1. Сущность и содержание функции мотивация: мотивы стимулы, вознаграждения
2. Содержательные теории мотивации
3. Процессуальные теории мотивации
4. Основные методы мотивации персонала
1.
Мотивация, как функция менеджмента – это побуждение себя и других к совершению определенных действий. В менеджменте мотивация направлена на побуждение сотрудников организации к совершению действий, обеспечивающих достижение целей.
Так как управление предполагает разделение на субъект (принимает управленческие решения, определяет цели и задачи, распределяет организационные ресурсы) и объект (используя организационные ресурсы, совершая действия, направленные на достижение целей и реализацию управленческих решений) именно мотивация позволяет достичь результат, используя чужой труд.
Мотивация базируется на таких понятиях как мотивы, стимулы, потребности, вознаграждения.
Мотив – это внутренняя побудительная причина поступков и действий человека.
Стимул – это побудительная сила, побуждающая средства.
Потребность – это нужда в чем-либо, в менеджменте удовлетворение потребности связывают с вознаграждением.
Вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя.
Выполняя функцию мотивации, руководитель действует в рамках своих организационных полномочий.
2.
Содержательные теории мотивации основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать, так или иначе.
Пирамида Маслоу
![]() |
Переход на вышестоящий уровень осуществляется после удовлетворения потребностей предыдущего. Применяя данную иерархию потребностей, руководитель может определить актуальный для исполнителя уровень потребностей и предложить их удовлетворение взамен на совершение действий, ведущих к достижению целей организации.
Теория Мак Клелланда согласно которой, все люди делятся на испытывающих потребность либо во власти, либо в успехе, либо в причастности. Процессуальные теории основывается на анализе того, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения (действий).
Теория ожидания Врума базируется на том, что совершая действия, сотрудник ожидает вознаграждения. Если ожидаемое вознаграждение совпадает с полученным - модель поведения сотрудника не изменяется. Изменение содержания и размера вознаграждения влечет за собой изменение модели поведения.
Теория справедливости Адамса базируется на том, что сотрудники, выполняющие схожую работу, сравнивают полученное вознаграждение не только с ожидаемым, но и с полученным коллегами.
Модель Портера- Лоулера по сути является комбинацией основных положений теории ожидания и теории справедливости.
4.
Используя классификацию методов менеджмента, методы мотивации персонала можно разделить на:
1. Организационно- распорядительные (штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, приказы, распоряжения, указания, ответственность).
2. Экономические методы – заработная плата (премии), социальные и другие выплаты, участие в прибыли, удержание из зарплаты, лишение премии.
3. Социально – психологические методы мотивации персонала – грамоты, дипломы, звание лучшего работника, корпоративные мероприятия.
Методы мотивации персонала используются системно, комплексно, обеспечивая максимальное воздействие и дополняя друг друга. Выбор методов мотивации зависит от ситуации, потребностей объекта мотивации и полномочий субъекта мотивации







