История государственного долга России

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

ФИНАНСЫ

Тема: ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

 

Выполнила: ст-ка гр.Фин-03-1

Дряева Е.В.

                                                                Проверила: Пляскина Н.В.

 

Чита, 2005г.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

 

Введение. 3

1. История государственного долга России_ 4

2. Понятие, сущность и основные элементы государственного долга. 8

2.1. Классификация государственного долга. 10

3. Состав, структура и динамика государственного внешнего долга Российской Федерации. 12

3.1 Структура и состав государственного внешнего долга. 12

3.2 Динамика государственного внешнего долга РФ. 13

4. Рынок государственного долга. 16

4.1. Общее понятие о рынке государственного долга. 16

4.2. Рынок государственного внешнего долга. 18

5. Проблема урегулирования государственного долга. 22

5.1. Зарубежный опыт управления государственным долгом. 22

5.2. Управление государственным внешним долгом в РФ. 25

6. Социально-экономические последствия государственного долга. 29

Заключение. 33

Список литературы. 36

Приложения. 38

 



Введение.

С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это обусловило такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов – неналоговых платежей. Но и неналоговых платежей и налогов для покрытия всех государственных расходов с течением времени стало недостаточно, и государство было вынуждено прибегать к займам.

На мировом финансовом рынке государство, прибегая к внешним заимствованиям, выступает в качестве заемщика, а, предоставляя кредит иностранным государствам, их юридическим лицам или международным организациям, становится кредитором[1].

Государственные заимствования уже четыре века помогают правительству России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивать неотложное финансирование в экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине XIX века, а в начале XX века они обеспечили финансирование военных расходов.

С переходом к рыночной экономике в начале 90-х годов Россия столкнулась с отсутствием отечественного опыта по организации и ведению государственных долговых операций, адекватного работе в условиях свободного рынка.  

РФ взяла на себя все обязательства по обслуживанию внешних долгов СССР в обмен на право владения всеми активами, в частности, право получения долгов с должников СССР. Однако советс­кими должниками являются, как правило, беднейшие стра­ны, которые требуют списания основной части долга (до 80%). СССР привлекал средне­срочный и долгосрочный капитал преимущественно в форме экспортных кредитов и банковских ссуд. В настоящее время основными кредиторами России стали международные фи­нансовые организации, которые при предоставлении креди­тов требуют проведения стабилизационной программы, прежде всего сокращения бюджетного дефицита и инфляции.

 В связи с этим, в настоящее время внешнедолговая стратегия страны пересматривается в сторону её ужесточения. Однако ряд вопросов остаётся открытым. Например, есть ли возможность нормализовать ситуацию с внешним долгом посредством его реструктуризации? Можно ли повысить эффективность мероприятий, направленных на сокращение долгового бремени? Нужно ли российскому правительству бороться за списание хотя бы части внешнего долга? Ответ на эти и другие вопросы даёт возможность охарактеризовать перспективы внешнедолгового положения России. Именно этому и посвящена данная работа.

     В работе показаны сущность, современное состояние и значение внешнего государственного долга, а также содержание и основы функционирования внешнего рынка долговых обязательств. Раскрыты задачи и актуальные вопросы управления государственным долгом.

История государственного долга России

Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-1818 гг. Их капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.

После аннулирования государственного долга дореволюционной России в 1918 году Советскому правительству в годы НЭПа с трудом удалось восстановить функционирование рынка государственных заимствований. Займы успешно работали на благо финансовой стабилизации и экономического роста. Однако в конце 20-х годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В 1957 году правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государства. Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками.

На рис.1 отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.

Рис.1

На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.

Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90 % составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.

По большей части государственных долгов выплачивалось 4 % годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.

Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории:

· краткосрочные;

· долгосрочные;

· бессрочные;

Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

В Основном Законе имелась статья 114, в которой говорилось, что “при обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам”. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.

Российское правительство в результате длительных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.

Но с переходом к формированию основ рыночной экономики в начале 90-х годов Россия столкнулась с отсутствием отечественного опыта по организации и ведению государственных долговых обязательств, адекватного в условиях свободного рынка. В связи с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, одновременно обращаясь к традициям прошлого и опыту стран с развитой рыночной экономикой. Даже в 2000 году на международной конференции "XXI век: новая модель специалиста-экономиста" министром финансов РФ А.Л. Кудриным отмечался недостаток высококвалифицированных кадров по работе с региональными и внешними заимствованиями.

На протяжении всей истории долговой России заимствования финансовых ресурсов производились по разным причинам, и далеко не всегда с целью реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: