Как метод объяснён другими мастерами Ануттарайоги

 

В комментарии Ратнакарашанти на "Четырёхсотпятидесятислоговую" (Название на санскрите не читается! – Нара) (76) Дипанкарабхадры говорится: "Если человек следует только пути обретения природы идама, то не сможет достичь полного просветления, поскольку его практика неполна. Если же он медитирует на таковости божества (татхате), но не на самом божестве, то достигнет состояния Будды, однако не быстро, а спустя многие неисчислимые кальпы. Только медитируя и на том, и на другом, можно очень быстро достичь высшего, совершенного и полного просветления; такой путь является наиболее подходящим и содержит особо действенные благословения (Довольно странная формулировка; не совсем понятно, что здесь имелось в виду в оригинальном тексте. – Нара). "

Ратнакарашанти говорит здесь о том, что практикующий только йогу идама не сможет достичь полного просветления. А если он созерцает не идама, а шунью, сочетая это с другими методами, то сможет достичь просветления, но лишь спустя многие неисчислимые кальпы. Быстрый же путь состоит в медитации и на идаме, и на шуньяте. Поэтому учитель Ратнакарашанти утверждает, что созерцание шуньяты входит в обе Махаяны, а также что путь, лишённый созерцания идама, не может быть быстрее Парамитаяны; быстрота же достигается при соединении йоги идама с созерцанием шуньи. Ратнакарашанти следует приведённому выше объяснению, которое содержится в "Ваджрапанджаре" и "Самодостижении" (Atmasadhanavatara).

Абхаякара объясняет метод аналогично сказанному Ратнакарашанти в восемнадцатом столбце "Гроздей Основных Наставлений" (32) (Нечитаемое название на санскрите! – Нара) и цитирует по этому поводу четырнадцатую главу Ваджрапанджары:

 

"'Известно, что этот вид созерцания непревзойдён

В преодолении заурядной гордости".

 

Там же сказано: "Для очищения нечистого тела необходимо созерцать тело Будды".

Дурьяячандра в комментарии на первую главу Хеваджра тантры (52) цитирует первую и четырнадцатую главы Ваджрапанджары, а затем разъясняет неспособность причины привести к не соответствующему ей результату. Шридхара в своей работе "Врождённая Озарённость: комментарии на трудные вопросы Ямари тантры" (Yamaritantrapanjikasahajuloka) (88) говорит: "Неверно, что Рупакаи могут появиться силой молитвы и в результате применения таких методов, как даяние. Не созерцая полного блаженства (Самбхогакаи) и проявленности (Нирманакаи), йогин пребывает в сомнениях, обладают ли его средства природой этих тел, а потому не может утвердить в них свой ум."

Кто-то межет подумать: "Дхармакая возникнет благодаря силе молитвы". Но из этого следует, что не созерцающий отсутствия индивидуального "я" йогин может реализовать Дхармакаю; какой же тогда прок в тяжёлой практике созерцания шуньяты?

Кто-то может подумать: "Что ж, она возникнет благодаря созерцанию". Но здесь возникает вопрос: что не так с Самбхогакаей и Нирманакаей? Почему их не следует созерцать? Даже придерживающиеся Парамитаяны считают, что состояние Будды имеет сущность трёх тел. Эти тела могут быть проявлены через их же созерцание. Если практикующий медитирует на отсутствии индивидуального "я", относящемся к Дхармакае, то ему необходимо созерцать и идама, относящегося, соответственно, к Рупакае. В противном случае, практика будет так же пуста, как если бы практикующий ожидал реализации Дхармакаи, не созерцая отсутствия индивидуального "я".

В подтверждение этому Шридхара приводит следующую цитату:

 

"Причиной достижения состояния Будды

Является Будда-йога, ибо поистине

Во всех случаях причина

Подобна следствию".

 

Он также цитирует "Тантру всех тайн" (Сарварахасьянаматантрараджа, Йога тантра):

 

"Совершенно определённо, что быстрое достижение

Состояния Будды – это результат успокоенности

И мудрости. Без Будда-Йоги

Йогину не достигнуть состояния Будды".

 

Самаяваджра аналогично объясняет это в своём "Комментарии на Кришнаямаритантру" (Кришнаямаритантрараджатика) (81), Джинадатта делает то же самое в "Комментарии на Трудные Вопросы Гухьясамаджатантры" (Гухьясамаджатантрапанджика) (58).

Винаядатта в "Ритуале мандала Махамайи" (Махамайямандалопайика) () подробно объясняет метод в таких строках:

 

"Значение этого было объяснено самим достопочтенным Гуру:

Созерцая единство всех трёх тел сразу,

Определённо достигнешь просветления.

Если посредством концентрации

Победоносного достигается Дхармакая,

Отчего не созерцать Рупакаю?

Хотя Рупакая и достигается через накопление заслуг,

Но этот путь долог, а потому ниже других.

Три тела появляются одновременно

От причин, содержащих черты результата."

 

Хотя во многих других трактатах также содержатся объяснения этого момента, я процитировал лишь эти – как наиболее ясные.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: