Задача
| Приемы
|
Помочь детям осознать необходимость действовать в соответствии с сигналом; приучать детей начинать и заканчивать действия в соответствии с сигналом
| В игре «Солнышко и дождик» одна роль - дети, поэтому главное - слушать сигнал. Чтобы приучить детей слушать сигнал к началу действия, подчеркивали «если не успеешь выбежать, то дверь в домике может закрыться (воспитатель изображал жестом и звуком «чик»), тогда останешься один дома».
Задержавшимся детям предложили сесть у батареи, так как одежда «промокла и ее нужно просушить», после этого удалось добиться четкого действия по сигналу. Если ребенок выражал неудовольствие, ему говорили: «Тогда быстренько переоденься, смотри, больше не попадай под дождь».
1. Игра вызывала у детей радость, когда они успевали вовремя выбежать из «дома» и, «не промокнув», вернуться в него.
2. Повысился интерес детей к действиям в рамках установленных правил.
3. Изменилось отношение детей к сигналам, определяющим начало и окончание действий.
|
Добиваться точности выполнения движений
| В играх со спрыгиванием «Воробушки и кот» наблюдалась замена прыжка схождением с гимнастической скамейки. Поупражнять детей в спрыгивании в игровой ситуации, можно воздействуя через игровой образ. Обратили внимание детей на то, что делают настоящие воробушки, чтобы спуститься на землю (как они это делают). «Могут ли они сначала опустить одну ногу, а потом другую? Нет, у них ноги маленькие, коротенькие. Что же они делают? Да, они могут с высокого дерева только спрыгнуть сразу на две ноги. Покажите, как спускаются на землю настоящие воробушки».
Чтобы при возвращении дети обегали скамейку, и не было потребности после спрыгивания выполнять поворот в тесноте, с лицевой стороны скамейки на небольшом расстоянии от нее располагали двух игрушечных котов. Воспитатель отмечал: «Один кот охотится за воробушками, а другой спит под деревом. Чтобы его не разбудить, нужно забегать с другой стороны. А как нужно бежать мимо кота?» Для предупреждения нарушений активизировали этих персонажей игры. Первоначально роль кота-ловишки выполняла воспитательница, делая вид, что догоняет. Благодаря этому дети приобретали уверенность в своих действиях при четком соблюдении правил:
- спрыгивать мягко по сигналу;
- бегать легко, не наталкиваясь;
- возвращаться по сигналу, обегая скамейку;
- находить свободное место на скамейках и вставать устойчиво.
В играх, определяющих точность подлезания во время погони для устранения задевания формировали умение пользоваться этим движением в сочетании с ходьбой и бегом. Организовывали подлезание в постепенно усложняющихся условиях, используя варианты игр:
- выполнять подлезание только в начале игры, находясь непосредственно у шнура, вылезая по сигналу «из норки», «курятника» в ситуации погони шнур убирался;
- выполнять подлезание с хода в спокойной обстановке;
- переходить от бега к подлезанию сначала в умеренном темпе, а затем в быстром (рассыпались зернышки, и цыплята должны были собрать корм, прежде чем бежать от птицы);
- подлезать в кульминационный момент, в ситуации погони. При ловком выполнении подлезания тем, кто «не поцарапал спину» вручали медальончики.
|
Учить взаимодействовать при выполнении движений
| В игре «Автомобили» отсутствует ситуация погони и создается возможность регулировать скорость бега в зависимости от своих возможностей, поэтому решение задачи не столкнуться при быстром беге происходило в ней успешнее. Чтобы выделить необходимость бегать врассыпную, не наталкиваясь, было введено правило: при столкновении «автомобилей» они должны остановиться и стоять на месте (произошла авария). При этом подчеркивалось, что виноваты оба «шофера». Одобрительно оценивались действия ловких, внимательных «шоферов», не допустивших столкновения.
Первые перемещения врассыпную осуществлялись в медленном темпе «автомобили едут по плохой дороге, не торопясь» - избежать столкновений не удавалось. Реакция детей при столкновении была различной: одни - могли заплакать, уйти из игры, другие - отталкивали, что приводило к конфликту. Чтобы привлечь внимание детей к поиску путей действия по правилам и повысить заинтересованность в регулировании своего поведения, после трех повторений ловким «шоферам» вешали медальончик с нарисованным автомобилем. Часть детей выполняли увертывание на ходу, а другие - избегали столкновения при торможении своих действий. Создавалась предпосылка к увеличению скорости перемещения «автомобили выехали на гладкую, ровную дорогу и поехали быстро».
|
Автор делает вывод, что для формирования произвольного поведения у детей младшего дошкольного возраста в подвижных играх с разным двигательным содержанием следует подводить их к действиям в рамках установленных правил. Игровые образы должны служить в подвижной игре средством приучения игроков к осознанному подчинению правилам игры.
Составляющими компетентности в двигательной деятельности для детей 4-го года жизни могут служить