Собственно необходимость разделения

 

Если понимать под колесницей плод, к которому ученик движется, то в этом смысле Мантраяна и Парамитаяна не различаются как высшая колесница и низшая. Объект стремления обоих путей – это состояние Будды, которое представляет собой устранение всех пороков и полноту всех благоприятных признаков. Следовательно, эти колесницы различны как средства, с помощью которых ученики прогрессируют. Однако при этом между ними нет различий в понимании шуньи, бодхичитте (стремлении к высшему просветлению ради всех чувствующих существ) и практике шести парамит. Следовательно, в этих аспектах колесницы схожи и как средства.

 

Вопрос: С какой же точки зрения они разделяются?

Ответ: Оба типа махаянистов превыше всего стремятся к достижению целей других живых существ, а не своих собственных; поэтому само по себе просветление как личное достижение главной их целью не является. Они, тем не менее, ищут высшего просветления на благо живых существ, рассматривая состояние Будды как средство достижения целей всех живущих. По этому поводу Майтрейя в "Орнаменте Реализации"  (Abhisamayalomkara) (69) говорит:

 

"Зрелость ума – это желание полного

Совершенного просветления ради других".

 

Зарождение бодхичитты одинаково для обоих типов махаянистов. Что же касается тел, то тот Будда, который истинно явлен ученикам и удовлетворяет их стремления, – это не Дхармакая, а два аспекта Рупакаи (Самбхогакая и Нирманакая). Дхармакая достигается при помощи интуиции, познающей шунью, а Рупакая реализуется посредством обширных методов. Эти тела не могут быть достигнуты ни интуицией отдельно от метода, ни методом отдельно от интуиции. Поэтому и необходимо единство интуиции и метода, что также является общим положением для всех махаянистов.

Без познания характера существования дхарм индивид не может полностью погасить страдания и пересечь океан круговорота бытия. Поэтому интуиция, познающая шунью (глубину, пустоту, бездну, относительность), объединяет практиков Мантраяны и Парамитаяны не только между собой, но также и с двумя низшими типами благородных личностей (арьев): шраваками и пратьекабуддами.

Таким образом, главная отличительная черта путей Махаяны – это методы, превращающие практикующего в защиту и прибежище для всех чувствующих существ на всё время существования Сансары (что осуществляется посредством явления удачливым ученикам в виде Рупакай). Практикующие Парамитаяну осваивают пути, созвучные с Дхармакаей (которая свободна от условностей и дуалистичной концепции существования индивидуального "я"), посредством медитации на таковость дхарм, не ограниченной частными деталями и прочим, упомянутым выше. Однако, в отличие от практикующих Мантраяну, они не знают путей медитации, которые были бы созвучны с украшенной большими и малыми признаками Рупакаей.

Таким образом, существует большое различие в содержании Парамитаяны и Мантаряны, которое касается наличия метода достижения Рупакаи ради блага других. Именно этот метод и позволяет разделить Махаяну на две колесницы.

В целом, таким образом, необходимо разделять Хинаяну и Махаяну, а также две Махаяны на основании метода, а не на основании интуиции, познающей шунью. Коренной метод здесь рассматривается с точки зрения возможности достижения Рупакай; йога идама Мантраяны является высшей по отношению к методу Парамит, поскольку использует созерцание себя подобным Рупакае.

 

Цитируемые источники

 

Этот раздел содержит две части:

2.2.1.3.2.2.1.2.1. Как метод объяснён в текстах Ануттарайоги;

2.2.1.3.2.2.1.2.2. Как он объяснён в текстах низших тантр.

 

Как метод объяснён в текстах класса Ануттарайоги

 

Этот раздел содержит две части:

2.2.1.3.2.2.1.2.1.1. Как метод объяснён в тантрах;

2.2.1.3.2.2.1.2.1.2. Как метод объяснён в комментариях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: