Число организаций оптовой торговли

(по состоянию на 1 января)

 

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Справочно

2001г. в %

к итогу

  всего Из них крупных и средних всего Из них крупных и средних всего Из них крупных и средних
Всего организаций оптовой торговли, тысяч 435,8 12,8 469,8 18,0 547,7 22,0 100
в том числе: по продаже потребительских товаров 312,2 6,2 357,1 10,6 421,6 14,0 77,0
по продаже продукции производственно-технического назначения 26,7 5,0 27,0 5,0 36,6 5,3 6,7
осуществляющие посредническую деятельность 85,5 1,2 74,9 1,7 78,2 1,8 14,2
осуществляющие внешнеторговые операции 11,4 0,5 10,8 0,7 11,3 0,9 2,1

Таблица 17.

 

Среди крупных и средних организаций оптовой торговли более трети осуществляют торговлю сельскохозяйственным сырьем, продовольственными товарами, пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями; примерно 10% организаций продают топливо, несколько меньше – автомобили.

Среди малых предприятий оптовой торговли 75,7% специализируются на продаже потребительских товаров, 11,1% - продукции производственно-технического назначения, 11,6% специализируются в сфере посреднических услуг, 1,6% - внешнеторговой деятельности.

Более половины валовой добавленной стоимости, создаваемой в торговле, приходится на оптовую торговлю, и эта доля возрастает. Так, если в 1998 г. 51,2% всей валовой добавленной стоимости торговли приходилось на оптовую торговлю и 46,9% - на розничную, то в 2000 г. эти показатели соответственно составили 62,3% и 36,1%.

Численность работающих в оптовой торговле в 2000 г. составляла 3,5% от общей численности работников, занятых на предприятиях всех отраслей экономики, и 3,9% в общей численности занятых на несельскохозяйственных предприятиях. В 1-ом полугодии 2001 г. доля численности занятых в оптовой торговле в общей численности занятых на несельскохозяйственных предприятиях увеличилась до 4%. Этот показатель близок к развитым странам, например, в США в 1996-1999 гг. он составлял 5,4% от общей численности занятых на несельскохозяйственных предприятиях.

В 2000 г. наибольший удельный вес в обороте оптовой торговли занимали оптовые предприятия Москвы (43,1%), Санкт-Петербурга (7,4%), Омской области (4,1%), Свердловской (3,3%), Самарской (2,5%), Кемеровской (2,3%) областей; в Ростовской, Новосибирской, Челябинской, Пермской областях, Республике Башкортостан, Нижегородской области, Краснодарском крае, Тюменской, Оренбургской, Ярославской и Иркутской областях оборот составлял от 2 до 1 процентов. Аналогичная тенденция сохранялась и в 1-ом полугодии 2001 г.

Более или менее удачный вариант решения оптовых поставок в начале 90-х годов был реализован московскими властями в области снабжения продовольствием. Обеспечение продуктами населения крупнейшего мегаполиса России стало важным делом обеспечения стабильности в целом в стране. Поэтому были приняты достаточно экстраординарные меры, в частности создание специального закупочного фонда, позволившего сформировать своеобразный госрезерв Москвы по основным социально значимым группам товаров: мясу, растительному и животному маслу, молоку, сахару, соли – всего 15 позиций.

Кроме того, московское правительство предоставило определенную финансовую поддержку оптовым плодовоощным базам, сохранив тем самым необходимую материально-техническую инфраструктуру.

Масштабы продовольственных поставок только для жизнеобеспечения 10 млн. жителей Москвы и 3 млн. ежедневных гостей столицы не могут не поражать – каждый день в городе потребляется до 20 тысяч тонн продуктов питания. Всего же за 2003 год централизованные поставки, организуемые Департаментом продовольственных ресурсов Правительства Москвы, составили:

- 751 тыс. тонн мяса и мясопродуктов,

- 60 тыс. тонн животного масла,

- 133 тыс. тонн растительного масла,

- 735 тыс. тонн цельного молока,

- 34 тыс. тонн сухого молока,

- 570 тыс. тонн сахара,

- 1652 млн. шт. яиц,

- 205 тыс. тонн рыбных продуктов,

а также сотни тысяч тонн круп и другого продовольствия.

Наличие продовольственных резервов позволяет московским властям обеспечивать определенную стабильность цен по базовым продуктам питания путем, например, интервенций на картофельном рынке в холодные периоды года. При снижении в зимний период температуры до -20º резко сокращаются сторонние поставки в Москву овощей и картофеля и тогда правительственные запасы могут достигать 50% потребления. Подобные стабилизационные операции были проведены городскими властями в начале 2003 года при введении федеральным правительством закупочных квот на импортные говядину, свинину, кур, которые также удалось удержать от резкого подорожания. Аналогичная ситуация сложилась и после резкого повышения цен на зерно, вызвавшего подорожание муки и хлеба по всей России. В Москве это подорожание было в 2 раза меньше, чем в среднем по стране.

150 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, оптового продовольственного комплекса Москвы защищены сегодня статусом «Предприятие городского значения». Доля же Москвы в общем объеме оптового рынка страны оценивается примерно в 40%. Разумеется, в эту цифру включены и значительные объемы продовольственных и непродовольственных товаров, распространяемых затем по всей стране.

Динамика оборота оптовой торговли в целом по стране характеризуется следующими цифрами: 2000 год – 3801,7 млрд. рублей, 2001 год – 4839,5 млрд. рублей.[20]

Основные виды продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров, торгуемые в оптовом звене представлены в Таблице 18.

 

 

Таблица 18. Продажа на оптовом рынке отдельных видов продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров организациями оптовой торговли (в 2001г).

Сегодня оптовая торговля переживает период болезненных, но необходимых перемен. Дело в том, что в 90-е годы оптовые структуры создавались эмпирическим путем и часто выстраивались нерационально, не получали современного организационного, технологического и программного (IT) оснащения. Среди основных недостатков работы оптового звена отмечаются:

- отсутствие специализированных программных продуктов и систем, ориентированных на клиента (CRM – Client Relation Ship Management),

- недостаточные по размерам складские площади, отсутствие или нехватка современных средств автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, устаревшее холодильное оборудование (рефрижераторные вагоны 20-30 летней давности),

- архаичная система размещения товаров на складах, несовместимость различных групп товаров, устаревшие подходы к организации движения транспорта (последовательная загрузка с совмещенным въездом/выездом, а не круговая система движения) и т.п.

В результате многие традиционные оптовые структуры ощущают рост издержек и снижение нормы прибыли.

С другой стороны активное развитие розничных торговых сетей привело их к пониманию важности правильно организованных систем закупок и созданию собственных оптовых и распределительных центров. Первопроходчиком здесь стала компания «Перекресток», построившая собственный распределительный центр (РЦ) площадью 10 тыс. кв. м. Этому примеру последовали и другие сети – «Пятерочка» в Санкт-Петербурге, «Дикси» - в Московской области, «Седьмой Континент», «Копейка» и др.

Параллельно с этим к аналогичным выводам приходят и производители, которые либо создают собственные сети дистрибуции, либо выходят напрямую на торговые сети. Особенно четко процесс объединения производителей, оптовой и розничной торговли в холдинги виден в фармацевтической отрасли, но он набирает силу и в торговле потребительскими товарами.

Сегодня многие производители начинают серьезно сокращать число своих дистрибуторов. За последние несколько лет особенно очевидным стал этот процесс в табачной, пищевой, пивной индустрии.

 

 

Компания Было Осталось
Procter & Gamble 40 10
Sun Interbrew 430 12
British American Tobacco 5 2
Philip Morris 6 3
Dilmah 3 1
МПБК «Очаково» 150 50

Таблица 19. Динамика количества дистрибуторов компаний-производителей (Источник: данные компаний).

 

Как видно из Таблицы 19 одинаковый подход отмечается и у западных, и у российских производителей.

Примером аналогичного подхода в парфюмерно-косметическом секторе может служить решение компании «Арбат Престиж», которая, будучи одним из крупнейших дистрибьютеров на этом рынке, продала свой оптовый бизнес холдингу «Единая Европа», сделав ставку на развитие собственной розничной сети и весьма в этом преуспела, став крупнейшим игроком рынка. Интересно, что и «Единая Европа», год спустя, начала развивать свою розничную сеть Ile de Beaute. Пришедшие в этот сегмент рынка иностранные сети Douglas, Sephora, Marionnaud также работают с производителями напрямую, минуя посредников.

Дополнительной трудностью для оптового звена в работе с сетями является ценовое давление. Если в 90-е годы оптовики могли позволить себе продавать товары с наценкой вплоть до 100% от цены производителя, то сегодня их маржа сократилась в несколько раз до примерно 20%, из которых большая часть уходит на издержки, и только 3-3,5% идет в прибыль, отмечают участники рынка.[21]

Процесс сокращения доли коммерческого опта в России, видимо, будет похож на то, что происходило в США в 70-е годы. В результате доля американских дистрибьютеров составляет сейчас всего 5%. Аналогичный процесс отмечается и в Китае, где поставки товаров в розничные сети через дистрибьютеров составляли в 2001 году 86%, а к 2006 году прямые поставки составят уже треть оборота.

Доля рынка сетевых ритейлеров динамично растет, обороты увеличиваются, поэтому даже крупные производители (Вимм-Билль-Данн, АПК Черкизовский и др.) вынуждены считаться с требованиями мощных сетевиков. По мнению целого ряда производителей «сегодня в торговой отрасли время не Покупателя и не Поставщика, а время Продавца», т.е. торговых сетей, которые обеспечивают наиболее профессиональный и масштабный сбыт.[22]

Подводя итоги описанным выше процессам, можно сделать вывод что период, когда огромное количество перепродавцов делало деньги из воздуха, постепенно приходит к концу. Создание и активное развитие розничных торговых сетей, строящих свою работу по лучшим мировым образцам, оптимизируя все издержки и стремясь избавиться от посредников, приводит к постепенному выдавливанию оптового звена в другие сегменты рынка – в розницу, в производство, в специализированные линейки продуктов, в эксклюзивную дистрибуцию либо в организацию комплексных логистических услуг.

 

2.1.3. Сектор прямых продаж

Самая известная в России компания прямых продаж Herbalife, как и все другие компании этого сектора использует в своей работе принцип сетевого маркетинга. Суть его в том, что любой из членов системы может на взаимовыгодных условиях вовлечь в бизнес новых партнеров. Таким образом, торговая сеть может стремительно развиваться, генерируя серьезную прибыль. Основанная в 1980 году Herbalife, привлекла в свои ряды по всему миру десятки миллионов независимых дистрибьютеров, а ее основатель Марк Хьюз одно время входил в десятку самых богатых людей Америки.

Однако мало кто знает, что первые шаги Herbalife в России и связанный с этим негативный имидж компании, объясняются тем, что в начале 90-х годов ее продукция завозилась в страну практически нелегально. Официально компания пришла в Россию только в 1995 году и с тех пор активно исправляет ошибки непрошенных «первопроходцев».

Сегодня на российском рынке прямых продаж работают компании нескольких направлений:

Косметика Пищевые добавки Бытовые товары Страховые компании
Oriflame (Швеция) Herbalife (США) Zepter AIG (США)
Mary Kay (США) Vitamax Tuperware  
Avon (США) Nutrihealth    
Faberlik (Россия)      

Таблица 20.

 

Кроме того в последнее время собственную систему сетевого маркетинга стали выстраивать российские фирмы, продающие результаты своих научных разработок: биологические добавки, бытовые приборы и т.п.

По оценке Ассоциации прямых продаж объем оборота сетевых компаний в России превысил $1 млрд. Причем темпы роста этого рынка в России по оценке британского агентства Euromonitor составляют 10% в год, а по оценкам российских специалистов почти в 2 раза выше – 18%.[23]

Российский рынок прямых продаж входит сегодня в число 15 крупнейших в мире. Обороты трех самых мощных игроков этого сектора рынка составили в 2003 году соответственно:

- Oriflame - $350 млн.

- Avon - $250 млн.

- Фаберлик – $120 млн.

При этом все три компании намерены расширять свою долю, в т.ч. путем создания собственных производств. «Фаберлик» приобрела в собственность весной 2004 года производственный комплекс «Мосбытхим», Avon завершил строительство собственного завода в Подмосковье (проект обошелся в $40 млн., объем производства 175 млн. единиц в год), Oriflame введет в строй свое производство, также в московской области в середине 2005 года (стоимость $35 млн., объем производства 100 млн. единиц).

Для прямых продаж подходит далеко не каждый товар. Он не должен портиться, предпочтительно, чтобы он был компактным и дистрибьютеры могли хранить его дома и легко доставлять клиентам. Он должен обладать какими-то специфическими свойствами, которые не очевидны сами по себе, но доступно подаются продавцом в ходе личного контакта с покупателем.

Еще одно важное условие прямых продаж – товар не должен продаваться в магазинах, а быть доступен только через дистрибьютера.

 

Ни одна другая торговая технология не позволяет пока так близко подойти к конкретным клиентам со сравнительно невысокими издержками, именно поэтому данный сектор торговли будет активно развиваться в ближайшие годы. Прогноз на 2004 год – рост на 30%.

 

2.1.4. Электронная торговля.

По оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) объем продаж в этом сегменте в 2003 году составил $937 млн. Пока наибольшие обороты приходятся на компании, продающие товары через Интернет физическим лицам ($480 млн. в 2003 году). Однако из года в год растут темпы роста электронных госзакупок: в 2002 году - $10 млн., в 2003 году - $141 млн.

Таблица 22. Российский рынок электронной торговли, $млн. (Источник: Национальная Ассоциация Участников Электронной Торговли).

 

Сравнение электронной торговли в России с ее аналогами в США, например, (которые являются мировыми лидерами), разумеется будут не в нашу пользу. С 1999 года, когда у нас появились первые интернет-магазины, до 2003 года российские обороты выросли с 0 до $480 млн., а в мире с $30 до $200 млрд.

Сегодня в российской части Интернета, называемой «Рунет», насчитывается чуть больше 3 тысяч он-лайн магазинов, 2,3 тысячи из которых сосредоточены в Москве. Это объясняется тем, что к началу 2004 года Интернетом пользовалось уже 35% жителей столицы, а согласно последним мировым исследованиям – это именно та доля проникновения, при которой начинает активно развиваться электронная торговля. Однако, по всей стране лишь 16% населения имеют сегодня доступ в Интернет.

Конечно Рунет пока еще очень молод, ему исполнилось всего 10 лет, ведь зона RU открылась в мировой сети 7 апреля 1994 года. За эти 10 лет из разрозненных групп энтузиастов Рунет превратился в экономическое и социальное явление, объединяющее 12 млн. россиян.

Таблица 23. Развитие информационной структуры России. (Источник: Министерство транспорта и связи РФ).

 

Стремительности роста нашей интернет-аудитории может позавидовать любая страна, даже очень развитая. Только за 2003 год, по оценке J’son & Partners количество россиян, посещающих сеть выросло на 40%. Однако абсолютные цифры все еще не велики, а сама аудитория Интернета распределена по территории России крайне неравномерно. Более 10% населения пользуются сетью только в Москве и Санкт-Петербурге. Пытаются догонять столицы Новосибирская область, Приморский край, Томская область. У них уровень проникновения достиг 7-8%. Из 64 стран мира, имеющих Интернет, Россия по оценке Economist Intelligence Unit заняла в 2003 году всего 55-е место. Причинами этого стали все еще низкое проникновение IT (информационных технологий) в повседневную жизнь россиян и относительно высокая стоимость доступа в Интернет.

Российская интернет-торговля начиналась с продажи книг, аудио- и видеопродукции. Сегодня, по оценке Rambler’s TopShop наиболее активными на он-лайн рынке являются торговцы электробытовой техникой (18%), авто-мото (15%), компьютерами (13%), мобильными телефонами (12%), турпутевками (10%). Остальные сегменты занимают менее 10%.

Правда следует отметить, что данные оценки ориентировались на торговые обороты магазинов, поэтому в число передовых не попали, например, книжные магазины (5%), хотя они весьма активно работают в Интернете.

По оценкам самих участников рынка покупки в он-лайне совершают от 200 до 500 тыс. человек ежегодно и большая часть из них москвичи, просто потому, что за пределами Москвы и Санкт-Петербурга интернет-магазинов еденицы. Он-лайн рынок мало прозрачен и большинство магазинов не раскрывает информации о своих продажах. Электронная коммерция не выделена и ФСГС в отдельный сегмент.

Развитие электронной торговли в России будет зависеть от ряда факторов:

- развитие телекоммуникационной инфраструктуры,

- рост благосостояния населения и увеличение числа компьютеров,

- расширение почтовых и платежных услуг,

- увеличение госзакупок через Интернет,

- совершенствование правовой базы и создание электронных удостоверяющих центров.

Если эти факторы будут реализовываться на практике, то, соответственно, будет расти и доля покупок через Интернет. Развитие интернет-торговли в регионах - перспектива столь же закономерная, как и ее дальнейшее развитие в Москве. Хорошим примером здесь может быть деятельность компании «М.Видео», в обороте которой доля электронной торговли составляет уже 2% от общего оборота.

 

2.1.5. Дистанционная торговля

Дистанционная торговля обеспечивается путем заказа товара через оператора по телефону. По сути это повторение советского опыта «стола заказов» с той лишь разницей, что в прошлом клиенты получали сформированные заказы чаще всего сами, в том числе и выстаивая порой в очередях, от которых хотели избавиться как раз с помощью этого способа продаж. Сегодня доставка заказов осуществляется на дом и, как правило, после достижения определенной суммы стоимости самого заказа – бесплатно.

Наиболее известной в России системой дистанционной торговли является московский оператор розничной торговли «Служба 77». Созданная в 1999 году, эта компания за 5 лет вышла уже на оборот в $50 млн. в 2003 году и обслуживает клиентскую базу в 100000 человек. Развитие системы за пределы Москвы осуществляется через франчайзинг, работающий уже в Санкт-Петербурге («Служба 78»), Твери («Служба 77-Тверь») и Минске (Белоруссия).

Правительство Москвы поддержало в июне 2004 года инициативу ОАО «Новый импульс Центр» по созданию на территории Северного административного округа сети из 40 магазинов предварительных заказов «Утконос». Если система покажет свою эффективность, эксперимент будет расширен на всю территорию Москвы.

В отличие от электронной торговли, происходящей на базе сети Интернет, дистанционная торговля использует более широко развитиое средство коммуникаций – телефон. Дальнейшее развитие этого пока еще очень узкого сектора розничной торговли будет зависеть от качества предоставляемых услуг и используемых товаров, а также от объема рекламы этого сравнительно нового для формирующегося в России потребительского рынка вида услуг.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: