На втором этапе в рамках преобразования тарифной системы предполагается создание новой модели государственного тарифного регулирования, основным принципом которой становится формирование уровня тарифов на основе экономически обоснованных затрат на перевозку грузов, включающее:
- сокращение межотраслевого субсидирования. На данном этапе должно происходить последовательное сокращение ценового разрыва между тарифами на перевозку грузов различных тарифных классов;
- поэтапную отмену исключительных тарифов, приводящих к потерям в доходах ОАО «РЖД», переход, в случае необходимости, к прямому государственному субсидированию отдельных отраслей и субъектов экономики.
Кроме того, с целью обеспечения гибкости тарифообразования на услуги по перевозке грузов в среднесрочной перспективе необходимо осуществить:
- введение дополнительных качественных параметров в расчет тарифа, определяющих условия доставки (скорость, качество обслуживания, и др.), а также вид отправки (маршрутная, повагонная);
- введение гибкого ценообразования – наделение хозяйствующего субъекта правом реализовывать механизм гибкого тарифообразования с учетом экономической обоснованности в рамках определенного ценового коридора. Границы ценового коридора и принципы реализации гибкого тарифообразования определяются в соответствии с методологией, разрабатываемой органами государственного регулирования естественных монополий.
Совершенствование нормативно-правовой базы.
Формирование рынка услуг на железнодорожном транспорте в соответствии с ориентирами, определенными настоящей Целевой моделью, должно сопровождаться совершенствованием нормативной правовой базы, включающим:
1. Нормативное регулирование перевозочного процесса:
уточнение понятийного и терминологического аппарата грузовых железнодорожных перевозок, в т.ч. статуса операторов подвижного состава как профессиональных участников рынка перевозок на железнодорожном транспорте;
уточнение роли в перевозочном процессе участников рынка, проработка их взаимных прав, обязанностей и ответственности;
нормативное регулирование операционного взаимодействия операторов с иными участниками перевозочного процесса, в том числе с перевозчиками в процессе перевозок и с владельцами инфраструктуры в процессе оказания услуг инфраструктуры;
совершенствование нормативного регулирования операционного взаимодействия перевозчиков с иными участниками перевозочного процесса, в том числе с операторами в процессе перевозок и с владельцами инфраструктуры в процессе оказания услуг инфраструктуры;
совершенствование нормативного регулирования операционного взаимодействия владельца инфраструктуры и перевозчиков, операторов, в том числе, в процессе оказания отдельных услуг.
Должно быть урегулировано либо усовершенствовано правовое регулирование таких вопросов, как:
- планирование груженых и порожних рейсов;
- порядок расчетов за порожний пробег, правила перевозок порожних вагонов, а также расчетов за занятие инфраструктуры, включая применение прогрессивной шкалы при оплате за простой вагонов на местах общего пользования.
Нормативное регулирование указанных вопросов требует принятия необходимых поправок к основополагающим правовым актам – ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
2. Подготовку (корректировку) подзаконных актов, определяющих взаимоотношения между грузоотправителями и участниками рынка грузовых перевозок, участниками рынка грузовых перевозок между собой, в том числе в части создания организационных условий для формирования конкуренции в перевозочной сфере и обеспечения недискриминационного доступа к услугам инфраструктуры, а также в части организации перевозок.
3. Формирование системы федеральных технических регламентов и отраслевых документов, обеспечивающих эффективную и безопасную техническую эксплуатацию и ремонт инфраструктуры и подвижного состава, принадлежащих участникам рынка грузовых перевозок.