Маркетинговые исследования продукции

Как и любое предприятие, производящее ту или иную продукцию, ЗАО «Петуховский элеватор» должно заботиться о дальнейшей судьбе произведенного им товара. Вся произведенная продукция должна достичь своей цели, она должна быть реализована населению непосредственно или через посредников.

Основным видом деятельности ЗАО «Петуховский элеватор» является производство хлеба, хлебобулочных изделий и кондитерских изделий. Суточный объем выпечки составляет 2,3-3 тонны. Хлеб пшеничный первого сорта, хлеб ржано-пшеничный формовой, хлеб ржаной подовый, лаваш Армянский, калач Уральский, булочка Юбилейная выпекают ежедневно, остальные виды продукции по заявкам.

В настоящее время в условиях жесткой конкуренции, нестабильности спроса, а так же постоянного роста цен предприятия все чаще сталкиваются с проблемой сбыта своей продукции. Обострение проблемы реализации продукции привело к росту требований к подразделениям предприятия, занимающихся сбытом. Помимо традиционных функций по сбыту на них возлагаются обязанности по проведению маркетинговых исследований и по выработке логистической концепции товародвижения. Таким образом перед начальником торгового отдела поставлены следующие задачи:

1. анализ и интерпретирование информации о конъюктуре рынка данного товара;

2. маркетинговые исследования, направленные на изучение потребительских предпочтений, собственных возможностей и возможностей конкурирующих предприятий;

3. изучение факторов, формирующих качество, показатели потребительских свойств, влияющих на эффективность сбыта продукции;

4. планирование работы по формированию торгового ассортимента, установлению реальных цен на товары, снижению риска при определении объемов и структуры закупок товаров;

5. активный поиск наиболее выгодных и надежных партнеров, установление с ними хозяйственных связей, заключение договоров купли – продажи;

6. формирование рациональных маршрутов товародвижения при развозе продукции;

7. рекламная деятельность, распространение среди широких масс населения информации о товаре, его свойствах и достоинствах, а тпк же о самом предприятии – изготовителе;

8. разработка и реализация мер по стимулированию сбыта производимой продукции;

9. определение наиболее рациональных элементов, способствующих более эффективному сбыту товаров: месторасположение торговых предприятий, методов продажи продукции, форм расчетов и т.д.

На первом этапе работы торгового отдела формируются цели сбытовой политики. ЗАО «Петуховский элеватор» стремится к достижению максимального уровня обеспечения сервиса поставки при заданном уровне затрат предприятия, т.е. поставлена цель учесть требования покупателей, но при этом разумно и рационально определять расходы по сбыту.

Далее проводятся маркетинговые исследования. Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отражение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности и принятие соответствующих решений. В процессе коммерческой деятельности предприятие изучает спрос населения, рынок сбыта товаров, ведет оптовую и розничную торговлю, занимается рекламно-информационной деятельностью.

Основой успешного осуществления торгово-коммерческой деятельности является ее информационное обеспечение. Сюда следует отнести информацию о рынке (его емкости, конъюктуре), о потребителях и их спросе, о поставщиках продукции, о потенциальных возможностях конкурентов, о наиболее выгодных каналах сбыта продукции.

При изучении потребителей важное значение имеет информация численности и составе обслуживаемого населения, его покупательские способности, его потребностях в данном товаре. Такие данные получают основе анализа оптового и розничного товарооборота за определенный период помощью анкетирования и опроса населения, на основе поступающих заказов т.д.

Для изучения спроса на хлеб пшеничный первого сорта и определения потребительских предпочтений было проведено анкетирование на торговых предприятиях, торгующих хлебобулочными изделиями в г. Петухово.

Было опрошено 50 покупателей. При анкетировании получены следующие данные:

1. 66,6% опрошенных покупают хлеб ежедневно; 23,3% - с периодичностью в один- два дня, 10,1%  - не покупают хлеб сами;

2. 85% опрошенных, предпочитают хлебобулочные изделия, произведенные ЗАО «Петуховский элеватор», объясняя это тем, что эти изделия более качественные, для 15% производитель абсолютно не важен;

3. основным фактором при выборе хлеба для 73,3%  потребителей является качество, для 26,7% - цена. Нужно отметить, для большинства абсолютно не важно наличие упаковки;

4. 46,7% опрошенных предпочитают пшеничный хлеб, 33,3% - ржаной, 10% – другие виды;

5. 90% опрошенных устраивает качество хлеба и хлебобулочных изделий местных производителей, а основными пожеланиями по улучшению качества является более широкое применение упаковки, которая бы способствовала лучшему сохранению качества и увеличению сроков хранения;

6. 86,7% опрошенных потребляют хлеб постоянно, что говорит о том, что хлеб является важнейшей частью рациона питания.. Причем, на вопрос как часто Вы употребляете хлебобулочные изделия, лишь 30% опрошенных ответили постоянно, а иногда – 66,7%.

На основе полученных данных предприятие решает, кому и как будет реализовываться продукция.

На предприятии ЗАО «Петуховский элеватор» применяется одноуровневый канал распределения, представленный на рисунке 5.

 

Рисунок 5. Каналы распределения продукции

  Основными покупателями продукции являются розничные торговые   предприятия г. Петухово и других населенных пунктов Петуховского района.Выбор наиболее предпочтительных партнеров, с которыми должны быть установлены хозяйственные связи, является важным этапом коммерческой деятельности. 

 На ЗАО «Петуховский элеватор» поставщикам сырья уделяется особое внимание и, прежде всего: качеству поставляемой продукции; надежности поставщика и цене поставляемых товаров.

Основным сырьем для производства хлебобулочных изделий на предприятии являются мука различных сортов. Данное сырье приобретается на оптовой базе г. Кургана, или же в розницу в магазинах г. Петухово.

Поставщиками вспомогательного сырья, применяемого в производстве, являются оптовые базы г. Кургана: поваренной соли, пряностей и приправы - ООО «Имбирь»; сахара, повидла, изюма, орехов – ИП Ласица И. А. г. Курган; масла растительного, сливочного, маргарина – ООО «Алекс» г. Курган, молочных продуктов, яичных продуктов – ОАО «Милк» г. Курган.

Несмотря на то, что все основное и дополнительное сырье, поступившее на предприятие, сертифицировано, оно проходит дополнительный контроль качества в производственной лаборатории предприятия.

Кроме того, для успешного осуществления деятельности предприятию необходимо изучать возможности конкурентов. В Курганской области в настоящее время функционирует достаточно большое количество производителей хлебобулочных изделий.. Необходимо исследовать всю доступную информацию об этих предприятиях, об их потенциальных возможностях, о производимой ими продукции.. Основными конкурентами являются:ОАО «Русь», ОАО «Макушенский хлебокомбинат», ИП Иванов С. С.  ЗАО «Петуховский элеватор» является ведущим предприятием, его продукция хорошо знакома потребителям и пользуется спросом. Конкурентоспособность продукции основывается на хорошем качестве и установлении приемлемых цен на товары.

На основании проведенного организационно экономического анализа деятельности ЗАО «Петуховский элеватор»  можно сделать следующие выводы:

Для производства хлеба предприятие использует основные фонда, совокупная стоимость которых составляет 12634,50 тыс. руб.

Стоимость выпускаемой продукции в 2008 году составила 97943,15 тыс. руб. что на 36716,92 тыс. руб. больше, чем в предыдущем.

В целом, предприятие рентабельное. Уровень рентабельности производства хлеба пшеничного из муки первого сорта в рассматриваемом году составил 20,8%

На мой взгляд, дальнейшее повышение экономической эффективности на предприятии может быть достигнуто за счет увеличения прибыли и снижения себестоимости продукции путем:

- увеличения выпуска и улучшения качества продукции, уменьшения брака и
более полного использования отходов производства;

- осуществления комплексной механизации труда;

- опережающего роста производительности труда по сравнению со средней
заработной платой;

- рационального, экономного использования основных и оборотных фондов в
производстве;

- внедрения и соблюдения прогрессивных плановых нормативов по
использованию сырья и материалов;

- всесторонней рационализации производства и материально- технического
снабжения;

- экономное и разумное расходование материальных, денежных и трудовых
ресурсов на всех стадиях производства;

- усиление контроля за выполнением плана по прибыли, использованию
фонда заработной платы, росту производительности труда;

- укрепление дисциплины    в расходовании средств, пресечение непроизводительных расходов и потерь.










Заключение

 

Хлеб – это пищевой продукт, получаемый выпечкой разрыхленного закваской или дрожжами теста, которое готовится из ржаной, пшеничной муки или их смесей, воды и поваренной соли с добавлением или без добавления сахара, жира и прочего сырья.

В хлебе содержатся многие важнейшие пищевые вещества, необходимые человеку, среди них белки, углеводы, витамины, минеральные вещества, пищевые волокна. Суточное потребление хлеба в разных странах составляет от 150 до 500 г на душу населения. В России его потребляют традиционно много – до 330г в сутки.

За счет потребления хлеба человек почти на половину удовлетворяет свою потребность в углеводах, на треть – в белках, более чем на половину – витаминах группы В, солях фосфора и железа. Хлеб из пшеничной обойной и ржаной муки почти полностью удовлетворяет потребность в пищевых волокнах.

Высокие питательность и усвояемость хлеба обусловлены его химическим составом, строением и структурой мякиша, состоянием веществ, вкусом и запахом.

Современная хлебопекарная промышленность России относится к ведущим пищевым отраслям АПК. Производственная база хлебопекарной промышленности РФ включает в себя более 1500 хлебозаводов и более 5000 предприятий малой мощности, и обеспечивает выработку около 20 млн. тонн продукции, в том числе около 12,5 млн. тонн вырабатывается на крупных хлебозаводах.

К хлебу, являющемуся одним из важнейших продуктов питания человека, предъявляют высокие требования, как к его потребительским свойствам, так и к качеству, которое должно соответствовать уровню значимости хлеба в жизни человека.

Ассортимент хлебобулочных изделий в России отличается большим многообразием. При этом 95% общего объема производства составляют изделия 100-149 наименований: хлеб пшеничный высшего, первого и второго сортов, ржаной хлеб, хлеб из смеси муки, булочки, батоны, плетенки, калачи, бублики.

В хлебопечении применяют основное и вспомогательное сырье. К основному сырью относят муку, соль, воду и дрожжи. К вспомогательному – жир, сахар, яйца, молоко, солод, патоку, пряности.

Технологическая схема производства хлеба пшеничного первого сорта выглядит следующим образом: подготовка сырья, приготовление теста опарным способом, деление теста, расстойка, выпечка, бракераж и укладка в лотки, хранение и отпуск в торговую сеть, что является традиционной схемой производства.

Цель написания дипломной работы - сравнительная оценка качества хлеба пшеничного первого сорта, вырабатываемого ЗАО «Петуховский элеватор» и ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов».

  По результатам органолептических исследований установлено, что образцы хлеба пшеничного первого сорта, производимые ЗАО «Петуховский элеватор» и ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов» соответствуют требованиям ГОСТ 26987-86 «Хлеб белый из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов. Технические условия» по органолептическим показателям,но при этом здесь нужно отметить, что хлеб, произведенный на ЗАО «Петуховский элеватор» по результатам балльной оценки имеет более высокий балл, чем хлеб произведенный ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов», поэтому можно предположить, что на ЗАО «Петуховский элеватор» применяют сырьё более высокого качества, тщательнее соблюдают технологические режимы выпечки и получают хлеб более высокого качества.

По результатам физико-химических исследований установлено, что образцы хлеба пшеничного первого сорта, производимые ЗАО «Петуховский элеватор» и  соответствуют требованиям ГОСТ 26987-86 «Хлеб белый из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов. Технические условия» по всем показателям. Проводя сравнительную характеристику исследованных образцов мы видим, что по физико-химическим показателям исследованные образцы отличаются не значительно: массовая доля влаги больше в образце, выпеченным ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов», что можно объяснить большей влажностью применяемого сырья, неодинаковым режимом выпечки. Кислотность больше в образце выпеченном ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов» вследствие более высокой кислотности сырья. Пористость больше в образце, выпеченном ЗАО «Петуховский элеватор», что можно объяснить более высоким качеством применяемых дрожжей, более тщательным выполнением технологических операций.

  По результатам исследований на содержание токсичных элементов установлено, что образцы хлеба пшеничного первого сорта, производимые ЗАО «Петуховский элеватор» и ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов» соответствуют требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01. Проводя сравнительную оценку исследованных образцов видно, что в образце хлеба, выпеченном ОАО «Варненский комбинат хлебопродуктов» содержание некоторых токсичных элементов выше, чем в хлебе ЗАО «Петуховский элеватор». Причинами повышенного содержания токсичных элементов являются, в первую очередь, различия экологической обстановки Курганской и Челябинской области. В Челябинской области эта проблема стоит гораздо острее, и естественно отражается на всех сферах жизни человека, в том числе и пищевых продуктах. Повышенное содержание токсичых элементов в готовом продукте говорит о их повышенном содержании в сырье, так же возможно попадание тяжёлых металлов с оборудования, посуды, инвентаря.

Таким образом, исследованные образцы хлеба пшеничного первого сорта по всем исследованным показателям соответствовали требованиям нормативно-технической документации и незначительно отличалисья друг от друга по качеству.

    Большое значение при исследовании хлеба играет соотношение цены и качества. Более оптимальным оно было у хлеба ЗАО «Петуховский элеватор». Ко всему прочему, хлеб Петуховского элеватора, имел более высокий уровень конкурентоспособности по сравнению с хлебом Варненского хлебокомбината, из-за меньшего количества конкурентов, более масштабного канала сбыта.

   Организационно-экономический анализ деятельности ЗАО «Петуховский элеватор» показал, что общество в установленном законом порядке осуществляет следующие виды деятельности:

1. производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения;

2. производство сухих хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения;

3. производство готовых кормов для домашних животных;

4. предоставление прочих услуг (маркетинговые услуги);

5. оптовая торговля прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки;

6. приемка, хранение, погрузка и отгрузка зерна для нужд хлебокомбинатов России.

Организационная структура управления на предприятии является
линейно-функциональной. Такая структура является наиболее распространенной и оптимальной для данного предприятия. Штат сотрудников предприятия включает 126 человек, обязанности и функции которых четко распределены. Совокупная стоимость основных производственных фондов увеличилась на 665,99 тыс. руб. Причиной тому стало приобретение машин и оборудования. Это свидетельствует о правильной экономической политике, так как расширение и совершенствование основных фондов является непременным условием повышения эффективности деятельности предприятия. Выручка от реализации продукции в 2008 году выросла на 2037,58 тыс. руб., по сравнению с 2007 годом. Причиной увеличения выручки от реализации служит, во-первых, увеличение объемов производства на 31,68 т в 2008 году, а так же повышение цены на продукцию. В период с 2007г. по 2008г. производство продукции было рентабельным, т.е. выручка от реализации продукции превысила полную себестоимость, и предприятие извлекало прибыль от своей деятельности.

При анкетировании были получены данные, свидетельствующие о том, что большинство жителей города Петухово предпочитают предпочитают хлебобулочные изделия, произведенные ЗАО «Петуховский элеватор» мотивируя это тем, что изделия этого предприятия имеют наиболее желаемое качество и имеют наибольшую распространенность в сравнении с изделиями других производителей.

   В целом, экономический анализ показал, что несмотря на тяжелую        экономическую обстановку в стране предприятие остается рентабельным.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: