Относительно разделения Махаяны на Парамитаяну и Мантраяну

 

Некоторые говорят: "Мантраяна была предложена для смирения учеников, имеющих желания, а Парамитаяна – для обучения учеников, свободных от желаний. Поэтому наличие отказа от желаний у следующего пути является критерием разделения Махаяны на две колесницы".

Сейчас это будет разобрано. Здесь говорится, что Махаяна разделена на Мантраяну и Парамитаяну, поскольку следующие этим колесницам ученики осваивают путь без отказа от желаний или путь с отказом от желаний соответственно. Но так как обе колесницы допускают использование обоих путей, следовательно такая особенность не может служить критерием. Существует много бодхисаттв-домохозяев, следующих путём Парамитаяны, но не отвергающих нечистых деяний. Кроме того, существуют во множестве люди, искусные в методе, поступки которых, однако, не имеют никакого отношения к принципу великого альтруизма и попросту нечисты; таков, например, брамин Хукарма. С другой стороны, среди практикующих Мантраяну много тех, кто отверг привязанность к предметам мира желаний. Следует ещё сказать, что само утверждение о возможности вплоть до с а мого достижения состояния Будды (или даже после него) оставаться несвободным от желаний этого мира –противоречиво.

 

Возражение: Сказанное можно отнести лишь к главным ученикам, которые принадлежат к этим путям изначально; но ко всей совокупности следующих путём Парамиты или Мантраяны это неприменимо. Более того, чтобы быть учеником Мантраяны, недостаточно одной лишь способности следовать путями этой колесницы, не отказываясь намеренно от объектов мира желаний. Вступление в число учеников Мантраяны зависит от накопления заслуг, дающего возможность желанию быть причиной освобождения – в качестве вспомогательного средства.

Ответ: "Сампута Тантра" (Samputatantra) (22), на которой мы подробнее остановимся ниже, гласит:

 

"Смех, взгляд,

Прикосновения рук и взаимообъятия:

Четыре аспекта существуют жизнью насекомых

Как четыре тантры".

 

Поэтому мы должны утверждать, что каждый из овладевших четырьмя тантрами использует удовольствие на пути в зависимости от ????????? (Три слова неразборчиво! – Нара) (взгляд, смех, прикосновение рук и соединение). Наличие способности использовать удовольствие на пути зависит от индивидуальности, присущей только что вошедшему в Мантраяну или Парамитаяну; разделять колесницы оно не может.

Аналогичным образом, Махаяна не может быть разделена на Мантраяну и Парамитаяну в зависимости от наличия у путей " украшения блаженством " или концентрации на основных точках тела и ума.

Дело в том, что выражение " украшение блаженством " указывает на такие явления, возникающие при освоении пути, как особое блаженство тела и особая радость ума, в результате которых ум стойко пребывает на своём объекте. Однако Асанга говорит в своём "Трактате об Уровнях" (Плохо читаемое английское название! – Нара) (38), чтo при начальном достижении состояния шаматхи физическое дыхание любого человека становится упругим, в результате чего в теле возникает великое блаженство, а в уме – особая радость. И ум, соответственно, спокойно пребывает на своём объекте. Выходит, что особое физическое блаженство и особая умственная радость не зависят даже от того, является ли индивид буддистом. Как же с помощью такого критерия установить разделение путей на Мантаряну и Парамитаяну? Поскольку я подробно разобрал эту тему в "Стадиях Пути, общих для Колесниц" (94), то здесь не буду более детально останавливаться на этом.

 

Возражение: Выражение " украшение блаженством " указывает на познание смысла таковости, происходящее от " тающего блаженства ", которое, в свою очередь, возникает при соблюдении правил достижения особой сущности встречи и совместном пребывании белой и красной бодхичитт.

Ответ: Это не может быть основным различием Мантраяны и Парамитаяны, так как здесь описана особенность Ануттарайога тантры, не свойственная низшим тантрам. Следует понимать, что по той же причине и наличие концентрации на основных точках ума и тела не может быть основным отличием Мантраяны от Парамитаяны.

 

Правильный взгляд относительно

Разделения Махаяны на Парамитаяну и Мантраяну

 

Этот раздел содержит две части:

2.2.1.3.2.2.1. Собственно необходимость разделения Махаяны на две колесницы;

2.2.1.3.2.2.2. Учение о том, что плоды двух колесниц, несмотря на различия в путях, не различаются как высший и низший.

 

Необходимость

Разделения Махаяны на Парамитаяну и Мантраяну

 

Этот раздел содержит три части:

2.2.1.3.2.2.1.1. Необходимость разделения;

2.2.1.3.2.2.1.2. Цитируемые источники;

2.2.1.3.2.2.1.3. Ответ на возражения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: