Порядок формирования федерального фонда финансовой поддержки регионов

 Предоставление субвенций территориальному фонду из федерального бюджета

При оказании финансовой помощи федеральным бюджетом бюджетам субъектов РФ целью предоставления дотаций является выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Под минимальной бюджетной обеспеченностью субъектов РФ понимается минимально допустимая стоимость государственных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти субъектов РФ в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов. Дотации бюджетам субъектов РФ предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основе.

Для реализации целевых программ бюджетам субъектов РФ могут предоставляться субвенции и субсидии. Отличие субсидии от субвенции состоит в том, что субвенция предоставляется на безвозвратной и безвозмездной основе, а субсидия предполагает долевое участие федерального бюджета в целевых расходах бюджетов субъектов РФ.

Если дотации, субвенции и субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ на безвозвратной основе, бюджетные кредиты и бюджетные ссуды выделяются им из федерального бюджета на условиях возвратности.

БК РФ не содержит указания на цели, для достижения которых могут предоставляться бюджетные кредиты. Таким образом, бюджетные кредиты за счет средств федерального бюджета могут предоставляться бюджетам субъектов РФ для покрытия как текущих, так и капитальных расходов. Бюджетные кредиты нижестоящим бюджетам могут предоставляться как на условиях платности, так и в безвозмездном порядке.

Бюджетная ссуда от бюджетного кредита отличается тем, что, во-первых, она может предоставляться из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ только на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении таких бюджетов; во-вторых, тем, что она предоставляется только в безвозмездном порядке; в-третьих, тем, что она носит краткосрочный характер, поскольку предоставляется на срок не более б месяцев.

 В целях оказания финансовой помощи субъектам РФ в составе расходной части федерального бюджета формируется Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

К сожалению, в настоящее время отсутствует законодательный акт, который бы определял условия формирования названного фонда. Принятие такого законодательного акта, при том что бюджеты значительного числа субъектов РФ являются дотационными, представляется крайне необходимым.

В статье 135 БК определяются условия предоставления финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности.

Под условиями предоставления такой финансовой помощи законодатель понимает те обязательства, которые принимает на себя ее получатель. Данные обязательства могут быть связаны с содержанием бюджета, которому сказывается финансовая помощь, или с порядком его исполнения.

Устанавливается, что финансовая помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджету субъекта РФ может быть предоставлена только при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство. Заключаются такие соглашения в письменной форме и служат основанием для передачи полномочий по исполнению бюджета субъекта РФ Федеральному казначейству.

Подписание рассматриваемого соглашения предполагает открытие и ведение счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета соответствующего субъекта РФ только Федеральным казначейством. При этом финансовые органы данного субъекта РФ в исполнении его бюджета участия не принимают.

Рассматриваемое условие предоставления финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджета субъекта РФ позволяет обеспечить дополнительный контроль за расходованием средств федерального бюджета субъектом РФ. которому была оказана такая помощь.

Также устанавливается ряд ограничений для субъекта РФ - получателя финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности. Так, ему запрещается:

1) ставить государственных служащих, финансируемые за счет средств

бюджета субъекта РФ, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений (с учетом региональных коэффициентов заработной платы);

2) предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов бюджета субъекта РФ;

3) предоставлять государственные гарантии субъекта РФ в размере, превышающем 5% расходов бюджета субъекта РФ.

Указанные ограничения обеспечивают целенаправленность и эффективность использования средств федерального бюджета, предоставленных в качестве финансовой помощи для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджета соответствующего субъекта РФ.

В БК определяются условия предоставления финансовой помощи из бюджета субъекта РФ на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности местных бюджетов. Данные условия предполагают наложение на муниципальные образования - получателей финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности следующих ограничений:

1) они не вправе ставить муниципальных служащих, финансируемых за счет средств местного бюджета, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими учреждений субъектов РФ (с учетом региональных коэффициентов заработной платы);

2) они не могут предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов местного бюджета, и предоставлять муниципальные гарантии в размере, превышающем 5% расходов местного бюджета.

Как видно, ограничения, устанавливаемые в отношении муниципальных образований - получателей финансовой помощи, схожи с аналогичными ограничениями, установленными в отношении субъектов РФ, и преследуют те же цели.

Законами о бюджетах и соглашениями между органами государственной власти и местного самоуправления различных уровней могут предусматриваться и иные условий предоставления вышестоящими бюджетами финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности нижестоящим бюджетам. Такие условия могут быть связаны в первую очередь с определением цели использования средств вышестоящего бюджета нижестоящими бюджетами.

Бюджетное законодательство определяет порядок предоставления вышестоящими бюджетами финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности нижестоящим бюджетам. Устанавливая такой порядок, законодатель исходил из того. что размер финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджетам субъектов РФ, определяется исходя из действующих нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг, обеспечивающих реализацию минимальных государственных со­циальных стандартов.

Следует отметить, что дополнительным условием предоставления финансовой помощи субъектам РФ в соответствии с такими соглашениями является своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы.

В БК устанавливаются условия и порядок предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам в форме субсидий и субвенций.

Объединяет субсидии и субвенции то, что они предоставляются для финансирования целевых программ. Отличает субсидию от субвенции то, что субвенции предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, а субсидии предполагают долевое участие вышестоящего и нижестоящего бюджетов в реализации целевых программ.

Субсидии и субвенции бюджетам субъектов РФ могут предоставляться для финансирования:

1) расходов по федеральным целевым программам;

2) капитальных расходов;

3) расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

4) иных целевых расходов.

Федеральной целевой программой называется комплекс мероприятий, направленных на достижение общеполезного в рамках Российской Федерации результата. Федеральные целевые программы разрабатываются и реализуются Правительством РФ. Наиболее значимым федеральным целевым программам может присваиваться статус президентских.

Расходы на реализацию федеральных целевых программ могут нести как федеральный бюджет, так и нижестоящие бюджеты. В последнем случае расходы бюджетов субъектов РФ на реализацию федеральных целевых программ подлежат компенсации из средств федерального бюджета (такая компенсация осуществляется в форме субвенций).

Под капитальными расходами бюджетов понимается часть расходов бюджетов. обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Капитальные расходы нижестоящих бюджетов могут финансироваться за счет средств вышестоящих бюджетов, при этом такие средства предоставляются в форме субсидий или субвенций.

Субвенции также предоставляются для финансирования расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Как уже отмечалось, приводимый перечень условий предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам в форме субвенций и субсидий носит примерный характер, поэтому субсидии и субвенции могут предоставляться и для финансирования иных целевых расходов.

Специальный федеральный закон о предоставлении субвенций и субсидий в настоящее время не принят, а Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год» содержит в себе отдельные положения о предоставлении различных субвенций и субсидий.

Бюджетными ссудами принято называть бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

    Субъектам РФ бюджетные ссуды предоставляются на финансирование кассовых разрывов. Кассовыми разрывами в бюджете называется временная нехватка бюджетных средств, обусловленная сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов. Примером сезонных затрат в большинстве субъектов РФ могут служить расходы на подготовку к отопи­тельному сезону. Примером же временной нехватки бюджетных средств, обусловленной сезонным характером поступлений доходов, может служить недополучение налоговых и неналоговых доходов в период массовых отпусков.

    Бюджетные ссуды предоставляются на возвратной основе. Срок возврата бюджетной ссуды не должен превышать 6 месяцев. В случае, когда предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета в очередном финансовом году. Если бюджет субъекта РФ не получает финансовой помощи из федерального бюджета в очередном финансовом году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ.

    Бюджетные ссуды могут предоставляться как на возмездной (платной), так и на безвозмездной основе. Возмездное предоставление бюджетной ссуды предполагает обязанность ее получателя оплатить пользование ею. Если же бюджетная ссуда предоставляется безвозмездно, то такой обязанности не возникает. Как правило, бюджетные ссуды из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются безвозмездно. При возмездном же предоставлении бюджетных ссуд размер платы за пользование ими устанавливается как кратный ставке рефинансирования Банка России.

В БК предусматривается контроль за использованием субъектом РФ - получателем финансовой помощи из федерального бюджета средств, полученных в качестве такой помощи.

Целью такого контроля является установление законности, обоснованности, целенаправленности и эффективности использования органами государственной власти субъектов РФ средств федерального бюджета. Финансовая помощь, предоставленная бюджету субъекта РФ, считается использованной законно, если при ее использовании не были допущены нарушения действующего законодательства. Обоснованность использования финансовой помощи предполагает соблюдение всех условий ее предоставления.



Список использованной литературы

 

1. Бюджетный кодекс РФ 1998г.

 

2. Федеральный закон от 25 сентября 1997г. «О финансовых основах местного самоуправления в РФ».

 

3. Федеральный закон от 30 декабря 2001г. «О федеральном бюджете на 2002 год».

 

4. Проблемы теории и практики управления №4 2001г. Дорждеев «Межбюджетные отношения в РФ: обеспечение единства интересов центра и регионов».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: