Основные тенденции развития отрасли

 

2.1. Торговля

2.1.1. Розничная торговля

В 2004 году уже во второй раз Россия заняла 1-ое место в ежегодном индексе розничной торговли, составляемом международной консалтинговой компанией A.T.Kearny. Этот индекс отражает инвестиционную привлекательность розничной торговли 30 стран с развивающейся экономикой. Оцениваются такие факторы как экономическая и политическая стабильность, темпы роста ВВП и насыщенность торговыми площадями.

Ежегодные темпы роста розничной торговли в России составляют 8-10%, а в 2004 году, возможно, превысят 10%. Это гораздо более привлекательные цифры, чем в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), где, по прогнозу Economist Intelligence Unit, рост объема розничных продаж до 2007 года составит 4,5%. Хотя понятно, что освоение рынков этих стран в основном завершено и база роста отличается от российской, именно поэтому Польша, Венгрия и Чехия опустились в рейтинге A.T.Kearny на последние позиции.

России удалось удержать лидерство в рейтинге именно потому, что ситуация в стране стабильна, доходы населения и объемы розничной торговли растут, а развивающиеся региональные рынки все еще не насыщены. Высокой динамике отрасли способствует также то, что развитие инфраструктуры торговли попросту не успевает за ростом спроса. По обобщенным оценкам участников рынка, сегодня удовлетворяется только 70-75% платежеспособного спроса, а действующие торговые предприятия именно в силу этого получают высокую норму прибыли (от 25-30% до 50-100%), что привлекает в этот сектор все новых участников. В последние годы в розничную торговлю активно приходили и финансово-промышленные группы (Интеррос, Альфа-групп, НИКОЙЛ и др.), и крупные оптовики, и международные торговые сети.

Еще одной особенностью российской розницы является то, что среднестатистический житель расходует на потребление и услуги 2/3 всех получаемых доходов, что серьезно отличается от ситуации в развитых странах Запада.

 

Таблица 12. Динамика изменения структуры потребления домашних хозяйств в России. (Источник: ФСГС).

 

Как видно из приведенной Таблицы 12 в структуре потребления россиян значительный вес занимают продукты питания – 46%, хотя и наблюдается очевидная подвижка по сравнению с 1996 годом (48%). Похожая ситуация типична для стран со сравнительно низкими потребительскими доходами. Согласно опросу компании ROMIR monitoring, проведенному в мае 2004 года, треть респондентов ежемесячно тратят на еду половину всех имеющихся средств, 28% - две трети, 27% - почти все средства и только 11% - менее половины. Тем не менее, тенденция изменения в сторону увеличения доли непродовольственных товаров налицо, тем более что потребление продуктов питания имеет свои естественные пределы, чего нет в другом сегменте, способном развиваться в соответствии с ростом доходов населения. Таким образом, из всех доходов, полученных населением России в первой половине 2004 года, оцениваемых ФСГС в $150 млрд., примерно $100 млрд. уже истрачены на товары и услуги. А потенциальный объем потребительского рынка составит в самое ближайшее время примерно $200 млрд.

Из этой немалой суммы примерно 10% приходится на 30 крупнейших сетей, сложившихся в последние годы и продолжающих активное развитие. Причем рост количества магазинов в сетях настолько бурный,[4] что по заявлению генерального директора сети «7-й континент» Галины Ильяшенко не все производители успевают, «так что для обеспечения стабильности ассортимента приходится учитывать возможности поставщиков в перспективе».[5]

Особенно активно этот процесс проходит в Москве, где по данным Consulting & Development Partner group доля рынка сетевиков была в 2001 году 5%, в 2002 – 10%, в 2003 – 20%, а к концу 2004 года прогнозируется почти 40%.[6] За последние три года здесь введено в оборот более 1 млн. кв. м. торговых площадей современных форматов и этот процесс продолжается, поскольку норма прибыли в этом секторе недвижимости приближается к жилью и оценивается в 17-20% в год.

Таблица 13. Прирост площадей за счет торговых центров по годам. (Источник: Colliers Int.).

 

Наиболее ярким примером бурного развития российских сетей является петербургская «Пятерочка», выросшая за 5 лет работы в 10 раз и включающая (по состоянию на 01.08.04 г.) 325 магазинов в основных городах и регионах страны с оборотом по итогам 2003 года в $930 млн.

Столь активное развитие торговых сетей в Москве и России в целом показало, что даже таким мастодонтам торговли как ГУМ и «Детский мир» стало непросто с ними конкурировать. Поэтому и та, и другая фирмы приступили к созданию собственных сетей универсальных магазинов.

Однако, наибольшее развитие к настоящему моменту получили торговые сети, специализирующиеся на продажах в специализированных сегментах рынка, в первую очередь таких как продтовары, бытовая техника и электроника, товары для дома, мебель, предметы роскоши, одежда, обувь, женское белье, товары для детей и т.п.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: