I. Интернет и развитие цифрового общества

ВВЕДЕНИЕ

1.    В мае 2000 года Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) опубликовала документ «Основы электронной коммерции* и проблемы интеллектуальной собственности», направленный на определение в общем виде вопросов, возникающих в Интернете в связи с использованием и защитой интеллектуальной собственности. С момента публикации в данной области отмечено множество достижений. Эти достижения отражены в настоящей публикации «Интеллектуальная собственность в Интернете: Обзор проблем» (Обзор).

 

2.    Многие проблемы, затронутые в Обзоре, до сих пор не решены, и похоже, что останутся таковыми по крайней мере еще в течении нескольких лет. Вместо того, чтобы пытаться предсказать, что ждет нас в будущем, или указывать, каким это будущее должно быть, Обзор описывает текущие проблемы и достижения, относящиеся к интеллектуальной собственности в Интернете, в том виде, с которым сталкиваются промышленность и пользователи, а также отвечающие за формирование политики органы, и то, как данные проблемы обсуждаются ими. В соответствии с ролью и мандатом ВОИС Обзор сфокусирован на международном аспекте затрагиваемых проблем.

 

3.    В свете своих задач и целей, Обзор в первую очередь адресован тем, кто заинтересован в общем представлении и обзоре проблем интеллектуальной собственности в цифровой среде. Тем не менее, он предполагает наличие базового понимания основ в различных областях права по интеллектуальной собственности и роли в данной связи отдельных многосторонних учреждений, включая ВОИС.

 

4.    Обзор состоит из семи глав:

 

-   Глава I на основе ряда статистических показателей показывает эволюцию, произошедшую в последнее время в отдельных аспектах существования Интернета, и дает основу для обсуждения тем, затрагиваемых в остальных частях Обзора.

 

-   Глава II описывает каким образом Интернет превратился из технической инфраструктуры в виртуальный рынок интеллектуальной собственности, приводя конкретные иллюстрации этого развития, существующие как в частном, так и в общественном секторах.

 

-   Глава III показывает влияние Интернета на различные области интеллектуальной собственности, такие как авторское право и смежные права, товарные знаки и другие объекты прав, связанных с различительной способностью знаков, патенты, а также ответные меры, разработанные к настоящему времени. Глава содержит также тему, являющуюся составной частью любой дискуссии об интеллектуальной собственности в Интернете: имена доменов и их связь с различительной способностью знаков.

-   Глава IV посвящена разрешению споров по интеллектуальной собственности в Интернете, роли частного международного права и, в этой связи, процедуре альтернативного разрешения споров (АРС).

 

-   В Главе V исследуются отдельные проблемы Интернета, имеющие отношение к развивающимся странам, включая проблемы, вызванные неравенством в развитии инфраструктуры и вытекающим из этого различием в уровне участия в электронной коммерции, а также возможности, которые предлагает электронная коммерция. Здесь также освещаются инициативы ВОИС в данной связи.

 

-   В Главе VI обсуждается прогресс в электронном предоставлении услуг в области интеллектуальной собственности со стороны государственных органов по интеллектуальной собственности как на национальном уровне, так и со стороны ВОИС.

 

-   Глава VII завершается отчетом о состоянии Программы ВОИС по цифровым технологиям, представляющей собой серию руководств к действию и целей, впервые представленной Генеральным директором ВОИС на Первой Международной конференции по электронной коммерции и интеллектуальной собственности в сентябре 1999 и впоследствии получившей одобрение со стороны Государств- членов ВОИС на ежегодной сессии Ассамблей.

 

 

I.    ИНТЕРНЕТ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА

 

 

5.    Цифровая эра и глобальная экономика в настоящее время тесно связаны. Начиная с 1990-х годов информационные технологии привлекли большие объемы инвестиций и сыграли важную роль в экономическом развитии при поддержке системы интеллектуальной собственности, которая обеспечила эффективную охрану цифровых технологий в новой экономике. Деловые круги, частные лица и правительства смогли воспользоваться преимуществами, предоставляемыми все увеличивающимся и расширяющимся использованием Интернета. Взрыв использования Интернета и увеличение предприятий в.com существенно встряхнули экономический мир и создали новые коммерческие модели; они также повлияли и на правовую сферу, создав новые проблемы, в том числе в связи с охраной интеллектуальной собственности в Интернете. Вслед за периодом внезапного роста, в 2001 деловая активность новой экономики, тем не менее, потерпела существенный крах, размер которого был так велик, что поднял вопросы о том, как будет развиваться Интернет в будущем.

 

6.    Тем не менее, после того, что Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) описала как «кратковременную бурю»[1], и притом, что в отдельных областях развитие все еще остается замедленным, похоже, что Интернет и в дальнейшем будет играть большую роль в мировой экономике и системе интеллектуальной собственности. Поскольку важная роль его влияния на экономические условия является результатом его собственного развития, представляется интересным, прежде всего, описать текущие достижения в области Интернета, опираясь на ряд показателей. Эти показатели, подробно описанные ниже, представляют особый интерес для данного Отчета, так как они прямо влияют на интеллектуальную собственность.


 

Мировое население в режиме онлайн

 

 

7.    Около 10 % мирового населения в настоящее время имеют доступ к режиму онлайн, представляя собой более 605 миллионов пользователей.[2] Эта цифра возрастает более быстрыми темпами, чем предсказывалось ранее, учитывая, что прогнозы 1999 года предполагали 250 млн. пользователей Интернета к 2002 году. Отдельные оптимистические прогнозы предсказывают даже, что к 2005 году мировое население с доступом к режиму онлайн может достигнуть одного миллиарда.[3]

 

Источник: Отчет о мировом развитии телекоммуникаций, МСЭ (ITU), Март 2002


 

Страны, подключенные к Интернету

 

8.    За последние десять лет число стран, подключенных к Интернету, существенно возросло. В то время как в начале 1990-х годов чуть более десяти стран имело подключение к Интернету, к концу 2001 года эта цифра возросла до 214.[4] Тем не менее, уровень распространения Интернета все еще остается неравномерным для различных регионов мира. Регионами с наибольшим количеством пользователей являются Северо-Американский (37%), Азиатский (31%) и Европейский (29%) регионы. Тем не менее, последняя статистика показывает, что региональная модель в отношении количества пользователей Интернета стала меняться. В мае 2002 года страны или регионы с наибольшим уровнем распространения Интернета были расположены преимущественно на Европейском континенте: Швеция (64,6%), Дания (60,3%), Нидерланды (58,07%), Великобритания (56,88%) и Норвегия (54,4%); в Азиатском регионе: Гонконг, Особый административный регион (ОАР) Китая (59,58%); и в Северной Америке: США (59,22%) и Канада (52, 79%).[5] Для контраста следует отметить, что,хотя число пользователей в Африке слегка возросло, отсутствие телекоммуникационной инфраструктуры приводит к тому, что данный регион мира по прежнему представляет менее 2% мирового населения в режиме онлайн.

 

 

Источник: Мировые показатели телекоммуникаций, (IТU), март 2002


 

Стоимость доступа к Интернету

 

9.    Различие в уровне распространения Интернета в различных регионах объясняется множеством факторов. Одним из таких факторов является стоимость доступа к Интернету, сильно различающаяся для разных стран и регионов. В этой связи Генеральный директор Международного союза электросвязи (ITU) отметил, что для развивающихся стран стоимость доступа часто является более высокой.[6]

 

Источник: Мировые показатели телекоммуникаций, (IТU), март 2002


Языки, используемые в Интернете

 

10.  Культура Интернета, которая на ранних стадиях являлась в основном англо-американской, в настоящее время трансформируется. Тогда как в начале доминировал английский язык, в настоящее время все в большой степени находят свое место в Интернете 6700 языков, на которых говорят в 228 странах мира. Ожидается, что к 2003 году не англо-говорящие люди будут представлять одну треть сообщества пользователей Интернета[7], основная часть данного расширения произойдет за счет представителей Азии и Латинской Америки. Такое разнообразие языков, используемых в онлайне, нисколько не удивительно, если принять во внимание, что для 92% мирового населения родной язык отличен от английского. Поэтому следует ожидать, что Веб будет все в большей степени отражать разнообразие культур, и что это будет сопровождаться увеличением содержания его отличной от английской составляющей. В соответствии с прогнозами, в 2007 наиболее широко используемым языком на Веб будет китайский.[8] В представленной ниже таблице приводится некоторая статистика языков, используемых в онлайне. Влияние такой глобализации Интернета на интеллектуальную собственность и, в особенности, на имена доменов, рассматривается в Главе III(c) данного Обзора.

 


Мировая Интернет статистика в распределении по языкам

Язык Число говорящих (в миллионах)
Английский 230.6
Всего не англо-говорящих, в т.ч. 403.5
Китайский 68.4
Японский 61.4
Испанский 47.2
Немецкий 42.0
Корейский 28.3
Итальянский 24.0
Французский 22.0
Португальский 19.0
Голландский 12.4
Малайский 8.0
Шведский 6.8
Арабский 5.5
Турецкий 4.6
Датский 3.5
Чешский 3.1
Тайский 2.4
Румынский 2.3
Фарси 2.2
Греческий 2.0
Еврейский 2.0
Общее количество населения с доступом к онлайну 619

Источник: Глобальный доступ (последняя редакция 30 сентября 2002 г.), на http://www.global-reach.biz/globstats


Развитие средств доступа к Интернету

11.  Отвечая на запросы пользователей по обеспечению более быстрого подсоединения к Интернету, технологии, обеспечивающие доступ к Интернету, претерпели значительные изменения. Получили развитие широкополосные технологии, включая ADSL (Асимметричная цифровая выделенная линия). В настоящее время существуют различные методы доступа к Интернету, включая телефонную систему (Простая старая телефонная система (POTS)), Цифровая сеть интегрированных услуг (ISDN) и ADSL.

 


12.  Как показано в представленной ниже таблице, степень распространения данных технологий значительно различается в странах Европейского союза. Отмечается, что, не смотря на возрастающее требование более быстрых типов подсоединения к Интернету, телефонная система остается наиболее популярным видом доступа к Интернету. Степень распространения других технологий, таких как ADSL, высокая производительность которой по сравнению с традиционной телефонной системой хорошо известна, все еще является низкой. Тем не менее, с 2000 года наблюдается быстрое распространение этих новых технологий. Кроме того, ADSL в настоящее время имеется во всех государствах членах Европейского союза кроме Греции.[9] Странами с наиболее высоким уровнем использования ADSL являются Швеция (4,6%), Дания (3,9%), Бельгия (3,9%) и Австрия (3,3%).

Источник: Отчет BDRC Ltd., «Развитие платформ широкополосного подсоединения в Европе» по поручению Европейской Комиссии, с рис. 1а и 1b, на стр. 7 и 8, август 2001г.


 

13.  На международном уровне наблюдается неравномерное развитие широкополосных технологий в различных регионах мира. Приведенная ниже таблица, где сравнивается потенциальный рост этих технологий в Европе, США и Японии, указывает на большое число пользователей в Соединенных штатах Америки. Тем не менее, последний отчет, подготовленный по поручению Европейской Комиссии[10], предсказывает значительное развитие этих технологий в Европе и Японии между 2002 и 2003 годами. В 2003 г. ожидается, что уровень развития широкополосных технологий достигнет 11% в Европе и 8% в Японии.

 

 

Источник: Отчет BDRC Ltd., «Развитие платформ широкополосного подсоединения в Европе» по поручению Европейской Комиссии, на стр.139, август 2001г.

14.  Не смотря на то, что эти новые технологии все еще находятся на ранней стадии развития, их прогресс заслуживает изучения, так как в долгосрочной перспективе они могут оказать существенное влияние на систему интеллектуальной собственности. В большой степени они способствуют выгрузке нематериальных активов, охраняемых интеллектуальной собственностью, включая музыку и видео и, в результате, их рост может существенно увеличить количество онлайновых транзакций, связанных с этими произведениями.

 


Виды деятельности в режиме онлайн

15.  В соответствии с OECD в большинстве стран Интернет используется в основном для целей электронной почты (e-mail) и поиска информации, относящейся к товарам и услугам. В Соединенных штатах Америки, например, e-mail и информационные поиски представляют наиболее распространенное использование Интернета, составляя соответственно 84% и 67% от видов деятельности частных лиц в режиме онлайн. Тем не менее, наблюдается тенденция развития других видов деятельности, таких как приобретение товаров и услуг, просмотр фильмов и прослушивание радио. Это развитие использования Интернета неизбежно влияет на интеллектуальную собственность в той мере, в которой такие виды деятельности связаны с произведениями, охраняемыми правом интеллектуальной собственности. Данные проблемы отражены в Главах I и III(a) данного Обзора.

 

                          1. По этим видам активности опрашивались только лица от 15 лет и старше

2. По этим видам активности опрашивались все респонденты. Если бы учитывались ответы только лиц, обучающихся в школах, доля пользователей Интернета, выполняющих школьные задания, возросла бы до 77,7%

Источник: OECD «Обзор информационных технологий - ITCs и Информационная экономика» рис.9 на стр. 197. Copyright OECD, 2002


 

Стоимость коммерческих транзакций в Интернете

 

16.  Стоимость коммерческих транзакций в Интернете существенно увеличивалась в течении последних пяти лет. В то время как в 2000 г. она оценивалась в 433 млрд. дол. США, предполагается, что в 2002г. она достигнет 1,9 триллионов дол. США, а к 2004г. – 6 триллионов дол. США.[11]

             

Источник: Данные, опубликованные Гартнер, Инк.

 


 

Процентное отношение коммерческих транзакций в режиме онлайн к общему числу коммерческих операций

17.  Несмотря на значительную стоимость коммерческих Интернет транзакций (включая продажу и приобретение товаров или услуг по Интернету между представителями бизнеса, семьями, частными лицами, государственными или частными организациями)[12], их доля в глобальной торговле остается небольшой. Как показано в приведенной ниже таблице, в отдельных странах OECD использование Интернета для коммерческих транзакций составляет от 0,4 до 3,78% общего числа коммерческих транзакций. Поэтому представляется, что представители бизнеса используют Интернет в основном в качестве инструмента маркетинга, а не в качестве инструмента коммерции, и что потребители все еще опасаются осуществлять транзакции посредством Интернета.

 

 

 

Источник: OECD «Обзор информационных технологий - ITCs и Информационная экономика» рис.5 на стр. 140


Процент частных лиц, приобретающих товары и услуги через Интернет

18.  Количество частных лиц, приобретающих товары и услуги через Интернет в общем достаточно мало по отношению к общему количеству пользователей Интернета. Этот процент значительно различается в разных странах. Среди стран OECD, Швеция, например, имеет наибольшую цифру, учитывая, что 43% частных лиц, проживающих в Швеции и пользующихся Интернетом, в 2000 г. купили товары посредством онлайна. За ней следует Великобритания (33%) и Соединенные штаты Америки (30%). В Финляндии и Австралии, по сообщению OECD, одно из семи частных лиц покупает товары через Интернет, и там имеется потенциал для еще большего роста, учитывая, что только около половины всех семей в этих странах в 2000 г. имели в своем распоряжении компьютеры. Это относительно небольшое количество коммерческих операций от бизнеса к потребителю (В2С) может объясняться, среди прочего, возрастающей озабоченностью пользователей проблемой защиты личных данных и безопасностью Интернет транзакций.

 

 

     1. Возрастное ограничение: 16 лет и старше за исключением Канады и Финляндии (15 +), Италии (11+) Республики Корея (6+) и Австралии и Турции (18+)

2. Третий квартал 2001г.

3. Последний квартал 2000 г.

4. Частные лица, проживающие в городских регионах

 

Источник: OECD «Обзор информационных технологий - ITCs и Информационная экономика» рис.7 на стр. 143. Copyright OECD, 2002


Категории товаров, приобретаемых через Интернет

19.  В той же мере, в которой в разных странах различается потребительский спрос, различается и тип товаров, приобретаемых в них через Интернет. В целом, компьютерные товары, одежда и цифровые продукты представляют наибольшую долю продаж в Интернете. Например, компьютерные товары представляют наибольшее число продаж в Соединенных штатах Америки, Японии и Республике Корея. Цифровые продукты, такие как музыка, программное обеспечение и книги также представляют значительный источник продаж. Это следует отметить, поскольку транзакции таких товаров, которые могут являться объектом права интеллектуальной собственности, будь то в виде знака, патента или авторского права, непременно окажут влияние на систему интеллектуальной собственности и владельцев прав.

 

 


Источник: OECD «Обзор информационных технологий - ITCs и Информационная экономика» рис.11 на стр. 145. Copyright OECD, 2002


Распределение Интернет продаж между национальными и международными рынками

20.  Транзакции, имеющие место в Интернете, в основном совершаются между сторонами, расположенными на одной и той же территории. Статистика онлайновых продаж по девяти странам Европейского Союза (см. табл. ниже) показывает, что европейские компании в основном предпочитают продавать через Интернет товары покупателям, проживающим в их собственных странах или в Европейском Союзе. В соответствии с OECD эти результаты отражают глобальные тенденции Европейской коммерции. Кроме того, они представляют собой необходимую информацию для обсуждения частного международного права и внесудебного урегулирования споров, относящихся к Интернету (см. Главу IV данного Обзора).

 

Источник: OECD «Обзор информационных технологий - ITCs и Информационная экономика» рис.13 на стр. 147. Copyright OECD, 2002.

 























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: