.

üСтабильность цен на продукцию при различных объемах продаж. На практике изменение продажных цен является важным фактором, влияющим на объем продаж (скидки, отсрочки платежа)

üСтабильность ассортимента продукции и структуры продаж

üНаличие одной точки безубыточности, что вытекает из предположения о линейной зависимости выручки и переменных расходов от объема продаж. Это приводит к тому, что на графике безубыточности имеется только одна точка пересечения линий выручки и совокупных расходов. С учетом реального поведения расходов таких точек может быть несколько.

üИ другие допущения.

    Таким образом, главная проблема, связанная с практическим применением анализа безубыточности, - это нестабильность расходов и цен, что является следствием меняющихся условий деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому такой анализ может проводиться только на краткосрочную перспективу.

 



ЛЕКЦИЯ №6




double arrow
Сейчас читают про: