Оценка физического развития

Число детей с нормальным и гармоничным физическим развитием служит важным показателем эффективности оздоровительной работы в ДОУ. По ним выявляют детей с нормальным физическим развитием или с его отклонениями по массе в виде дефицита массы тела I или II степени, избытка массы тела II степени, по длине тела - низкого роста. Для индивидуальной оценки физического развития детей используются разные методы.      

В возрастной физиологии систематическое наблюдение за физического развития отдельных детей в течение длительного времени называется лонгитудинальным (индивидуализирующим, продольным) методом исследованием. Он позволяет выявлять индивидуальные особенности роста и развития ребенка, связанные с конкретными условиями жизни (характер режима, питание, перенесенные заболевания и др.), а также изучать скорость его соматического развития на протяжении всего периода роста. Примером его использования служат исследования графа Ф. де Монбейяра, который в 1759-1777 гг. наблюдал за развитием своего сына, взвешивая его каждые полгода.

Другой метод изучения ФР называется генерализирующий (метод поперечного сечения популяции). При использовании этого метода проводится массовое исследование ФР больших групп детей в относительно короткий срок. Статистическая обработка полученных данных позволяет определить средние показатели ФР каждой возрастно-половой группы, которые являются возрастными стандартами ФР. Этот метод позволяет вскрыть общие закономерности роста и развития, охарактеризовать отдельные популяции, получить представление о типичности отдельных показателей ФР, о пределах колебания этого показателя среди детей определенный возрастно-половой группы.

В связи с различиями условий жизни в разных климатических поясах, в городах и сельской местности и этнографическими различиями выводятся местные и региональные стандарты. Они должны уточняться примерно каждые 5-10 лет, т.к. физическое развитие изменяется под влиянием непрерывно происходящих внутренних и внешних процессов. Исследования с целью разработки региональных стандартов проводятся научно-исследовательскими коллективами и кафедрами гигиены детей и подростков мед. институтов, а также СЭС, которые могут организовывать эту работу.

    Стандарты физического развития широко используются в практической деятельности медицинских работников для индивидуальной оценки физического развития. В г. Ульяновске действуют местные «Стандарты физического развития детей, посещающих детские сады г. Ульяновска» составленные Н.А. Сауровым и В.К Балябиным с помощью метода сигмальных отклонений.

  Средние показатели ФР детей раннего возраста посещающих д/с Ульяновска

                                           (Сост. В.К. Балябин, Н.А. Сауров, 1994, 1998 гг.)

Возраст

    1 г.

3 г.

Пол М (М+ σ) Д (М+σ) М (М+σ) Д (М+σ)
Длина тела (см) 73,0 – 79,0 71,0 – 77,0 92 - 100 91 - 99
Масса тела (кг) 10,0 – 11,2 9,4 – 10,2 13,9 - 15,8 13,1 - 15,2
ОГК (см) 48,4 – 49,7 47,1 - 47,9 52,2 - 53,9 50,1 - 52,0
ОГ (см) 46,8 – 47,6 45,5 – 46,2 - -
Сила мышц правой кисти (кг) - - 1,91-3,27 1,76 - 2,24
Сила мышц левой кисти (кг) - - 1,43 - 2,55 1,36 - 1,52

Метод сигмальных отклонений

Метод сигмальных отклонений, предложенный Мартином (1925г.) широко распространен в оценке ФР. Сущность его – сравнение ФР индивидуума с физическим развитием той группы, членом которой он является.

Основной показатель физического развития индивидуума (длина тела, масса тела, окружность груди и др.) сравнивают со средними арифметическими взвешенными этих признаков (М) для соответствующей возрастно-половой группы; полученную разницу делят на соответствующую сигму (σ).

Так путем отклонения от средних показателей выражают в сигмах – получают сигмальные отклонения. Для наглядности – графическое изображение – профиль физического развития. В зависимости от степени отклонения различают среднее, выше среднего, ниже среднего, низкое и высокое физическое развитие.

Кроме уровня физического развития, с помощью профиля определяют пропорциональность развития. Существенный недостаток метода сигмальных отклонений – каждый признак физического развития оценивается изолированно, без определения корреляции с другими признаками.

 Метод шкалы регрессии

На смену метода сигмальных отклонений пришел метод оценки ФР по шкалам регрессии. В связи с существующей зависимостью между основными показателями ФР их статистическую разработку проводят с использованием метода корреляции. Составляют корреляционные решетки для определения тесноты связи роста стоя с массой тела и роста стоя с ОГК, вычисляют коэффициенты корреляции и регрессии, сигму регрессии и составляют оценочные таблицы в виде шкал регрессии.

Оценочные таблицы, составленные по шкале регрессии составляются на основании вариационно-статистической обработки данных измерений этих признаков у выборочной группы детей (не менее 100-150 человек) одного возраста и пола. Достоинство этого метода заключается в том, что он дает возможность оценивать ФР по совокупности основных показателей (длина, масса тела, ОГК) в их взаимосвязи. Однако, у детей с непропорциональным развитием использование данного метода затруднено.

На практике в связи с наличием тесной прямой коррелятивной зависимости между массой тела и ОГК допускается для оценки ФР использовать только соотношение длины и массы тела.

Оценку «нормальное ФР» получают дети с длиной тела ниже средней, средней и выше средней, (эти варианты отражают генетическую вариабельность признака) и массой тела в пределах от М-1σ до М+1σ. Остальные показатели длины тела и сочетания их с массой тела оцениваются как отклонения в ФР. Эти отклонения можно сгруппировать в 5 вариантов: «низкий рост», «дефицит массы» I и II степени, «избыток массы» I и II степени.

Динамика физического развития детей раннего возраста

Дата

обследования

Общее

число

детей

Нормальное физическое развитие

Отклонения в физическом развитии

Всего

с отклонениями

Дефицит массы тела 1-2 ст.

Избыток массы тела 2 ст.

Низкий

рост

число детей % число детей % число детей % число детей % число детей %
                       

Метод индексов

В течение многих десятилетний для оценки ФР широко применялся метод индексов. Индексы представляют собой соотношение отдельных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах. Индексы включают разное число признаков, наиболее простые – два признака.

Индекс Л.И. Чулицкой = (3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени) – длина тела. У детей 1 года жизни = 20-25 см, снижение указывает на недостаточность питания.

    Индекс Эрисмана используется в контроле за ФР школьников:

Индекс Эрисмана = ОГК – ½ длины тела.

                                длины тела (роста стоя) - роста сидя

Индекс Пирке (Бедузи): --------------------------------------------   Х 100

                                            рост сидя

Индекс характеризует собой изменение с возрастом относительно величины нижнего и верхнего сегментов тела. В течение детства изменяется от 55-60 до 90-95.

На основании данных обследования рассчитывают индекс Кетле или индекс массы тела:

                       вес (г)                                             вес (кг)

Индекс Кетле = -------------                        ИМТ = --------------

                         рост (см)                                       рост (м²)

При составлении индексов исследователи предположили, что формы тела у людей геометрически подобны друг другу и размеры тела человека измеряются изоморфоно, т.е. пропорционально. Такое предположение неверно. По возрастным морфологическим данным, увеличению отдельных размеров тела свойственна неравномерность, многие антропометрические признаки изменяются непропорционально-гетероморфно. Совершенно очевидна ошибочность индексов для оценки физического развития растущего организма.

                         Центильный метод

В последнее время для индивидуальной оценки ФР используется метод центильных шкал. Сущность этого метода – все варианты изучаемого признака располагают в ряду по классам от минимального до максимального значения и путем математических преобразований весь ряд делят на 100 частей. Первый процентиль (Р1) отсекает в распределении частоты наименьшего значения измеряемого признака, соответствует 1% выборки, второй (Р2) – 2%, третий (Р3) – 3% и т.д.

Пятидесятый процентиль (Р50) называется медианой. Обычно для характеристики выборки берутся не все процентили,а только Р3, Р10, Р25, Р75, Р90, Р97. Принято считать, что величины изучаемого признака, находящиеся до Р3 очень низкие; от Р3 до Р10 – низкие; от Р10 до Р25 – сниженные; от Р25 до Р75 – средние (входит 50% всех случаев); от Р75 до Р90 – повышенные; от Р90 до Р97 – высокие; более Р97 – очень высокие.

Рядом исследователей показана возможность центильного метода для оценки функциональных показателей, числа постоянных зубов, толщины жировой складки. Целесообразность данного метода для оценки морфологического статуса по основным антропометрическим показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки) является сомнительной.

Недостаток этого метода – изолированная оценка каждого признака вне их взаимосвязи, утрачивается основное положительное качество, свойственное регрессионному анализу.              

Проведение диагностики Цель: выявить индивидуальные особенности детей Состояние здоровья и уровень нервно-психического развития (в т.ч. движений) Наличие в двигательном опыте характерных для возраста движений Уровень двигательной активности Уровень саморегуляции (является ли речь взрослого регулятором поведения ребенка, руководствуется ли указаниями взрослого, характер взаимоотношения с другими детьми).  
Задачи Дошкольное образовательное учреждение Семья

оздоровительные

- удовлетворение двигательной активности +
- тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем +
- формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия +
- создавать положительный эмоциональный настрой в двигательной деятельности для формирования интереса к занятиям физической культурой +

образовательные

расширять двигательный опыт +
учить управлять своим телом +
активизация умственной деятельности (через показ с объяснением) +
формирование элементов двигательной деятельности: обучение целенаправленным действиям, развитие способности удерживать поставленную задачу, на основе сенсорных ориентировок контролировать и оценивать результат +
знакомство с физкультурным залом, пособиями (мячи любят играть в прятки и догонялки), оборудованием (называть правильно – гимнастическая скамейка).  

воспитательные

- развивать личность (компетентность, самостоятельность, эмоциональность), индивидуальность +
- формирование познавательного интереса +
- учить управлять своим поведением через выполнение правил в подвижной игре;  
- воспитывать навыки учебной деятельности: следовать указаниям взрослого +

развивающие

развивать сенсорные способности (через зрительные, слуховые сигналы) +
развивать координационные способности, ориентировку в окружающем +
учить самовыражению через движение +
развивать познавательные процессы: речь, внимание, память, мышление, воображение. +
Формы и методы работы индивидуальное общение воспитателя с ребенком: отмечать успехи ребенка; работа в подгруппах. Методы и приемы: имитация, игровые упражнения, подвижные игры, показ с объяснением (высоко подними ножку), зрительные ориентиры, страховка, помощь, сопровождение выполнения словами (при перешагивании – поставь ножку за кирпичик),.  
Особенности Темп выполнения индивидуальный, руки свободно (для равновесия), обучение начинается с незначительной высоты пособий (при спрыгивании, при перешагивании). Не показывать то, что ребенок может выполнить самостоятельно. Полоса препятствий. Напоминание, что ребенок должен сделать, с целью точного выполнения задания. Закрепление сразу. Повтор спустя время.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: