Как метод объяснён в текстах низших тантр

 

В работе "Самодостижение" (Атмасадханаватара, текст Ануттарайоги) (60) Джнянапада говорит о том, что именно в обширной йоге идама заключается отличие метода Мантраяны от метода Парамитаяны. Он доказывает это, цитируя отрывок о зарождении божества путём пяти очищений (в контексте Йога тантры) из "Собрания Основ" (Таттвасамграха). Он также ясно показывает, что все божества семейства Ваджра (особое внимание к которому свойственно Йога тантре) задействованы этой йогой. "Поэтому, – утверждает он, – наличием йоги идама характеризуется не только метод Ануттарайоги, но и метод Йога тантры".

Другие учителя дают подобные объяснения йоги идама в контексте Ануттарайога тантры, но они применимы ко всем группам тантр; в других тантрах йогину также необходимо преображать себя в форму божества. Причины необходимости такого созерцания те же.

В действительности, йога идама весьма часто упоминается в Йога тантрах. В первом разделе "Собрания Основ" говорится:

 

"Тот, кто медитирует на теле Будды,

Используя очищенные дхармы собственных

Тела, речи и ума как ваджры,

Тот полностью станет Буддой".

 

Шакьямитра в "Орнаменте Косалы" (Косалаламкарататтвасамграхатика) (83) комментирует это следующим образом: "Речь идёт о ежедневном проведении четырёх медитаций на теле Будды – Гуру-йоге ума, в ходе которой собственные чистейшие дхармы созерцаются как ваджры и так далее. Что будет достигнуто в результате созерцания себя обладающим телом Будды? В тексте сказано: "Тот полностью станет Буддой". Это означает, что практикующий достигнет тела Будды, украшенного большими и малыми знаками".

Анандагарбха в своём комментарии на первую часть "Собрания Основ", носящем название "Освещение Принципов" (Таттвалока) (35), также утверждает: "Цель здесь в том, чтобы показать: следующие Тайной Мантре должны практиковать памятование Будды. Они должны помнить о Рупакае и о глубочайшей природе Татхагаты". Далее: "Необходимо оставаться пребывающим в окружении всех Татхагат; необходимо представлять себя в качестве соединения Дхармакаи и Рупакаи, обладающих нераздельной, единой природой; следует продолжать до тех пор, пока ясно не осознаешь свою природу".

То, что Дхармакая достигается благодаря интуиции, познающей шунью, вполне ясно, поэтому я не буду цитировать по этому поводу другие источники.

Примером того, как в текстах Крия тантры и Чарья тантры объясняется йога идама, служит то место в "Сущности Вайрочанабхисамбодхи" (Вайрочанабхисамбодхитантрапиндартха) (43), где Буддхагухья говорит: "В соответствии с характером йоги (с признаками или без признаков), сущности божественных тел преподаны двояко: как с точки зрения совершенной лишённости признаков (чистоты), так и с точки зрения наличия признаков, то есть формы. В совершенно чистом, лишённом формы состоит сущность бесформенной созерцательной успокоенности (стабилизации) в Дхармакае, чья природа – мудрость, лишённая облика. Обладающее же признаками имеет характер Самбхогакаи и Нирманакаи, являющихся для нужд учеников в цвете и форме". Таким образом, преподано две йоги созерцания – в соответствии с аспектами двух тел; этот подход присущ Крия тантре и Чарья тантре.

Хотя две Махаяны и не отличаются по воззрению, здесь видно, что одна из них всё же выше другой – из-за обширности, характеризующей применяемую в ней йогу идама. Это ясно показано в "Толковании Трёх Колесниц" (Триянавьявастхана) (78) Ратнакарашанти: "Не существует абсолютной истины, которая была бы более высокой, чем абсолютная истина, показанная Бхагаваном, Нагарджуной и другими. Как явно существующие условности могут способствовать большей обширности?

 

Из-за очень чистого объекта,

Силы помощи, а также деяний

Колесница ума

Известна как величайшая из великих".

 

Индивид познаёт себя как божество чистейшей природы, воплощение блаженств, зарождённых в результате хранения обетов Победоносных (Джин). Далее, поступая подобно Победоносным и их сыновьям, он стяжает благо для всех живых существ и действует во очищение миров. Ратнакарашанти объясняет, что поскольку объектность, помощь и соответствующие деяния связаны с большей длительностью пути, Мантраяна выше Мадхьямаки и Парамитаяны. Эта колесница, обладающая тремя начествами, перечисленными выше, разделена на Крия тантру, Чарья тантру, Йога тантру и Ануттарайога тантру, то есть эти три качества являются общими для всей Мантраяны.

Резюмируя изложенное, соединение двух причин – осознания пустотности феноменального мира, лишённого реальности собственной природы, а также йоги идама, то есть созерцания себя обладающим природой божества, – приводит в результате к достижению двух тел. Эти средства достижения являются единым путём всех главных учеников, для которых и была преподана Ваджраяна. Необходимо понимать, что все другие пути, во множестве объяснённые в отдельных группах тантр, являются либо методами, способствующими познанию шуньяты, либо ветвями йоги идама. Зная это, надо осознавать эту пару как сущность всех других путей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: