II. миграция интеллектуальной собственности в Интернет

 

 

21.  Когда в 1990-х годах впервые была создана Всемирная паутина (World Wide Web), она превратила Интернет из технологической инфраструктуры в популярную сеть, связывающую представителей различных сообществ по всему миру. Интернет и «паутина», такая как Веб, стали инструментом, посредством которого люди по всему миру стали обмениваться и совместно пользоваться идеями, информацией и, постепенно, товарами и услугами. То, что первоначально предназначалось в качестве военного и исследовательского инструмента, стало каналом для электронной коммерции, величина которой к 2004 году по прогнозам может достичь 6 триллионов дол. США[13], и предвестником «информационной эры». В настоящее время Веб содержит несколько миллиардов страниц информации со скоростью прироста более семи миллионов страниц ежедневно.[14] Именно это наличие готовой информации по любому мыслимому предмету в сочетании с достоинствами цифрового формата сделало Интернет таким революционным инструментом.

 

22.  Существуют многочисленные компании.com, применяющие бизнес -модели торговли физическими объектами интеллектуальной собственности. Онлайновые торговцы Barnes and Noble и Аmazon, например, распространяют обширные базы данных названий книг, видео и музыки и дружественные по отношению к пользователю системы продажи для того, чтобы отвлечь покупателя от традиционных магазинов, и затем высылают эти продукты (каждый из которых является произведением интеллектуальной собственности) покупателю по почте. Сайты бюро путешествий и авиакомпаний, таких как EasyJet и RyanAir и продавцов билетов на развлечения, таких как Ticketmaster, получают прибыль от продаж в режиме онлайн за счет экономии накладных расходов, используя электронную продажу билетов или отправку билетов покупателям по почте. Множество малых и средних предприятий используют Интернет как средство маркетинга для привлечения покупателей к своим продуктам по всему огромному глобальному рынку.

 

23.  Тем не менее, именно использование цифрового формата произведений интеллектуальной собственности с возможностью сокращения объемов текста, изображений и звука путем перевода их в понятный компьютеру бинарный код ‘0’ и‘1’, сгруппированный в биты и байты, которые можно передавать по сетям, позволил интеллектуальной собственности так эффективно переместиться в Интернет. Эта растущая тенденция позволила Джону Перри Барлоу, Интернет комментатору и соучредителю Фонда электронных границ говорить об «оцифровке всего, что не является безнадежно физическим».[15] Трафик по Интернету удваивается каждые шесть месяцев,[16] и поток этих данных, вначале измерявшийся в мегабайтах и гигабайтах, а сейчас в терабайтах и петабайтах (1 000 триллионов бит), включает передачу произведений интеллектуальной собственности. Интернет предлагает беспрецедентный канал, по которому могут обслуживаться зарубежные рынки, насчитывающие более полмиллиарда пользователей,[17] национальная диаспора, проживающая за рубежом и испытывающая голод по своему культурному наследию.

 

24.  Характер системы интеллектуальной собственности является эволюционным, и в то время, как сама по себе природа прав в отношении контроля и использования продуктов творчества и инноваций остается относительно постоянной, способ выражения прав и обмена ими постоянно адаптируется к достижениям лежащей в его основе технологии. Последовательное изобретение печатного станка, фонограмм, радио и телевизионных передач, кабельной и спутниковой связи, видео кассетных магнитофонов, технологии компакт дисков (CD) и многоцелевых цифровых дисков (DVD) и, наконец, Интернета повлияло как на форму, так и на существо прав интеллектуальной собственности. Находящаяся в постоянной адаптации, интеллектуальная собственность в настоящее время мигрировала в Интернет, и претерпела изменения для того, чтобы отвечать онлайновой среде таким образом, как это описано в следующих главах. Интеллектуальная собственность заняла важное место в этой цифровой среде, поскольку все в большей степени активы предприятий отражаются в интеллектуальной собственности, а не в материальной. Ценность многих онлайновых компаний, например, может быть сосредоточена в их обширных базах данных потребительской информации, которые могут быть предметом охраны интеллектуальной собственности.[18]

 

25.  Миграцию интеллектуальной собственности в Интернет можно рассматривать в отношении к каждой разновидности прав. В области авторских прав огромное количество литературных произведений, фильмов и произведений искусства, и значительной количество компьютерных программ уже перенесено в цифровую среду. Программное обеспечение, охраняемое как вид интеллектуальной собственности патентным законодательством или законодательством по авторскому праву, лежит в основе функционирования всех цифровых технологий.[19] Системное программное обеспечение, включая утилиты и операционные системы, обеспечивает работу наших компьютеров, в то время как программное обеспечение утилит обеспечивает нас прикладными программами, которые делают цифровые сети такими полезными. Большая часть программного обеспечения охраняется правом интеллектуальной собственности, и его кража зависит от определенных условий.[20] По оценкам, в 2001 году 40% используемого для работы программного обеспечения по всему миру являлось пиратским, что обошлось индустрии в сумму около 11 млрд. дол. США. [21] Как заявил один комментатор: «Компьютерная безопасность и цифровые права вызывают такое беспокойство, поскольку решение этой проблемы требует защиты технологии от самой себя. Как можно защитить компьютерные системы от программистов, целью которых является взлом такой защиты? И как можно защитить цифровое содержание, когда технология, по своей природе, способствует копированию? [22]

 

26.  Текстовые произведения, такие как книги и газеты, идеально подходят к переводу в цифровой вид и, хотя публикации популярной литературы в онлайне находят смешанный прием у публики, привыкшей к бумаге и чернилам, имеется свидетельство возрастающего спроса на электронные книги.[23] Отмечается явный успех в появлении в онлайне научных, технологических и медицинских публикаций, где спрос на проведение платных исследований поддерживает индустрию электронных изданий.[24] Возрос также спрос на онлайновые коллекции более 7300 библиотек, которые предоставляют свободный доступ к текстам сотни тысяч электронных книг, с особенным спросом на тексты на языках, отличных от английского.[25] Один из коммерческих операторов, Эбрари, предлагает потребителям платный доступ к более чем 10 000 недавно опубликованных наименований, а также поддерживает базу данных цифровых книг для библиотек.[26] Онлайновое издание газет также процветает, [27]хотя многие из этих первоначально бесплатных сайтов в настоящее время пытаются ввести доступ по подписке. В сентябре 2002г. в первый раз Нью-Йорк Таймс получила больше посетителей на nytimes.com (1,28 млн. в день), чем ее еженедельное распространение газет на бумаге (1.2 млн. в день). Все в большей степени многочисленные журналисты и начинающие писатели стали заниматься онлайновыми изданиями для того, чтобы размещать ‘блоги’ - Веб протоколы или журналы, которые позволяют индивидууму представить свои взгляды широкой публике без необходимого посредничества крупных издательских домов или дистрибьюторов.[28]

 

27.  В области изящных искусств, народных промыслов и прикладных искусств, множество музеев и галерей преобразовали свои коллекции в цифровую форму и сделали их доступными для просмотра по Интернету.[29] Один из таких сайтов, Artnet[30], предоставляет пользователям доступ к произведениям более чем 16 000 художников в 1300 художественных галереях. Возникает интересный вопрос, становятся ли сами по себе цифровые изображения произведений искусства производными произведений, подлежащими охране авторским правом.[31] Имеется также множество художников, использующих сами цифровые технологии для создания произведений искусства непосредственно для цифровых сетей.[32] Один из сайтов - Музей цифрового искусства (Digital Art Museum),[33] предоставляет онлайновый ресурс для информации и произведений цифрового искусства.

 

28.  Интеллектуальная собственность через систему товарных знаков также способствует идентификации товаров и услуг и предоставляет потребителю возможность различать товары, произведенные определенным предприятием. Важность значения коммерческого брэнда, традиционно достигаемого использованием товарных знаков в сочетании с рекламной и маркетинговой стратегиями, усиливается в онлайновой среде, где потребитель естественно осторожен, торговцы могут находиться далеко, и где существует мало, или не существует вообще физических контактов для того, чтобы убедить покупателя в финансовой надежности компании и ее добросовестности. Веб является территорией, где caveat emptor(пусть покупатель будет бдителен) является правилом и где, в результате, потребители все в большей степени полагаются на степень осведомленности о брэнде и его характеристиках для того, чтобы довериться электронной коммерции.[34] Хотя товарные знаки приобретают более важное значение в этой виртуальной среде, они в то же время становятся более подверженными нарушению прав, ослаблению и недобросовестной практике, как описано ниже в Главе III(b). Владельцы товарных знаков расходуют большие средства, привлекая программное обеспечения автоматического «пролистывания веба» и фирмы кибернадзора для слежения за миллиардами Веб страниц и охраны своих прав интеллектуальной собственности.

 

29.  Персонификация в Интернете распространяется шире, чем система товарных знаков, из- за роли, которую играет система имен доменов Интернета, которая предоставляет пользователю возможность перемещаться по сети. Имена доменов являются дружественными по отношению к пользователю адресами, соответствующими уникальным номерам Интернет протокола, соединяющим наши компьютеры в Интернете и позволяющим системе сетевой маршрутизации направлять затребованные данные по правильным адресам. Имена доменов первоначально предназначались для исполнения исключительно технической функции дружественным по отношению к пользователю способом, но поскольку они способны восприниматься непосредственно и легко запоминаться, в настоящее время они выполняют роль деловых или личных идентификаторов. Большинство предприятий, вне зависимости от того, относятся ли они к электронной коммерции или нет, рекламируют свои имена доменов для обозначения своего пресутствия на Вебе. Таким образом, хотя они, как таковые, и не являются формой интеллектуальной собственности, имена доменов в настоящее время выполняют функцию идентификации, подобную той, что несут в себе товарные знаки. Основываясь на принципе работы людей и поисковых машин, большинство предприятий используют свои товарные знаки или торговые наименования в качестве имен доменов, и это повлекло за собой конфликты в связи с появлением грабительской практики, известной как «киберсквотинг» (киберзахват). Эти тенденции и международные усилия в разрешении таких конфликтов описаны в Главе III(c) ниже.

 

30.  Патентная система также мигрировала в Интернет, поскольку предприятия стремятся возместить затраты на исследование и разработку в области цифровых технологий посредством патентования своих онлайновых деловых методов. Японское патентное ведомство определяет «изобретения в области деловых методов» в широком смысле как «изобретения, связанные с методами или системами ведения бизнеса с использованием компьютеров или Интернета».[35] Фактически, технологически-интенсивная природа электронной коммерции означает, что многие из составляющих ее процессов могут быть патентоспособными, при условии, что они отвечают юридическим критериям патентоспособности. В результате отдельной дискуссии появились патенты, выданные на деловые методы, первоначально Ведомством по патентам и товарным знакам Соединенных штатов Америки, а затем по возрастающей в других юрисдикциях, таких как Австралия, Канада, Япония и Республика Корея.[36] К крупным патентам в Америке относятся U.S. 5,851,117 (Priceline.com), U.S. 5,960,411 (Amason.com) U.S. 5,193,056 (Стэйт Стрит Банк).[37] Дело с участием Стэйт Стрит Банка привело к осознанию патентоспособности деловых методов, поскольку Апелляционный суд Соединенных штатов вынес решение о том, что к методам осуществления бизнеса должны применяться такие же правовые требования в отношении патентоспособности, что и к любому другому процессу, т.е. они должны быть новыми, обладать полезностью и неочевидностью.[38] С тех пор были выданы патенты на электронную корзину покупок[39], систему электронных платежей по кредитным карточкам[40], и систему поддержания личной конфиденциальности в компьютерных сетях.[41] Европейское патентное ведомство использует более ограниченный подход, требуя, чтобы для признания патентоспособности изобретение имело «технический характер» или включало в себя «техническое обучение». Некоторые страны, такие как Чили и Южная Африка, исключают патентную охрану деловых методов в соответствие со своими патентными законами.[42]

 

31.  «Глобальное информационное общество», предсказанное в самом начале Интернета, еще не стало мировой реальностью, но концентрация внимания на информации остается ключевым вопросом для электронной коммерции. Не смотря на то, что значительная доля информации на Вебе находится в публичных доменах, то есть доступна для использования и копирования, все более значительная часть ее охраняется в качестве интеллектуальной собственности.[43] Энтузиазм, вызванный наличием такого большого количества онлайновой информации, легко доступной посредством поиска и гипер-ссылок, сыграл свою роль в общем ожидании того, что эта информация будет свободной, а ее использование бесконтрольным. Даже термин «хакерство» первоначально воспринимался как позитивное понятие, подразумевающее мастерство в компьютерном программировании.[44] Сообщество по интеллектуальной собственности в своих усилиях по определению и безусловному осуществлению юридических прав на цифровой состав информации принимает вызов, связанный с таким восприятием.[45]

 

32.  Перед этим сообществом встают трудные проблемы в связи с большим наличием интеллектуальной собственности в Интернете, легкостью копирования и распространения копий и относительной анонимностью осуществления таких цифровых транзакций. Ключевой среди этих проблем является ожидание со стороны многочисленных пользователей того, что информация и интеллектуальная собственность, находящиеся или выгружаемые с Интернета, должны быть бесплатными. Многие компании.com придерживались того подхода, что на начальной стадии наиболее важным является предоставить свои продукты (информацию) бесплатно, и таким образом установить свое присутствие на рынке, а к вопросам годового дохода и прибыли обратиться на последующей стадии. Большинство этих компаний не выдержало марта 2000 г., когда мыльный пузырь.com лопнул. Многие компании, продолжающие функционировать в цифровой среде, создали иные модели бизнеса, часто направляя доход от рекламной деятельности и плату за продвинутые услуги на финансирование своих бесплатных услуг и информации. Исследования показывают, что потребители постепенно все больше склоняются к тому, чтобы платить за содержание в онлайне. [46] Тем не менее, все еще наблюдается общая сдержанность в готовности платить за материал, который раньше был бесплатным. Сайты деловых и финансовых новостей, предлагаемые CNN, ABC и Уолд Стрит Джорнал, например, являются относительно успешными во взимании платы за содержание, т.к. они с самого начала применяли практику взимания платы за информацию и приобрели покупателей, которые понимали ценность этой покупки.[47] Эта тенденция показывает, что ключевым моментом является обучение онлайновых покупателей путем программ, разработанных для повышения на ранней стадии осведомленности о ценности интеллектуальной собственности и понимания того, что несанкционированное копирование таких произведений является кражей.

 

33.  Сообщество по интеллектуальной собственности, включая создателей фильмов и музыки, разработчиков программного обеспечения, авторов и издателей, в настоящее время исследует способы предоставления доступа к своим продуктам в режиме онлайн, одновременно охраняя свои права и возмещая свои издержки. В некотором отношении, предоставление платных услуг, связанных с интеллектуальной собственностью, зависит от эффективного управления этими правами, а также от наличия работоспособных и надежных методов микро платежей, которые позволяли бы осуществление поштучной оплаты покупок, и создания доверия у покупателей к безопасности онлайновых платежей, конфиденциальности и защите потребителей. В то же время, создателям и владельцам прав интеллектуальной собственности необходимо чувствовать уверенность в том, что они смогут защитить свою собственность от пиратства и проконтролировать ее использование, прежде чем они будут готовы предоставить ее в онлайн.

 

34.  Существующий уровень онлайнового пиратство был охарактеризован одной из сторон Американского судебного процесса как «пиратский рынок 21-го века».[48] Новые международные законы, такие как Интернет договоры ВОИС, описанные в Главе III(a), адаптируют законы в области интеллектуальной собственности к распространению охраняемого материала посредством Интернета. Технические средства, такие как шифрование и водяные знаки обеспечивают практические решения и, вместе с инициативами по управлению цифровыми правами, помогают решать эту проблему. Тем не менее, многие создатели и правообладатели все еще проявляют настороженность. Когда Американский певец и сочинитель песен Брюс Спрингстин выпустил свой новый CD «Восход», было выпущено только десять анонсовых дисков, и ничего не появлялось в онлайне до тех пор, пока не были осуществлены продажи через торговую сеть, для того, чтобы предотвратить онлайновое пиратство.[49] Напротив, некоторые музыкальные администраторы используют онлайновые «утечки» предстоящих музыкальных релизов для того, чтобы привлечь фанатов и медиа рынки, и таким образом увеличить продажи дисков.

