Вопросы по астрономии, рекомендуемые методической

комиссией всероссийской олимпиады по астрономии:

Класс.

1. Звездное небо.

2. Небесная сфера.

3. Движение Земли по орбите.

4. Измерение времени.

5. Движение небесных тел под действием силы всемирного тяготения.

6. Солнечная система.

7. Система Солнце - Земля - Луна.

8. Оптические приборы.

9. Шкала звездных величин.

10. Электромагнитные волны.

11. Общие представления о структуре Вселенной.

12. Измерения расстояний в астрономии.

Класс.

1. Шкала звездных величин.

2. Звезды, общие понятия.

3. Классификация звезд.

4. Движение звезд в пространстве.

5. Двойные и переменные звезды.

6. Рассеянные и шаровые звездные скопления.

7. Солнце.

8. Ионизованное состояние вещества.

9. Межзвездная среда.

10. Телескопы, разрешающая и проницающая способность.

Класс.

1. Основы теории приливов.

2. Оптические свойства атмосфер планет и межзвездной среды.

3. Законы излучения.

4. Спектры звезд.

5. Спектры излучения разреженного газа.

6. Представление о внутреннем строении и источниках энергии Солнца и звезд.

7. Эволюция Солнца и звезд.

8. Строение и типы галактик.

9. Основы космологии.

10. Приемники излучения и методы наблюдений.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ

ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО биологии

Практика показывает, что глубина знаний в области биологии у большинства учащихся не позволяет использовать для проведения олимпиады задания повышенной сложности. Учитывая это, организаторы олимпиады могут предложить учащимся задания, не выходящие за рамки учебного материала, изучаемого на уроках биологии, или организовать подготовку учащихся к олимпиаде в форме факультативных или кружковых занятиях.

Однако применение посильных заданий может превратить олимпиаду в очередную проверочную работу по биологии. Проведение же специальных кружковых занятий для всех потенциальных участников олимпиады затруднительно как по организационным, так и по чисто технически причинам.

Разрешить описанное противоречие можно несколькими, не исключающими друг друга путями:

1. Разнообразить конкурсные мероприятия по форме и содержанию настолько, насколько это возможно;

2. Предусмотреть задания различной сложности;

3. Включить в программу олимпиады специальные командные конкурсы (КВН, «Клубы знатоков» и др.).

Теоретический тур

Цель теоретического тура – определение уровня теоретической подготовки участников олимпиады. Использование тестовых заданий для соревнований имеет известные преимущества, главным из которых является возможность за относительно короткий временной интервал проверить теоретические знания участников олимпиады. Тестовый контроль позволяет быстро проверить уровень знаний учащихся, выявить материал, который был плохо ими усвоен, т. е. дает учителю возможность оперативно установить обратную связь и при необходимости не только оценить работу учащихся, но и внести коррективы в методику изучения учебного материала.

Рекомендации к заданиям:

- задания олимпиады следует ориентировать на уровень теоретических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области «Биология» и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии;

- ­форма заданий должна быть такой, чтобы на решение каждого участник тратил минимальное время;

- ­задания должны быть написаны понятно, доходчиво и лаконично и иметь однозначные решения (ответы);

- в заданиях выбора (деструкторах тестового задания) для маскировки правильного ответа должны быть использованы только реально существующие термины, понятия и формулировки, составляющие предметную область «Биология»;

- задания следует разнообразить по форме и содержанию, однако задания в блоке желательно группировать по типам («Один из четырех», «Множественные ответы от нуля до пяти», «Утверждения) и т.д.)

- взаданиях следует использовать фактологический материал местного, регионального, национального и глобального уровней.

Практический тур

Основная цель практического тура – определение уровня подготовленности участников к осуществлению практической деятельности в сфере биологии, опыт которой является главной составляющей успешного выступления в этом туре.

Проведение практического тура позволяет более объективно оценить знания участников олимпиады и выявить сильнейших. На практическом туре учащиеся должны показать умения работы с микроскопом, морфологического описания растений, приготовления микропрепаратов, проведения простейших экспериментальных исследований.

Рекомендации к заданиям:

– задания всех лабораторий для олимпиад всероссийской олимпиады с одной стороны следует ориентировать на уровень практических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии;

– уровень сложности заданий должен быть таким, чтобы на их решение в каждом из кабинетов (при наличии минимального опыта) участник тратил не более одного академического часа;

– в целях экономии времени в процессе проверки результатов выполнения работ в кабинетах, следует продумать формы фиксации результатов конкурсантами на бланках ответов, т.е. желательно использовать задания с закрытыми формами фиксации результатов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: