Т: Общая функция – мотивация

1. Сущность и содержание функции мотивация: мотивы стимулы, вознаграждения

2. Содержательные теории мотивации

3. Процессуальные теории мотивации

4. Основные методы мотивации персонала

1.

Мотивация, как функция менеджмента – это побуждение себя и других к совершению определенных действий. В менеджменте мотивация направлена на побуждение сотрудников организации к совершению действий, обеспечивающих достижение целей.

Так как управление предполагает разделение на субъект (принимает управленческие решения, определяет цели и задачи, распределяет организационные ресурсы) и объект (используя организационные ресурсы, совершая действия, направленные на достижение целей и реализацию управленческих решений) именно мотивация позволяет достичь результат, используя чужой труд.

Мотивация базируется на таких понятиях как мотивы, стимулы, потребности, вознаграждения.

Мотив – это внутренняя побудительная причина поступков и действий человека.

Стимул – это побудительная сила, побуждающая средства.

Потребность – это нужда в чем-либо, в менеджменте удовлетворение потребности связывают с вознаграждением.

Вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя.

Выполняя функцию мотивации, руководитель действует в рамках своих организационных полномочий.

2.

Содержательные теории мотивации основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать, так или иначе.

Пирамида Маслоу

 

 


Переход на вышестоящий уровень осуществляется после удовлетворения потребностей предыдущего. Применяя данную иерархию потребностей, руководитель может определить актуальный для исполнителя уровень потребностей и предложить их удовлетворение взамен на совершение действий, ведущих к достижению целей организации.

Теория Мак Клелланда согласно которой, все люди делятся на испытывающих потребность либо во власти, либо в успехе, либо в причастности. Процессуальные теории основывается на анализе того, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения (действий).

Теория ожидания Врума базируется на том, что совершая действия, сотрудник ожидает вознаграждения. Если ожидаемое вознаграждение совпадает с полученным - модель поведения сотрудника не изменяется. Изменение содержания и размера вознаграждения влечет за собой изменение модели поведения.

Теория справедливости Адамса базируется на том, что сотрудники, выполняющие схожую работу, сравнивают полученное вознаграждение не только с ожидаемым, но и с полученным коллегами.

Модель Портера- Лоулера по сути является комбинацией основных положений теории ожидания и теории справедливости.

4.

Используя классификацию методов менеджмента, методы мотивации персонала можно разделить на:

1. Организационно- распорядительные (штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, приказы, распоряжения, указания, ответственность).

2. Экономические методы – заработная плата (премии), социальные и другие выплаты, участие в прибыли, удержание из зарплаты, лишение премии.

3. Социально – психологические методы мотивации персонала – грамоты, дипломы, звание лучшего работника, корпоративные мероприятия.

Методы мотивации персонала используются системно, комплексно, обеспечивая максимальное воздействие и дополняя друг друга. Выбор методов мотивации зависит от ситуации, потребностей объекта мотивации и полномочий субъекта мотивации



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: