1.5. Анализ себестоимости продукции
Показатель себестоимости представляет собой выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Основные задачи анализа себестоимости сводятся к следующим:
- оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнения плана по ним;
- определение факторов и причин, влияющих на отклонение фактических затрат от плановых;
- анализ себестоимости в разрезе элементов и статей калькуляции;
- выявление резервов снижения себестоимости продукции.
Обобщающим показателем себестоимости продукции является показатель затрат на 1 руб. объема продукции, который определяется делением полной себестоимости выпущенной продукции на стоимость этой продукции в действующих оптовых ценах (без НДС):
Z = S/N (для предприятий, выпускающих один вид продукции)
Zi = (∑pi × si)/(∑pi × qi) (для предприятий, выпускающих несколько видов продукции)
Он может быть рассчитан для любого предприятия. Снижение затрат на 1 руб. продукции характеризует успешность работы предприятия по внедрению новой техники, повышению производительности труда, эффективности использования материальных и денежных ресурсов, а также по выявлению и использованию внутренних резервов.
На изменение уровня затрат на 1 руб. продукции могут оказать влияние следующие факторы:
· Изменение структуры и ассортимента выпущенной продукции
· Изменение с/с отдельных видов продукции
· Изменение цен на продукцию
Влияние этих факторов можно установить методом цепных подстановок.
Далее проводится оценка себестоимости по экономическим элементам и по статьям затрат. Группировка затрат по элементам указывает на то, что затрачено, какие ресурсы и в какой пропорции потреблялись в производстве, т.е. представляет собой смету затрат. Анализ сметы затрат осуществляется с целью изучения динамики и контроля за расходованием средств на деятельность предприятия, выявления резервов их снижения. Анализ затрат по экономическим элементам заключается в их сравнении с планом и предыдущим периодом, а также в изучении структуры затрат (см. табл. 9).
Таблица 9
Анализ затрат предприятия в разрезе экономических элементов
| Элементы затрат на производство | Значение, тыс.руб. | Уд. Вес, % | Изменение | |||
| П.п. | О.п. | П.п. | О.п. | Тыс. руб. | Уд. веса, % | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1. Материальные затраты всего, в т.ч. | ||||||
| Сырьё и материалы | ||||||
| Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты | ||||||
| Топливо | ||||||
| Энергия | ||||||
| 2. Затраты на оплату труда | ||||||
| 3. Отчисления на соц. нужды | ||||||
| 4. Амортизация | ||||||
| 5. Прочие затраты | ||||||
| ИТОГО затрат на производство | ||||||
Структура затрат по экономическим элементам отражает материалоемкость, энергоемкость и трудоемкость производства. Рост или сокращение удельного веса амортизационных отчислений характеризует изменения в техническом уровне производства. Уменьшение удельного веса прочих затрат свидетельствует о сокращении расходов по обслуживанию и управлению производством.
Группировка затрат по статьям калькуляции характеризует назначение затрат и их роль в процессе производства, отражает связь затрат и результатов, определяет целесообразность затрат.
Примерная номенклатура статей калькуляции в промышленности:
1. Сырьё и основные материалы
2. Возвратные отходы (-)
3. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия
4. Зарплата основных производственных рабочих
5. Отчисления на социальные нужды
6. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (амортизация оборудования, текущий ремонт оборудования, стоимость инструментов со сроком службы до 1 года и др.)
7. Цеховые расходы (расходы на содержание административного аппарата цеха и прочего персонала, амортизация здания цеха, ремонт здания цеха, стоимость инвентаря со сроком службы до 1 года и др.)
ИТОГО: цеховая себестоимость
8. Общехозяйственные расходы (расходы на содержание административно-управленческого аппарата предприятия, амортизация здания заводоуправления, командировочные расходы, амортизация НМА, налоги и сборы, включаемые в себестоимость (земельный) и др.)
9. Расходы на подготовку и освоение производства (расходы будущих периодов)
10. Потери от брака
ИТОГО: производственная себестоимость
11. Коммерческие расходы (стоимость тары и упаковки, транспортировка продукции, расходы на рекламу, содержание службы маркетинга и др.)
ИТОГО: полная себестоимость
Все расходы предприятия могут быть условно разделены на 2 части: переменные и постоянные.
Постоянными называются расходы, сумма которых не меняется при изменении объема производства. К ним обычно относятся административные и управленческие расходы, арендная плата, амортизационные отчисления, коммерческие расходы, ОХР и др.
Переменные расходы – это затраты, сумма которых изменяется в зависимости от изменения объема производства:
- расходы на сырьё и материалы
- затраты на оплату труда производственных рабочих
- затраты на топливо и энергию в производственных целях
- расходы на тару и упаковку и др.
Одной из основных задач деления расходов на постоянные и переменные является возможность прогнозировать прибыль исходя из предполагаемого состояния расходов, а также определять для каждой конкретной ситуации объем продаж, обеспечивающий безубыточную деятельность. Кроме того, деление расходов на переменную и постоянную составляющие дает полезную информацию для принятия решений о том, как за счет изменения структуры производства добиться увеличения выручки; какие виды расходов организации и в каких соотношениях изменятся при изменении объема продаж; какой должна быть нижняя граница цен ан продукцию и т.д.
Важным параметром при принятии управленческих решений является маржинальный доход (МД), который представляет собой сумму, остающуюся в составе стоимости продукции (выручки) после вычета переменных расходов. Экономический смысл МД состоит в том, что он обеспечивает покрытие постоянных расходов, поэтому его ещё называют суммой покрытия. Если МД недостаточно для покрытия постоянных расходов, то организация терпит убытки. Здесь можно вывести следующие соотношения:
МД < ПР => Убытки
МД = ПР => Безубыточность
МД > ПР => Прибыль
Величина МД является важным показателем в системе управления прибылью от продаж. Для того чтобы обеспечить получение планируемой величины прибыли, необходимо поддерживать определенное отношение МД к выручке. Данное отношение называется коэффициент (уровень) МД. Средняя величина данного показателя в разрезе отдельных видов продукции рассчитывается следующим образом:

где pi – цена i-го вида продукции
- переменные расходы в расчете на единицу i-го вида продукции
Yi – доля i-го вида продукции в общем объеме продаж
n – количество видов выпускаемой продукции
С помощью среднего КМД можно рассчитать ожидаемую (плановую) величину МД. Для этого надо умножить ожидаемый (плановый) объем продаж (Q) на полученную величину КМД:
МР = Q × КМД
Величину выручки, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои расходы, не получая прибыли, принято называть критическим объемом продаж (точкой безубыточности). Для его определения используется следующая формула:

Разность между выручкой от продаж и критическим объемом характеризует запас финансовой прочности предприятия. Если этот показатель является отрицательным, то существует реальная угроза финансовой стабильности предприятия, поскольку его деятельность убыточна.
Осуществление маржинального анализа позволяет уточнить принимаемые решения в отношении структуры и ассортимента продукции, приемлемых цен, объемов продаж и прибыли. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в данном подходе заложены определенные допущения, как и во всякую другую экономическую модель:
üСтабильность деления расходов на постоянные и переменные. Предполагается, что переменные расходы остаются неизменными в расчете на единицу продукции. Это допущение можно принять за справедливое только для небольшого интервала времени. На практике приходится учитывать изменения цен на материалы, рост заработной платы и связанных с ней отчислений. С течением времени неизбежно и изменение величины постоянных расходов.
üСтабильность цен на продукцию при различных объемах продаж. На практике изменение продажных цен является важным фактором, влияющим на объем продаж (скидки, отсрочки платежа)
üСтабильность ассортимента продукции и структуры продаж
üНаличие одной точки безубыточности, что вытекает из предположения о линейной зависимости выручки и переменных расходов от объема продаж. Это приводит к тому, что на графике безубыточности имеется только одна точка пересечения линий выручки и совокупных расходов. С учетом реального поведения расходов таких точек может быть несколько.
üИ другие допущения.
Таким образом, главная проблема, связанная с практическим применением анализа безубыточности, - это нестабильность расходов и цен, что является следствием меняющихся условий деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому такой анализ может проводиться только на краткосрочную перспективу.
ЛЕКЦИЯ №6






