Социально-правовая защита некоторых слабо защищенных категорий безработных

 

Одним из направлений активной политики занятости, которую проводит Российское государство, являются специальные мероприятия по обеспечению работой граждан, испытывающих трудности в её поиске и особо нуждающихся в социальной защите. К ним относят молодежь; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей – инвалидов; лиц предпенсионного возраста; инвалидов; лиц продолжительное время не имеющих работы; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание по решению суда; беженцев; вынужденных переселенцев; граждан уволенных с военной службы, и членов их семей.

К таким специальным мероприятиям относиться квотирование рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях. Под квотированием понимается минимальное количество рабочих мест для этих категорий граждан (в процентах от среднесписочной численности работников), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации (включая количество рабочих мест, уже занятыми гражданами данной категории).

Понятие, содержание и порядок введения квот содержится в «Рекомендациях по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите», утвержденных Постановлением № 9 Министерства труда РФ от 06.02.95[11].

Размер квоты и порядок ее ввода определяется органом местного самоуправления ежегодно с учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, возможностей работодателей, финансовых возможностей региона на срок не менее одного календарного года. Например, для инвалидов рекомендовано устанавливать квоту в размере не менее 3 процентов от среднесписочной численности работников с учетом инвалидов, ранее принятых на работу. В месячный срок с момента получения решения местных органов власти или самоуправления о квотировании рабочих мест работодатель должен разработать мероприятия по организации дополнительных или выделению имеющихся рабочих мест в счет установленной квоты и сообщить об этом в соответствующий территориальный орган службы занятости.

В случае невозможности выделения или создания на своем производстве рабочих мест для использования труда инвалидов или других категорий граждан в счет установленной для данной организации квоты работодатели вправе для этой цели арендовать рабочие места или произвести соответствующее перечисление в местный бюджет для оплаты стоимости квотируемых рабочих мест в других организациях. Несколько организаций по предложению органа местного самоуправления и по договоренности между собой могут создать за счет своих средств цех или участок на одном из них.

Трудоустройство на квотируемые рабочие места производиться работодателем по направлению службы занятости или самостоятельно. Направление на работу дает гражданину основание претендовать на заключение трудового договора

Одной из слабо защищенных категорий граждан является молодежь. Организация работы по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан осуществляется на всестороннего анализа состояния рынка труда, изучения потребностей подростков в трудоустройстве и возможностей работодателей в обеспечении их занятости. При отсутствии необходимого количества рабочих мест для трудоустройства подростков органы службы занятости могут вносить в местные органы власти об установлении в соответствии с трудовым законодательством квот приема на работу лиц моложе 18 лет. В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы, например сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, направленных органами службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, установленной органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Отказ работодателя в приеме на работу выше указанных лиц, может быть обжаловано в суд, а сам работодатель - привлечен к ответственности.

Органы службы занятости организуют работу по трудоустройству подростков при посредничестве постоянно действующих и временных молодежных бирж труда, предприятий временного найма и др. на основе договоров.

Подростки в возрасте от14 до 16 лет имеют право на получение помощи от органов службы занятости в трудоустройстве. Приказом ФСЗ России № 94 от 26 апреля 1995г. утверждено Положение о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан[12] Названным актом определены основные принципы деятельности органов службы занятости по организации трудоустройства на временную работу учащихся образовательных школ, начальных и средних профессиональных учебных заведений в возрасте 14-18 лет, а также подростков, по каким – либо причинам не являющихся учащимися на момент обращения в службу занятости. Данное положение определяет деятельность органов службы занятости по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан, достигших 14 лет, на временную работу как на период каникул, так и в свободное от учебы время в течении всего учебного года. Однако при трудоустройстве несовершеннолетних граждан необходимо учитывать требования КЗоТ РФ (Труд молодежи). Служба занятости, трудоустраивая подростков, должна учитывать ограничения, установленные законодательством в применении их труда. В противном случае работа, предложенная несовершеннолетним, не может быть признана подходящей.

Важное значение для трудоустройства выпускников учебных заведений имеет Положение об организации временной занятости безработной молодежи – «Молодежная практика», утвержденное приказом ФСЗ России от 22 ноября 1994г. № 150. Решение об организации «Молодежной практики» принимают органы службы занятости на основе ситуации, сложившейся на региональном рынке труда, и при наличии средств бюджета регионального фонда занятости. Подбор безработной молодежи для участия в «Молодежной практике» осуществляется исходя из того, что подросток состоит на учете в службе занятости в качестве безработного свыше 3 месяцев. При этом в исключительных случаях для выпускников образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, и лиц, не завершивших его по каким – либо причинам, в случае их отказа от профессиональной подготовки направление на «Молодежную практику» может предлагаться со дня признания их безработными.

Учитывается отсутствие в период подбора участников подходящей для них работы; последние могут быть в возрасте от16 до 26 лет включительно.

Направление на «Молодежную практику» производиться только с согласия самого безработного. С организацией, которое дало согласие на приём безработной молодежи на ученические рабочие места, органы службы занятости заключают договор на создание дополнительного рабочего места. В нем предусматривается количество принимаемых на работу граждан, перечень профессий, по которым работодатель принимает безработную молодежь, обязательства обеспечить получение, ею профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с квалификационными требованиями. На работодателя возлагается составление индивидуального учебного плана для конкретного работника на основе примерной обязательной программы для подготовки кадров на производстве. С работником заключается срочный трудовой договор сроком до шести месяцев, в котором указывается, по какой профессии он принят на ученическое рабочее место, с внесением соответствующей записи в трудовую книжку. Работодатель предоставляет в органы службы занятости копию приказа о зачислении гражданина на ученическое рабочее место по конкретной профессии и копию учебного плана не позднее трех дней со дня приема на работу. Органы службы занятости, получив выше указанные документы, снимают безработного с учета в качестве безработного со дня приема его на работу. Особо следует остановиться на вопросах занятости детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лицах из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 08.02.98 N 17-ФЗ). Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения Российской Федерации.

Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

В соответствии с выше указанным Федеральным законом Министерство труда и социального развития РФ Постановлением от 12 февраля 1998г. № 5 утвердило Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми – сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей - сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, которое регулирует вопросы по оказанию содействия, а трудоустройстве, вышеуказанным лицам, признанию их безработными, профессиональной подготовке и выплате им пособий по безработице.

 

 

Заключение

Анализ законодательства РФ о занятости в области социально-правовой защиты безработных позволяет сделать вывод, что действующие правила в данной области, по своей сути, приближены ко многим международно-правовым нормам, хотя и требуют последующих доработок.

Применение закона РФ «О занятости населения в РФ» поставило ряд вопросов, выявило пробелы некоторых положений, а так же неточности, требующие своего внимания.

Например, статья 3 ч.3 Закона гласит, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 летнего возраста, что в свою очередь противоречит нормам КЗоТ РФ, в соответствии с которым возможен прием на работу лиц, достигших 14 летнего возраста. Поэтому закон о занятости в данном вопросе требует корректировки.

Необходимо отметить, что Федеральный закон «О занятости населения в РФ» не устанавливает обязанности безработных. Однако Постановление Правительства РФ «О порядке регистрации безработных граждан» от 22 апреля 1997г., содержит ряд обязанностей, возложенных на безработных. По моему мнению данный пробел должен быть восполнен в Законе. Одновременно с этим, необходимо закрепить, какие правовые последствия наступают при её невыполнении.

Закон о занятости, хоть и содержит отдельные нормы, касающиеся социальной защиты слабо защищенных слоев населения, но, на мой взгляд они малоэффективны и требуют доработок.

В целом же Федеральный закон «О занятости населения в РФ» является неплохой попыткой урегулировать общественные отношения в столь специфической области, хотя законодателю предстоит еще большая работа для того, чтобы данный закон соответствовал реальной жизни.

 

 

Список использованной литературы:

1.Конституция РФ

2.Закон РФ от 19.04.91г. (в редакции ФЗ от 20.03.96г.) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета, 6 мая 1996г.

3.Федеральный закон от 20 июля 1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ» // Российская газета № 234, 1995г.

4.Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 08.02.98г)

5.Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (в редакции ФЗ от 24.11.99г.)

6.КЗоТ РФ

7.Указ Президента РФ» от 02.07.92г. «О мерах по социальной поддержки граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными

8.Указ Президента РФ от 21.04.93г. «О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан РФ»

9.Постановление Правительства РФ от 12.05.92г. «Об организации общественных работ»

10. Постановление Правительства РФ от 14.05.92г. «О подготовке, переподготовке высвобожденных работников и незанятого населения»

11. Постановление Правительства РФ от 03.08.96г.РФ «Квоты на рабочие места»

12. Постановление Правительства РФ от 21.09.92г. «О порядке регистрации безработных граждан и условия выплаты пособия по безработице»

13. Постановление Правительства РФ от 01.05.95г. «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности»

14. В.И. Власов Комментарий к закону «О занятости населения в РФ» //Фонд «Правовая культура» 1997г.

15. М.В. Лушникова «Признание гражданина безработным по закону РФ «О занятости населения в РФ» (Проблемы применения)»// РЭЖ № 1, 2004г.

16. Бахнов М.С. «Закон о занятости в РФ» // Трудовое право. № 1,2. 2004г.

17. Комментарий к КЗоТ РФ // Проспект, Москва 2005.

18. Абрамова О.В., Гаврилина А.К. «Правовое регулирование трудоустройства» // М. ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез» 1997г.

19. А.К. Гаврилина «Права и обязанности безработного гражданина» //Трудовое право. № 3. 1998г.

20. Е. Катульский «Основные направления государственной политики на российском рынке труда» // Человек и труд. № 1. 1998г.

 


[1] в дальнейшем – «закон о занятости»

[2] Абрамова О.В., Гаврилина А.К. «Правовое регулирование трудоустройства»// Москва 1997г. С.25

[3] Е. Катульский «Основные направления государственной политики на российском рынке труда» // Человек и труд. № 1. 1998г

[4] Н. Саликова «Рынки труда и учебных услуг» // Человек и труд 1998г. С.23. Москва Фонд «Правовая культура» 1997г. С. 78

[5] Абрамова О.В. Правовое регулирование трудоустройства // М. ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез» 1997г. С.18

[6] Ф. Прокопов «Эффективность системы пособий по безработице» // Человек и труд 1998г. № 3 С. 31

[7] Бахнов М.С. «Закон о занятости в РФ» // Трудовое право. № 1,2. 2004г.

[8] Российская газета № 73, 16.04.93г

[9] С. Котляр «Общественные работы. Способы снизить «температуру» на рынке труда» // Человек и труд 1998г. № 3 С. 37.

[10] В.И. Власов Комментарий к Закону РФ «О занятости населения в РФ»

[11] Комментарий к КЗоТ РФ // Проспект, Москва 2005.

[12] Человек и труд. 1995г. №6. С. 41



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: