ВВЕДЕНИЕ
1. В мае 2000 года Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) опубликовала документ «Основы электронной коммерции* и проблемы интеллектуальной собственности», направленный на определение в общем виде вопросов, возникающих в Интернете в связи с использованием и защитой интеллектуальной собственности. С момента публикации в данной области отмечено множество достижений. Эти достижения отражены в настоящей публикации «Интеллектуальная собственность в Интернете: Обзор проблем» (Обзор).
2. Многие проблемы, затронутые в Обзоре, до сих пор не решены, и похоже, что останутся таковыми по крайней мере еще в течении нескольких лет. Вместо того, чтобы пытаться предсказать, что ждет нас в будущем, или указывать, каким это будущее должно быть, Обзор описывает текущие проблемы и достижения, относящиеся к интеллектуальной собственности в Интернете, в том виде, с которым сталкиваются промышленность и пользователи, а также отвечающие за формирование политики органы, и то, как данные проблемы обсуждаются ими. В соответствии с ролью и мандатом ВОИС Обзор сфокусирован на международном аспекте затрагиваемых проблем.
|
|
3. В свете своих задач и целей, Обзор в первую очередь адресован тем, кто заинтересован в общем представлении и обзоре проблем интеллектуальной собственности в цифровой среде. Тем не менее, он предполагает наличие базового понимания основ в различных областях права по интеллектуальной собственности и роли в данной связи отдельных многосторонних учреждений, включая ВОИС.
4. Обзор состоит из семи глав:
- Глава I на основе ряда статистических показателей показывает эволюцию, произошедшую в последнее время в отдельных аспектах существования Интернета, и дает основу для обсуждения тем, затрагиваемых в остальных частях Обзора.
- Глава II описывает каким образом Интернет превратился из технической инфраструктуры в виртуальный рынок интеллектуальной собственности, приводя конкретные иллюстрации этого развития, существующие как в частном, так и в общественном секторах.
- Глава III показывает влияние Интернета на различные области интеллектуальной собственности, такие как авторское право и смежные права, товарные знаки и другие объекты прав, связанных с различительной способностью знаков, патенты, а также ответные меры, разработанные к настоящему времени. Глава содержит также тему, являющуюся составной частью любой дискуссии об интеллектуальной собственности в Интернете: имена доменов и их связь с различительной способностью знаков.
- Глава IV посвящена разрешению споров по интеллектуальной собственности в Интернете, роли частного международного права и, в этой связи, процедуре альтернативного разрешения споров (АРС).
|
|
- В Главе V исследуются отдельные проблемы Интернета, имеющие отношение к развивающимся странам, включая проблемы, вызванные неравенством в развитии инфраструктуры и вытекающим из этого различием в уровне участия в электронной коммерции, а также возможности, которые предлагает электронная коммерция. Здесь также освещаются инициативы ВОИС в данной связи.
- В Главе VI обсуждается прогресс в электронном предоставлении услуг в области интеллектуальной собственности со стороны государственных органов по интеллектуальной собственности как на национальном уровне, так и со стороны ВОИС.
- Глава VII завершается отчетом о состоянии Программы ВОИС по цифровым технологиям, представляющей собой серию руководств к действию и целей, впервые представленной Генеральным директором ВОИС на Первой Международной конференции по электронной коммерции и интеллектуальной собственности в сентябре 1999 и впоследствии получившей одобрение со стороны Государств- членов ВОИС на ежегодной сессии Ассамблей.
I. ИНТЕРНЕТ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА
5. Цифровая эра и глобальная экономика в настоящее время тесно связаны. Начиная с 1990-х годов информационные технологии привлекли большие объемы инвестиций и сыграли важную роль в экономическом развитии при поддержке системы интеллектуальной собственности, которая обеспечила эффективную охрану цифровых технологий в новой экономике. Деловые круги, частные лица и правительства смогли воспользоваться преимуществами, предоставляемыми все увеличивающимся и расширяющимся использованием Интернета. Взрыв использования Интернета и увеличение предприятий в.com существенно встряхнули экономический мир и создали новые коммерческие модели; они также повлияли и на правовую сферу, создав новые проблемы, в том числе в связи с охраной интеллектуальной собственности в Интернете. Вслед за периодом внезапного роста, в 2001 деловая активность новой экономики, тем не менее, потерпела существенный крах, размер которого был так велик, что поднял вопросы о том, как будет развиваться Интернет в будущем.
6. Тем не менее, после того, что Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) описала как «кратковременную бурю»[1], и притом, что в отдельных областях развитие все еще остается замедленным, похоже, что Интернет и в дальнейшем будет играть большую роль в мировой экономике и системе интеллектуальной собственности. Поскольку важная роль его влияния на экономические условия является результатом его собственного развития, представляется интересным, прежде всего, описать текущие достижения в области Интернета, опираясь на ряд показателей. Эти показатели, подробно описанные ниже, представляют особый интерес для данного Отчета, так как они прямо влияют на интеллектуальную собственность.
Мировое население в режиме онлайн
7. Около 10 % мирового населения в настоящее время имеют доступ к режиму онлайн, представляя собой более 605 миллионов пользователей.[2] Эта цифра возрастает более быстрыми темпами, чем предсказывалось ранее, учитывая, что прогнозы 1999 года предполагали 250 млн. пользователей Интернета к 2002 году. Отдельные оптимистические прогнозы предсказывают даже, что к 2005 году мировое население с доступом к режиму онлайн может достигнуть одного миллиарда.[3]
Источник: Отчет о мировом развитии телекоммуникаций, МСЭ (ITU), Март 2002
Страны, подключенные к Интернету
8. За последние десять лет число стран, подключенных к Интернету, существенно возросло. В то время как в начале 1990-х годов чуть более десяти стран имело подключение к Интернету, к концу 2001 года эта цифра возросла до 214.[4] Тем не менее, уровень распространения Интернета все еще остается неравномерным для различных регионов мира. Регионами с наибольшим количеством пользователей являются Северо-Американский (37%), Азиатский (31%) и Европейский (29%) регионы. Тем не менее, последняя статистика показывает, что региональная модель в отношении количества пользователей Интернета стала меняться. В мае 2002 года страны или регионы с наибольшим уровнем распространения Интернета были расположены преимущественно на Европейском континенте: Швеция (64,6%), Дания (60,3%), Нидерланды (58,07%), Великобритания (56,88%) и Норвегия (54,4%); в Азиатском регионе: Гонконг, Особый административный регион (ОАР) Китая (59,58%); и в Северной Америке: США (59,22%) и Канада (52, 79%).[5] Для контраста следует отметить, что,хотя число пользователей в Африке слегка возросло, отсутствие телекоммуникационной инфраструктуры приводит к тому, что данный регион мира по прежнему представляет менее 2% мирового населения в режиме онлайн.
|
|
Источник: Мировые показатели телекоммуникаций, (IТU), март 2002
Стоимость доступа к Интернету
9. Различие в уровне распространения Интернета в различных регионах объясняется множеством факторов. Одним из таких факторов является стоимость доступа к Интернету, сильно различающаяся для разных стран и регионов. В этой связи Генеральный директор Международного союза электросвязи (ITU) отметил, что для развивающихся стран стоимость доступа часто является более высокой.[6]
Источник: Мировые показатели телекоммуникаций, (IТU), март 2002
Языки, используемые в Интернете
10. Культура Интернета, которая на ранних стадиях являлась в основном англо-американской, в настоящее время трансформируется. Тогда как в начале доминировал английский язык, в настоящее время все в большой степени находят свое место в Интернете 6700 языков, на которых говорят в 228 странах мира. Ожидается, что к 2003 году не англо-говорящие люди будут представлять одну треть сообщества пользователей Интернета[7], основная часть данного расширения произойдет за счет представителей Азии и Латинской Америки. Такое разнообразие языков, используемых в онлайне, нисколько не удивительно, если принять во внимание, что для 92% мирового населения родной язык отличен от английского. Поэтому следует ожидать, что Веб будет все в большей степени отражать разнообразие культур, и что это будет сопровождаться увеличением содержания его отличной от английской составляющей. В соответствии с прогнозами, в 2007 наиболее широко используемым языком на Веб будет китайский.[8] В представленной ниже таблице приводится некоторая статистика языков, используемых в онлайне. Влияние такой глобализации Интернета на интеллектуальную собственность и, в особенности, на имена доменов, рассматривается в Главе III(c) данного Обзора.
|
|
Мировая Интернет статистика в распределении по языкам | |
Язык | Число говорящих (в миллионах) |
Английский | 230.6 |
Всего не англо-говорящих, в т.ч. | 403.5 |
Китайский | 68.4 |
Японский | 61.4 |
Испанский | 47.2 |
Немецкий | 42.0 |
Корейский | 28.3 |
Итальянский | 24.0 |
Французский | 22.0 |
Португальский | 19.0 |
Голландский | 12.4 |
Малайский | 8.0 |
Шведский | 6.8 |
Арабский | 5.5 |
Турецкий | 4.6 |
Датский | 3.5 |
Чешский | 3.1 |
Тайский | 2.4 |
Румынский | 2.3 |
Фарси | 2.2 |
Греческий | 2.0 |
Еврейский | 2.0 |
Общее количество населения с доступом к онлайну | 619 |
Источник: Глобальный доступ (последняя редакция 30 сентября 2002 г.), на http://www.global-reach.biz/globstats
Развитие средств доступа к Интернету
11. Отвечая на запросы пользователей по обеспечению более быстрого подсоединения к Интернету, технологии, обеспечивающие доступ к Интернету, претерпели значительные изменения. Получили развитие широкополосные технологии, включая ADSL (Асимметричная цифровая выделенная линия). В настоящее время существуют различные методы доступа к Интернету, включая телефонную систему (Простая старая телефонная система (POTS)), Цифровая сеть интегрированных услуг (ISDN) и ADSL.
12. Как показано в представленной ниже таблице, степень распространения данных технологий значительно различается в странах Европейского союза. Отмечается, что, не смотря на возрастающее требование более быстрых типов подсоединения к Интернету, телефонная система остается наиболее популярным видом доступа к Интернету. Степень распространения других технологий, таких как ADSL, высокая производительность которой по сравнению с традиционной телефонной системой хорошо известна, все еще является низкой. Тем не менее, с 2000 года наблюдается быстрое распространение этих новых технологий. Кроме того, ADSL в настоящее время имеется во всех государствах членах Европейского союза кроме Греции.[9] Странами с наиболее высоким уровнем использования ADSL являются Швеция (4,6%), Дания (3,9%), Бельгия (3,9%) и Австрия (3,3%).
Источник: Отчет BDRC Ltd., «Развитие платформ широкополосного подсоединения в Европе» по поручению Европейской Комиссии, с рис. 1а и 1b, на стр. 7 и 8, август 2001г.
13. На международном уровне наблюдается неравномерное развитие широкополосных технологий в различных регионах мира. Приведенная ниже таблица, где сравнивается потенциальный рост этих технологий в Европе, США и Японии, указывает на большое число пользователей в Соединенных штатах Америки. Тем не менее, последний отчет, подготовленный по поручению Европейской Комиссии[10], предсказывает значительное развитие этих технологий в Европе и Японии между 2002 и 2003 годами. В 2003 г. ожидается, что уровень развития широкополосных технологий достигнет 11% в Европе и 8% в Японии.
Источник: Отчет BDRC Ltd., «Развитие платформ широкополосного подсоединения в Европе» по поручению Европейской Комиссии, на стр.139, август 2001г.
14. Не смотря на то, что эти новые технологии все еще находятся на ранней стадии развития, их прогресс заслуживает изучения, так как в долгосрочной перспективе они могут оказать существенное влияние на систему интеллектуальной собственности. В большой степени они способствуют выгрузке нематериальных активов, охраняемых интеллектуальной собственностью, включая музыку и видео и, в результате, их рост может существенно увеличить количество онлайновых транзакций, связанных с этими произведениями.
Виды деятельности в режиме онлайн
15. В соответствии с OECD в большинстве стран Интернет используется в основном для целей электронной почты (e-mail) и поиска информации, относящейся к товарам и услугам. В Соединенных штатах Америки, например, e-mail и информационные поиски представляют наиболее распространенное использование Интернета, составляя соответственно 84% и 67% от видов деятельности частных лиц в режиме онлайн. Тем не менее, наблюдается тенденция развития других видов деятельности, таких как приобретение товаров и услуг, просмотр фильмов и прослушивание радио. Это развитие использования Интернета неизбежно влияет на интеллектуальную собственность в той мере, в которой такие виды деятельности связаны с произведениями, охраняемыми правом интеллектуальной собственности. Данные проблемы отражены в Главах I и III(a) данного Обзора.
1. По этим видам активности опрашивались только лица от 15 лет и старше
2. По этим видам активности опрашивались все респонденты. Если бы учитывались ответы только лиц, обучающихся в школах, доля пользователей Интернета, выполняющих школьные задания, возросла бы до 77,7%
Источник: OECD «Обзор информационных технологий - ITCs и Информационная экономика» рис.9 на стр. 197. Copyright OECD, 2002
Стоимость коммерческих транзакций в Интернете
16. Стоимость коммерческих транзакций в Интернете существенно увеличивалась в течении последних пяти лет. В то время как в 2000 г. она оценивалась в 433 млрд. дол. США, предполагается, что в 2002г. она достигнет 1,9 триллионов дол. США, а к 2004г. – 6 триллионов дол. США.[11]
Источник: Данные, опубликованные Гартнер, Инк.
Процентное отношение коммерческих транзакций в режиме онлайн к общему числу коммерческих операций
17. Несмотря на значительную стоимость коммерческих Интернет транзакций (включая продажу и приобретение товаров или услуг по Интернету между представителями бизнеса, семьями, частными лицами, государственными или частными организациями)[12], их доля в глобальной торговле остается небольшой. Как показано в приведенной ниже таблице, в отдельных странах OECD использование Интернета для коммерческих транзакций составляет от 0,4 до 3,78% общего числа коммерческих транзакций. Поэтому представляется, что представители бизнеса используют Интернет в основном в качестве инструмента маркетинга, а не в качестве инструмента коммерции, и что потребители все еще опасаются осуществлять транзакции посредством Интернета.
Источник: OECD «Обзор информационных технологий - ITCs и Информационная экономика» рис.5 на стр. 140
Процент частных лиц, приобретающих товары и услуги через Интернет
18. Количество частных лиц, приобретающих товары и услуги через Интернет в общем достаточно мало по отношению к общему количеству пользователей Интернета. Этот процент значительно различается в разных странах. Среди стран OECD, Швеция, например, имеет наибольшую цифру, учитывая, что 43% частных лиц, проживающих в Швеции и пользующихся Интернетом, в 2000 г. купили товары посредством онлайна. За ней следует Великобритания (33%) и Соединенные штаты Америки (30%). В Финляндии и Австралии, по сообщению OECD, одно из семи частных лиц покупает товары через Интернет, и там имеется потенциал для еще большего роста, учитывая, что только около половины всех семей в этих странах в 2000 г. имели в своем распоряжении компьютеры. Это относительно небольшое количество коммерческих операций от бизнеса к потребителю (В2С) может объясняться, среди прочего, возрастающей озабоченностью пользователей проблемой защиты личных данных и безопасностью Интернет транзакций.
1. Возрастное ограничение: 16 лет и старше за исключением Канады и Финляндии (15 +), Италии (11+) Республики Корея (6+) и Австралии и Турции (18+)
2. Третий квартал 2001г.
3. Последний квартал 2000 г.
4. Частные лица, проживающие в городских регионах
Источник: OECD «Обзор информационных технологий - ITCs и Информационная экономика» рис.7 на стр. 143. Copyright OECD, 2002
Категории товаров, приобретаемых через Интернет
19. В той же мере, в которой в разных странах различается потребительский спрос, различается и тип товаров, приобретаемых в них через Интернет. В целом, компьютерные товары, одежда и цифровые продукты представляют наибольшую долю продаж в Интернете. Например, компьютерные товары представляют наибольшее число продаж в Соединенных штатах Америки, Японии и Республике Корея. Цифровые продукты, такие как музыка, программное обеспечение и книги также представляют значительный источник продаж. Это следует отметить, поскольку транзакции таких товаров, которые могут являться объектом права интеллектуальной собственности, будь то в виде знака, патента или авторского права, непременно окажут влияние на систему интеллектуальной собственности и владельцев прав.
Источник: OECD «Обзор информационных технологий - ITCs и Информационная экономика» рис.11 на стр. 145. Copyright OECD, 2002
Распределение Интернет продаж между национальными и международными рынками
20. Транзакции, имеющие место в Интернете, в основном совершаются между сторонами, расположенными на одной и той же территории. Статистика онлайновых продаж по девяти странам Европейского Союза (см. табл. ниже) показывает, что европейские компании в основном предпочитают продавать через Интернет товары покупателям, проживающим в их собственных странах или в Европейском Союзе. В соответствии с OECD эти результаты отражают глобальные тенденции Европейской коммерции. Кроме того, они представляют собой необходимую информацию для обсуждения частного международного права и внесудебного урегулирования споров, относящихся к Интернету (см. Главу IV данного Обзора).
Источник: OECD «Обзор информационных технологий - ITCs и Информационная экономика» рис.13 на стр. 147. Copyright OECD, 2002.