Динамика и методика определения уровня физического развития

        

    Чтобы оценить, как развивается ребенок в данный момент, определяют уровень физического развития, о котором судят на основании ряда показателей.

    Таблица Показатели и методы определения физического развития

Показатели        Методы
Соматометрические, наиболее информативными и обязательными из которых являются - длина тела (см), - масса тела (кг), - окружность грудной клетки (см), - окружность головы (см) для детей раннего возраста Соматометрия (антропометрия)
Соматоскопические: - цвет и эластичность кожных покровов, - упитанность - мышечный тонус, - осанка Соматоскопия
Физиометрические: - частота дыхания, - время задержки дыхания (пробы Штанге, Генчи), - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), - частота сердечных сокращений (ЧСС), - артериальное давление (АД), - двойное произведение, - биологическая зрелость (по числу постоянных зубов) Физиометрия
обязательные и дополнительные. Общая физическая работоспособность Двигательные тесты Степ-тест

 

       Все показатели физического развития тесно взаимосвязаны. Медицинскими исследованиями показано, что морфологический показатель – длина тела тесно коррелирует с другими морфологическими показателями:

– окружностью грудной клетки (ОГК),

- количеством постоянных зубов,

- показателями функции внешнего дыхания у детей (показатели бронхиальной проходимости, статические и динамические легочные объемы, анатомическое и физиологическое мертвое пространство, жизненной емкостью легких),

- артериальным давлением.

    С увеличением роста ребенка происходит увеличение этих показателей. На основании двигательных тестов судят об уровне физической подготовленности. В «Программе воспитания и обучения в детском саду», «Детство» указаны требования к овладению движениями в каждой возрастной группе: к концу года дети должны уметь, но в программе «Детство» эти требования дифференцированы по уровням.

             

   1.1.5.Динамика и методика определения соматометрических показателей

    Из соматометрических показателей наиболее устойчивым показателем уровня физического развития является длина тела. Величины массы тела более вариабельны и в большей мере подвержены влиянию зкзогенных факторов. Основные закономерности роста детей:

    1. Замедление скорости роста с возрастом. Наивысшие темпы роста относятся к периоду внутриутробного развития (только за один месяц между 1 и 2 месяцами плод увеличивается в длину почти в 3 раза, а в массе 10 раз); на первом году жизни максимально в возрасте 2-3 месяцев, за первый год жизни длина тела новорожденного увеличивается на 47%, за второй на 13%, за третий на 9% и т.д.

    2. Неравномерность изменений скорости роста. Фазовость темпов увеличения антропометрических показателей отражает колебания энергетической и нейрогормональной активности организма. Этот закон опровергает предыдущий применительно к нескольким периодам жизни. К ним могут быть отнесены ускорение роста у детей сразу после рождения и так называемое препубертатное ускорение роста (после 11-12 лет). В возрасте от 5 до 6 лет прослеживается так называемый «полуростовой скачок».

    3. Краниокаудальный градиент роста, т.е. после рождения сегменты тела растут с большей скоростью и в опережающие сроки по сравнению с верхними или проксимальными сегментами. Таким образом, в течение всего постнатального вытягивания стопа вырастает относительно больше, чем голень, голень относительно больше, чем бедро и меньше всего будет относительный прирост длины шеи или высоты головы. Наличие градиента роста лежит в основе всей перестройки пропорции тела, происходящей в диапазоне от периода новорожденности до взрослости. Только в периоде полового созревания скорость роста туловища будет больше скорости вытягивания нижних конечностей.

    4. Чередование направления роста. Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и в толщину (в поперечнике). Здесь имеется чередование периодов вытягивания и округления, как и в росте ребенка.

    5. Половая специфичность темпов роста. Имеется общая тенденция к более быстрому росту скелета у мальчиков. Исключением являются периоды «полуростового скачка» и короткий период второго вытягивания, который наступает у девочек раньше, и здесь они обгоняют мальчиков по росту. Вместе с тем, скорость созревания скелета после 2-3 лет у девочек больше. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, которое прослеживается по всем физиологическим системам и органам.

    6. Ассиметрия роста. При сложившейся право- или леворукости ребенка инициация ростовых сдвигов и некоторое их опережение всегда происходит на стороне доминирующей ручной умелости.

Динамика увеличения длины тела в дошкольном возрасте

    При рождении длина тела ребенка в среднем колеблется от 49 до 52 см. За 1-й год жизни увеличивается примерно на 25 см (15 см в I полугодии и 10 см во II). На 2-ом и 3-ем году жизни ребенка прибавка роста составляет 8-10 см в год. В возрасте 4-5 лет темпы роста несколько замедляются (4-6 см в год), а на 6-7 году жизни прибавка в росте значительно возрастает до 8-10 см за счет увеличения длины нижних конечностей.

    Форму низкорослости, имеющую конституциональную, обычно наследственную природу называют гипоплазией (гипопластики).

    Задержку роста можно наблюдать у детей – невропатов с очень высокой возбудимостью, подвижностью, склонностью к эмоциальным бурям и истероидным реакциям. Наряду с большими энерготратами, эти дети дают невропатические рвоты и страдают отсутствием аппетита, что создает вторично алиментарную недостаточность. К этому же приводит синдром психологической депривации – это состояние психологического напряжения у детей в неблагополучных семьях, во время адаптации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: