Представление Махаяны

 

Желание достичь высшего просветления ради всех чувствующих существ и вытекающее из него упражнение в деяниях бодхисаттвы (шести парамитах) – это основное, в чём заключается следование Махаяне как средству, с помощью которого осуществляется развитие. В Тантрах неоднократно упоминается, что этот путь предшествует путям Мантры.

Можно также выделить ряд путей и внутри Махаяны, причём каждому из этих путей будет присуще множество собственных отличительных качеств.

Общий путь здесь – это Махаяна, точнее Махаяна Колесницы Совершенств (Парамитаяны), дающая всеведение и достижение Дхармакаи. Однако махаянистов, следующих Парамитаяне, можно в соответствии с их воззрением на шунью разделить на Мадхьямиков и Виджнянавадинов (также называющихся Читтаматринами). При этом не имеется в виду, что они относятся к различным колесницам, – все они относятся к одной колеснице. Однако существует разница в том, как глубоко они понимают таковость. Сказано, что Мадхьямики обладают сильными способностями, а Виджнянавадины – слабыми. Более того, Мадхьямики – это как раз те главные ученики, для которых и была преподана Парамитаяна. Читтаматрины же – это дополнительные, второстепенные ученики Парамитаяны.

В "Сутре Введения в формы Конечного и Бесконечного Развития" (Niyataniyatagatimudravatara) (14) сказано, что последователи Парамитаяны подразделяются на пять типов в соответствии со скоростью их продвижения по пути: двух бодхисаттв везут вол и слон соответственно, ещё один бодхисаттва рождён луной и солнцем, а два других сотворены сверхъестественными силами – шраваков и пратьекабудд (siddhi) или Будды (riddhi). Все они очень отличаются друг от друга по скорости продвижения, однако это не помещает их в разные колесницы. Следовательно, способности и скорость прогресса учеников – недостаточный критерий для выделения колесниц.

Речь об отдельных колесницах идёт в двух случаях: если, понимая под колесницей плод, или цель движения, можно увидеть значительное превосходство одной над другой; или если, понимая под колесницей средство движения, можно увидеть, что рассматриваемые пути приводят к различным телам. Однако если типы порождаемых путями тел не отличаются, то выделять для этих путей целые колесницы нет необходимости; колесницы и так содержат множество подразделений, связанных с неравными способностями учеников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: