Смежные отрасли, как важный фактор развития потребительского рынка

Оценивая потенциал внутреннего рынка потребления необходимо учитывать, что его рост во многом зависит от целого ряда смежных отраслей – легкой и пищевой, автомобильной и деревообрабатывающей, фармацевтической и электронной. Основной проблемой в них, как правило, остается доступ к капиталам и технологиям. Поэтому наилучшей стратегией для отдельных предприятий является обеспечение конкурентных преимуществ за счет низких издержек и четким рыночным позиционированием продукции с учетом требований локальных потребителей, с которыми наши менеджеры знакомы все же лучше, чем иностранные. Учитывая неизбежное вступление России в ВТО сегодня на повестке дня стоит задача создания и укрепления локальных и национальных брэндов, что в новых условиях позволит не только противостоять зарубежной конкуренции, но и повышать капитализацию.

3.1. Пищевая промышленность

Пищевая промышленность в последнее время была одной из наиболее быстроразвивающихся и динамичных в Российской Федерации. Несмотря на значительную инвестиционную активность, действительный потенциал этого сектора еще полностью не раскрыт, что представляет прекрасные возможности для местных и международных участников рынка.

В настоящее время пищевая промышленность России объединяет около 30 подотраслей и свыше 25 тысяч предприятий с общей численностью занятых 1,5 миллиона человек. Доля пищевой промышленности в общем объеме промышленного производства неизменно составляет 11-12 процентов. В отраслевой структуре промышленного производства она занимает 4-е место после топливной промышленности (20 процентов), металлургии, машиностроения и металлообработки (по 19 процентов).

По данным Федеральной службы государственной статистики, пищевая промышленность России в январе – апреле 2004 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличила производство на 8 процентов. Только в апреле по сравнению с апрелем 2003 года производство увеличилось на 10,4 процента.

Особенностью таких подотраслей пищевой промышленности, как хлебопекарная, мукомольно-крупяная, кондитерская и макаронная, является концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях и наличие большого количества малых предприятий различных форм собственности. Согласно статистическим данным, производство хлеба и хлебобулочных изделий оставляет желать лучшего, поскольку в апреле этого года оно составило 652 тысячи тонн, что на 4,9 процента меньше, чем в апреле прошлого года, и за четыре месяца выработка этой продукции также снизилась на 2,2 процента

Сахарные заводы также продемонстрировали не лучший результат, в апреле они выработали 273 тысячи тонн сахара-песка, что на 32,1 процента меньше прошлогоднего.

В то же время мукомольно-крупяные предприятия страны в апреле произвели 896 тысяч тонн муки и 63,8 тысячи тонн крупы, что соответственно на 2,1 процента и 6 процентов больше, чем в апреле прошлого года. По сравнению с четырьмя месяцами прошлого года производство этой продукции возросло на 0,9 процента и 14,5 процента.

Кстати, несмотря на то, что хлеб и хлебобулочные изделия – одни из основных продуктов питания в рационе российских потребителей, хлебобулочная промышленность по-прежнему остается одной из наименее привлекательных с точки зрения привлечения инвестиций отраслей и эта ситуация вряд ли изменится к лучшему в ближайшие годы. Рынок хлебобулочных изделий уже давно поделен, и производители к тому же не стремятся расширять географию сбыта своей продукции, так как многие руководители считают, что расширение сбыта в другие регионы только сократит и без того невысокую прибыль.

Между тем надо отметить, что кондитерская промышленность является в свою очередь весьма высокорентабельной отраслью и входит в десятку бюджетообразующих отраслей пищевой промышленности. Ежегодно россияне потребляют около 500 тысяч тонн карамели, 770 тысяч тонн мучных кондитерских изделий и 325 тысяч тонн шоколада. Статистики отметили, что в апреле предприятия отрасли произвели 175 тысяч тонн кондитерских изделий, на 2,1 процента больше, чем в апреле прошлого года, а в январе – апреле этого года выпуск этой продукции увеличился на 6,7 процента. На рынке кондитерских изделий, и особенно шоколада, много импортной продукции и весьма сильны позиции иностранных производителей, организовавших в России свое производство на уже имевшихся ранее мощностях и также построивших новые кондитерские фабрики. А вот совокупная рыночная доля отечественных производителей в шоколадной отрасли составляет уже менее 30 процентов. Между отечественными и западными производителями на российском рынке сложилась очень острая конкуренция. Российские крупные производители предпочитают расширять свое присутствие на рынке, покупая небольшие региональные предприятия как собственно кондитерские, так и смежные. Западные же компании основной упор делают на шоколад, а также предпочитают вкладывать серьезные деньги в продвижение собственных марок.

Сегодня на рынке макаронных изделий, по мнению представителей отрасли, наблюдаются две тенденции. Первая – спрос на макаронные изделия перестал расти за счет того, что на рынок стали агрессивно продвигаться смежные продукты: каши, готовые завтраки, лапшу быстрого приготовления. Вторая характерная тенденция – концентрация на рынке: более сильные производители теснят поставщиков низкокачественной продукции. В целом же выработка макаронных изделий в апреле этого года составила 78,8 тысячи тонн, что на 6,2 процента больше, а за четыре месяца 2004 года макаронных изделий выпустили на 5,9 процента больше, чем годом раньше.

Что касается мясной и молочной отраслей, то в апреле они увеличили свое производство на 3,7 процента, а за четыре месяца – на 7,3 процента. Правда, предприятия мясной промышленности в последнее десятилетие работали в условиях глубокого дефицита сырья. Специалисты объясняют это нежеланием сельхозпроизводителей сдавать скот и птицу на промышленную переработку в связи с задержкой расчетов за сданную продукцию. И все же производство мяса и субпродуктов 1-й категории в апреле этого года составило 139 тысяч тонн, что на 3,7 процента больше, чем в апреле прошлого года. По сравнению с январем – апрелем прошлого года производство этой продукции увеличилось на 8,4 процента. Мясоперерабатывающие заводы также произвели 152 тысячи тонн колбасных изделий, что на 7,4 процента больше, чем в апреле прошлого года.

Особенность молочного производства, впрочем, как и других подотраслей пищевой промышленности, заключается в привязанности производителей к местам производства сырья и недолгих сроках хранения готовой продукции. Поэтому производство в основном носит местный и региональный характер. Возможность выхода со своей продукцией на рынки соседних регионов имеют только производители, наладившие выпуск пастеризованной продукции с длительным сроком хранения. Наибольшие темпы роста в молочной промышленности в апреле 2004 года отмечены в производстве нежирной молочной продукции – 15,3 процента. По сравнению с январем – апрелем прошлого года производство этой продукции увеличилось на 4,1 процента.

Надо отметить, что в России по сравнению с другими странами потребляется очень мало сыров на душу населения - 2-3 кг в год (во Франции – 15 кг, в Голландии – 10 кг). Потребление твердых сыров среди остальных молочных продуктов составляет по стране не более 5 процентов. Импорт достигает 50 тысяч тонн в год. Ежегодно страна экспортирует порядка 2 тысяч тонн сыров и творога, которые в основном идут в страны СНГ. Однако новых серьезных производств сыра в России почти никто не открывает. Западным компаниям пока не имеет смысла запускать собственное производство в нашей стране, поскольку производить здесь сыр такого же качества, как у себя на родине, они просто не могут – хотя бы из-за проблем со стабильным качеством молочного сырья. Поэтому им гораздо более выгоден экспорт в нашу страну. Значительная доля российского рынка сыра, емкость которого оценивается в 899 миллионов долларов, сейчас занята иностранными производителями.

 

3.2. Легкая промышленность.

В июне 2004 года в Госдуме РФ в комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму прошел «круглый стол» под названием «Экономическая политика государства, направленная на защиту отечественных производителей в легкой промышленности России». Серьезные опасения у участников заседания вызвало состояние дел в отрасли. Численность работающих еще недавно составляла один миллион человек, сегодня – всего 660 тысяч. Объем поступлений налоговых платежей от предприятий отрасли в бюджет РФ составляет 1% (в СССР было на порядок больше). Минэкономразвития констатирует, что фактор импортозамещения исчерпан. С 2002 года началось сокращение производства. Сегодня доля импортной текстильной продукции на российском внутреннем рынке составляет 75% от общего объема рынка.

Все статистические данные – по безработице, уровню зарплаты, старению кадров, износу основных фондов, росту задолженности, числу банкротств – свидетельствуют о нарастании негативных тенденций в отрасли.

Отечественные ткани отступают под напором товара из Китая, Индии, Турции, Пакистана. Только по официальным данным ГТК, за первое полугодие 2004 года импорт хлопчатобумажных тканей и изделий из них в стоимостном выражении вырос на 38,4 процента. По оценкам Минпромнауки, в прошлом году доля российских производителей на рынке трикотажных изделий составила 16,4 процента, швейных изделий – 12,3 процента. В последнее десятилетие, 90 процентов российских текстильных фабрик работали по толлинговым схемам и большую долю прибыли получал зарубежный заказчик, а производителям хватало средств только на выживание. Как свидетельствует статистика, российская текстильная отрасль давно и безнадежно буксует, несмотря на богатые традиции и необъятность внутреннего рынка. По данным Госкомстата РФ, за январь- июль 2003 года наши предприятия произвели 1,6 миллиарда квадратных метров тканей, что всего на 1,8 процента выше показателя аналогичного периода предыдущего года.

Правительство с конца 2003 года вдвое увеличило для физических лиц квоту беспошлинного ввоза импорта. Если раньше туристы могли, не заплатив ни копейки, ввезти 50 кг вещей на сумму не более тысячи долларов США, то с конца прошлого года планка за этот же вес выросла до двух тысяч. По официальным данным, сегодня «челноки» завозят из Китая товаров на 1 млрд. долларов, по неофициальным – в 10-15 раз больше. Сегодня очень часто говорят о высокой насыщенности российского рынка дешевыми товарами «серого импорта».

По данным ГТК, ежедневно таможенную границу РФ пересекает из одного только Китая около одной тысячи транспортных средств. Они везут в основном сырье и комплектующие – так говорят таможенные документы. На самом деле, как пишет пресса, под видом так называемого «прикрытия» из Китая ввозят дорогие изделия, облагаемые самыми низкими таможенными пошлинами, - от 0,2-1,4 доллара за килограмм. Дело доходит до того, что кожаные кроссовки объявляются расческами, шерстяные ковры – тюбиками с клеем… В 2003 году по таможенным документам в Россию было завезено такое количество «замков-молний», что ими можно семь раз обмотать земной шар.

По официальным российским источникам из Китая в 2003 году было вывезено потребительских товаров на сумму всего 3-4 млрд. долларов, в то время как китайские таможенные органы задекларировали на 6 млрд. долларов. Сегодня по инициативе Национального антикоррупционного комитета отраслевым сообществом готовится обращение к китайским властям с требованием дать уточненные данные задекларированных к вывозу товаров из Китая для дальнейшей сверки их с ввозом в Россию.

 


[1] По оценке президента фонда «ИНДЕМ» Г. Сатарова «в тени» находится 60% доходов россиян. – «Ведомости», 18.03.04.

[2] Хотя уровень среднедушевого потребления мяса так и не вышел на уровень дореформенного 1990 года – 75 кг. По данным 2002 года он составил всего 58 кг на человека в год.

[3] «Известия», 17.08.04 г.

за 2003 год доля вкладов «до востребования» уменьшилась с 18,1% до 16,9%, тогда как удельный вес срочных депозитов и иных привлеченных средств физических лиц сроком свыше одного года повысился с 35,3% до 42,6%. В июле 1998 года этот показатель составлял всего 6,7%.

[4] Например в сети «7-й континент» в 2002 году открылось 9 новых магазинов, в 2003 – 17, в 2004 - планируется 24.

 

[5] «Компания», 24 ноября 2003, с.64.

[6] «Секрет фирмы», 20 октября-2 ноября 2003, с.12

 

[7] По данным НК «Союзмебель» в России имеется 64 мебельных сети, большинство из которых состоит всего из 3-5 магазинов

[8] В 2004 году началось строительство торговых центров товаров для дома компаний Castorama (Екатеринбург), Focus Wickes (Красноярск), Leroy Merlin (Мытищи).

[9] В России насчитывается 19 тысяч аптек, доля 300 действующих сетей составляет примерно 40%.

 

[10] С 1995 года развивается сеть гомеопатических аптек под марками «Лавка жизни» и «Зеленая аптека», которая состоит из 600 фирм, владеющих 5 тыс. торговых точек в России и СНГ

[11] Специализированные сети составляют более 20% рынка (по Москве более 30%). Из этого объема 80% приходится на четырех лидеров

[12] Пока в этом сегменте конкурируют не сети, а отдельные магазины с рынками, где осуществляется 70% покупок. Однако, рынок динамично развивается: только в Москве в 2003 году открылось 25 новых магазинов.

 

[13] В настоящее время Castorama на 100% выкуплена английской сетью Kingfisher, однако сохранит свое историческое название.

 

[14] До настоящего времени этот холдинг развивал формат супермаркетов по франшизе голландской SPAR. Сеть состоит из 20 магазинов.

[15] Наталья Сазонова, аналитик Colliers International: «Профессиональный подход к концепции, маркетингу и брокериджу торговой недвижимости, да и ко всему процессу девелопмента в целом, перестал быть чем-то необычным. Рынок торговых помещений становится все более профессиональным». – «Ведомости», 25.06.04 г.

[16] Обзор «Инвестиции в торговлю», 12.03.04 г.

[17] «Финанс» 22-28 сентября 2003 г., с.32

 

[18] «Молл» №03, 2003 г., стр.20-21

[19] «Ведомости». 07.06.04 г.

[20] Более поздних данных в открытом доступе обнаружить пока не удалось. По сообщению ответственного сотрудника МЭРТ обследования рынка оптовой торговли делаются 1 раз в 5 лет.

[21]  «Секрет фирмы», 17-23 мая 2004 г., стр.15.

 

[22] «Прямые инвестиции». №6 (26) 2004, с.39.

[23] «Экономика и бизнес», 08.03.04 г., с.37.

[24] Р.Ордовский-Танаевский-Бланко, глава «Ростик Групп». – «Ведомости», 23.03.04 г.

[25] В этой и последующих таблицах раздела с 2002 г., в соответствии с внесенными изменениями в Общероссийский классификатор услуг населению из состава показателя «бытовые услуги населению» исключены «транспортно-экспедиторские услуги».

Источник: ФСГС

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: