Врата различных стадий вхождения в Учение

 

Этот раздел содержит две части:

2.1. Общие вопросы классификации путей;

2.2. Махаяна.

 

Общие вопросы классификации путей

 

Этот раздел содержит четыре части:

2.1.1. Деление на колесницы;

2.1.2. Принцип деления;

2.1.3. Природа характерных особенностей колесниц;

2.1.4. Учение о том, что все колесницы являются последовательными ступенями одного процесса, завершающегося полным просветлением.

 

Деление на колесницы

 

В "Светильнике сжатого изложения практики" (Charyamelapakapradipa) Арьядевы (37) деление на колесницы описывается в связи с тремя типами практик, соответствующими трём типам интересов учеников. Это практика, свободная от желаний и преподанная тем, кого интересует малое; практика основ и совершенств для тех, кого интересует великое; и практика желания – для тех, чей особый интерес связан с глубинным. Аналогично, Трипитакамала в "Светильнике Трёх Способов" (Nyaatrayapradipa) (91) говорит:

 

"Значения метода Истин,

метода Совершенств и

метода Великой Тайной мантры

В сокращении здесь преподаны".

 

Здесь учитель Трипитакамала говорит обо всех трёх способах: то есть о йоге Четырёх Истин и о других двух. Джнянакирти делает то же самое в своём "Кратком Разъяснении Всех Слов" (54). А Майтрейя в "Украшении Сутр Махаяны" (Mahayanasutralamkara) (68) говорит: "Различий между текстами существует либо два, либо три". Это сказано о двоичном делении текстов (на Махаяну и Хинаяну) и троичном (на дисциплину, рассуждение и знание). Допустимо использовать эти разъяснения, когда идёт речь о классификации текстов и путей (колесниц).

 

Принцип деления

 

Рассмотрим, почему говорится о двух разделениях (текстов и колесниц). Существуют ученики низкого уровня, которые устремлены к низкому объекту; их достижение также низкое: это лишь их собственное спасение, то есть такое состояние, в котором страдания круговорота бытия угасли. Существуют ученики высокого уровня, которые устремлены к высокому объекту; их достижение наивысшее: это состояние Будды, обретаемое ради спасения всех чувствующих существ. Поскольку существует два типа учеников – низкого уровня и высокого, – постольку и колесницы, с помощью которых они продвигаются, называются Хинаяна (Низшая Колесница) и Махаяна (Великая Колесница). Доктрины, преподанные в соответствии с этими колесницами, и называются текстами Хинаяны и Махаяны.

Хинаяна, в свою очередь, имеет два типа последователей: это "слушатели" (шраваки) и "одиноко реализующие" (пратьекабудды); она содержит и соответствующие этим типам учеников пути – Шравакаяну и Пратьекабуддаяну. Итак, можно выделить такие три колесницы: Колесница Шраваков, Колесница Пратьекабудд и Великая Колесница.

 

Природа характерных особенностей колесниц

 

Этот раздел содержит две части:

2.1.3.1. О Хинаяне;

2.1.3.2. О Махаяне.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: