Система стратегического управления

 

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления. Схематически структура стратегического управления выглядит следующим образом:

                 
Анализ среды
Определение миссии и целей
 

 

         
 

 

     
 

 

 


Схема 1. Структура стратегического управления

Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:

1. Макроокружение (состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое развитие общества и т.д.).

2. Непосредственное окружение (покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы).

3. Внутренняя среда, которая анализируется по следующим направлениям:

§ кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;

§ организация управления;

§ производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки;

§ финансы фирмы;

§ маркетинг;

§ организационная культура.

Определение миссии и целей – один из процессов стратегического управления, который состоит из трех подпроцессов:

1. Определение миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение.

2. Подпроцесс определения долгосрочных целей.

3. Подпроцесс определения краткосрочных целей.

Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится. А, зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения.

После определения миссии и целей наступает этап анализа и выбора стратегии. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.

Выполнение стратегии – это критический момент. Если выполняется – фирма идет к успеху. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто не выполняется стратегия и потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала. Оценка и контроль выполнения стратегий.

Основными задачами любого контроля являются следующие:

1. определение показателей, по которым будет производиться контроль;

2. оценка состояния контролируемого объекта в соответствии со стандартами, нормативами;

3. выяснение причин отклонений, если таковые встречаются;

4. осуществление коррекции если она возможна и уместна.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: