Опровержение возражений

 

Возражение: Неправильно утверждать превосходство, используя тот довод, что Парамитаяна не имеет средства, созвучного с Рупакаей, а Мантраяна имеет; и без всякого средства очевидно, что результат всегда достигается через такую причину, которая с ним созвучна. Но если бы для того, чтобы достичь тела, украшенного большими и малыми знаками, необходимо было в качестве причины практиковать содержащий эти аспекты путь, то его же надо было бы практиковать и для достижения украшенного благоприятными признаками тела Чакравартина. Более того, во всех случаях накопления причин для обретения тела счастливого или дурного перерождения необходимо было бы осуществить причину, включающую облик заданного типа перерождения. Оба эти заключения абсурдны. Но если нет необходимости в причине, созвучной этим результатам, то нужно обосновать, как в отсутствие такой причины может быть достигнуто состояние Будды, что, однако, невозможно. Следовательно, необходимость для достижения Рупакаи практики пути, включающего аспект этого тела (что является специфичным для Мантраяны), является лишь предметом веры.

Ответ: Я объясню это. Приверженцы Парамитаяны утверждают, что высшее накопление заслуг – это причина существования Рупакаи. Практика путей, приводящих к появлению больших и малых знаков и прочего, необходима для встречи с Гуру, вхождения в его окружение и так далее. Благодаря силе, появляющейся при накоплении таких причин в течение многих жизней, достигший высокого уровня бодхисаттва обретает тело, украшенное подобиями больших и малых знаков. Со временем знаки становятся всё великолепнее, так что в последней жизни бодхисаттва становится обладателем окончательных больших и малых знаков Учителя. На их основе он затем осуществляет Дхармакаю и сходное со своим собственным тело, наделённое большими и малыми знаками, чем и обретается Самбхогакая. То есть в Парамитаяне не утверждается, что большие и малые знаки возникают только после достижения плода и сразу в совершенстве.

Но и приверженцы Ваджраяны не считают, что если состояние Будды достигается за одну жизнь, то при этом сразу же возникают окончательные большие и малые знаки, никогда не проявлявшиеся до того в виде больших и малых знаков более низкого типа. Следовательно, точка зрения, состоящая в том, что Рупакая не может быть достигнута при отсутствии на пути обучения больших и малых знаков, принадлежит обеим Махаянам.

В Мантраяне также не утверждается, что посвящённый в неё начинающий, который достигнет полного просветления в течение одной жизни, должен быть от рождения наделён телом, украшенным большими и малыми знаками; наоборот, такого никогда не бывает. Следовательно, большие и малые знаки его собственного тела не могут выступать в качестве причины Рупакаи. Посредством медитации он должен заново достичь в этой жизни причины, родственной большим и малым знаками, что возможно только при помощи йоги идама.

Что касается обретения тела плохого или хорошего перерождения, то нет нужды накапливать причины, родственные таким телам, в нынешней жизни; однако для того, чтобы достичь Рупакаи, родственная причина необходима. Но это два совершенно разных случая. Речь не идёт о том, чтобы практиковать путь, подобный Рупакае, как причину для рождения сразу в таком теле. Имеется в виду, что для достижения больших и малых знаков Будды необходимо обладать родственными причинами, созвучными с Рупакаей. И повода для спора здесь нет.

 

Вопрос: Если практикуется йога идама трёх низших тантр или даже Ануттарайога тантры, но состояние Будды достигается не в этой жизни, а несколько жизней спустя, то каким образом йога идама оказывается для Рупакаи причиной, созвучной с результатом?

Ответ: Созерцание в этой жизни служит причиной для достижения в другом рождении схожего типа Рупакаи, но зрелости этой причины недостаточно для того, чтобы сразу родиться в Рупакае.

 

Прояснив таким образом обозначенные выше спорные моменты, необходимо обрести убеждённость в необходимости практики йоги идама. В первой главе Ваджрадака тантры (Ваджрадакагухьятантрараджа) (26) сказано:

 

"Он сам является всеми Буддами

И всеми героями. Через свой

Союз с идамом

Он полностью реализует свою природу.

С помощью этого все Будды,

Все герои,

И все Ваджрадхары

Достигаются в этой самой жизни.

Так говорят Ваджрадаки, Ваджрасаттвы,

Татхагаты и прекрасные

Бхагаваны в высшем блаженстве

В союзе со всеми Дакинями."

 

И ещё:

 

"Так применяя Дхарму,

Он реализует все три мира форм.

Иначе применение не будет

Полным, и он пройдёт, как огонь".

 

В "Комментарии на Ваджрадаку" (Shrivajradakanamamahatantratajasyavivirti) (41) Бхавабхадры сказано: "Слова " с помощью этого " – относятся к знаку шуньяты божественного Тела, о чём сказано выше. Здесь указание на того, кто, в равной степени практикуя интуицию, познающую шунью, и метод йоги идама, использует символизм рук, лиц и прочего. Чего таким образом достигает йогин? " Он реализует все три мира форм ". Это значит, что он преодолевает обычные формы: такие, например, как форма тела. Для того чтобы указать на невозможность достижения просветления с помощью одной только концентрации на шуньяте, в тексте говорится: " Иначе применение не будет полным, и он пройдёт, как огонь ". Слово " иначе " здесь означает "через одну только пустоту". " Применение не будет полным " – указание на оставление в стороне феноменальности. " Пройдёт " – то есть уйдёт от страдания, не реализовав, однако, даже своего блага. Как? " Как огонь ". Здесь имеется в виду, что огонь светит, а его языки тянутся к небу, когда есть масло; но если масло иссякает, огонь угасает и гибнет. Как дать свет другим, не будучи способным осветить даже себя самого? Так следует думать и о сосредоточенности созерцания на одной только шуньяте".

Собрание тантр содержит прекрасную мысль: если на пути Мантры не использовать практику йоги идама, то – независимо от времени, посвящённого созерцанию шуньяты – избежать после созревания плода падения в крайность покоя невозможно. Если вы не обретёте полной уверенности в этом, откажетесь от йоги идама и будете практиковать только часть Мантраяны, то знайте, что так вы никогда не достигнете тела, обретаемого на пути Мантры.

 

Единство плода

 

Хотя пути и имеют различия, их плоды не выше один другого.

 

Этот раздел содержит две части:

2.2.1.3.2.2.2.1. Истинное значение путей;

2.2.1.3.2.2.2.2. Различия между путями Парамитаяны и Мантраяны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: