Подготовлены психологом школы Ю.Н.Барынкиной (http://www.elcom.ru/~schkola13/index/com.html)
Формирование коммуникативных навыков
§ Удовлетворяйте естественную потребность ребёнка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребёнка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками).
§ Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно достаточно оставаться времени для игровых занятий, для прогулок. Для общения.
§ Стимулируйте участие ребёнка в коллективных делах, играх.
§ Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умения подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своём).
§ Приучайте ребёнка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.
Рекомендации родителям по развитию мышления ребёнка
Учите ребёнка:
§ Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
§ Описывать различные свойства окружающих его предметов.
§ Узнавать предметы по заданным признакам.
§ Разделять предметы на классы, группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков.
§ Находить противоположные по значению понятия.
§ Определять родово-видовые отношения между предметами и понятиями.
Рекомендации по развитию процессов внимания у детей
· Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:
§ выкладывание узора из мозаики;
§ выкладывание фигуры из палочек по образцу;
§ нахождение различий в двух похожих картинках;
§ нахождение двух одинаковых предметов среди множества;
§ нанизывание бусинок по образцу;
§ срисовывание по клеточкам;
§ нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
· При выполнении заданий не торопите ребёнка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.
· Устраните отвлекающие факторы.
Рекомендации по развитию памяти детей
§ Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребёнок, был ему понятен.
§ Время на изучение материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
§ Попросите ребёнка выученный материал повторить на второй день.
§ При заучивании предлагайте ребёнку проговаривать вслух.
§ Заинтересуйте ребёнка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
§ При появлении у ребёнка явных признаков утомления сделайте перерыв.
Рекомендации по развитию восприятия
Научите ребёнка:
§ Различать цвета и их оттенки.
§ Различать форму предметов и геометрические фигуры.
§ Делить фигуры на 2,4 равные части.
§ Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
§ Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
§ Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
§.Различать и называть части суток, их последовательность.
§ Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.
§ Знать дни недели, месяцы года.
Воспитание волевых качеств, заинтересованности в учении
§ Предоставьте детям больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает открытия сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде
§ Проявляйте сами интерес к знаниям, создавайте положительный эмоциональный фон.
§ Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его рост, терпение, старание.
§ Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказываний, обращённых к ребёнку.
§ Давая негативную оценку действиям ребёнка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…». В этих случаях ребёнок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
§ Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась на его личность, т.е. ребёнка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребёнка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний.
§ Оценивайте объективно возможности и способности своего ребёнка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми - только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!». Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.
§ Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребёнком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно. Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.
§ В отношениях с ребёнком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к забадриванию.
Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики
Научите ребёнка:
§ Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
§ Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
§ Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
§ Заводить будильник, игрушки ключиком.
§ Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
§ Резать ножницами (желательно небольшого размера).
§ Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
§ Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
§ Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
§ Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
§ Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
§ Делать пальчиковую гимнастику
1) вне деятельности интерес человека не может развиваться, поэтому изучение интереса, изолированного от реальных условий его становления, не в состоянии обнаружить ни тенденций его развития, ни возможностей управления им.