Направления совершенствования социально-трудовых отношений

Реформирование трудовых отношений в Российской Федерации в целом должно с одной стороны, создать эффективный, высокомобильный рынок труда, способный обеспечить структурную перестройку экономики и последующий переход к экономическому росту. С другой стороны, оно должно быть направлено на повышение уровня регистрируемой занятости, нормализацию производственных и социальных условий труда и обеспечение роста заработной платы в соответствии с ростом производительности труда.

Меры по упорядочению и рационализации трудовых отношений, по предоставлению большей свободы работодателю в определении условий найма и увольнения рабочей силы должны сопровождаться активной политической, моральной и правовой поддержкой работника со стороны предприятия. Поэтому, например, поддержка безработных должна быть ориентирована на помощь социально незащищенным категориям, таким как длительно безработные, молодежь, высвобождаемые работники градообразующих предприятий. Кроме того, максимально широко должны использоваться формы организационно-правовой поддержки работников и безработных: формирование эффективных механизмов правовой защиты трудовых прав, государственная поддержка профсоюзов и других социально-защитных и правозащитных организаций, государственные программы правового просвещения и содействия адаптации работников на рынке труда.

Стратегическая цель реформы трудовых отношений - создание эффективного цивилизованного труда, оперативно обеспечивающего работодателя рабочей силой, необходимой квалификации, а работника - работой, достойной заработной платой и приемлемыми условиями труда.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1.Реформирование трудового законодательства в целях эффективного размещения и использования трудовых ресурсов в экономике при строгом соблюдении основных прав работников (право на справедливую оплату труда, право на защиту от необоснованного увольнения, право на забастовку и т. п.).

2. Развитие механизмов социального партнерства на уровне предприятий.

3. Формирование эффективных механизмов урегулирования трудовых споров. Совершенствование и повышение эффективности механизмов досудебной защиты трудовых и социальных прав работника. Создание специализированной трудовой юстиции, государственная поддержка развития системы негосударственной защиты трудовых прав и самозащиты.

4. Повышение роли индивидуальных и коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и условий труда.

5. Возвращение заработной плате ее воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей функций и содействие развитию рыночных механизмов регулирования заработной платы.

6. Рационализация мер государственной поддержки безработных. Сосредоточение усилий служб занятости на сокращении периода поиска безработным нового рабочего места и содействии безработным, имеющим наименьшие возможности для трудоустройства.

7. Реформирование системы управления охраной труда через создание экономического механизма, стимулирующего работодателей к поиску путей снижения уровня производственного травматизма, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости, с одной стороны, и работника - к соблюдению техники безопасности, с другой.

Успешное проведение реформы невозможно без активной разъяснительной и просветительской деятельности государственных органов. Необходимо разработать и реализовать соответствующие государственные программы информационно-методического содействия гражданам в решении вопросов занятости и защиты трудовых прав.

Реформа трудовых отношений будет содействовать:

· увеличению гибкости трудовых отношений, их адаптивности к изменениям экономической конъюнктуры;

· повышению территориальной, отраслевой и профессиональной мобильности рабочей силы;

· постепенному вытеснению неформальных трудовых отношений.

· повышению уровня оплаты труда в регистрируемом секторе и ее удельного веса в национальном доходе;

· постепенному приближению уровня оплаты труда работников бюджетного сектора к уровню оплаты труда работников внебюджетной сферы;

· повышению уровня собираемости подоходного налога и отчислений во внебюджетные социальные фонды;

· сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

· усилению реальной защиты основных трудовых и социальных прав работника;

· укреплению профсоюзного движения;

· повышению производительности труда;

· структурной перестройке экономики, дающей начало экономическому росту;

· общему снижению социальной напряженности, переводу трудовых конфликтов в правовое русло коллективных трудовых споров.

При разработке нового трудового законодательства должны быть существенно переработаны и в ряде случаев подготовлены заново следующие его разделы:

 - необходимо более детальное определение сторон трудовых отношений, в том числе: конкретизация роли представителей работников; выделение такой специфической категории работников, как работники, выполняющие распорядительные и контрольно-надзорные функции и в ряде ситуаций защищающие интересы работодателей и ряд других вопросов;

- в целях повышения гибкости трудовых отношений необходимо расширить свободу сторон в определении содержания трудового договора – законодательно должны быть определены: обязательный минимум вопросов, регулируемых трудовым договором, и вопросы, которые не должны быть предметом трудового договора, в остальном содержание трудового договора должно определяться соглашением сторон.

- социальный диалог на различных уровнях может играть важную роль в улучшении трудовых отношений. Он должен иметь место на уровне решений и вовлекать в принятие этих решений все заинтересованные стороны.

- во многих странах правительства полностью вовлечены в деятельность нефтяной и газовой промышленности и должны являться частью любых рамок трудовых отношений.

- все те, кто занят в социальном диалоге, "белые" или "голубые" воротнички должны быть защищены от дискриминации.

- поскольку коллективные переговоры являются важным компонентом трудовых отношений, социальные партнеры должны улучшать свое мастерство ведения переговоров.

- в сотрудничестве с заинтересованными социальными партнерами МОТ должна собирать и распространять примеры нормальных трудовых отношений, практик и результатов и, в частности, касательно корпоративной реструктуризации и информации в области охраны труда и техники безопасности, а также результатов.

Глава 2 Анализ хозяйственно-экономической деятельности и социально-трудовых отношений в ООО “Фанса”

2.1 Общая характеристика ООО “Фанса”

Общество с ограниченной ответственностью ООО «Фанса» является коммерческой организацией. Отраслевая принадлежность – изготовление и продажа мягкой мебели для офисов и квартир по заказу.

На рынке Ульяновска предприятие работает уже 13 лет. Численность сотрудников в 2010г. составляет 20 чел. Основной производственной деятельностью является изготовление и продажа мягкой мебели.

Компания располагается по адресу: 432010 Ульяновская область, г. Ульяновск, пр. Инженерный, д. 30а. Телефон/факс: (8422)20-37-44.

Руководителем является: Рыбасов Юрий Викторович.

Общество применяет общую систему налогообложения. Соответственно, отчетность представляется в полном объеме. В виду того, что организационно-правовая форма – Общество с ограниченной ответственностью, предприятие подлежит обязательному аудиту.

Также предприятие является коммерческой организацией, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли. Как юридическое лицо, предприятие самостоятельно осуществляет оперативный, бухгалтерский и статистический учет и отчетность в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.                  

 Учредительные документы ООО «Фанса» помимо сведений, установленных для всех юридических лиц, содержат условия:

- о размере уставного капитала общества;

- о размере долей каждого из участников;

- о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов;

- о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством,        

- а также иные сведения, предусмотренные Федеральным законом от 8 февраля 1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [2;с.13].

В уставе ООО зафиксированы вопросы, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (в соответствии со ст. 91 ГК РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственностью), и другие сведения в соответствии с законодательством, особенно вопросы мотивации труда наёмных работников, управления персоналом и т. д.  

Управление осуществляется общим собранием участников; коллегиальным и (или) единоличным исполнительным органом.

В соответствии с ГК РФ общество является объединением капиталов, следовательно, члены общества объединяют лишь имущество. ООО «Фанса» имеет необходимый устав и уставный капитал не менее определённого законодательством минимума, поскольку участники общества не отвечают по его долгам, а несут лишь риск утраты своих вкладов. Уставный капитал его разделён на доли, определённые учредительными документами.

Согласно протоколу общего собрания учредителей от 18 апреля 2006 года директором ООО «Фанса» назначен один из учредителей общества – Зеленцов В.В..

ООО «Фанса», имеет несколько торговых точек на территории г. Ульяновска, которые так же занимаются данным видом деятельности. Все работы по финансовому расчету, анализу, возложены на отдел бухгалтерии, так же ему подчиняется кассиры торговых точек.

Для анализа с позиции системы формирования и использования прибыли на данном предприятии, рассмотрим показатели активов и пассивов предприятия т.к. именно они являются показателем финансового состояния предприятия.

Отчетность о финансовом состоянии предприятие должно представлять налоговым органам по завершению каждого отчетного периода. Отчетным периодом выступает квартал или год. Квартальная отчетность является промежуточной бухгалтерской отчетностью. Промежуточная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года.

Обязательными для заполнения являются только Форма №1 «Бухгалтерский баланс» и Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Отчетным периодом для каждого предприятия является календарный год (с 1 января по 31 декабря).

Для составления годовой отчетности отводится 90дней (3месяца) со дня окончания отчетного периода. Для составления промежуточной отчетности выделяется всего 30 дней (1 месяц).

Исследуемое предприятие при составлении отчетности использует унифицированные формы бухгалтерской отчетности, в том числе бухгалтерского баланса.

Проверка правильности оборотов по счетам перед сдачей годовой отчетности дает финансовому менеджеру уверенность, что все операции на счетах бухгалтерского учета, отражены, верно, а значит при правильном формировании показателей финансовая отчетность будет достоверной.

Бухгалтерский баланс, который является основным документом о финансовом состоянии организации, должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, по остаточной стоимости. Финансовый анализ предприятия состоит из анализа различных финансовых документов, общие данные можно найти в Форме №1. Рассмотрим анализ финансового состояния на ООО «Фанса». В активе расположены хозяйственные средства, а в пассиве - источники хозяйственных средств.              

Структура организации — это фиксированные взаимосвязи, кото­рые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и ко­ординации технологических элементов и персонала. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линей­ных и функциональных единиц. Однако она не учитывает такой фактор, как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и его координацию.

Цель управления предприятием – обеспечение его эффективной работы, использование потенциальных возможностей ООО «Фанса» с максимальной отдачей для предприятия и общества в целом. Таким образом, основными целями управления являются:

­ создание и осуществление единой стратегии развития предприятия для его успешного функционирования на рынке;

­ развитие сотрудничества предприятия с партнерами и клиентами в области деятельности предприятия;

­ формирование и поддержание репутации ООО «Фанса» как надежного и добросовестного партнера.

Главные задачи, которые решаются при управлении предприятием:

­ удовлетворение потребностей населения в приобретении мягкой мебели в минимальные сроки;

­ оптимальное соотношение цены и качества выполняемых услуг и производимой продукции;

­ координация деятельности подразделений и работников предприятия таким образом, чтобы обеспечить максимальную отдачу способностей, знаний, умений каждого работника;

­ обеспечение согласованности действий подразделений в достижении общих целей, стоящих перед предприятием;

­ определение приоритетных направлений, разработка проектов и осуществление текущего контроля за реализацией поставленных целей;

­ контроль за приведением в исполнение намеченных приоритетных целей;

­ мотивация труда работников и руководства.

Функции системы управления содержат в себе методы решения задач для достижения поставленных целей: это в частности осуществление контроля и координирования деятельности отдельных работников, внедрение нематериальных стимулов для работников и т.д. Организационная структура ООО «Фанса», представленная на рис. 2.1, представляет собой развитую схему с вертикальными и горизонтальными связями. Оперативное управление деятельностью общества осуществляет Генеральный директор, организацию работы по производственной деятельности проводит главный инженер. Производство трикотажной продукции осуществляется непосредственно в швейном и раскройном цехах швеями, закройщицами, штопальщицами и ручницами под руководством начальника производства.

Рисунок 2.1. Организационная структура управления ООО «Фанса»

Организационно-техническую подготовку производства проводят инженер-технолог и инженер-конструктор. Решение финансовых вопросов на предприятии является обязанностью главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера. Работа с персоналом предприятия осуществляется отделом кадров, охрана – службой охраны предприятия. Реализацией продукции занимаются продавцы-консультанты, менеджер по сбыту, которые осуществляют свою деятельность под руководством начальника отдела сбыта.

На данном предприятии организационная структура является линейно-функциональной. При такой структуре линейные звенья управления призваны командовать, функциональные - консультировать, помогать при разработке конкретных вопросов. Они не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям. Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства. При этом линейные руководители освобождаются от многих вопросов, связанных с компетенцией различных функциональных служб.

Таблица 2.1.

Функции управленческого персонала на ООО «Фанса»

Должность Выполняемые функции
Исполнительный директор Руководство текущей деятельностью общества, действует без доверенности от имени ООО «Фанса», представляет его интересы, совершает сделки от имени общества в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия, открывает расчётные и иные счета. Координация действий специалистов по планированию, утверждение планов, подготовка организационно-распорядительной документации, частичное выполнение секретарских функций
Главный бухгалтер Основная функция - учет и анализ хозяйственной деятельности; текущий контроль за ведением бухгалтерской, финансовой и иной отчетности предприятия, за выполнением обязательств предприятия, а также за движением материальных и нематериальных активов
Начальник отдела производства Осуществление функций объемно-календарного планирования на месте; контроль за соблюдением технологии производства; соблюдением правил техники безопасности, разработка производственных норм и нормативов
Главный инженер Разработка и совершенствование технологии раскроя и пошива изделий, постановка и решение задач по обеспечению предприятия современными компьютерными разработками в области управления и производства
Дежурный администратор Осуществляет контроль за деятельностью обслуживающих производств

 

Разделение функций аппарата управления происходит в соответствии с должностными инструкциями работников и Уставом общества. Целесообразно представить разделение функций управления в виде таблицы (см. табл. 2.1).

Таким образом, наиболее «загружен» исполнительный директор, который ввиду отсутствия специализированных отделов и служб (к примеру, планового отдела) вынужден совмещать в своей работе множество функций. Или, например, начальник цеха помимо контроля за производственной деятельностью выполняет также функции техника безопасности и специалиста по планированию.

Несмотря на то, что совмещение функций на малых и средних предприятиях является эффективным и необходимым, это не всегда положительно сказывается на результатах деятельности предприятия. Аппарат управления подвержен большой перегрузке информацией, множественным контактам с подчиненными и партнерами, а это, в свою очередь, может привести к неэффективному выполнению большого количества функций.

По итогам анализа системы управления ООО «Фанса» можно выделить некоторые положительные моменты:

- согласованность действий исполнителей;

- соблюдение принципа единоначалия;

- оперативность в принятии решений;

- небольшое количество уровней управления (3 уровня иерархии).

К недостаткам системы управления предприятием можно отнести:

- недостаточную четкость распределения управленческих функций;

- высокие требования к управленческим работникам (знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными им работниками, что в свою очередь, ограничивает масштабы возглавляемых ими подразделений и возможности руководителей по эффективному управлению ими);

- высокую информационную нагрузку на аппарат управления.

При такой структуре взаимодействие между подразделениями достаточно слабое. Также такая структура не обладает достаточной гибкостью по отношению к окружающей среде.

Таким образом, в процессе анализа системы управления ООО «Фанса» были выявлены следующие направления ее совершенствования, позволяющие более адекватно реагировать на требования развивающихся рыночных отношений:

­ разработка должностных инструкций для работников аппарата управления с целью четкого разграничения функций управления между работниками и устранения дублирования функций на предприятии;

­ повышение уровня автоматизации и компьютеризации управления с целью высвобождения времени руководителей;

­ более широкое привлечение рабочих к процессам принятия решений (что позволит снизить требования к компетенции управленческих работников в области производства продукции).

Защита трудовых прав работников на предприятиях требует достоверной и тщательной информации, так как на каждом предприятии, как правило, формируется уникальная конфигурация отношений между работниками и работодателями. Система найма, оплаты труда, режимы труда, способы разрешения противоречий и конфликтов – все это зависит от технологии, оборудования, организационной схемы производства, позиции работодателя, профсоюза и даже отдельных групп работников. Кроме этого, на формирование системы трудовых отношений на предприятии оказывает регион, отрасль, размер предприятия или организации и форма собственности. Вместе с тем, несмотря на различия, многие параметры могут сравниваться и прежде всего на основе соответствия сложившихся трудовых отношений трудовому законодательству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: