Производственная стратегия

Производственная стратегия представляет собой долгосрочную программу действий по созданию продукта организации.

Производственный процесс на предприятии осуществляется на базе мощностей Брасовского машиностроительный завода, собственником которого ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» стало в 2001 году.

В рамках выбранной корпоративной стратегии по бизнесу комплексные поставки запчастей для подвижного состава и дизелей компании предстоит реализовать следующие цели по производству:

I. Сохранить темп выпуска товарной продукции на уровне 70%.

1. Обновление оборудования на сумму 2 млн. руб. посредством операции лизинга.

2. Сократить время продолжительность производственного цикла на 15%.

3. Снизить общее время простоя оборудования на 20%.

4. Освоение производства новых видов продукции.

5. Снижение себестоимости продукции на 5%.

В связи с этим предприятию для производства рекомендуется принять стратегию развития производственных мощностей в сочетании с расширением масштаба производства традиционной продукции, а также освоением производства новой продукции.

Производственные площади предприятия составляют порядка 10 000 м2. Они позволяют предприятию установить новое оборудование, заменив при этом часть совсем изношенных агрегатов, а также одновременно увеличив парк за счёт заполнения свободных площадей.

В настоящее время в производственной программе предприятия присутствует широкий спектр запасных частей и комплектующих на дизеля Д50, 211Д, Д49, 14Д40, ходовую часть тепловозов ТЭМ, ТГМ, вспомогательное оборудование - различных приводов, компрессоров, агрегатов, редукторов и других узлов.

За счёт внедрения нового оборудования, а также использования гораздо более гибкой, чем на крупных предприятиях-изготовителях, системы перехода от изготовления одной детали к другой должен быть обеспечен рост объёмов выпуска продукции на установленном уровне.

Кроме того, за счёт внедрения нового оборудования, а также существующих станков и прочей техники в силу схожести технологического процесса должен быть освоен выпуск новых запасных частей и комплектующих на дизеля, а также ходовую часть тепловозов ТЭМ, ТГМ (например, производство вкладышей). Следует отметить, что, ставя перед собой задачу максимально полного производства всего перечня запасных частей, ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» ежемесячно увеличивает номенклатурный перечень запасных частей, осваивая новые технологии производства. Поэтому стратегия освоения производства новой продукции является как бы продолжением текущей.

В силу того, что производственные мощности завода ориентированы на 99% на выпуск запасных частей к железнодорожному транспорту и дизелям, а также в связи со сравнительно низкими накладными расходами создается возможность производства запасных частей ниже по стоимости. Помимо этого внедрение нового оборудования, а также наличие большого количества поставщиков, позволяющее выбирать наиболее выгодные условия, должно вызвать сокращение переменных издержек.

Сокращение уровня износа оборудования на заводе за счёт обновления части оборудования приведёт к сокращению производственного цикла, устранению застоев.

В связи с разработкой технической и технологической документации на большинство запасных частей на заводах изготовителях более 20 лет назад и изменившимися требованиями в первую очередь по качеству, конструкторско-технологической службой предприятия разрабатываются более технологичные в изготовлении узлы, проводится унификация узлов агрегатов тепловозов ТЭМ - ТГМ, освоен выпуск деталей не только из различных марок стали, но и из бронзы, чугуна, алюминия и других материалов. Данные мероприятия позволяют максимально снизить себестоимость продукции, предложить заказчикам более современные и надежные конструкции.

Одним из наиболее актуальных вопросов для организации является вопрос качества. Ведутся активные работы по сертификации производства запасных частей, попадающих под приемку МПС, абсолютно вся продукция проходит контроль качества ОТК, проверятся сертификация материала для изготовления.

Все эти направления должны по-прежнему развиваться.

В заключении следует отметить те преимущества, которые даёт предприятию лизинг оборудования:

· отнесение расходов по лизингу на себестоимость в ПОЛНОМ объёме с существенным снижением налога на прибыль.

ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» вправе относить лизинговые платежи на себестоимость своей продукции / услуг в ПОЛНОМ объёме, таким образом достигая существенной экономии по налогу на прибыль, в то время как проценты по кредиту, взятому на приобретение основных средств, в себестоимость не включается;

· полная амортизация имущества и экономия по налогу на имущество.

Срок лизинга связан с амортизацией предмета лизинга. Лизинговая компания стремится к 100% амортизации предмета лизинга за срок лизинговой сделки. Она быстрее (до 3-х раз) амортизирует предмет лизинга и достигает экономии по налогу на имущество (до 3-х раз). Используя механизм ускоренной амортизации, лизингополучатель получает по окончании срока лизинга имущество, максимально самортизированное согласно действующей амортизационной ставке (вплоть до нуля, если позволяет амортизационная ставка);

· длительный срок пользования привлечёнными средствами.

Поскольку лизингодатель стремится к полной амортизации предмета лизинга, ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» выигрывает в сроке кредитования (т.к., лизинг - это альтернативный способ кредитования), получая "реальное" финансирование или "длинные" деньги;

· сохранение ликвидности предприятия.

В период лизинга предмет лизинга находится на балансе лизингодателя, и ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» не несёт расходов по его учёту у себя на балансе, не отвлекает собственные и/или кредитные ресурсы на приобретение основных средств, что улучшает его финансовые показатели и предоставляет дополнительные возможности для привлечения заемных средств;

· оплата лизинговых платежей из выручки от использования имущества.

Возможна выплата лизинговых платежей из выручки, получаемой от использования этого оборудования, тем самым зарабатывая на оборудование в процессе его использования. Оплата происходит равными платежами, что помогает прогнозировать бюджет расходов на протяжении всего срока лизинга и тем самым оптимизировать свои затраты и прогнозировать прибыль;

· возможность ускоренного обновления технологически сложного оборудования с получением прибыли.

Используя лизинг при покупке оборудования, ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» может быстрее обновлять свои основные фонды, так как не отвлекаются значительные финансовые средства на их покупку, а происходит постепенная выплата за уже работающее оборудование с получением значительного экономического эффекта.

 

Финансовая стратегия

Финансовая стратегия фирмы представляет собой набор конкретных действий по управлению финансовыми результатами и обеспечению организации финансовыми ресурсами.

Система целей финансовой стратегии должна логически вытекать из основных стратегических целей, учитывать маркетинговую и производственную стратегии.

В рамках управления финансовыми результатами требуется:

· разработать бюджет движения денежных средств

· определить размер чистого денежного потока (ЧДП)

 

Составим прогнозируемый бюджет движения денежных средств ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» на 2003 год:

Таблица 38

Продукт/бизнес Количественные показатели

Приток денежных средств (руб.)

1. Выручка от комплексных поставок и ремонта   12 585 374,95   487 375,9
2. Погашение дебиторской задолженности 1 492 015
З. Кредит 1 715 000
Итого поступлений 16 279 765,85

Отток денежных средств

1. Продвижение 100 000
2. PR 50 000
3.Маркетинговые исследования 60 000
4. Представительства 200 000
5. Найм работников 1 230 000
6. Оплата второго высшего образования 60 000
7. Курсы работы на новом оборудовании 10 000
8. Погашение кредита 1 715 000
9. Проценты по кредиту 428 750
10. Погашение 20% кредиторской задолженности 1 157 763,2
11. Исследование мотивационной структуры работников 10 000
12. Лизинговые выплаты 480 000
13. Прочие расходы 9 168 023,6
Итого выплат 14 969 537
ЧДП всего: 1 310 229

 

Прогнозируемый бюджет движения денежных средств свидетельствует о том, что при условии развития запланированной рыночной ситуации, а также достижения поставленных целей у ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» образуется значительный излишек (1 310 229 руб.) денежных средств, что даёт возможность дальнейшего погашения кредиторской задолженности и развития основной деятельности предприятия.

Разработка стратегии по обеспечению финансовыми ресурсами деятельности ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис», предполагающая определение доли долгосрочных источников финансирования, которая рассматривается как источник покрытия оборотных активов, требует учёта текущего финансового состояния предприятия и особенностей структуры баланса предприятия.

В настоящий момент активы компании финансируются источниками покрытия следующим образом: внеоботорные активы (ВА) на 100% финансируются за счёт собственного капитала, текущие активы (ТА) финансируются за счёт оставшейся части СК и за счёт кредиторской задолженности (КЗ).

Сейчас привлечение долгосрочного либо краткосрочного кредита для финансирование внеоборотных активов предприятия приведёт тому, что размер СК окажется недостаточным для финансирования внеоборотных активов, а это в свою очередь максимально увеличивает риск потери ликвидности предприятии, а это крайне нежелательно, тем более, если учесть, что показатели ликвидности компании на данный момент довольно низки. Текущие же активы, требующие финансирования в силу поставленных целей и разработанной стратегии, могут быть профинансированы за счёт краткосрочного кредита соответствующего размера. Выбор именно краткосрочного кредитования связан с тем, что рассчитанный бюджет денежного потока говорит о наличии реальной возможности рассчитаться по краткосрочному кредиту и в дальнейшем вести коммерческую деятельность, ориентируясь на собственный капитал.

Текущая ситуация не позволяет также полностью погасить кредиторскую задолженность, а лишь её часть (20%).

 Таким образом, в настоящих условиях ни одна из разработанных стратегий по обеспечению финансовыми ресурсами не может быть использована в чистом виде.

Стратегии:

1. Агрессивная стратегия означает, что долгосрочный капитал служит источником покрытия внеоборотных активов и минимума оборотных активов, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности.

Модель:

ДК=ВА+ПтОА, КЗК=ПрОА

2. Консервативная стратегия означает, что долгосрочный капитал полностью финансирует внеоборотные и оборотные активы, то есть нет необходимости в краткосрочных заемных источниках

Модель:

ДК=ВА+ПтОА+ПрОА, КЗК=0

3. Компромиссная стратегия означает, что долгосрочный капитал финансирует внеоборотные активы, постоянную часть оборотных активов и приблизительно одну вторую часть переменных оборотных активов.

Модель:

ДК=ВА+ПтОА+ 0,5ПрОА, КЗК=0,5ПрОА

Таблица 39

АКТИВЫ

ПАССИВЫ

Аббревиатура Расшифровка Аббревиатура Расшифровка
ВА Внеоборотные активы ДК, в т.ч. Капитал (долгосрочные источники)
ОА, в т.ч. Оборотные активы СК Собственный капитал
ПрОА Переменная часть оборотных активов ДЗК Долгосрочные пассивы (заемный капитал)
ПтОА Постоянная часть оборотных активов КЗК Краткосрочные пассивы (заемный капитал)
А Все активы П Все пассивы

 

В сложившихся условиях предприятию может быть предложена финансовая стратегия, наиболее приближенная к агрессивной («краткосрочная агрессия»). Она заключается в следующем: внеоборотные активы финансируются полностью за счёт собственного капитала.

Запланированное обновление оборудования будет проводится за счёт операции лизинга. При этом арендуемое имущество не должно приниматься на баланс ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис». В период лизинга предмет лизинга находится на балансе лизингодателя, и лизингополучатель (ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис») не несёт расходов по его учёту у себя на балансе. Помимо этого, предприятие не отвлекает собственные и кредитные ресурсы на приобретение основных средств. Это позволит предприятию сохранить текущую ликвидность на прежнем уровне. Несмотря на то, что это довольно рискованно, данный риск является оправданным в силу того, что реализация поставленных целей позволит значительно увеличить собственный капитал ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис», тем самым, повысив ликвидность компании.

Имущество, находящееся в собственности у лизинговой компании, а у лизингополучателя - лишь во временном владении и пользовании, защищено от притязаний кредиторов последнего (преимущество разделения имущественной и операционной составляющих коммерческих рисков). В случае если лизинговое имущество отражается на балансе лизингодателя, лизингополучатель не "утяжеляет" свой баланс, что улучшает его финансовые показатели и предоставляет дополнительные возможности для привлечения заемных средств, что особенно актуально для ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» в данный момент.

Текущие активы должны быть профинансированы как за счёт оставшеёся у предприятия кредиторской задолженности, так и за счёт взятого краткосрочного кредита. Постепенно объём необходимых денежных средств может пополняться за счёт реализации готовой продукции, находящейся на складах компании.

Таким образом,

ДК = ВА + 0,08ПтОА, КЗК = 0,92 ПтОА + ПрОА, ДК = СК

Ещё раз следует акцентировать внимание на довольно высоком риске выбранной стратегии. Однако высокий потенциал компании, обширный рынок сбыта и высокая степень доверия клиентов и партнёров должны обеспечить благоприятные условия для её реализации.

Кроме того, риск потери ликвидности должны нивелировать следующие мероприятия, проводимые в рамках выбранной стратегии:

ü минимальный уровень дебиторской задолженности;

ü сокращение уровня кредиторской задолженности (за счёт погашения дебиторской);

ü отсутствие долгосрочных кредитов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: