Крупнейшие торговые сети розничной торговли

 

Название сети Владельцы сети Количество магазинов существ./заявл. Объем продаж, $ млн. (год)
1 2 3 4
Магнит Оптовая компания «Тандер» Краснодар 650/250 в 35 городах 360 (03)
Мясновъ Эконом Пятачок Караван Компас Эконт Millhouse Capital (Планета) Н.Новгород 80/15 300 (03)
Пятерочка Агроторг 325/150 933 (03)
Самохвал ВиК Холдинг 50/2 н/о
Перекресток ЗАО ГД Перекресток (Альфа-групп) 76/15 450 (03)
7-й Континент 7-й Континент 52/25 445 (03)
АБК Вегат Плюс 30/5 30 (83)
Копейка Копейка-супер ИБГ Никойл 52/20 265 (03)
Патэрсон ООО «Омега-97» 31/20 150 (03)
Дикси ЗАО «Дисконтцентр» (Юниленд) 40/55 110 (02)
Петровский ЗАО ПФК БИН 17/24 120 (02)
Ароматный мир ЗАО ГД «Арома» 60/70 н/д
Авоська ООО «Авоська-2» 16/4 60 (03)
Алые паруса ООО «Сеть универсамов «Алые паруса» 2  
НормаН Виват Норма (Пермь) 33 23 {40 (03)
Азбука вкуса -------- 7  
Лента ОМНИ Санкт-Петербург 5/7 287 (03)
О’Кей Доринда-Холдинг Санкт-Петербург 3/7  
Геркулес -------- 22/35  
Самохвал -------- 59/100  
СОРРЕНТО ГК «Виза» Тольятти 7 н/д
12 месяцев -------- 12/18 45 (02)
Атлант Самара   н/д
ТиК продукты -------- 10/16 н/д
МегаМаг -------- 2/3 н/д
Виктория Дешево Квартал ГК «Виктория» Калининград 50/60 94 (02)
ПродМак Нефтехимпром 14/17 н/д
Столица -------- 12 н/д
Мосмарт Гиперцентр 3/5 50 (03)
Рамстор Рамэнка 25/11 430 (03)
Метро ООО «Метро Кэш энд Кэрри» 10/12 560 (03)
SPAR Марта/Spar Retail 20/20 140 (03)
Ашан Auchan 4/3  

Бытовая техника и электроника

Эльдорадо Семья Яковлевых Более 400 в т.ч. 30 на Украине 1350 (03)
М.Видео Семья Тынкован 33/30 573 (03)
Техносила «СВ» 38 350 (03)
Мир Семья Кабановых 26/12 200 (03)
Партия ТФГ «Партия» 19 120 (03)
Мир Электроники Электронный рай Белый ветер MT Group    
Rolsen      
Бонанза Опт.    
Синерджента Опт.    
Scarlett      
Аристон   20  
Электрофлот   70  

Мебель и товары для дома [7][8]

Шатура Шатура 535 в т.ч. 300 франчайзинг 120 (03)
Феликс -------- 32/12 в т.ч. 17 франчайзинг Н/д
Фронда -------- 60 Н/д
Домино Партия 6 Н/д
Гранд Интертрейд (Германия) 2/2 Н/д
Три Кита Интертрейд (Германия) 2/1 Н/д
Громада -------- - Н/д
Мебельград -------- - Н/д
Диваны тут ГК «8 марта» 11 Н/д
Сто диванов ГК «8 марта» 3 Н/д
Соло --------   Н/д
Крафт --------   Н/д
Юнитекс --------   Н/д
Mr. Doors -------- 9 Н/д
Аллегро-Классика -------- - Н/д
Союз-Т Новосибирск   --------   Н/д
Строймастер (Санкт-Петербург) ООО «Текс» 4 38,6 (03)
Максидом (Санкт-Петербург) -------- 3 Н/д
Искрасофт (Санкт-Петербург) -------- 7 Н/д
ИКЕА IKEA (Швеция) 4/15 225 (03)
OBI Tengelmann (Германия) 2/15 франчайзинг Н/д
Marktkauf ООО «Маркткауф-Рус» (Германия) 1 Н/д

 

 

Фармацевтические товары [9][10] *

                                         **

«36,6» ЗАО «Время» 230/15 76,3 (03)
Natur Rroduct (Санкт-Петербург) 40% фонды ЕБРР 193 в т.ч. в 20 регионах 27 (03)
ICN – «Чудо-доктор» Профит-Хаус (Millhouse Capital) 159 39 (03)
Доктор Столетов ЗАО «Элркафарм» (Металлинвест) 150/65 33 (03)
Ригла -------- 110 в т.ч. франчайзинг  
Фармакор (Санкт-Петербург) -------- 130 Более 30 (03)
Имплозия (Самара) -------- 140  
Вита (Самара) -------- 64  
Первая помощь (Санкт-Петербург) -------- 65 Более 30 (03
Фармир -------- 60  
Союзфарма -------- 33  
Старый лекарь -------- 26  
Гексал (ФРГ) -------- 12  
Экспресс-Аптека (Великобритания) Richfield Asset management --------  

 

Парфюмерно-косметические товары [11]

Л’Этуаль «Курс» 120 в т.ч. в 25 городах 180 (03)
Арбат Престиж 40% Тройка-Диалог 60% Владимир Некрасов 14/5 150 (03)
Rive Gauche Парфюм-Стандарт 19 100 (03)
Арбор Мунди -------- 14  
Дуглас Риволи Douglas (ФРГ) +ЛюксХолдинг 15  
Ile de Beaute «Единая Европа» 11 15 (03)
Л’Эскаль Алькор 11  
Sephora «Алокор» 1/5 франчайзинг  
Парфюмаркет ВК (опт.комп.) 2/5 франчайзинг  

 

Спорттовары

Спортмастер Спортмастер 45 100 (02)
Спортландия Спортмастер 6/200 -
Дельта-Спорт (Франшиза Intersport) Intersport-Russia (Югославия) Более 30 -
СпортСити -------- 10 -
Триал-Спорт -------- 17 -
Эпицентр (до 2004 г. Пан-Спортсмен) -------- 10 15/02
Sprandi (монобрендовый) Sprandi Int. (Гонконг) 37 -
Высшая лига   15 12/02
Спорт Град -------- 2 -
Мир спорта -------- 6 -
Профи -------- 10 12/02
Adidas Материнск. комп. 40/10 -
Nike Материнск. комп. 9 в Москве и Санкт-Петербурге -
Reebok Материнск. комп. 130 в т.ч. 30 в Москве -
Puma Материнск. комп. 3 -
Цезарь -------- Н/д -
Тайсон (Н.Новгород) -------- Н/д -

Товары для детей [12]

Детский мир (Торговые центры) АФК Система +19% Правительство Москвы 9/30 65 (03)
Розничная сеть «Торговый дом «Детский мир» (малоразмерные магазины) АФК Система +19% Правительство Москвы 15  
Вырастай-ка С-Тойз (ИД «С-Инфо») 21  
Чудо-Остров -------- более 10  
Кенгуру -------- 14  
Кораблик ООО «Интуруфеса» 10 20/03
SweetMama -------- 8  
Mothercare франчайзинг 4  
Бэмби -------- 2  
Маугли -------- 4  
Банан-А-Mama Базис 3/7  
Рикки-Тикки ЗАО «Литэксмаркет» с 2005 г. будет франчайзинг 8/4  
Здоровый малыш (Санкт-Петербург) ЗАО «Спецобслуживание» 51/5  
Парк детского периода (Санкт-Петербург) ЗАО «Спецобслуживание) 3/2  
Юниор (Санкт-Петербург) - 4  
Дети (Санкт-Петербург) - 11  
Wow!-Детский мир (Санкт-Петербург) - 5  
Товары новорожденным (Санкт-Петербург) -------- 6  
«Все для мам и малышей» Фиалка 7  
Кроха (Санкт-Петербург) -------- 6  
Для тебя и для мамы ЗАО Корпорация «Бинко» более 30  
«От и до» ЗАО Корпорация «Бинко» 3  
«Маленький гений»   3  
Chicco -------- -  
Даниэль -------- 6  
Имерия детства --------    

Таблица 14.

 

 

Приведенные в Таблице 14 данные, к большому сожалению, являются не полными, поскольку достоверной информации обо всех действующих сетях, особенно в региональном разрезе не имеется. Тем не менее, можно утверждать, что создаваемые региональными игроками сети развиваются не менее активно, чем московские или петербургские. Достаточно посмотреть на деятельность краснодарской сети «Магнит», состоящей из 650 магазинов в 35 городах и регионах страны (и планирующей открыть еще по меньшей мере 250) или компании «Планета» из Нижнего Новгорода, имеющей в составе шести сетей различной направленности более 80 магазинов с оборотом в 2003 году на уровне $300 млн.

Если в продовольственном сегменте розничные сети занимают в Москве более 20% рынка, а в регионах гораздо меньше, то в сегменте бытовой техники и электроники сетевые операторы в целом по России занимают более 40% рынка, а в Москве даже более половины. Общий объем этого сегмента рынка оценивается в $3,5-4 млрд. в год и доля независимых магазинов неуклонно сокращается (с 29% в 2000 г. до 16% в 2002 г.).

 

 

Сектор $ млрд.
Бытовая техника и электроника 7 (РАТЭК)
Парфюмерия и косметика 5,2 (Тройка-Диалог) 4,2-4,5 (РПКА)
Детские товары 4,5-7 (Basis)
Фармацевтические товары 4,38 (RBMC)
Товары для дома (DIY) 4-6 оценка
Спорттовары 2-3 оценка
Мебель 9,5 (ОФГ)
Бытовая химия 2,3 (Тройка-Диалог)

Таблица 15.

 

Примечание: Оценки объемов отдельных сегментов рынка серьезно разнятся. Так по данным ГТК РФ, рынок бытовой техники и электроники оценивается в $2 млрд., а оценки экспертов колеблются от $4 до $8 млрд. В диапазоне $2-9,5 млрд. колеблется оценка рынка мебели. Последняя оценка, сделанная ОФГ представляется более реалистичной.

 

Оценка отдельных сегментов рынка, в которых сформировались и работают торговые сети, свидетельствует о том, что им есть за что бороться. И, если в Москве, допустим, сегмент бытовой техники и электроники по существу уже полностью сложился, то в сегменте продовольственного ритейла и в столице, и в регионах сейчас все еще идет фаза экстенсивного развития. По оценкам экспертов в предстоящие 2-3 года только отечественными сетями будет вложено в свое развитие примерно $3 млрд. Строительство одного квадратного метра современного торгового центра обходится в $800-1000, т.е. создание крупного гипермаркета будет обходиться инвестору в $30-40 млн.

Как уже отмечалось выше, рентабельность строительства торговой недвижимости в России гораздо выше (17-20%), чем в странах ЦВЕ. Поэтому понятны гигантские объемы ввода торговых площадей, например, в Москве, превышающие 400 тыс. кв. м. в год (только в 2004 году ожидается поступление 440 тыс. кв. м.). В Санкт-Петербурге в 2003 году введено 380 тыс. кв. м., а на 2004 год запланировано удвоение этой цифры.

Эксперты оценивают степень развития потребительского рынка других городов и регионов, отталкиваясь от современного уровня, достигнутого Москвой. По общему мнению считается, что Санкт-Петербург отстает от столицы на 1-2 года, а крупные региональные центры на 3-4 года. Тем не менее, окупаемость современных торговых центров в Москве оценивается в 3-5 лет, а на региональных рынках, особенно там, где нет пока конкуренции в 1,5-2 года.

Поэтому, начиная примерно с 2002 года, российские сети предпринимают активные действия по проникновению в регионы, опираясь в первую очередь на крупные промышленные агломерации. Так, например, в Воронеже (оборот розничной торговли в 2003 году оценивается в $0,6 млрд.) соперничают уже три национальных сети – московский «Перекресток», петербургская «Пятерочка» и Краснодарский «Магнит». В Нижнем Новгороде (оборот в 2003 году около $0,2 млрд.) конкурентами являются «Рамстор», «Метро», «Пятерочка» и «Перекресток», не говоря уже о ряде местных сетей, принадлежащих группе компаний «Планета».

Наибольший интерес для торговых сетей в регионах представляет довольно узкая группа населения с доходом свыше $160-180 в месяц, составляющая примерно 5-6% местных покупателей. По мере роста доходов населения граница этой группы будет, несомненн, расширяться.

Самое большое количество региональных магазинов среди торговых сетей имеют (по состоянию на 01.08.04 г.) «Магнит» (более 500), «Пятерочка» (122), «7 Континент» (48), «Патэрсон» (12). Все они строят довольно обширные планы дальнейшего развития. В частности, на ближайшие год-два у «Магнита» они составляют 150 магазинов, у «Пятерочки» - 150, у «7 Континента» - 25, у «Патэрсона» - 20, у «Копейки» - 20, у «Перекрестка» - 15 и т.д.

При этом в регионах России у московских и петербургских игроков растут достойные местные конкуренты. Не говоря уже о краснодарском «Магните» и 6 сетях нижненовгородской «Планеты», можно назвать такие локальные сети как пермские «НормаН» (33 магазина) и «Виват» (23), калининградские сети «Виктория», «Дешево» и «Квартал» (всего 50 магазинов, планируют открыть столько же) или же «Сорренто» в Тольятти и «Атлант» в Самаре.

Еще одним важным фактором развития рынка розничной торговли России является приход иностранных участников. Он мотивировался как успешным примером рискнувших первыми придти на неосвоенный и непредсказуемый российский рынок турецкой «Рамэнки» и немецкого «Метро», благоприятным развитием общеэкономической ситуации в стране, и, наконец, настоятельными рекомендациями международных аналитиков (A.T.Kearny и др.). В 1 квартале 2003 года на этот сектор пришлось 52% из $1,03 млрд. всех привлеченных в Россию прямых инвестиций.

К этому можно добавить еще и несомненную затоваренность самих западных потребительских рынков, отсутствие там перспектив роста, а также неплохой опыт, полученный западными сетями в странах ЦВЕ. Наработав такой опыт в Польше, Венгрии и др. странах к нам пришли немецкие гиганты «Метро», OBI, REWE, открыв 19 магазинов в Польше и добившись там годового оборота в $300 млн., о намерении открыть в России 60 магазинов за 10 лет объявила французская сеть Castorama.[13]

Интересной, хотя и отчасти спорной является оценка России в качестве объекта инвестиций в торговлю, сделанная в апреле 2004 года международной консалтинговой фирмой Franklin & Grant: «Россия недавно стала фаворитом у иностранных инвесторов, включая и компании-ритейлеры. Этому есть несколько причин. Первое, сравнительно благоприятный режим регулирования позволяет с легкостью входить на российский рынок (хотя, коррумпированные государственные чиновники могут нарушить планы инвестора). Вдобавок, на территории России работают несколько сильных конкурентов. Но иностранцы с высокой организацией бизнес процессов могут диктовать правила игры и «разбить в пух и прах» существующую конкуренцию. И, наконец, в России сокрыто огромное богатство. Беспрецедентная по своим масштабам теневая экономика, с внушительным оборотом неучтенной наличности создала хорошие возможности для иностранцев. Когда IKEA открылись в Москве в конце 1990-х, единственной проблемой для них было обеспечить огромное число русских клиентов достаточным количеством товара…

После присвоения Moody’s России инвестиционного рейтинга, роста экспорта, при сравнительно высоких ценах на товарных рынках, Россия кажется теперь менее рисковым направлением, с точки зрения инвестиций. Более того, наблюдается также бурный рост российской экономики в целом. Следовательно, иностранные торговые компании торопятся выйти на российский рынок. За последнее время французская компания Auchan и немецкая Metro открыли свои магазины в России. Известно, что Carrefour и Wal-Mart делают шаги в этом направлении.

Остались ли в России риски? Да, Россия остается пока той страной, где законодательство не совсем прозрачно и не всем понятно. Российская экономика чрезмерно зависима от цен на мировых товарных рынках…»

Действительно Auchan открыл уже 4 своих гипермаркета в московском регионе и заявил о планах открыть еще 7-8 объектов к 2007 году. «Метро» имеет уже 10 мелкооптовых торговых центров, в т.ч. 2 в Санкт-Петербурге, по одному в Ярославле, Казани, Нижнем Новгороде и завершает строительство очередного в Ростове-на-Дону. Региональная экспансия «Метро» будет продолжена. Положительный опыт работы их магазинов формата cash&carry, убедил руководство материнской компании в необходимости и возможности прихода в Россию и других форматов, в частности, розничных магазинов Real (объявлено о строительстве 2 объектов в Москве и 2 в Нижнем Новгороде). Глава правления фирмы Metro Group Х.Кербер на пресс-конференции в Москве в конце 2003 года заявил о намерении инвестировать в Россию в течение нескольких лет 1 млрд. евро. По оценкам ряда экспертов это может привести к серьезным подвижкам на региональных рынках, всееще свободных от конкуренции.

В июле 2004 года в ходе российско-германского саммита в присутствии государственных руководителей двух стран было объявлено о создании альянса между одной из крупнейших в Европе торговых компаний REWE Group и российским холдингом «Марта».[14] В планах совместного предприятия создание в течение нескольких лет сети из 40 торговых объектов.

Появление на рынке столь крупных конкурентов вызывает смешанные оценки со стороны российских игроков. С одной стороны, западные ритейлоры, действительно, повышают накал конкуренции, заставляя российские сети искать пути повышения оптимизации работы. Но по сути это ведет к серьезному росту профессионализма, расширению маркетинговых служб, изменениям в ценовой и ассортиментной политике. Даже на начальных этапах проектов строительства торговой недвижимости повысилась требовательность к подбору участников и консультантов.[15] В выигрыше остается и покупатель, поскольку борьба идет не только за снижение цен и расширение ассортимента, но и за повышение качества обслуживания.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: