Как метод объяснён в текстах учителя Джнянапады

 

Учитель Джнянапада дал очень хорошее объяснение учения, содержащегося в цитированной выше тантре, в своём "Введении в метод Самопознания" (Atmasadhanavatara) (60). В самом начале, излагая путь Парамитаяны, он говорит: "Если в созерцании отсутствия индивидуального "я" нет компонента метода, то одно оно не сможет породить всеведущей мудрости, свободной от всех умственных загрязнений и помогающей всем странствующим (то есть перерождающимся живым существам). Поэтому каждому необходимо напряжённо работать над чистым методом. Именно метод является природой помощи всем существам, и ради него существует всеведущая мудрость; освоение отсутствия "я" порождает лишь очищение от омрачений, а помощь возникает из бесконечного пространства только в результате освоения метода."

Далее, в "Орнаменте Сутр Махаяны" (Mahayanasutralamkmakarika) Майтреи (68) говорится:

 

"Из-за характеристик глубины и обширности

Этим двум (интуиции и методу) учат как двум различным:

Несуществованию и полному созреванию.

Итак, нет выше их".

 

Непорочные действия ума (парамита даяния и прочие) являются методом, поскольку это средства достижения полного просветления. В "Краткой сутре Праджняпарамиты" говорится:

 

"Полностью отдаться практике парамит даяния,

Нравственности, терпения, упорного усилия, сосредоточения и мудрости,

При этом не считать просветление главной целью –

Таково наставление для начинающих".

 

Цитированный выше отрывок из "Введения в метод Самопознания" касается именно этого. Однако не следует считать, что ограничивающийся созерцанием шуньи (без применения обширного метода) йогин всё же способен полностью уничтожить омрачённости, хотя и не способен осуществлять блага всех живых существ. Не подразумевается и того, что ограничивающийся обширным методом (без созерцания шуньи) индивид способен достичь Рупакаи, осуществляющей благо всех живых, но не способен достичь Дхармакаи – очищения ото всех омрачённостей. Одно тело не может быть достигнуто отдельно от другого. Так как Дхармакая и Рупакаи взаимосвязаны и обладают единой совокупностью причин, то они с необходимостью являются нераздельными.

Праджня, движимая драгоценным стремлением к просветлению во имя спасения всех живых, очищает все омрачения, связанные с представлением о "я"; поэтому такая интуиция и является специфической причиной Дхармакаи, обладающей двойной чистотой (естественной чистотой и чистотой от случайных загрязнений). Однако для Рупакаи интуиция, познающая шунью, будет вспомогательной причиной.

Аналогичным образом, обширный метод является специфической причиной для Рупакаи и вспомогательной причиной – для Дхармакаи. Если практикующий не работает напряжённо над обширным методом, то он сможет лишь оставить сансару, но не прийти к Дхармакае (полноте чистоты от всех омрачений), как бы много ни созерцал таковость дхарм. А если он не стремится к праджне (интуиции, познающей шунью), то как бы много oн ни практиковал метод, всё равно он не реализует Рупакай.

Однако очищение всех омрачений при становлении Буддой всё же должно рассматриваться как результат созерцания шуньи, а становление поддержкой всех странников – как результат обширного метода. Для наглядности можно привести следующий пример: чтобы произошло восприятие "голубого", должны быть в наличии три условия, то есть осознание "голубого" является результатом их всех. При этом результат органа зрения – это восприятие видимой формы, а не других объектов (звуков, к примеру). Проявленность в качестве воспринимаемой сущности опирается на непосредственно предшествующий момент сознания. А проявленность именно в виде "голубизны" зависит от свойств самого объекта.

Цитата из "Орнамента Сутр Махаяны" показывает, что если оба фактора – метод и интуиция – в наличии, то вместе они являются непревзойдённым средством для достижения плода. А цитата из "Краткой сутры Праджняпарамиты" говорит о том, что если метод достижения состояния Будды – даяние и прочее – посвящён просветлению и соединён с Праджняпарамитой (мудростью познания таковости), то они действуют как причина достижения состояния Будды.

После этого Джнянапада переходит к особому методу Мантраяны: "На самом деле это не так: хотя и присутствует освоение различных средств, всё же нет такого созерцания, которое было бы созвучно с осуществлённым полным просветлением". Это означает, что даяние и другие деяния, объяснённые в Парамитаяне как метод, не являются непревзойдённым высшим методом, поскольку в них не хватает созерцания, реализующего тело формы; ни один путь Парамитаяны не имеет своим плодом Рупакаи.

Джнянапада утверждает, что если не осваивается путь, созвучный с Рупакаей, то нельзя говорить о непревзойдённом методе достижения состояния Будды. Он говорит: "Плоды, по природе своей обладающие свойствами глубины и обширности, достигаются через их собственную природу".

Необходимо достигнуть двух главных плодов: Дхармакаи, обладающей природой глубины, и украшенных большими и малыми признаками Рупакай, природа которых – обширность. Ум мудрости неразделен с таковостью дхарм, он не вырастает из неё; тело, украшенное сияющими большими и малыми признаками, существует в неизменности. Они неразличимы в единосущности, недвойственны – таково значение слов " по природе своей ". А метод и праджня, соответственно, должны быть созвучны с теми результатами, на достижение которых направлены. В частности, реализуя Ум Победоносного (Дхармакаю), йогин погружается умом в таковость дхарм, что находится в резонансе с Умом Победоносного. Аналогично, реализуя Рупакаи, йогин должен следовать пути, созвучному с этими Телами: представлять своё тело имеющим большие и малые знаки. Дхармакая и Рупакаи полностью недвойственны – в том смысле, что либо практикуются оба пути, либо оба пути оказываются оставленными.

Размышляя об этом, Джнянапада говорит в "Самодостижении" (60): "Поэтому, как и отсутствие индивидуального "я", природу обширности необходимо созерцать в контексте неразличимости". Обширность здесь – это йога идама (позже, в разделе об Ануттарайога тантре, я разъясню это). А так осуществляемое достижение и называется "достижением через их собственную природу".

В период плода основа – это тело, украшенное большими и малыми знаками, и ум, погружённый во вместерожденность недвойственной сущности. Аналогично этому, в период пути метод состоит в том, что своё тело йогин представляет телом Татхагаты, а умом реализует мудрость, постигающую таковость – недвойственное бытие всего феноменального. Эти два присутствует в реальности одного сознания одновременно и нераздельно. Так следует понимать принцип единства метода и интуиции в Мантраяне. Осуществляя йогу их соединения в одном моменте, йогин достигает состояния, в котором сама мудрость недвойственности явлена практикующему как Рупакая.

Если в высшем методе (то есть облике идама) будут отсутствовать мудрость и безошибочное знание природы ума, как сможет йогин достичь состояния Будды? Поэтому и необходимо реализовывать единство двух. В "Самопостижении" Джнянапады сказано: "Хотя Подчинитель, в свете своём безмерно лучезарный, служит источником безграничных чудес для себя и других, но если эта часть высшего верного метода была проявлена и осуществлена отдельно от мудрости, то сиддхи останутся недостижимыми; поэтому природа божественного тела должна быть познана безошибочно."

Мудрость, познающая недвойственность отсутствия индивидуального "я" и явленности божества, в йоге идама сама является единосущной с умом. Однако метод и интуиция всё же представляются различными – из-за силы условного существования двойственности. Речь идёт о факте несовпадения их противоположностей. Мудрость (или интуиция) противоположна уму, мыслящему таковость с ошибками; ведь знание глубочайшего (шуньи) как окончательного объекта знания – это наивысшее знание. Соответственно, метод противоположен тому, что не даёт возможности реализовать плода (состояния Будды); только методы Будд обладают таким качеством.

В "Самодостижении" Джнянапады сказано: "Кроме того, они (метод и интуиция) имеют единую природу в безошибочном обширном уме. Даже так – слияние различных причин само ведёт к пониманию сути различий. Это действительно так: интуиция реализуется посредством сущностного бытия, противоположного уму, ошибающемуся насчёт таковости; а метод даётся как то, что противоположно неспособности порождения прекрасного плода". Хотя в своём трактате Джнянапада описывает реализацию метода и плода в общем виде, но здесь он даёт определение метода и интуиции, специфичное для понимания этих терминов в Мантряне.

В соответствии со сказанным выше, Рупакая достигается через разворачивание интуиции, познающей шунью, в божественный круг мандала, а Дхармакая достигается через понимание пустотной природы этой развёртки. Необходимо знать, что такое недвойственное соединение метода и интуиции – это и есть коренное значение метода и интуиции для тех йог, которые исходят из Мантраяны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: