Объем внешней торговли России

Введение

Россия, как и другие страны мира, с последней четверти прошлого века вступила в новый этап интернационализации хозяйственной жизни – глобализации мировой экономики. Теперь как никогда ясно, что в XXI в. удержать, а тем более упрочить свои позиции в мировом хозяйстве смогут лишь страны, лидирующие в области высоких технологий, наукоемких производствах.

Распад СССР и переход РФ от социалистической экономики к рыночной привели к затяжным кризисным тенденциям во всех сферах экономики, в том числе и внешнеэкономической. Доля России в мировой экономике существенно сократилась. Удельный вес России в мировом промышленном производстве не превышает 4 % – это 5-я позиция в мире. По уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) наша страна занимает 64-ю, а в сельском хозяйстве – 77-ю ступень в мировой классификации. Структура экспорта носит преимущественно сырьевой характер, на ее территории находятся значительные запасы разнообразных видов полезных ископаемых (нефть, газ, руды металлов, алмазы и др.). По оценкам специалистов, Россия обладает природными ресурсами на сумму 10,2 трлн. долл., что значительно выше, чем Бразилия (3,3 трлн. долл.), Южная Африка (1,1 трлн. долл.), Китай (0,6 трлн. долл.), Индия (0,4 трлн. долл.) вместе взятые. Процессы вывоза капитала, организации предприятий с иностранными инвестициями, свободных экономических зон находятся на начальной стадии. Только около 1/4 российской экономики вовлечено в мирохозяйственные связи.

В результате происходящих в настоящее время процессов глобализации мировой экономики и интеграции производственного потенциала различных стран в единые технологические комплексы формируется "основа" новой мировой экономической системы. Закрытость российской экономики, попытка найти особый путь экономического развития, сделать ставку исключительно на собственные силы могли бы привести к тому, что российская экономика полностью самоизолировалась от мирового хозяйства.

Но российские реформы привели к тому, что страна начала выходить из экономической самоизоляции, в которой она находилась более семидесяти лет. Конечно, внешняя торговля на протяжении советского периода играла важную роль в экономических процессах, но структура советского и российского экспорта, в котором доминируют сырье и продукция первичной переработки, наглядно демонстрирует тот печальный факт, что наша страна, как и раньше, остается поставщиком сырья.

Современное состояние экономики России требует нового подхода к организации внешнеторговой деятельности. Его принципиальная суть должна состоять в том, что внешнеторговая деятельность будет теснее увязана с решением главных проблем экономики страны, таких, как ускорение экономического роста, совершенствование структуры экономики, подъем уровня жизни народа - на это должна быть ориентирована деятельность внешнеторгового комплекса России.

Всемерное расширение внешнеторговых связей страны и повышение их роли в ускорении выхода экономики России из кризисного состояния должно происходить на фоне углубления хозяйственного сотрудничества со всеми группами стран. При этом приоритет необходимо отдать странам ближнего зарубежья. Все это должно стать основой стратегии внешнеторговой деятельности, которую необходимо разработать на данном этапе развития внешней торговли и обеспечить условия ее реализации. Конечный результат стратегии - вывод внешнеторговой деятельности на уровень, при котором Россия сможет занять место в мировой табели о рангах, соответствующее ее экономическому потенциалу и политическому весу в мире.

Цель курсовой работы – отразить проблемы и перспективы России в системе международных экономических отношений.

 



Внешняя торговля России:  положение в системе мировых экономических связей.

 

Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе международного разделения труда, свидетельствуют о том, что наша страна по этому показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости.

Обеспечивая в 1996 г. поставку на мировой рынок товаров в объеме, равном 88,3 млрд. долл., а в 1998 г. — 72 млрд. долл., Россия обладала менее чем 2,0% мирового экспорта. При этом впереди оказались такие страны, как Нидерланды, Бельгия, Ис­пания, Республика Корея и др. Россия же находилась во втором десятке. Такое положение отражает довольно ограниченный уровень вовлеченности страны в мировой товарообмен. Динами­ка развития российского внешнеторгового товарооборота в 90-е годы свидетельствует о наличии двух фаз. На первоначальном этапе имело место некоторое падение, связанное с разрывом хо­зяйственных связей после распада СССР; с 1992 г. наблюдается рост товарооборота, который к 1996 г. увеличился на 52,3%. Однако в 1997—1998 гг. наблюдался спад товарооборота (табл. 1).

Другой отличительный момент — стабильное положительное торговое сальдо начиная с 1991 г. В 1996 г. оно достигло 28,5 млрд долл., а в 1998 г., несмотря на уменьшение внешнеторгового оборота, — 28,4 млрд долл.

Таблица 1 [1].

Объем внешней торговли России

(млрд. долл. в текущих ценах)

Годы 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 /997 1998
Оборот 183,3 121,0 97,2 101,4 116,7 135,7 148,1 139,0 116,6
Экспорт 88,5 66,8 54,2 59,2 66,2 77,8 88,3 86,1 72,
Импорт 94,8 54,2 43,0 42,2 50,5 57,9 59,8 52,9 44,1**

* По данным Госкомстата РФ и ГТК РФ

** Без неорганизованной торговли.

Это результат либерализации внешнеэкономических связей, совершенствования системы регулирования ВЭД, улучшения доступа российских традиционных товаров на внешние рынки.

Важной предпосылкой стал мировой экономический подъем, начавшийся после длительного спада в 1990—1993 гг., когда под воздействием спроса со стороны развитых стран Западной Евро­пы произошел рост потребления традиционных сырьевых товаров российского экспорта.

С другой стороны, относительно низкие темпы роста импор­та явились следствием сокращения государственных расходов на централизованные закупки и ужесточения таможенно-тарифной политики и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних заимствований и постепенная отмена бюджетного до­тирования импорта. Наличие в течение последних лет активного торгового баланса способствовало быстрому накоплению валют­ных запасов России.

Географическое распределение внешней торговли свидетель­ствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и Америкой, доля которых достаточно высока в последнее время. Наблюдается рост торговли с азиатскими стра­нами (табл. 2).

Таблица 2.

Географическая структура экспорта России (% к итогу)*

Страны 1992 1994 1995 1996 1998
1. Дальнее зарубежье 78,2 78,5 83,2 82,2 81,2
в том числе:          
Европа 58,2 53,5 56,0 52,7 46,5
Западная Европа 44,0 44,4 46,0 37,9 34
Бывшие          
страны СЭВ 14,2 9,1 10,0 14,8 12,5
Азия 16,2 16,6 17,2 18,9 24,5
Япония 3,1 4,2 4,5 3,9 3,5
Китай 5,3 4,4 - 4,0 5,4 3,7
НИС и АСЕАН 2,0 3,1   2,1 17,3**
Америка 2,7 7,1 9,1 9,3 9,2
США 1,4 5,1 5,7 5,7 8
Африка 1,1 0,9 0,9 1,3 1,3
II. Ближнее зарубежье          
(страны СНГ) 21,8 21,5 16,8 17,8 18,8
Итого: 100 100 100 100 100

 

* По данным Госкомстата РФ и ГТК РФ.

** Страны АТЭС.

Традиционно главным партнером России является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров (автомобили, видео- и аудиотехника, бы­товая электроника, косметика, парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах и территориаль­ной близости. Немаловажны также установившиеся традицион­ные связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки.

Другими важными и стабильными партнерами России остаются Великобритания, Италия, Финляндия, США, Япония, Китай.

Бывшие социалистические страны Европы, попытавшиеся в начале 90-х годов переориентировать свои связи на Запад, встретили там активное противодействие. Потеряв «западные иллюзии», эти страны начали шире использовать свои традици­онные технологические и производственные взаимосвязи, географическую близость, неплохое знание российского рынка. Ак­тивно развиваются в последние годы экономические связи с Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией. Структура внешней торговли с этими странами дает возможность прогнозировать стабильное поддержание объема товарооборота.[2]

В отношении торговли со странами СНГ, входившими ранее в состав СССР, наблюдается постепенное падение товарооборо­та, связанное прежде всего с нестабильностью экономической обстановки, несбалансированностью поставок в пользу России, нехваткой валютных средств у стран-контрагентов.

Товарная структура российской внешней торговли на протя­жении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную вы­ручку. В целом в структуру экспорта входит примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список то­варов, на которые приходятся все основные объемы поступаю­щей валюты, включает не более десяти позиций, сюда входят прежде всего нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.

В 1996 г. на долю топливно-энергетических ресурсов прихо­дилось около 45,6%, на черные и цветные металлы и изделия из этих металлов — 15% валютных поступлений. Поставки машин и оборудования составляли 9,4%.

Особенностью российского экспорта является значительный объем поставок вооружения, прежде всего в развивающиеся страны, и, в частности, в новые индустриальные страны Азии. В последние годы экспорт вооружения в этом направлении значи­тельно вырос.

Основной статьей импорта в 1996 г. являлась продукция ма­шиностроения, на которую приходилось 32% всего объема импор­та. Существенна доля продовольствия и сырья для его производ­ства, составляющего 27%, а также химических товаров — пример­но 10% и изделий легкой промышленности — в пределах 15—16%. В статистической отчетности не находит отражения деятель­ность физических лиц (так называемых «челноков»), осуществ­ляющих поставку в Россию потребительских товаров из близле­жащих стран. По ориентировочным данным, этот импорт колеб­лется в пределах 8—10 млрд. долл. и включает одежду, автомоби­ли, бытовую электронику.

Сохраняющееся в течение ряда последних лет положитель­ное торговое сальдо в торговле России является важным факто- ром, позволяющим стабилизировать положение страны в систе­ме международных валютно-финансовых связей.

По состоянию на начало 1999 г. внешний долг России соста­вил 145,0 млрд. долл., со своей стороны зарубежные государства должны ей 140 млрд., проблема, однако, заключается в качест­венном различии этих двух сумм.

Основная масса невозвращенных кредитов — долги разви­вающихся стран, осуществлявших в свое время крупные воен­ные закупки в бывшем СССР. Получение этого долга в полном объеме маловероятно из-за отсутствия у стран-должников воз­можностей оплачивать эти долги. Проводя переговоры об усло­виях погашения имеющейся задолженности в рамках Париж­ского клуба кредиторов, Россия вынуждена считаться с тем по­ложением, что 2/3 долга по кредитам, полученным наименее развитыми странами, могут быть списаны. По решению заседания «большой восьмерки» в Кельне, в июне 1999 г., предполагалось списать долги развивающихся стран на сумму 70 млрд долл. Группа наименее развитых стран составляет основную часть должников бывшего СССР. Остав­шаяся часть долга, вероятно, будет погашаться поставками на­циональных товаров ограниченной номенклатуры.

Иное положение с российской задолженностью, которая почти целиком состоит из кредитов, предоставленных развиты­ми странами в свободно конвертируемой валюте. Из 145,0 млрд. долл. 103 млрд. составляют долги бывшего СССР: 42 млрд. приходится на Россию, получившую кредиты после 1 января 1992 г. Рост задолженности объясняется двумя причинами: невыплатой процентов по долгу СССР и ростом собственно российского долга в связи с новыми займами.

Основная масса долга — банковские кредиты, предоставлен­ные СССР до 1991 г. Стремясь обеспечить эффективное реше­ние проблемы задолженности, России удалось добиться согласия на реструктуризацию долга. В середине 1996 г. Лондонский клуб кредиторов, куда входят около 600 банков-кредиторов, пошел на отсрочку выплаты долга СССР, составляющего более 32 млрд долл. Россия получила право на 25-летнюю реструктуризацию долга, его погашение должно начаться в 2020 г. Пролонгация сроков погашения задолженности дополнялась расширением, программ дополнительного финансирования России.[3]

В конце 1997 г. Совет директоров МВФ принял решение о продолжении выплат в счет 10,5-миллиардной суммы кредита, рассчитанного на трехлетний период. Первый транш этого кре­дита был предоставлен в III квартале 1998 г. Но затем в связи с финансовым кризисом, событиями 17 августа предоставление кредитов было прекращено. Трудные переговоры в апреле 1999 г. закончились принятием решения о выделении России очередного транша в течение полутора лет в сумме 4,5 млрд. долл., который будет предоставляться по частям и практически уйдет на оплату долга тому же МВФ. Дальнейшая реструктури­зация и возможное списание долгов в рамках Парижского (долг РФ на начало 1999 г. — 38,7 млрд. долл.) и Лондонского (32,5 млрд. долл.) клубов поставлены в зависимость от достижения договоренностей с МВФ.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: