Состоящая в отсутствии трудностей

 

Так или иначе, существуют трудности, которые не связаны непосредственно с каким-либо определённым учением, а порождены загрязнениями ума; поэтому трудное для одних может легко даваться другим. В Мантраяне не преподаны затруднительные поступки – практикующий продвигается в согласии со своими желаниями, блаженство достигается через блаженство.

Практики Мантраяны излагаются ученикам в соответствии с их способностями. Лучших среди имеющих высшие способности (то есть не вовлечённых в заблуждения желания и прочего, не склонных отклоняться, обладающих великим состраданием и стремящихся к недвойственной таковости) учат махамудре. Также она называется "методом и интуицией", что означает недвойственность мудрости, познающей отсутствие индивидуального "я", и великого сострадания.

Средние из имеющих высшие способности отказываются от наслаждения обычными вещами, но не отказываются от мыслей о желании и прочем. Они не способны войти в океан вечной мудрости, и для них преподано созерцание джнянамудры (медитативной супруги). Джнянакирти в "Кратком разъяснении всех слов" говорит, что такие ученики созерцают согласно пяти семействам Будд; их видьи – богиня Лочана и прочие. Далее он объясняет путь реализации таковости путём созерцания идамов следующим образом: сам ум, не отвлекающийся от тела идама, предстаёт как идам – то есть внешнего объекта нет. Таким образом индивид приходит к пониманию учения, не привязываясь при этом к трём сферам: объекту созерцания, процессу созерцания и созерцающему субъекту. Затем он пребывает в теле, свободном от мыслей о внешних объектах, а также от самой двойственности субъекта и объекта. Благодаря сущностным наставлениям Гуру, он также достигает понимания того, что эти тела (состояния) не имеют собственной сущности; нельзя назвать их единым объектом, но нельзя назвать и многими отдельными. Далее он понимает, что подобным же образом остальные феномены также не имеют собственной сущности. Имея это в виду, Будда и проповедовал созерцание идамов, свободное от ограничений.

Последние среди обладающих высшими способностями принимают радость недвойственной мудрости, но не отказываются и от стремлений сферы желаний (камадхату). В результате достижения желаемого объекта их умы разрушаются, и они не входят в самадхи. Им даётся самаямудра (мудра обета, реальная юм), обладающая признаками видьи, объяснёнными в тантрах: некоторыми особенностями внешнего вида, красотой, определённым возрастом, происхождением из правильной готры, прекрасным владением тантрами и мантрами, а также безупречным хранением тантрических обетов.

Кармамудра (реальная юм, для которой не обязательно обладание всеми этими признаками) преподана для тех, чьё желание очень велико, знание же таковости мало, а ум не способен обрести равновесие с помощью других методов. Они также практикуют в соответствии с божеством, представляя юм имеющей мантрическое тело идама и природу мудрости, а себя – обладающим формой всеведущего Будды, который источает великое сострадание.

Для этой группы практикующих Трипитакамала в "Светильнике Трёх Способов" не указывает уровень способностей, значения кармамудры он также не объясняет; однако Джнянакирти говорит, что слабейшие из обладающих высшими способностями практикуют либо самаямудру, либо кармамудру (с учётом их специфики). Возможно, Джнянакирти указывает здесь на особенности практики, заключающиеся в действительном участии мудры и полной реализации видьи.

Соответственно, для практикующих Мантраяны, обладающих лучшими способностями и не влекомых сферой желаний (то есть не влекомых признаками реальной или созерцаемой видьи), проповедана медитация махамудры – недвойственности метода и интуиции, – не предполагающая никакой юм.

Для тех, кто стремится к сфере желаний, но не желает внешней видьи (реальной юм), преподано созерцание джнянамудры. Тем, кто стремится к внешней видье, дозволяются и самаямудра, и кармамудра (то есть и обладающая, и не обладающая полнотой признаков юм). И если заявить, что эта система является собственным изобретением учителя Трипитакамалы, придётся признать, что главные ученики Ануттарайоги имеют огромное стремление в сфере желаний, в чём содержится противоречие.

 

Особенность Мантраяны, состоящая в том,

Что она создана для обладающих сильными способностями

 

Учитель Трипитакамала объясняет, что практикующие четыре благородных Истины не знают таковости (татхаты), а следовательно – обладают слабыми способностями. Практикующие Парамиты заблуждаются относительно метода, поэтому их способности средние. Приверженцы же мантраянского подхода не закрыты ни от чего, следовательно обладают сильными способностями; искусные в средствах, они обретают весьма чистое состояние через использование того, что других привело бы к дурным рождениям (гати). В "Кратком разъяснении всех слов" Джнянакирти сказано:

 

"Те, кому не нравится созерцание

Джнянамудры и прочего,

Имеют малую силу интуиции, поэтому им

Не следует созерцать махамудру.

Чтобы помочь им, Всеведущий

Учит истинным обликам самого

Ваджрасаттвы и других

Под именем махамудры".

 

Здесь он объясняет, что для тех, кто не может созерцать махамудру из-за слабой силы интуиции и не испытывает влечения к созерцанию трёх других мудр (джняна, самая и карма), проповедано созерцание тела идама под именем махамудры, относящееся к уровню Йога тантры, посредством чего можно овладеть также уровнями Чарья тантры и Крия тантры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: