n простая оценка – руководителем соответствующей службы,
n расширенная оценка – группой компетентных работников;
n однократная оценка;
n многократная оценка.
Маркетинг персонала - вид управленческой деятельности, направленный на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами, образующими ее стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.
Маркетинг персонала означает содержательное расширение функции производственного маркетинга в область управления человеческими ресурсами.
Технологии управления персоналом организации.
n Наем персонала (с.314-333)
n Деловая оценка персонала (с.342-351)
n Профориентация и трудовая адаптация (с. 351-365)
Самостоятельно:
n Подбор и расстановка персонала (с.333-342)
n Основы организации труда (с. 370-383)
Наем персонала
Вопрос №1
Наем -это ряд действий по поиску, отбору и приему на работу кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей организации.
Основные этапы найма:
nПодбор;
nОтбор;
NПрием.
Подбор – совокупность мер по установлению контакта с кандидатами, инициированию их обращения с заявлением о приеме на работу и создание таким образом резерва кандидатов на все рабочие места в организации.
При этом важно учесть возможные кадровые и организационные изменения, увольнения, перемещения, уходы на пенсию, изменения направлений и характера деятельности организации и ее подразделений.
Отбор – процесс, с помощью которого организация выбирает из ряда заявителей одного или нескольких людей, наиболее подходящих по показателям на вакантное место.
Этапы отбора:
NСобеседование
NТестирование
NМедицинский осмотр (по необходимости)
NПринятие решения о приеме на работу.
технология найма:
NНа основе стратегии развития предприятия определение количественной потребности в персонале – для замены выбывающих работников, для занятия новых должностей, для совмещения работы и профессионального развития на предприятии молодежи.
nРазработка профиля требований к будущему работнику на основе анализа вакантного места работы и его описания с принятием во внимание:
–профессиональных критериев отбора (образование и опыт);
–физических критериев кандидата;
–психических критериев (способность концентрироваться, надежность);
–социально-психологических критериев (социальное взаимодействие в семье и коллективе)
NРасчет численности персонала с учетом обеспечения долгосрочного выполнения стратегических задач предприятия.
NФормирование философии найма.
nВыявление поля интересов предприятия на рынке рабочей силы, выбор между внешними и внутренними источниками привлечения персонала (маркетинг рабочей силы);
nФормирование списка претендентов (совокупная предварительная выборка):
–определение количества вербуемых (например, на основе пирамиды продуктивности вербовки).
–собственно вербовка: выявление целевых адресных групп, разработка объявлений по найму, выбор каналов привлечения кандидатов.
nПроведение процедуры отбора, ориентированной на выявление наиболее пригодных кандидатов:
–Широкий отбор – первичное грубое просеивание кандидатов, предполагает использование наименее затратных по финансам и трудовому вкладу методов (бесконтактные или краткая беседа-интервью).
–Узкий отбор – предполагает использованием наиболее надежных и объективных методов.
N8. Анализ эффективности отбора.
Деловая оценка персонала
Вопрос №2
Деловая оценка персонала - целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.
Два основных вида деловой оценки персонала:
–оценка кандидатов на вакантную должность (рабочее место) при отборе персонала;
–текущая периодическая оценка при аттестации персонала.
При необходимости может проводиться дополнительная оценка:
–при отборе кандидатов на обучение;
–при отборе кандидатов продвижение по службе, для зачисления в резерв, для сокращения и т.п.;
–для совершенствования системы оплаты труда;
–для целей материального вознаграждения работников;
– для контроля результатов обучения персонала (эффективность обучения),
–для контроля хода адаптации работников и т.п.
ПОДГОТОВКА к проведению деловой оценки персонала:
nразработка методики деловой оценки и привязка к конкретным условиям организации;
nформирование оценочной комиссии;
nопределение времени и места проведения деловой оценки;
nустановление процедуры подведения итогов оценивания;
nпроработка вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки;
n консультирование оценщиков со стороны разработчика методики или специалиста, владеющего ею.
ПРОВЕДЕНИЕ деловой оценки персонала:
nСбор предварительной информации по индивидуальной, необобщенной оценке сотрудника со стороны субъектов оценки;
nОбобщение информации, полученной на предыдущем этапе;
nПодготовка руководителя к оценочной беседе с подчиненными сотрудниками;
nПроведение оценочной беседы и подведение ее итогов;
nФормирование руководителем экспертного заключения по результатам деловой оценки и его представление в экспертную комиссию;
NПринятие решений экспертной комиссией по существу предложений, содержащихся в экспертных заключениях руководителей.
Показатели деловой оценки:
nПоказатели, характеризующие результативность труда работника(ов);
nПоказатели, характеризующие условия достижения результативности труда;
nПоказатели, характеризующие профессиональное поведение работника(ов);
NПоказатели, характеризующие личностные качества работника(ов).
Методы деловой оценки:
NМетод анкет
NОписательный метод
NМетод классификации
NМетод сравнения по парам
NРейтинг или метод сравнения
NМетод заданного распределения
NМетод оценки по решающей ситуации
NИнтервью
NМетод «360 градусов оценки»
NТестирование






