Олимпиады школьников по истории

Опыт проведения исторических олимпиад показал целесообразность формирования комплекса заданий для учащихся, основанный на следующих принципах:

1. Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся;

2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов олимпиады;

3. Ориентация в содержании заданий на историю России, что не исключает возможности обращения к отечественной истории в контексте истории зарубежной и рассмотрения тем всемирной истории;

4. Отражения в заданиях различных периодов истории, изученных ко времени проведения этапа олимпиады школьниками с возможным в условиях соревнований обращения к максимально большому количеству этих периодов;

5. Опора при составлении заданий на многофакторный подход в изучении истории (факторы:географический; природно-климатический; геополитический; этно-национальный; религиозный; личностный; социальной организации и др.);

6. Проверка соответствия готовности участников олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий;

7. По-возможности сочетание заданий письменных (от краткого ответа до развернутого текста, эссе) и устного собеседования жюри с участниками олимпиады, что позволяет проверить разные стороны подготовленности школьников;

8. Введение заданий на выбор участниками (например, при выборе из списка заданий творческого характера) с сохранением как основы инвариантных заданий;

9. Для учащихся старших классов обращение в заданиях к элементам историографии и источниковедения;

10. Создание дифференцированной шкалы оценивания, позволяющей оценить различные нюансы ответа участников соревнований;

11. Принятие как правильных ответов, данных не по эталону, но верных, или ответов, сформулированных на высоком для школьников уровне в результате иного понимания задания;

12. Опора в части заданиях на межпредметные связи.

 

Большое значение также имеет отражение регионального компонента школьного курса истории в заданиях олимпиады.

Основные структурные единицы регионального компонента истории составляют:

- конкретные факты локального развития региона в ретроспективе, используемые в качестве примеров при изучении основного содержания федеральных курсов, а также в качестве объектов применения теоретических знаний, полученных в ходе их изучения;

- общие процессы, закономерности развития российского общества и региона, проявление региональных особенностей в данном социуме при рассмотрении общих тенденций истории России;

- дополнительные вопросы и темы, вводимые в содержание курса, отражающие уникальность данного региона.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ

ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Учитывая цели всероссийской олимпиады школьников, задания олимпиады по литературе распределены на 3 тура: 1 тур - комплексный анализ художественного текста; 2-й тур - интерпретация поэтического произведения; 3-й тур - вопросы по истории, теории литературы и культуре, а также творческое задание.

Разработчики заданий для школьного этапа олимпиады по литературе могут остановиться на любом из трех туров и предложить участникам олимпиады выбор (1 тур, 2 тур или 3 тур), или составить комплексный вариант, включающий типы заданий первого, второго и третьего туров.

Содержание заданий первого туракомплексный анализ текста - в основном должно быть ориентировано на знание учащимися русской классической литературы, на творческую активность, самостоятельность учащихся в оценке литературных произведений и суждений о них.

Учащимся предлагается написать отзыв или рецензию на знакомый или малознакомый текст русского писателя 19- 20 века.

Выбор художественных произведений должен быть нацелен на выявление творческих способностей школьников, связанный с восприятием, интерпретацией и оценкой произведения художественной литературы, умением составить отзыв или рецензию на неизвестное им произведение. При отборе художественных произведений необходимо ориентироваться на классические произведения, то есть ту часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой» фонд литературы.

Второй тур олимпиады - интерпретация стихотворного текста - также имеет целью выявлять творческие способности учащихся, и связана с восприятием, оценкой художественного произведения, знанием теории литературы и культурой речи учащихся.

В этом туре участникам олимпиады предлагается для анализа или сопоставительного анализа стихотворный текст. Обычно это одно или два стихотворения русских поэтов 18-20 веков. 

 При подборе заданий второго тура необходимо учитывать, что лингво-стилистический анализ не должен стать самоцелью, его следует сопрягать с рассмотрением литературоведческих проблем. Иными словами не надо ограничиваться в работе сугубо лингвистической четкостью, а порой неким формализмом подхода к тексту: окончательной целью должно стать толкование художественных функций того или иного лингво-стилистического явления, возникновение ассоциаций, порождение интерпретаций, выход на определенные обобщения. 

На третьем туре олимпиады школьникам предлагаются задания, связанные с выявлением их теоретико-литературных и историко-культурных знаний, а также определяющие общий культурный уровень, ориентацию в других видах искусства и некоторых социально-исторических явлениях.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: