Правилам в подвижных играх (по Н.В.Полтавцевой, 2001)

Задача Приемы
Помочь детям осознать не­обходимость действовать в соответствии с сигналом; приучать детей начинать и заканчивать действия в соответствии с сигналом В игре «Солнышко и дождик» одна роль - дети, поэтому главное - слушать сигнал. Чтобы приучить детей слушать сиг­нал к началу действия, подчеркивали «если не успеешь выбежать, то дверь в домике может закрыться (воспитатель изображал жестом и звуком «чик»), то­гда останешься один дома». Задержавшимся детям предложили сесть у батареи, так как одежда «промокла и ее нужно просушить», после этого удалось добиться четкого действия по сигналу. Если ребенок выражал неудовольствие, ему говорили: «Тогда быстренько переоденься, смотри, больше не попадай под дождь». 1. Игра вызывала у детей радость, когда они успевали вовремя выбежать из «дома» и, «не промокнув», вернуться в него. 2. Повысился интерес детей к действиям в рамках установленных правил. 3. Изменилось отношение детей к сигналам, определяющим начало и окончание действий.
Добиваться точности вы­полнения дви­жений В играх со спрыгиванием «Воробушки и кот» наблюдалась замена прыжка схож­дением с гимнастической скамейки. Поупражнять детей в спрыгивании в игровой си­туации, можно воздействуя через игровой образ. Обратили внимание детей на то, что делают настоящие воробушки, чтобы спуститься на землю (как они это делают). «Мо­гут ли они сначала опустить одну ногу, а потом другую? Нет, у них ноги маленькие, коротенькие. Что же они делают? Да, они могут с высокого дерева только спрыгнуть сразу на две ноги. Покажите, как спускаются на землю настоящие воробушки». Чтобы при возвращении дети обегали скамейку, и не было потребности после спрыгивания выполнять поворот в тесноте, с лицевой стороны скамейки на небольшом рас­стоянии от нее располагали двух игрушечных котов. Воспитатель отмечал: «Один кот охотится за воробушками, а другой спит под деревом. Чтобы его не разбу­дить, нужно забегать с другой стороны. А как нужно бежать мимо кота?» Для предупреждения нарушений активизировали этих персонажей игры. Первоначально роль кота-ловишки выполняла воспитательница, делая вид, что дого­няет. Благодаря этому дети приобретали уверенность в своих действиях при четком соблюдении правил: - спрыгивать мягко по сигналу; - бегать легко, не наталкиваясь; - возвращаться по сигналу, обегая скамейку; - находить свободное место на скамейках и вставать устойчиво. В играх, определяющих точность подлезания во время погони для устра­нения задевания формировали умение пользоваться этим движением в сочета­нии с ходьбой и бегом. Организовывали подлезание в постепенно усложняю­щихся условиях, используя варианты игр: - выполнять подлезание только в начале игры, находясь непосредственно у шнура, вылезая по сигналу «из норки», «курятника» в ситуации погони шнур убирался; - выполнять подлезание с хода в спокойной обстановке; - переходить от бега к подлезанию сначала в умеренном темпе, а затем в быстром (рассыпались зернышки, и цыплята должны были собрать корм, прежде чем бежать от птицы); - подлезать в кульминационный момент, в ситуации погони. При ловком выполнении подлезания тем, кто «не поцарапал спину» вручали медальончики.
Учить взаи­модейство­вать при вы­полнении движений В игре «Автомобили» отсутствует ситуация погони и создается возможность регулировать скорость бега в зависимости от своих возможностей, поэтому ре­шение задачи не столкнуться при быстром беге происходило в ней успешнее. Чтобы выделить необходимость бегать врассыпную, не наталкиваясь, было введено правило: при столкновении «автомобилей» они должны остано­виться и стоять на месте (произошла авария). При этом подчеркивалось, что виноваты оба «шофера». Одобрительно оценивались действия ловких, внима­тельных «шоферов», не допустивших столкновения. Первые перемещения врассыпную осуществлялись в медленном темпе «авто­мобили едут по плохой дороге, не торопясь» - избежать столкновений не удава­лось. Реакция детей при столкновении была различной: одни - могли заплакать, уйти из игры, другие - отталкивали, что приводило к конфликту. Чтобы при­влечь внимание детей к поиску путей действия по правилам и повысить за­интересованность в регулировании своего поведения, после трех повторений ловким «шоферам» вешали медальончик с нарисованным автомобилем. Часть детей выполняли увертывание на ходу, а другие - избегали столкновения при торможении своих действий. Создавалась предпосылка к увеличению скорости перемещения «автомобили выехали на гладкую, ровную дорогу и поехали бы­стро».

       Автор делает вывод, что для формирования произвольного поведения у детей младшего дошколь­ного возраста в подвижных играх с разным двигательным содержанием следует подводить их к действиям в рамках установленных правил. Игровые образы должны служить в подвижной игре средством приучения игроков к осознанному подчинению правилам игры.

Составляющими компетентности в двигательной деятельности для детей 4-го года жизни могут служить


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: