Общественное питание

В течение 1999 – 2002 гг., по данным Госкомстата, число крупных и средних предприятий общественного питания (с количеством работников более 30 человек) практически не менялось в пределах 3700 – 3800 объектов. Оборот при этом стабильно возрастал с 22322 млн. рублей (1999 г.) до 49031 млн. рублей (2002 г.). При этом примерно такими же темпами росло и количество инвестиций в основной капитал: с 616 млн. рублей (1999 г.) до 2295 млн. рублей (2002 г.).

За этот же период аналогичные показатели по малым предприятиям (менее 30 работающих) составили:

 

  1999 2000 2001 2002
Число предприятий (тыс.) 11,6 11,8 11,1 12,4
Численность работников (тыс. человек) 113,2 111,5 99,3 162,0
Оборот (млн. рублей) 7934 10314 12909 13219
Инвестиции (млн. рублей) 23 211 52 977

Таблица 1. Источник: ФСГС

 

Рынок общественного питания все еще обладает огромным неиспользуемым потенциалом. Во Франции, например, одна точка питания (включая ларьки и палатки) приходится на каждые 150-200 человек, в России же, по оценке одного из ведущих игроков рынка,[24] одно предприятие общепита приходится на 5-6 тыс. человек.

Отечественный рынок общепита, особенно в регионах, остается весьма закрытым. По данным ФСГС в 2003 году его общий объем составил примерно $6 млрд. (185727 млн. рублей). Однако, если учесть, что только два крупнейших мегаполиса России, по оценкам участников занимают почти треть рынка (что было бы неестественно), то, скорее всего, этот рынок должен быть крупнее процентов на 50, как минимум.

 

Типы заведений

количество

примечания

Москва Санкт-Петербург
Рестораны 1344 222

(по состоянию на 2003 год)

Кафе и закусочные 2552 3119
Бары и пабы 425 455
Прочие 1438 472
Всего: Оборот (млн.$) 5759 1500 4268 230   (оценка)

Таблица 2.

 

Рынок Москвы, как и в других сегментах потребительского рынка, является показателем того, какие процессы будут происходить в регионах с отставанием в 2-3 года. Сегодня темпы роста общепита в столице составляют примерно 30%. Как и в розничной торговле серьезную долю рынка принимают на себя сети ресторанов быстрого питания. В 2004 году произошло знаковое для этого сегмента рынка событие – родившаяся в России корпорация «Ростик Групп» по числу своих ресторанов обогнала всемирно известную сеть «Макдональдс». В планах компании на 2004 год открытие еще 48 ресторанов в Москве (25) и регионах (23).

 

Таблица 3.

 

Общими проблемами для дальнейшего развития сегмента общественного питания являются:

- необходимость быстрейшего утверждения технических регламентов отрасли,

- обеспечение предприятий подготовленными кадрами и возможность повышения квалификации,

- упорядочение работы проверяющих служб (сегодня отрасль контролируют 38 организаций),

- упрощение порядка открытия новых предприятий питания (необходимо получить 275 согласующих подписей),

- отсутствие реального рынка готовых помещений, пригодных для размещения предприятий общепита,

- сложность решения вопросов, связанных с оформлением иностранных специалистов и работников в миграционной службе,

- непрозрачность данного сегмента рынка и отсутствие реальной статистики, позволяющей проводить анализ и оценку его развития.

Даже в условиях наличия всех вышеперечисленных проблем развитие сектора общественного питания в стране происходит быстрыми темпами. Создание общенациональных сетей ресторанов быстрого питания, региональных сетей кофеен, использование франчайзинга придают этому процессу дополнительное ускорение и новую динамику в регионах.

 

 

Индустрия услуг.

В развитии рынка платных услуг населению за последнее десятилетие просматривается 2 этапа. Если на первом этапе (1992-1998 годы) рынок платных услуг населению демонстрировал падение объемов услуг, которое замедлилось в 1995 году и было приостановлено в 1997 году, то на втором этапе (с 1999 года по настоящее время) рынок платных услуг населению характеризуется позитивной динамикой развития.

Первые годы проведения рыночных реформ вплоть до экономического кризиса 1998 года для развития сферы платных услуг были очень неблагоприятны, причем настолько что за первые пять лет 90-х годов по сравнению с другими отраслями экономики объемы платных и бытовых услуг падали наиболее значительными темпами и имели самые низкие макроэкономические показатели. Снижение объемов оказания платных услуг было настолько существенно, что даже в настоящий момент, исходя из реалий 2004 года, объем услуг в сопоставимых ценах от уровня 1991 года составил лишь около 40%. Объем бытовых услуг соответствует такому же уровню.

 

 

  1995 2000 2001 2002 2003
Все оказанные услуг 21838 87889 109613 126833 152599
В том числе по видам:   ремонт, окраска и пошив обуви     484     2427     2950     3634     4464
ремонт и пошив одежды, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий   3285   9138   10848   13691   15533
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий     1608     6823     8176     10098     11804
изготовление и ремонт мебели 385 1394 1760 2394 2963
химическая чистка и крашение 92 610 758 1016 1214
услуги прачечных 660 1167 1362 1455 1672
ремонт и строительство жилья и других построек   5956   18559   24097   31900   39482
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования   1590   17951   21948   27771   33107
услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий 382 2499 3253 4125 4677
услуги бань и душевых 268 1393 1836 2351 3005
услуги парикмахерских 1029 4520 6304 8285 10198
услуги по прокату 102 228 279 362 665
ритуальные услуги 900 5227 6842 8714 11120
транспортно-экспедиторские услуги[25] 2913 8574 10294
другие услуги 2184 7379 8906 11037 12695

Таблица 1. Объем бытовых услуг населению по видам

 (миллионов рублей; 1995 г. – млрд. руб.)

 

 

Основными причинами более чем трехкратного падения объемов потребляемых услуг являются резкое снижение доходов населения в начале девяностых годов, многократный рост цен на большинство видов услуг, сопровождавшийся его опережением над отдельными видами потребительских товаров, сокращение сети организаций сферы услуг по отдельным видам. Например, число прачечных в России сократилось по сравнению с 1990 годом в 2 раза, предприятий химической чистки и крашения, по ремонту и пошиву швейных и трикотажных изделий – в 3 раза.

В начале 90-х годов население было вынуждено потреблять в основном жизненно необходимые услуги, среди которых услуги пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, отдельные виды бытовых услуг, прежде всего, ритуальные и т.п. Остальные свои средства население тратило на другие услуги, распределяя их по степени значимости (платные медицинские услуги, услуги, связанные с образованием и т.д.). Естественно, что в этой шкале приоритетов бытовые услуги зачастую были далеко не на первом месте, и граждане нашей страны могли выделять на данные услуги совсем небольшое количество средств.

Однако, структура платных услуг населению за 10 лет претерпела изменения, обусловленные резкой дифференциацией населения по доходам, сокращением дотаций на развитие отдельных видов услуг и их переход в платные и значительным ростом цен на услуги, опережающим рост доходов населения. В ней сохраняется преобладающая доля транспортных услуг, услуг связи, жилищно-коммунальных и бытовых услуг, которые в совокупности занимают более 70%. При этом наблюдается тенденция снижения доли бытовых, санаторно-оздоровительных услуг, услуг правового характера, при росте расходов населения на оплату жилищно-коммунальных, медицинских услуг, услуг связи.

 

  1995 2000 2001 2002 2003
Все оказанные услуг 100 100 100 100 100
в том числе:   ремонт, окраска и пошив обуви     2,2     2,8     2,7     2,9     2,9
ремонт и пошив одежды, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий   15,0   10,4   9,9   10,8   10,2
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий     7,4     7,8     7,5     8,0     7,7
изготовление и ремонт мебели 1,8 1,6 1,6 1,9 1,9
химическая чистка и крашение 0,4 0,7 0,7 0,8 0,8
услуги прачечных 3,0 1,3 1,2 1,1 1,1
ремонт и строительство жилья и других построек 27,4 21,1 22,0 25,0 25,9
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования   7,3   20,4   20,0   21,9   21,7
услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий 1,7 2,8 3,0 3,3 3,1
услуги бань и душевых 1,2 1,6 1,7 1,9 2,0
услуги парикмахерских 4,7 5,1 5,8 6,5 6,7
услуги по прокату 0,5 0,3 0,3 0,3 0,4
ритуальные услуги 4,1 5,9 6,2 6,9 7,3
транспортно-экспедиторские услуги 13,3 9,8 9,4
другие услуги 10,0 8,4 8,0 8,7 8,3

Таблица 2. Структура бытовых услуг населения (в процентах к итогу)

Источник: ФСГС

 

В ходе рыночных преобразований качественное изменение претерпел состав производителей услуг. Если в 1991 году подавляющую часть платных услуг населению оказывали предприятия государственной формы собственности, то к 2002 году их доля снизилась до 36,5%. Одновременно на потребительском рынке услуг значительную роль стали играть организации частной и других негосударственных форм собственности их доля достигла 64,0%.

Объемы услуг, оказанные в частном секторе экономики, в основном представлены услугами, выполненными физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Особенно значительна доля индивидуального предпринимательства на рынке бытовых услуг. Индивидуальные предприниматели освоили практически все виды бытовых услуг, кроме услуг по химчистке и крашению, услуг бань и душевых, которые пока полностью предоставляются организациями.

Значительную роль в формировании объема платных услуг населению играет малый бизнес. В 2002 г. на его долю приходилось 28,7% объема платных услуг населению, из которых 19,0% - это объемы, оказанные физическими лицами и некорпоративными предприятиями, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Определяющей (от 46,3% до 96,8%) является доля малого предпринимательства в объемах бытовых, туристских, медицинских, ветеринарных и правовых услуг.

С переходом на рыночные отношения стали активно развиваться новые для российской действительности виды деятельности – услуги в области аудита, рекламы, оценки стоимости имущества, посреднические услуги в сделках с недвижимостью, игорный бизнес, информационно-компьютерное обслуживание и др. Основными производителями этих услуг также является частный бизнес.

Как один из факторов, работающих на формирование объема услуг, следует отметить текущее состояние отраслевых мощностей, определяющее реальный потенциал производства платных услуг различных видов и порождающее естественные ограничения на «физические» масштабы их оказания даже в условиях наличия платежеспособного спроса. Так, например, при наличии спроса городского населения на качественные услуги банных комплексов отсутствие достаточных мощностей сдерживает рост этого вида услуг.

Однако ключевым фактором, оказывающим влияние на спрос населения на платные услуги, по-прежнему является фактор цен, особенно по тем видам услуг, где рост цен опережает по темпам рост доходов населения. Значительное опережение индекса потребительских цен на услуги по сравнению с товарами наблюдается, начиная с 1999 года, хотя в 2003 году произошло значительное замедление роста цен на услуги. При среднем изменении потребительских цен на товары и услуги за 2000-2003 гг. в 1,5 раза, цены и тарифы на платные услуги населению выросли в 2,3 раза, на бытовые услуги в 1,8 раза, тогда, как цены на товары – в 1,4 раза. Причем отмечалась тенденция к увеличению разрыва в темпах роста потребительских цен на рынке услуг по сравнению с рынком товаров.

Данные бюджетных обследований домашних хозяйств свидетельствуют о значительной дифференциации потребления услуг в зависимости от уровня дохода. Следует отметить, что разрыв в потреблении ряда услуг между первой и десятой децильными группами очень высок. Например, по бытовым услугам он составляет 30 раз. Однако, несмотря на продолжающийся рост цен на престижные виды бытовых услуг, такие как техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, услуги фотографий, услуги парикмахерских, сохраняется рост их объемов в основном за счет потребления этих услуг высокодоходными группами населения.

Следует отметить, что доля этих услуг в объеме платных невелика и, несмотря на интерес к ним со стороны определенных групп населения, общая динамика развития рынка услуг определяется такими услугами, как жилищно-коммунальные, транспортные, другие виды бытовых услуг, имеющие социально-значимое значение. Именно за счет тенденций развития этих видов определяется общий объем услуг населению в последние годы.

При анализе объемов услуг по конкретным их видам просматривается несомненная зависимость снижения объемов предоставляемых услуг от темпов роста тарифов и цен на них.

Региональные особенности в уровне жизни населения определяют территориальные различия структуры платных услуг. Например, в 2003 году, если в 24 субъектах Российской Федерации транспортные услуги занимают более 25% объема платных услуг, то в 23 субъектах они не превышают 15%.

Бытовое обслуживание населения является одним из важных звеньев в системе отраслей платных услуг. Эта отрасль обеспечивает сокращение времени населения на удовлетворение бытовых нужд в домашних условиях, способствуя увеличению свободного времени граждан на цели самообразования, отдыха, удовлетворения культурных потребностей и т.п.

Динамика объема бытовых услуг за период 2000-2003 гг. практически была такой же позитивной, как в целом по платным услугам, за исключением 2001 г., когда наблюдалось незначительное падение объема бытовых услуг по сравнению с 2000 г. на 0,9% в сопоставимых ценах. В 2000 г. прирост объема бытовых услуг составил 3,0% к уровню предыдущего года, в 2002 г. – 4,2%, в 2003 – 1,7%. Опережающими темпами в 2003 г. росли услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (на 5,3% выше уровня 2002г.), по ремонту и техобслуживанию автомототранспортных средств, машин и оборудования (на 4,2%) и услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий (на 3,5%).

В структуре объема бытовых услуг в настоящее время доминируют услуги по ремонту и строительству жилья и других построек, техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, занимая 47,7% в общем объеме бытовых услуг.

На 1 июля 2003 г. в России насчитывалось 48,5 тыс. ателье, цехов, мастерских, салонов по оказанию бытовых услуг, в том числе расположенных в сельской местности 9,9 тыс. (20% от общего числа) и 20,1 тыс. приемных пунктов, из которых 2,9 тыс. располагались в сельской местности (14%). В них было занято 428,1 тыс. человек, в том числе в сельской местности – 35,7 тыс. человек. По сравнению с началом 2000 г. число ателье, цехов, мастерских, салонов увеличилось на 1,3%. Наиболее значительно увеличилось число ателье (цехов, мастерских) по оказанию услуг по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (на 51,7%), ритуальных услуг (на 27,0%), по изготовлению и ремонту мебели (на 22,5%), ремонту и строительству жилья и других построек (на 19,4%).

Наблюдается сокращение государственной формы собственности в этой сфере и развитие частного предпринимательства. К моменту проведения обследования в общем числе ателье, цехов мастерских, салонов на долю государственных приходилось 34,8%, среди парикмахерских – 27,8%, мастерских по ремонту и техобслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, изготовлению металлоизделий – 21,8%, фотоателье – 21,2%, мастерских по ремонту и изготовлению мебели – 19,4%, по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования – 12,3%. Вместе с тем к государственной форме собственности относились 74,2% бань и душевых, 68,1% прачечных, 50,6% мастерских по изготовлению надгробных сооружений и других похоронных принадлежностей и бюро похоронных услуг, 38,8% ателье проката.

Из всех отраслей сферы услуг в бытовом обслуживании населения частное индивидуальное предпринимательство получило наибольшее распространение. По оценке, на долю услуг, оказанных населению физическими лицами и некорпоративными предприятиями, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в 2003 г. приходилось 62,2% (в целом по платным услугам – 23,4%), а по таким видам, как ремонт и индпошив обуви, ремонт и индпошив одежды, индпошив и вязание трикотажных изделий, ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий, ремонт и строительство жилья и других построек доля частного предпринимательства достигала 64,2-93%.

Ситуация в столицах отличается от ситуации, сложившейся по стране в целом. Москва по-прежнему занимает доминирующие позиции на рынке бытовых услуг страны. В ней оказывается пятая часть всего объема бытовых услуг Российской Федерации, около 40 процентов всех услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, 40% ритуальных услуг, 44% услуг химической чистки и крашения, 47% услуг прачечных, 22% услуг фотоателье фото- и кинолабораторий. По объему услуг на 1 жителя Москва по-прежнему занимает 1-ое место среди всех субъектов Российской Федерации, и объем услуг составляет 3415,7 рублей на 1 человека, при среднем по стране 1055,3 рублей. Естественно, что ежегодно сложно демонстрировать высокий темп роста объема услуг и в 2003 году он соответствует среднему по стране. Кроме того, сложился круг потребителей, имеющих реальную возможность и потребность получать определенный набор услуг. Немаловажным является и тот факт, что в Москве отсутствуют в достаточном количестве помещения для дальнейшего размещения собственно производственной базы, а на имеющиеся площади установлена очень высокая арендная плата, тарифы на воду, электроэнергию и т.д.

Учитывая, что к пятерке лидеров по объему услуг на 1 жителя в 2003 году относятся Москва, Московская область, ростовская область, Брянская область, Мурманская область и на их долю приходится 37% всего объема услуг по стране можно сказать, что от того какие тенденции складываются в развитии рынка бытовых услуг в этих территориях можно судить о проблемах развития бытового обслуживания и по стране.

Дальнейшее изменение динамики и структуры услуг населению будет определяться в значительной степени политикой государства по регулированию изменения цен и тарифов на услуги естественных монополий, а также региональной политикой по дальнейшему расширению потребительского рынка. Проводимые в стране мероприятия по дебюрократизации экономики, направленные на отмену лицензирования отдельных видов услуг, сертификации услуг, перерегистрацию юридических лиц, а также принимаемые меры по созданию более благоприятных условий для развития малого бизнеса, выраженные в льготном налогообложении, позволяют предположить, что они будут способствовать тому, что рынок платных услуг населению страны будет стабилизирован и сохранит свое динамичное развитие.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: