Выделяемые в нашей системе

 

Различие в скорости реализации, существующее между тремя низшими тантрами и Парамитаяной, связано с тем, что на путях низших тантр практики просветления становятся полными – в результате многих общих достижений (зависящих от сил йоги идама и повторения), а также в результате многочисленных искусных средств, таких как непосредственная поддержка и передача силы от Будд и бодхисаттв. Ануттарайога тантра обеспечивает ещё большую скорость за счёт того, что даже стадия зарождения в ней обладает многими глубинными сущностными особенностями, которых нет в собрании низших тантр; высшие глубинные сущностные особенности содержатся в стадии завершения. Позднее это будет разъяснено подробнее.

Возможность достичь полного просветления со скоростью, не требующей неисчислимых кальп практики, является отличительной чертой Ануттарайоги. Путей одних только низших тантр для подобного достижения недостаточно, оно зависит от вхождения обучающегося в две стадии Ануттарайоги. Таким образом, не следует утверждать, что все особенности Мантраяны, связанные со скоростью развития, сводятся к возможности достижения полного просветления за одну жизнь (не опираясь на неисчислимые кальпы).

 

Различия между Парамитаяной и Мантраяной,

Ошибочно выделяемые другими учителями

 

Этот раздел содержит две части:

2.2.1.3.2.2.2.2.2.1. Различие согласно "Комментарию на трудные вопросы Самвародайатантры" (Самвародайапанджика) Ратнаракшиты (79);

2.2.1.3.2.2.2.2.2.2. Различия согласно "Светильнику Трёх Способов" (Найатрайапрадипа) Трипитакамалы (91).

 

Различие между Парамитаяной и Мантраяной

согласно "Комментарию на трудные вопросы Самвародайатантры"

Ратнаракшиты

 

Ратнаракшита объясняет, что медитация на освобождении от активностей (прапанча) – то есть освобождении от идеи реальности собственной природы, условностей и двойственности – на стадии завершения одинакова и там, и там. Он также указывает, что в "Сутре встречи Отца и Сына" (Питапутрасамагама) (18) говорится о том, что для бодхисаттвы, который обрёл самадхи "распространяющегося на все явления блаженства", существует только чувство удовлетворения, и оно возникает по отношению ко всем объектам, а боль и нейтральное отношение не появляются; отсекают ли от его тела куски плоти размером с мелкую монету, топчут ли его слоны, бодхисаттва переживает только блаженство. Ратнаракшита ошибочно отождествляет это блаженство Парамитаяны с блаженством, достигаемым в Мантраяне, и утверждает, что данная сутра даже приводит метод его достижения. Хотя при этом он верно замечает, что главная причина всех мирских и сверхмирских чудес заключается в бодхичитте (просветлённой мысли), что разъясняется как в Парамитаяне, так и в Мантраяне. Цитируя "Явленности, сияющие как Ваджры" и другие источники, Ратнаракшита пытается доказать, что и великое блаженство (махасукха) также объединяет Мантраяну и Парамитаяну.

Ратнаракшита верно указывает на место в "Абхисамаяламкаре" Майтрейи, где сказано: "Они (бодхисаттвы Парамитаяны) искусны в средствах использования желания". Также он упоминает "Сутру Кашьяпы" (Кашьяпапариварта) (16), где показано через пример земледельца, что навоз всех клеш важен для взращивания качеств Будды. Таким образом, отношения с объектами мира желаний действительно являются общей чертой двух колесниц. Но хотя плод и прочее действительно одинаковы в обеих колесницах, стадия зарождения вовсе не является отличительной чертой Мантраяны, как это пытается показать Ратнаракшита.

В комментарии на тринадцатую главу " Самвародаятантры " Ратнаракшита говорит: "Следовательно, практика без осуществления стадии зарождения не может считаться обладающей спецификой Мантраяны". Здесь он заблуждается, думая, что все формы йоги идама входят в стадию зарождения; на самом деле йога идама входит не только в обе стадии Ануттарайога тантры – зарождения и завершения, – но и в три низшие тантры; далее, он полагает, что йоги нади, пран и бинду существуют для зарождения блаженства, а на самом деле они порождают вместерожденность блаженства и интуиции, познающей шунью; наконец, Ратнаракшита уверен, что достигаемое блаженство одинаково в обеих колесницах, хотя между блаженством Парамитаяны и блаженством Мантраяны существует громадное различие.

 

Различия между Парамитаяной и Мантраяной

согласно "Светильнику Трёх Способов" Трипитакамалы

 

У Трипитакамалы в "Светильнике Трёх Способов" сказано:

 

"Хотя объект тот же, трактаты Мантры –

Выше, ибо они предназначены для неомрачённых,

Содержат много искусных методов,

Их изучение не связано с трудностями,

А придуманы они для обладающих сильными способностями".

 

Он имеет в виду, что плод (всеведение) является общим для Мантраяны и Парамитаяны, но четыре раздела тантры выше Парамитаяны в силу присущих им четырёх особенностей.

 

Особенность Мантраяны,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: