Общей схемой количественного анализа конкурентоспособности, которая может применяться на любом этапе существования изделий, является следующая:
1. Выбор базового образца, аналогичного по назначению и условиям эксплуатации с оцениваемой продукцией.
2. Определение перечня нормативных, технических и экономических параметров, подлежащих исследованию (показать в таблице).
3. Сравнение (по каждой из групп параметров) имеющихся параметров с соответствующими параметрами потребности, необходимыми для заказчика (потребителя). Инструментом сравнения является единичный показатель, представляющий собой отношение величины параметра рассматриваемого изделия к величине этого же параметра, необходимого покупателю.
4. Подсчет группового показателя на основе единичных показателей. Групповой показатель выражает различие между анализируемыми изделиями по всем группам параметров в целом.
Общими и методологическими принципами при соблюдении данной схемы анализа являются учет предельности отдельных элементов потребности, с тем, чтобы при нахождении образца на предельном уровне потребности не делался вывод о большей конкурентоспособности анализируемого изделия с более высокими, чем у образца аналогичными параметрами; необходимость придания количественной оценки тем параметрам, которые не имеют естественной физической меры (например, комфортность изделия), с использованием экспертных методов; необходимость построения весовой базы для технических параметров на основе всесторонних рыночных исследований.
|
|
Любое проектирование в идеале должно начинаться с выявления потребностей потенциальных покупателей. После такого анализа становится возможным вычислить единичный параметрический показатель
,
где q – параметрический показатель;
Р – величина параметра реального изделия;
Р100 – величина параметра гипотетического изделия, удовлетворяющего потребность на 100%;
– вероятность достижения величины параметра; вводится для получе-ния более точного результата с учетом элемента случайности, что позволяет снизить риск осуществления проекта.
Каждому параметрическому показателю по отношению к изделию в целом (т.е. обобщенному удовлетворению потребности) соответствует некий вес d, разный для каждого показателя. После вычисления всех единичных показателей становится реальностью вычисление обобщенного (группового показателя), характеризующего соответствие изделия потребности в нем (полезный эффект товара)
,
где Q – групповой технический показатель (по техническим параметрам);
q i – единичный параметрический показатель по i-му параметру;
|
|
di – вес i-го параметра;
п – число параметров, подлежащих рассмотрению.
Показатель конкурентоспособности нашего изделия по отношению к изделию другой фирмы kТП будет равен
,
где kТ П – показатель конкурентоспособности нового изделия по отношению к конкурирующему по техническим параметрам;
Qн, Qк – соответствующие групповые технические показатели нового и конкурирующего изделия.
Данные для оценки конкурентоспособности разрабатываемого новшества привожу в табл.8