n Стратегическое управление организацией как основная предпосылка стратегического управления ее персоналом (с. 196-203)
n Сущность, цели и назначение кадровой политики (с. 187-196)
n Стратегия УП (с. 212-225)
Самостоятельно:
n Система стратегического УП организации (с. 203-212)
n Реализация стратегии УП (с. 225-230)
Стратегическое управление организацией как основная предпосылка стратегического управления ее персоналом
Вопрос №1
Стратегическое управление персоналом организации
управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала предприятия с учетом происходящих и предстоящих изменений во внешней и внутренней среде, позволяющее предприятию выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.
Главная цель стратегического управления персоналом
создание стратегической конкурентоспособности компании посредством удовлетворения ее потребности в квалифицированных, приверженных (лояльных) и высокомотивированных сотрудниках, способных обеспечить устойчивое конкурентное преимущество.
Главная задача стратегического управления персоналом
формирование направления движения компании в изменчивой среде в целях реализации ее собственных коммерческих целей, а также удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей ее работников путем разработки и реализации целостной и действенной кадровой политики в области управления человеческими ресурсами.
Сущность, цели и назначение кадровой политики
Вопрос №2
Политика - цели и задачи, методы и средства, с помощью которых достигаются эти цели; образ действий, определяющий отношения с людьми.
Политика организации - система правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему.
Кадровая политика обосновывает необходимость использования на практике тех или иных конкретных методов набора, расстановки и использования кадров, но не занимается детальным анализом их содержания и спецификой проведения практической работы с кадрами.
Кадровая политика организации - совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала.
Кадровая политика в широком смысле
Nсистема правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствии со стратегией фирмы.
Кадровая политика в узком смысле:
nнабор конкретных правил, положений и ограничений во взаимоотношениях персонала и организации;
Все мероприятия по работе с кадрами (отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение) заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации.
Основная цель разработки кадровой политики: создание высококвалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.
Основы для формирования кадровой политики организации:
N кадровая политика государства,
N стратегия развития организации в целом,
N стратегия управления персоналом,
N планы организации во всех областях ее хозяйственной деятельности,
N внутренние ресурсы организации,
N ее традиции (философия, концепция)
N возможности внешней среды.
Разработка кадровой политики организации:
Nгенеральный директор,
Nхозяин предприятия (если он единоличный),
Nсовет акционеров (если владельцев несколько),
Nтоп-менеджеры,
Nадминистрация,
Nкадровая служба.
Элементы кадровой политики:
nкачественное и количественное планирование персонала;
nобучение персонала;
nзанятость персонала;
nмаркетинг персонала;
nконтроль персонала;
nвысвобождение персонала;
nполитика стимулирования персонала;
nсоциальная политика;
nинформационно-коммуникационная политика;
nсодействие в экономической и общественной деятельности;
Этапы построения кадровой политики:
nформулирование общих принципов и целей работы с персоналом в соответствии с целями и ценностями организации;
nпостроение системы процедур и мероприятий – кадровых технологий;
n мониторинг персонала: отработка конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала, оценка эффективности этих мер.
Стратегия управления персоналом
Вопрос №3
Стратегия управления персоналом - приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи предприятия и его ресурсные возможности.
Этапы (порядок) разработки стратегии УП:
NАнализ
NДиагностика
NВыводы и рекомендации
NПланирование действий
NПланирование ресурсов
NВыгоды
Планирование работы с персоналом.
n Основы кадрового планирования в организации (с. 232-239)
n Оперативный план работы с персоналом (с.242-244)
n Планирование потребности в персонале (с.261-271)
Самостоятельно:
n Планирование и анализ показателей по труду (с.271-284) (и особенно табл. 5.12. на с. 275-276 – знать перечень показателей)
n Маркетинг персонала (249-261)
Основы кадрового планирования в организации
Вопрос №1
Кадровое планирование должно дать ответы на следующие вопросы:
–Сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы?
–Каким образом можно привлечь нужный и сократить излишний персонал без нанесения социального ущерба?
–Как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями?
–Каким образом обеспечить развитие кадров для выполнения новых квалифицированных работ и поддержания их знаний в соответствии с требованиями бизнеса?
–Каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия?
Кадровое планирование классифицируют:
По уровню осуществления планирования:
Nстратегическое,
Nтактическое
Nоперативное.
По планируемому периоду:
Nдолгосрочное,
Nсреднесрочное,
Nкраткосрочное.
Оперативный план работы с персоналом
Вопрос №2
Оперативный план работы с персоналом - комплекс взаимосвязанных кадровых мероприятий, направленных на реализацию конкретных целей организации и каждого работника и охватывающих планирование всех видов работы с персоналом организации
Оперативный план работы с персоналом составляется на один год.
Типовой алгоритм составления оперативного плана работы с персоналом:
nСобрать информацию о персонале;
nОпределить цели планирования деятельности и развития организации.
n Сопоставить п.1. и п.2. - проверить информацию о персонале на соответствие ее целям планирования: могут ли быть реализованы цели планирования? Если да, то перейти к п.4. Если нет, то дополнительно проверить собранную информацию о персонале, и при необходимости, сформулировать цели заново.
nСпланировать потребность в персонале (качественный и количественный состав персонала и потребность в нем в будущем);
nСпланировать привлечение, адаптацию и высвобождение персонала (мероприятия по найму и приему персонала за счет внутренних и внешних источников);
nСпланировать использование персонала
nСпланировать обучение, переподготовку и повышение квалификации персонала;
nСпланировать деловую карьеру и служебно-профессиональное продвижение работников;
nСпланировать безопасность персонала;
nСпланировать расходы на персонал;
nОсуществлять регулярный контроль и развитие отдельных видов планирования, систематически проверяя информацию о персонале на соответствие ее целям планирования производства (возврат в п.3).
Информация о персонале – совокупность всех оперативных сведений, а также процессов их обработки для целей кадрового планирования.
Информация о персонале:
1. базовая
· постоянная
· условно-постоянная
2. переменная
Содержание информации о персонале:
n Сведения о постоянном составе (имя, фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу и др.);
nСведения о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура; удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных рабочих и т.д.);
nСведения о текучести кадров;
nСведения о потерях времени в результате простоев, по болезни;
nСведения о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько или ночную смену, продолжительность отпусков);
nСведения о заработной плате рабочих и служащих (ее структура, дополнительная заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);
nСведения об услугах социального характера, предоставляемых государством (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно).
Планирование потребности в персонале
Вопрос №3
Этапы планирования потребности в персонале:
n обобщенный анализ планов организации (план производства продукции, план реализации продукции, инвестиционный план, финансовый план и др.), имеющих влияние на кадровое обеспечение;
n анализ статистики по персоналу, включая информацию о его деловой оценке и продвижении;
n определение фактического состояния по количеству и качеству персонала на планируемый период;
n расчет качественной и количественной потребности в персонале на тот же период;
n сравнение данных, полученных на двух предыдущих этапах планирования;
n планирование мер по покрытию потребности в персонале.
Качественная потребность в персонале - это потребность по категориям персонала, должностям, профессиям, специальностям, уровням квалификации к персоналу.
Она рассчитывается исходя из:
nобщей организационной структуры предприятия и оргструктур подразделений;
n профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации на рабочий процесс;
n требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест;
n штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей;
n документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.
Расчет качественной потребности по профессиям, специальностям и т.п. сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности.
Общая потребность в персонале находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям
Количественная потребность в персонале планируется посредством определения его расчетной численности и ее сравнения с фактической обеспеченностью на определенный плановый период.
Методы расчета количества персонала:
nметод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса (метод трудоемкости);
nметод Розенкранца;
nметод расчета по нормам обслуживания (агрегат-метод);
nметод расчета по рабочим местам и нормативам численности;
n стохастические методы;
nметоды экспертных оценок.
Метод трудоемкости:
Ч – численность персонала;
Тн - время, необходимое для выполнения запланированного объема работ или продукции;
Тпол - полезный фонд времени одного работника;
Кп - коэффициент пересчета явочной численности в списочную;
n – количество номенклатурных позиций изделий в производственной программе;
Ni - количество изделий i-ой номенклатурной позиции;
Ti - время выполнения процесса (части процесса) по изготовлению изделия i-ой номенклатурной позиции;
Тн.пр.i - время, необходимое для изменения величины незавершенного производства в соответствии с производственным циклом изделий i-позиции;