 

35.  Один из подходов заключается в применении бизнес моделей, при которых подписчиков, желающих получить доступ к интеллектуальной собственности в форме музыки, фильма, программного обеспечения или текста, можно убедить законно приобретать эти продукты, вместо того, чтобы полагаться на нелегальные рынки. Исследования показали, что для пользователей услуг онлайновой торговли музыкальными файлами приоритетным является наличие большого количества композиций и предоставление к ним доступа, тогда как свободная цена является второстепенным фактором.[50] Применяются службы подписки, основанные на защищенном и подлежащим учету доступе. В музыкальной индустрии, например, по подписке можно выгружать музыку, и услуги стримеров осуществляются большим количеством частных систем, включая еMusic, MusicNet, FullAudio, Rhapsody, Liquid Audio, Inc. и Pressplay,[51] стремящихся превзойти по популярности более чем 200 000 несанкционированных сайтов, содержащих музыку, включая Napster, Morpheus и KaZaA.[52] Эти файлообменные сети (‘peer-to peer’ (Р2Р)) позволяют миллионам пользователей через Интернет загружать и делиться с другими своими музыкальными файлами и файлами кинофильмов, часто нарушая авторские права произведений, которыми они торгуют. Как описано в Главе III(a) ниже, индустрия, связанная с авторским правом, в различных странах с определенным успехом предпринимает юридические действия для предотвращения широко распространившегося через сети Р2Р пиратства, хотя проблема пока еще не решена. Некоторые системы, такие как Нэпстер, используют централизованный сервер для осуществления взаимодействий, тогда как другие являются децентрализованными и более трудны в регулировании, и индустрия пытается найти способы борьбы с миллионами пиратов и быстро эволюционирующими технологическими методами. Хотя музыкальная индустрия в настоящее время включает в себя и онлайновую среду, она продолжает бороться с проблемой пиратства, поскольку в 2001 г было продано 950 миллионов пиратских музыкальных дисков на мировых пиратских рынках музыки, оцениваемых в 4,3 млрд дол. США.[53]

 

36.  Онлайновое распространение аудиовизуальных произведений до недавнего времени отставало из-за отсутствия необходимой пропускной способности, которая препятствовала выгрузке или стримированию относительно больших файлов данных, необходимых для передачи видео, со скоростью или качеством, приемлемыми для потребителей. Тем не менее, более миллиона пользователей обычно находятся в онлайне с Морфеем, сайтом Р2Р, который позволяет пользователям торговать видео файлами, и большинство РС в настоящее время выпускаются с СD программаторами, которые могут использоваться для сжатия и хранения фильмов на дисках без какой-либо значительной потери качества. Хотя технология все еще развивается, стремясь облегчить доступ к видео по запросу и цифровую оплату за просмотр, индустрия кино все еще не достигла такого же прогресса, как музыкальная индустрия, и большинство легитимных сайтов кино являются сайтами вебвещания, которые распространяют короткометражные фильмы, сделанные для онлайна и анимационный материал, который в в большинстве своем является экспериментальным и доступен бесплатно.[54] Так же как и в музыкальной индустрии, владельцы авторского права в индустрии кино остерегаются выпускать свои аудиовизуальные произведения в онлайне, пока не появится адекватной защиты от копирования, которая могла бы предохранить их от безудержного пиратства, в результате которого в настоящее время нелегально выгружается от 400 000 до 600 000 фильмов ежедневно.[55] По этим причинам руководители крупных студий предсказывают, что распространение фильмов через Интернет к 2010 г. принесет только 4% годового дохода[56] от общего распространения.

 

37.  В индустрии радио и вебвещания Интернет - радио переманивает потребителей от традиционных медиа источников, предоставляя доступ к тысячам радио передач по всему миру в режиме реального времени.[57] С января 2001 г. общее время, проведенное аудиторией за прослушиванием записанных на Вебе радио станций увеличилось до 749%.[58] В течении некоторого времени Интернет радио было нерегулируемым, однако в Соединенных штатах Акт об авторском праве в цифровой эре 1998 г. установил, что представители вебвещания должны платить роялти компаниям звукозаписи, которые обладают правами на исполнение музыки, защищенной авторским правом в соответствии с установленной законом принудительной лицензией для цифровых исполнений.[59] Вопрос заключается в том, какой размер роялти могут позволить себе платить такие предприятия, поскольку, как обсуждалось выше, слушатели обычно не платили за содержание, получаемое в режиме онлайна. Вслед за определением размера роялти Правительством Соединенных штатов в июне 2002 г. (в размере 0,07 цента за песню на одного слушателя), KPIG, первая коммерческая радио станция, пустившая свои передачи через Интернет, отказалась от своего вебвещания, заявив, что не получает денег от своих Интернет услуг и не может позволить себе новые роялти.[60] 

 

38.  В меняющемся цифровом рынке объединение носителей, средств связи и информационных технологий отражается в объединении многонациональных корпоративных структур, поскольку поставщики содержания в индустрии, связанной с авторским правом и развлечениями, объединяются с провайдерами средств связи, кабельных и онлайновых услуг. Одним из таких примеров явилось объединение в 2000 г. Америка Онлайн (AOL) и Тайм Уорнер для создания крупнейшего в мире медиа конгломерата, компании «clicks and mortar»(щелчков и скрепления), которая объединяет возможности онлайновых услуг AOL с Тайм Варнер и его медиа продуктами (включая кабельные сети CNN и HBO, кинофильмы Тайм Уорнер и Уорнер Мьюзик) кабельную сеть Тайм Уорнер, соединяющую 21 миллион Американских домов, и значительное медиа содержание (32 000 телевизионных заголовков и журналов, включая Тайм и Иллюстрированный спорт).[61] Непосредственно перед объединением суммарная рыночная стоимость AOL и Тайм Уорнер составляла 290 млрд. дол.США, созданная после объединения компания, оценивалась в 350 млрд. дол. США, к августу 2002 года ее рыночная стоимость которой упала примерно до 45 млрд. дол. США. [62] Аналогично, объединение в декабре 2000г. трансатлантической медиа и коммуникационной группы Вивенди с Сиграм создало медиа конгломерат Вивенди Юниверсал, который включает Юниверсал Мьюзик Групп, Вивенди Юниверсал Энтетеймент энд Паблишинг, MP3.com, Американского издателя Хоутон Мафлин, Французкий канал вещания Canal Plus, совместное владение (с Водафоном) Интернет порталом Vizzavi, 44% акций в компании Сегетал телеком, а также утилиты среды Вивенди. Вивенди Юниверсал сообщило о потерях 13,4 млрд евро и долге в 19 млрд. евро в 2001 г., и о потерях в 12,3 млрд. евро в первой половине 2002 г.[63] Дискуссия о том, каковы сравнительные роли поставщиков содержания и провайдеров доступа, а также то, как эти два предприятия могут успешно взаимодействовать, остается вопросом меняющегося рынка в цифровой экономике.

 

39.  Интеллектуальная собственность мигрировала в Интернет, как в материальном виде, так и в виде идеи, жизненно важной для успеха предприятий электронной коммерции. Указатель «Уаэд Индекс» ключевых представителей бизнеса в глобальной экономике, публикуемый Уаэд Мэгазин, утверждает, что эти компании «продемонстрировали мастерство в пяти необходимых элементах, требуемых для процветания в технологически вооруженном, не имеющим границ мире: инновации, разумном использовании новых инструментов, стратегическом видении, глобальном подходе и, что важнее всего, сетевых коммуникациях.»[64] Примечательно, что первый критерий – инновации, также служит основой для системы интеллектуальной собственности, в том смысле, что продвижение инноваций и охрана их результатов является целью права интеллектуальной собственности, еще более необходимого в цифровую эру..

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: