Основные направления государственного тарифного регулирования

 

 Основные принципы государственного тарифного регулирования на период до 2015 года:

осуществляется государственное регулирование тарифов на перевозки грузов, оказываемых субъектами естественных монополий, и на услуги инфраструктуры как услуги, имеющей естественно-монопольный характер;      

осуществляется государственное регулирование услуг субъектов рынка, занимающих доминирующее положение;

тарифы на услуги субъектов рынка, не занимающих монопольного и/или доминирующего положения на всей сети железных дорог, не регулируются.

Действующая система тарифного регулирования формировалась в дореформенный период и не отражает объективных изменений, произошедших в результате реформирования отрасли железнодорожного транспорта.

В результате реформы на железнодорожном транспорте изменились функции ОАО РЖД, возникли новые субъекты рынка - операторы подвижного состава, изменился характер взаимодействия участников рынка, в том числе владельца инфраструктуры и собственников подвижного состава, что определяет необходимость введения новых инструментов тарифного регулирования.

Главная задача адаптации тарифной системы к текущим потребностям экономики и субъектов рынка заключается в том, чтобы, не изменяя существенным образом нагрузку на грузоотправителей и на экономику страны в целом, определить сбалансированный подход к формированию уровня тарифов, обеспечивающих возможность развития железнодорожного транспорта.

 Совершенствование тарифной системы должно обеспечивать оптимизацию использования инфраструктуры железнодорожного транспорта за счет эффективного использования существующего вагонного парка, увеличения его производительности, введения экономических стимулов для использования инновационных и технологически усовершенствованных типов подвижного состава, снижения коэффициентов порожнего пробега и др.

Завершение ликвидации перекрестного субсидирования между различными направлениями перевозок, а также сокращение кросс-субсидирования между различными отраслями экономики – одна из приоритетных задач в рамках совершенствования тарифного регулирования.

Важно отметить, что, с учетом значительной степени влияния на экономику страны в целом, процесс изменения системы тарифного регулирования на железнодорожном транспорте требует тщательной проработки принимаемых решений, определения их последовательности и этапности проводимых преобразований.

С учетом данного обстоятельства, целесообразно разделить предложения по совершенствованию тарифной системы на первоочередные, решения по которым приведут к положительному эффекту для грузоотправителей и экономики сразу после их реализации, и перспективные, проработка которых требует дополнительного анализа последствий для участников рынка и потребителей услуг.

Целевое состояние системы тарифообразования на период до 2015 года должно решать следующие задачи:

обеспечивать баланс интересов грузовладельцев, перевозчиков, операторов и владельца инфраструктуры;

ограничить рост тарифной нагрузки на пользователей услуг железнодорожного транспорта;

оптимизировать нагрузку на инфраструктуру – минимизировать простои, порожние рейсы, оптимизировать параметры взаимодействия инфраструктуры и локальных перевозчиков;

сформировать инвестиционные ресурсы для поддержания и развития железнодорожного транспорта.

Первоочередные меры.

Унификация 2 и 3 разделов Прейскуранта 10-01.

Решение о постепенном сближении (унификации) тарифов 2 и 3 разделов Прейскуранта 10-01 было принято в 2003 году с учетом необходимости выравнивания условий для перевозок во внутригосударственном и международном сообщении и являлось одним из требований вступления России в ВТО.

При этом с целью развития инфраструктуры российских портов тарифы при международных перевозках через российские порты в 2003 году были приравнены к тарифам на перевозки во внутригосударственном сообщении, а более высокие тарифы 3 раздела действовали фактически только на перевозки грузов в международном сообщении через российские погранпереходы.

Указанная система приводила к необходимости введения большого количества исключительных тарифных условий, постоянной корректировке тарифов для отдельных видов грузов при перевозках с применением ставок 3 раздела.

С целью сближения тарифов 2 и 3 разделов в 2005-2009 гг. ежегодная индексация тарифов проводилась дифференцированно – тарифы 2 раздела индексировались, в то время как тарифы 3 раздела сохранялись на прежнем уровне.

В результате по многим видам грузов тарифы на перевозки во 2 и 3 разделах уже унифицированы. К ним относятся, в частности, уголь, составляющий более 50% всего объема перевозок по 3 разделу.

Из тех видов грузов, тарифы на которые не унифицированы, наиболее значимыми являются нефть, руда, черные металлы.

Завершение унификации тарифов 2 и 3 разделов продиктовано как необходимостью ликвидации существующих диспропорций и перегруженностью ж.д. инфраструктуры на подходах к морским портам и недозагрузкой погранпереходов, так и объективными факторами, возникающими в результате структурного реформирования отрасли.

Решение об унификации 2 и 3 разделов фактически не допустит увеличения транспортной нагрузки на грузоотправителей, при этом позволит оптимизировать логистику и нагрузку на инфраструктуру, предоставит гибкость для грузоотправителей по выбору маршрута.

Для полного завершения унификации к началу 2013 года целесообразно разработать план унификации, предусматривающий этапность проводимых мероприятий по каждому виду груза.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: