Олимпиады школьников по астрономии

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ

ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

Методическое пособие

Ростов-на-Дону

2009


 

Печатается по решению методического совета ОЦДОД

 

Редакционная коллегия:

Е.В. Гридякина     О.В. Таболина         А.А. Борисова          Л.М. Демьяненко    И.А. Романова        директор ОЦДОД зав. отделом по работе с интеллектуально одаренными детьми методист методист методист

 

Редактор-составитель:

И.А. Романова

 

При подготовке сборника использованы материалы методических рекомендаций по проведению всероссийской олимпиады школьников Федерального агентства по образованию, Академии по повышению квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

 

Настоящее издание адресовано специалистам муниципальных органов управления образованием,  руководителям образовательных учреждений, методистам, педагогам, занимающимся подготовкой и организацией школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

 

Методические рекомендации по составлению заданий школьного этапа всероссийской

олимпиады школьников / методическое пособие.

Ростов-на-Дону: ОЦДОД, 2009. – 32 с.

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Олимпиадное движение - это одна из самых распространенных форм работы с одаренными детьми. Она имеет сложившиеся традиции проведения и занимает особое место в ряду интеллектуальных соревнований, поскольку в ее основе лежит школьная программа. Охватывая все предметные направления, включая все уровни системы общего образования, обеспечивая содержательную часть общего, профессионального образования и науки, всероссийская олимпиада школьников актуализирует проблему обновления школьной подготовки, через предметные олимпиады предъявляются новые требования к содержанию и качеству образования, формам и методам учебной работы.

Всероссийская олимпиада - самый массовый образовательный форум. Она способствует пропаганде науки и образования, выявляет наиболее талантливых и подготовленных школьников, ориентирует их на продолжение образования в высших учебных заведениях. В этом становлении учащихся следует учитывать важную роль первого этапа олимпиады – школьного. Заложенные в школьной олимпиаде принципы массовости и доступности гарантируют привлечение школьников, может, не обладающих выдающимися способностями, но заинтересованных наукой и укрепляющих к ней свой интерес. И поэтому поощрение самих участников олимпиады является не менее важным, чем определение ее победителей. Нельзя забывать, что интеллектуально одаренный учащийся стремится к саморазвитию, самореализации и остро реагирует на оценку результатов своей деятельности.

Поддержать любознательность, интерес к науке, дать почувствовать себя в своей среде, в обществе тех, кто также охвачен увлечением, наконец, получить заряд уверенности - в этом заключается мотивационная функция всероссийской олимпиады.

Огромную роль в выявлении и развитии у школьников творческих способностей, художественно-эстетического вкуса, интереса к научной деятельности играют олимпиадные задания. Ведь собственно от того, какие задания будут предложены участникам, зависят, в конечном счете, и итоговые результаты соревнования. Необходимо, чтобы олимпиадные задания соответствовали определенным требованиям: обладали обязательной новизной, тематическим разнообразием, нарастанием сложности, задания должны быть нацелены на выявление творческих, исследовательских способностей учащихся, развитие критического мышления, коммуникативной компетентности, умений на практике использовать полученные знания. Их решение не должно требовать специальных знаний, выходящих за рамки стандартного школьного курса, и в то же время не должно ставить своей целью только проверку успеваемости, а давать возможность школьникам приобщиться к реальной науке, вызвать заинтересованность в дальнейшем поиске, в более глубоком изучении предмета.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ

ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО АСТРОНОМИИ

Школьный этап олимпиады по астрономии проводится среди школьников 5-11 классов. Рекомендуется проводить этот этап в пяти возрастных параллелях: 5-6, 7-8, 9, 10 и 11 классы. Для каждой из возрастных параллелей должен быть предложен свой комплект заданий, при этом некоторые задания могут входить в комплекты по нескольким возрастным параллелям (как в идентичной, так и в отличающейся формулировке).

Исходя из целей и задач школьного этапа всероссийской олимпиады по астрономии, школьникам рекомендуется предлагать по 6 не связанных друг с другом заданий, из них: 

· 4-5 заданий должны иметь односложную структуру решения, связанную с применением одного-двух астрономических фактов или физических законов (задания первой категории).

· 1-2 задания должны быть заданиями второй категории, требующими последовательного применения сразу нескольких фактов или законов.

При этом система оценивания всех заданий должна быть идентичной. Рекомендуется оценивать решение по 8-балльной системе (от 0 до 8). В исключительных случаях, при полном решении с предложением идей, расширяющих и дополняющих задание, может быть выставлена оценка в 9 баллов.

Тематика заданий выбирается исходя из списка вопросов, рекомендуемых методической комиссией всероссийской олимпиады школьников по астрономии при подготовке к этапам олимпиады. Данный список разработан для 9, 10 и 11 классов, однако при составлении заданий нужно принять во внимание, что школьный этап проводится в начале учебного года, и задания должны ориентироваться на программу предыдущих лет и первые пункты программы текущего года. При составлении заданий для 5-6 и 7-8 класса используется тематика первых пунктов списка вопросов вместе с основными начальными астрономическими понятиями и фактами, входящими в программу курса естествознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: