Особенности организации власти и управления в казахском кочевом обществе

Казахское ханство в XV-XVIII веках представляло собой раннефеодальную монархию со значительными остатками патриархально-родового строя и с характерными для условий кочевого хозяйства особенностями.
Первой такой особенностью было отсутствие ясно выраженной организации населения по территориальному признаку. Внутри каждого жуза отдельный род, аул перемещались в течение года по огромной территории, делая в год переходы до тысячи километров. Правда со временем в пределах каждого жуза каждый род и каждый аул более или менее точно знал свой кочевой путь, свои пастбища, свои водопои, зимовки. Но этот факт не мог в условиях кочевого быта получить значение окончательно сложившегося государственного признака. Поэтому в Казахском государстве одновременно с территориальной организацией сохранилась родовая организация населения. Все это свидетельствовало о неразвитости, незавершенности процесса развития, формирования казахской государственности, так и не преодолевшей до конца родового принципа и не заменившей его окончательно территориальным, поскольку кочевое скотоводческое хозяйство и кочевой быт исключали в течении долгих столетий возможность перехода к чисто территориальной системе организации населения.
Другой важной особенностью казахского государства проистекавшей из специфических условий хозяйственной жизни казахского общества, являлось наличие у него также функций распределения пастбищ и организации кочевого цикла скотоводческого хозяйства. Когда-то эту функцию как общественную выполняли органы первобытно - родовой демократии: народные собрания, родовые и племенные вожди. В условиях феодального общества эта функция перешла к органам феодального государства. Ханы, султаны, бии постоянно занимались распределением и перераспределением пастбищ, что диктовалось, кроме обеспечения общественных нужд, также интересами самих феодалов.

Органы власти.
Высшей законодательной властью в казахском ханстве обладал маслихат – съезд султанов и представителей общин. Маслихат собирался раз в год и решал наиболее важные государственные вопросы – заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, определение маршрутов кочевания. Кроме того, маслихат выбирал и смещал ханов исходя из принципа меритократии – выбора наиболее достойного. Обязательным условием для участия в работе маслихата было наличие оружия – полноправными членами этого органа были только мужчины.
Вся полнота исполнительной власти находилась в руках хана. Хан избирался маслихатом из сословия торе и исполнял свои обязанности пожизненно. Известны случаи когда ханы смещались и изгонялись. Хан выполнял следующие функции:

· организация вооруженной охраны государства от внешних врагов.

· определение внешнеполитического курса государства.

· функции высшей судебной власти.

· охрана существующего порядка и общественного устройства.

В XV-XVIII веках казахские ханы обладали широкими полномочиями, вытекающими из исполняемых ими функций. Так хан как верховный главнокомандующий мог объявить войну, заключить мир, распоряжался всей территорией ханства мог назначить глав улусов и правителей подвластных городов. Кроме того, хану принадлежало право выносить смертный приговор своим подданным и издавать законы и распоряжения обязательные для всего населения ханства
Процедура возведения нового хана на престол заключалась в поднятии провозглашаемого на кошме. Только при выполнении этого древнего обряда хан считался юридически избранным.

Совет биев.
Для решения наиболее важных судебных дел, вопросов о новых законах, а также военных и других дел с XVII в. ханы созывали совет биев от основных и наиболее влиятельных родов данного жуза (если это был общеказахский хан, то все трех жузов). Поэтому в источниках говорится: «Из древних лет имеется обычай, что хан без совета старшин ничего не повинен чинить». Так, например, хан Тауке со своим советом принял знаменитую «Жеты- Жаргы». Таком образом, совет биев был совещательным и законодательным органом, показывающим какое влияние имели родоначальники на хана.

Съезды казахской знати.
Появление этого высшего феодального учреждения, характерно для феодально-раздробленного государства, относится к моменту образования казахских ханств.
Такие съезды созывались редко, обычно в мае и октябре-ноябре, на них решались наиболее важные вопросы государственной жизни и, в первую очередь, о распределении кочевок и зимовок, о войне и мире. Съезды знати часто проходили в присутствии больших масс народа. Поэтому в источниках эти съезды иногда называют и «народными собраниями», хотя народ активного участия в них не принимал.

Султаны.
Естественными вассалами ханов являлись их родственники – султаны. Свои владения в виде определенного количества родов султаны получали непосредственно от ханов. Султаны обладали огромной властью над подчиненными им родами. Они распоряжались их кочевьями, требовали от биев как от руководителей родов и аулов представления военных контингентов во время войн, разбирали споры между родами, выполняли различные дипломатические поручения от имени хана или от своего имени, если они считали себя достаточно могущественными, чтобы игнорировать хана. У султанов имелись свои вооруженные отряды, состоящие из их тюленгутов и джигитов.

Бии.
Управляли отдельными родами и их подразделениями. Выдвигались они главами наиболее зажиточных и авторитетных семей аула, т.е. первоначально это были предводители родов и племен. Бию принадлежала большая власть над подвластными родичами. Он был предводителем рода, распоряжался кочевьями, судил своих родичей и т.д. Со времен Тауке-хана некоторые бии отдалились от управления родами и стали исполнять исключительно судейские функции. Эти бии, как правило, являлись большими знатоками казахского обычного права и отличались ораторским искусством. Власть отдельных биев была значительной и некоторые из них даже не считались султанами, фактически становясь полновластными правителями крупных родовых групп. Отдельные бии, опираясь на поддержку авторитетных батыров, позволяли себе не считаться даже с ханами и самостоятельно сносились с соседними государствами, вели переговоры от имени племени и даже жуза.

Войско.
Вооруженные силы в казахских ханствах были, как и само государство, раздробленны. Они состояли из двух родов вооруженных людей:

а) собственных отрядов феодалов: хана, султана, биев;
б) народное ополчение состояло из феодального ополчения, с которым являлись вассалы к своим сеньорам: бии и батыры – к султанам и хану, султаны – к хану.

Это были свободные отряды из феодальных дружин и вооруженных простых родичей. Войско строилось обычно по родовому принципу. Каждый воин занимал место среди своих одноаульцев, каждый аул – в своем роде, каждый род представлял отдельную боевую единицу со своим знаменем и ураном – боевым кличем. Кроме того, каждый жуз имел свое знамя и свой уран, все войско выступало под общим знаменем и ураном хана.













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: