География технологических инноваций и достижений

Отчет ПРООН по развитию людских ресурсов за 2001 год

 


Центры технологии


Потенциальные лидеры


                   Динамически развивающиеся последователи


Замыкающие


Замыкающие

 

 

402. Как описывается в отчете ПРООН о программе развития за 2001 год, в анализе, проведенном Журналом Wired Magazine, приводятся рейтинги различных географических мест в мире в зависимости от их значимости в области информационных технологий с учетом следующих четырех показателей: возможности обучения квалифицированных кадров или разработки новых технологий, наличие известных компаний и мультинациональных корпораций для обеспечения экспертной поддержки и экономической стабильности, дух предпринимательства у населения и наличие венчурного каптиала.535 Было выявлено 46 мест, подходящих под статус технологических центров, они показаны на карте черными кружками.536 Следует отметить, что среди лидеров в области технологии выделяются ряд развивающихся стран, в частности, Бразилия, Гонг Конг (Китай), Индия, Малайзия, Южная Африка, Тайвань (Провинция Народной Республики Китай) и Тунис. Среди стран, являющихся потенциальными лидерами, показанными на карте, включены следующие страны, относящиеся к числу развивающихся стран или стран с переходной экономикой: Аргентина, Болгария, Чешская Республика, Венгрия, Мекиска, Румыния, Словакия и Словения. Среди «динамичных последователей» находятся как развивающиеся, так и наименее развитые страны: Алжир, Боливия, Китай, Колумбия, Доминиканская Республика, Эквадор, Египет, Эль Сальвадор, Гондурас, Индия, Индонезия, Исламская Республика Иран, Ямайка, Панама, Парагвай, Перу, Филиппины, Шри Ланка, Сирийская Арабская Республика. Таиланд, Тринидад и Тобаго, Тунис, Уругвай и Зимбабве. 

 

403. Существует тесная связь между мерами по поощрению и защите инвестиций, вкладываемых в технологическое развитие, и системой интеллектуальной собственности. Эффективные национальные законы в области интеллектуальной собственности обеспечивают стимул для иностранных инвестиций, а также способствуют проведению исследований и разработок в стране, создавая среду, в которой инвестиции и результаты технологических разработок защищены. Анализ Всемирного Банка относительно стран с переходной экономикой в Восточной Европе и Центральной Азии показал, что зарубежная торговля и инвестиции являются ключевым фактором в передаче технологии и улучшении доступа к Интернет для стран в целом и их национальных предприятий.537

 

404. Развитие человеческих ресурсов, особенно в части подготовки кадров, проведения исследований и повышения квалификации в области информационных и коммуникационных технологий зарекомендовало себя как ключевой фактор в сужении «электронного водораздела» между странами, а также между разными слоями населения. Такие страны, как: Индия взяли курс на самодостаточность в подготовке технических кадров и стали экспортерами высокообразованных специалистов. В результате ежегодно технические колледжи Индии заканчивают более 73 тысяч квалифицированных специалистов.538 Замедление темпов развития экономики в развитых странах повлекло за собой возврат большого числа высоко квалифицированных специалистов в развивающиеся страны, которые принесли с собой ценный опыт, накопленный за рубежом в форме передачи технологий посредством человеческого общения.539 Однако остается значительная нехватка подготовленных профессионалов в области информационных технологий, способных обеспечить функционирование инфраструктур и применение прикладных программ, предназначенных для осуществления электронной коммерции. Предсказывается, что потребность в работниках в области информационных технологий, по крайней мере, в США будут по-прежнему превосходить предложение вплоть до 2004 года.540 Страны, которые выбрали путь инвестирования в образование, направленный на повышение «электронной грамотности» и подготовки квалифицированных сотрудников, находятся в выгодном положении, пользуясь существующей потребностью в кадрах как в рамках региона развивающихся стран, так и за их пределами.541

 

 

(vii) ПРОГРАММА ВОИС В ОБЛАСТИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

 

405. Возникают следующие вопросы. Каким образом международное сообщество, а также международные организации, такие как: ВОИС могут помочь развивающимся странам воспользоваться преимуществами цифровых технологий, избегая разных подводных камней? Какую позитивную роль способна сыграть охрана интеллектуальной собственности и соответствующие службы, а также помощь со стороны ВОИС в развитии электронной коммерции в развивающихся странах?

 

406. На первом этапе участие развивающихся стран в электронной коммерции может быть расширено путем предоставления соответствующей помощи в создании и модернизации базовой телекоммуникационной инфраструктуры, включая содействие через такие программы, как: WIPOnet, описанной в главе VI (b)(i).542 Одновременно было бы желательно, чтобы каждая страна приняла необходимую законодательную основу и соответствующие регулирующие документы в области интеллектуальной собственности и создала сопутствующие службы с тем, чтобы гарантировать обладателям прав интеллектуальной собственности и коммерческим предприятиям адекватную охрану в среде Интернет. Указанная правовая инфраструктура будет поощрять инвестиции от частного сектора, ускорять экономическое развитие и обеспечит надежный фундамент, на основе которого получит свое развитие электронная экономика. Инвестиции необходимы также для осуществления программ подготовки кадров и повышения их квалификации, распространения информации в целях совместного использования, поощрения непосредственного участия в электронной коммерции.

 

407. Один из наиболее значимых шагов, который развивающиеся страны могут предпринять для создания своей правовой инфраструктуры, является присоединение к международным соглашениям по интеллектуальной собственности, таким, как: Бернская конвенция543 и Парижская конвенция544, Интернет-Договора ВОИС (ДАП и ДИФ), а также Соглашение ТРИПС, для чего требуется отражение их основных положений в национальном законодательстве. Указанные договоры, будучи уже принятыми, вносят новые элементы в законодательство по интеллектуальной собственности относительно цифровых технологий и дают правительствам стран средства для охраны объектов интеллектуальной собственности своих граждан как внутри страны, так и за рубежом, а также содействуют тому, чтобы их территория не превращалась в притон для пиратов и нарушителей прав интеллектуальной собственности, отпугивая тем самым международных инвесторов и компании, желающие передать технологию.545 Программа ВОИС технической помощи для наименее развитых стран (НРС) обеспечила проведение ряда национальных, региональных и межрегиональных совещаний стран НРС, направленных на повышение информированности о необходимых мерах и оказания помощи по реализации соглашения ТРИПС.

 

408. ВОИС прилагает все усилия путем реализации своих программ сотрудничества, направленных на благо развивающихся стран, уменьшить последствия проблем, стоящих перед развивающимися и наименее развитыми странами, а также содействовать тому, чтобы они смогли бы принять участие в быстром развитии электронной коммерции. Отдел ВОИС «Малых и средних предприятий» (МСП) также работает в направлении повышения информированности о вопросах интеллектуальной собственности, связанной с электронной коммерцией, уделяя особое внимание малому бизнесу, который наиболее характерен для развивающихся стран.547 Основной упор в этих программах делается на образовании и повышении квалификации, при этом преследуется цель повышения информированности относительно того, как электронная коммерция влияет на интеллектуальную собственность и как интеллектуальная собственность содействует развитию электронной коммерции, при этом ставится цель оказания помощи развивающимся странам найти ответы на эти проблемы. Поэтому программы ВОИС направлены на оказание помощи как практическим работникам, так и администраторам и политикам в развивающихся странах с тем, чтобы они могли понять, оценить и приспособить для себя новые технологии.

 

409. Первоначальные дискуссии относительно влияния интеллектуальной собственности на электронную коммерцию для развивающихся стран состоялись на первой сессии Постоянного комитета ВОИС по кооперации в области интеллектуальной собственности для развивающихся стран в июне 1999 году. С того времени ВОИС организовала три серии региональных консультаций, непосредственно связанных с ее Программой в области цифровых технологий и электронной коммерцией. Первая серия региональных консультаций, проведенная в период с июня по август1999 года, состояла из совещаний в Буэнес Айрес (Аргентина), Кингстоне (Ямайка), Куала Лумпур (Малайзия), Момбаза (Кения) и Рабате (Марокко). Вторая серия региональных консультаций, проведенная в период с мая по октябрь 2000 года, включала совещания в Сан Пауло (Бразилия), Кингстоне (Ямайка), Аммане (Иордания), Кракове (Польша) и Чанг Мэе (Таиланд). Третья серия региональных консультаций ВОИС по электронной коммерции, планируемая на период 2002-2003 годы, состоялась от части в Минске (Белоруссия), Кингстоне (Ямайка) и Коломбо (Шри Ланка). Указанные совещания направлены на оказание помощи развивающимся странам в получении доступа к информации в области интеллектуальной собственности, предоставлении специальных рекомендаций в виде типовых положений, участии в формировании глобальной политики и использовании возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями.

 

410. Кроме того, в рамках проведения двух исследовательских процессов ВОИС относительно доменных имен в Интернет ВОИС провела две серии региональных консультаций в сочетании с консультациями в режиме он-лайн. Эти консультации преследовали цель информирования, а также сбора информации и мнений в регионах относительно системы доменных имен в Интернет и решения связанных с этим административно-управленческих проблем в области интеллектуальной собственности.548 Результаты дискуссий были приняты во внимание при формулировании рекомендаций, представленных в окончательных отчетах о двух упомянутых исследовательских процессах, опубликованных в 1999 о 2001 годах.549

 

411. Проведенные региональные консультации и соответствующие исследовательские процессы относительно доменных имен в Интернет выявили ряд проблем и вопросов для развивающихся стран, касающихся применения цифровых технологий:

 

- необходимость идентификации вопросов в области интеллектуальной собственности, возникающих в связи с электронной коммерцией и оказания помощи при формулировании соответствующих политических подходов для их решения;

 

- формирование современного режима охраны интеллектуальной собственности, содействующего развитию электронной коммерции, который защищал бы права местных представителей искусств, разработчиков и представителей малого бизнеса, при этом создавая также основу для экономического развития страны и инвестиций;

 

- Оказание технической помощи, направленной на повышение уровня охраны интеллектуальной собственности, в частности, посредством осуществления проектов автоматизации национальных и региональных ведомств по интеллектуальной собственности, а также связанных с ними организаций, таких как: национальные общества по коллективному управлению авторскими правами;

 

- Оказание помощи в выработке национальной и региональной политики и законодательства в области интеллектуальной собственности;

 

- Оказание помощи в разработке и административном управлении национальными средствами ведения доменных имен в Интернет, в основном, в части ведения доменов верхнего уровня, включающих в свой состав коды стран (ccTLD), а также помощь в связанной с этим разработке и внедрении процедур разрешения споров относительно доменных имен;

 

- проведение кампании, направленной на повышение общественной информированности и организации специальных программ по обучению.

 

412. Программа ВОИС по цифровым технологиям, принятая при закрытии Первой международной конференции ВОИС по электронной коммерции и интеллектуальной собственности и одобренная в последствии странами-членами ВОИС на ассамблеях соответствующих союзов в сентябре 1999 года, содержит в качестве первого из десяти пунктов вопрос, касающийся путей оказания помощи развивающимся странам со стороны ВОИС для того, чтобы они могли извлечь максимум пользы из внедрения соответствующих законов по интеллектуальной собственности и служб, обеспечивающих участие в электронной коммерции.550 Вопросы электронной коммерции и ее влияния для развивающихся стран занимали также видное место в программе второй Международной конференции ВОИС по электронной коммерции и интеллектуальной собственности, состоявшейся в сентябре 2001 года.551 Вопросы электронной коммерции и ее влияния для развивающихся стран фигурировали также в повестке совещаний ежегодных Ассамблей ВОИС начиная с 1999 года, на которых делегации большинства развивающихся стран выразили свою озабоченность в отношении необходимости обеспечения равного доступа к достижениям в использовании цифровых технологий. Страны-члены ВОИС отмечали, что ВОИС играет фундаментальную роль в осуществлении этой задачи в кооперации с соответствующими международными организациями, такими как: Международный союз электросвязи (МСЭ), Комиссией ООН по международному праву в области торговли (UNICITRAL), Конференцией ООН по торговле и развитию (UNCTAD), а также Всемирной Торговой Организацией (ВТО).

 

413. Проект WIPOnet, описанный в главе VI(b)(i) и на который делается ссылка в Программе ВОИС в области цифровых технологий, направлен на оказание помощи развивающимся странам в получении доступа к информации в области интеллектуальной собственности в электронной форме. Данный проект, обеспечивая базовый уровень подключения к Интернет тех ведомств, которые еще не имеют выхода в сеть, что наряду с обучением персонала по использованию соответствующих средств, позволяет расширить возможности соответствующих стран по использованию своего потенциала интеллектуальной собственности в рамках электронной коммерции. Интегрирование развивающихся стран, являющихся членами ВОИС, в сеть WIPOnet преследует цель значительного расширения их участия в электронной коммерции и участия в формировании политики относительно развития сети.

 

414. В отношении наименее развитых стран ВОИС предоставил помощь 34 таким странам в части повышения технической оснащенности их ведомств по интеллектуальной собственности, в особенности, в вопросах, касающихся вспомогательных систем доступа к цифровым технологиям. С учетом успехов в части повышения эффективности в деятельности ведомств, о чем говорилось в главе VI(a), ВОИС организовала специальные визиты с целью оказания консультационной помощи для ведомств наименее развитых стран, включая даже те, которые не являются членами ВОИС, предоставляя им рекомендации по модернизации систем управления и делопроизводства, а также по совершенствованию административных процедур.

 

415. ВОИС в лице Всемирной Академии ВОИС осуществляет программу дистанционного обучения в области интеллектуальной собственности, используя для этого средства Интернет и оптические диски CD-ROM.В настоящее время соответствующие курсы проводятся на английском, французском и испанском языках, в стадии подготовки находятся курсы на арабском, русском и португальском языках. С июня 1999 года около 10 000 слушателей из 136 стран были зарегистрированы для прохождения этих курсов. Были разработаны также учебные модули, посвященные обучению по отдельным аспектам интеллектуальной собственности в рамках электронной коммерции, которые будут введены в действие в 2003 году. Осуществление указанной программы в значительной степени зависит от участия академических заведений, университетов и частных лиц в развивающихся странах, а также от исследовательских организаций во всем мире.

 

(viii) МУЗЕИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕЖИМЕ ОН-ЛАЙН

 

416. Электронная коммерция оказывает явным образом влияние на традиционные средства охраны прав интеллектуальной собственности, применяемые в развивающихся странах, а также на охрану и распространение объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих местным жителям, при их выходе на вновь открывающиеся мировые рынки.552  С учетом этого ВОИС разрабатывает проекты, которые призваны оказать помощь в использовании культурного и художественного наследия развивающихся стран на основе применения цифровых технологий и в среде Интернет. Проект ВОИС касательно музеев, описываемый ниже, является одним из примеров работы в этом направлении. В то же время некоторые развивающиеся страны могут не пожелать разворачивать полностью технологию электронной коммерции для этих целей, опасаясь, что их местные объекты интеллектуальной собственности могут подвергнуться риску нарушения в случае их доступности во всемирной цифровой среде. Разработка прочной правовой основы для интеллектуальной собственности, как это отмечалось выше, и содействие в обсуждении таких вопросов, как безопасность, технология шифрования (кодирования), обеспечение конфиденциальности, охрана прав потребителей и вопросы разрешения споров призваны, в частности, снять эти опасения и поощрить развивающиеся страны к более активному использованию возможностей, предоставляемых электронной коммерцией.553

417. Музеи играют важную роль в сборе, сохранении, экспонировании и распространении культурного и художественного наследия мира. Они обеспечивают сохранность культурной цельности и разнообразия и выполняют свою миссию, выставляя свои коллекции на обозрение публики, что может быть как в рамках страны, так и на международном уровне. До настоящего времени музеи для выполнения своих функций занимались ведением и содержанием физических объектов в своих коллекциях, используя для этого традиционные средства. С развитием цифровых технологий культурное наследие, находящееся в музейных коллекциях, которое обычно состоит из манускриптов, фотографий, картин, скульптур и предметов культуры, может быть в настоящее время представлено в цифровой форме (оцифровано) и распространяться в цифровой форме с использованием новых носителей и сетевых каналов. Оцифровка предполагает создание цифровых изображений, воспроизводимых с музейных коллекций. Как только с некоторого произведения производится ее цифровая копия, она может быть передаваться по каналам сети, например, Интернет либо бесплатно, либо по лицензии при использовании защитных технических средств.

 

418. Оцифровка изображений музейных экспонатов является многообещающей, особенно для развивающихся стран в целях содействия экономическому развитию, проведению академических и научных исследований, а также подготовке кадров. Она позволяет музеям вести и использовать свои коллекции культурных и художественных объектов, поощряя обмен и распространение знаний о мировой культуре. Создание цифрового архива может помочь сохранить национальное культурное наследие и придать стимул представителям искусства на дальнейшее творчество, предоставляя им доступ к культурному наследию предков. Интернет предлагает музеям, в том числе небольшим, региональным и специализированным музеям, а также галереям, уникальную возможность, до сих пор в основном неизведанную, предоставлять культурные богатства любому человеку в мировом сообществе при наличии у него доступа в компьютерную сеть.

 

419. Однако в то же время процесс предоставления оцифрованных изображений музейных экспонатов в он-лайновый доступ может быть связан с необходимостью значительных инвестиций и ставит музеи, которые являются хранителями культурного наследия, перед лицом некоторых рисков. Музеи, пожелавшие выставить свои коллекции в он-лайновый доступ, должны в начале произвести обработку своих произведений для получения электронных изображений. Оцифровка может быть дорогостоящим и технически сложным процессом, и помимо прочего возникают сопутствующие расходы, связанные необходимостью выставления и поддержания этих изображений в он-лайновом доступе для широкой публики. Представление экспонатов в цифровой форме также выдвигает на передний план заботы с обеспечением охраны прав интеллектуальной собственности. Указанные заботы иногда сковывают тех, кто в иных случаях с энтузиазмом приветствует использование новых технологий. Эта ситуация осложняется также тем обстоятельством, что в настоящее время в рамках многих музеев принятые административные процедуры основаны на использовании и распространении печатных форм публикации и не предусматривают возможности использования цифровых изображений произведений. Таким образом, для проведения оцифровки экспонатов музеи должны выяснить, достаточно ли им предоставленных прав для изготовления репродукций в цифровой форме. В свою очередь, такое изготовление может привести к различиям в интерпретации объема соглашений между музеями и авторами произведений. Поэтому бывает важно, чтобы музеи понимали бы эти вопросы и соответственно могли бы осуществлять контроль за поддержанием и использованием своих цифровых коллекций в целях минимизации связанных с этим рисков.

 

420. Разработка проектов цифровых музеев, как видно из выше сказанного, сдерживается из-за отсутствия опыта, международно принятых норм и стандартов в этой области. Кроме того, отсутствуют общепринятые лицензионно-договорные документы для предоставления объектов культуры в он-лайновый доступ. Осуществление проектов по оцифровке музейных объектов ставит ряд политических, технических и финансовых вопросов, которые необходимо решить до того, как изображения музейных объектов будут предоставлены для доступа в цифровой среде.554

 

421. Учитывая указанные сложности, ряд учреждений, занимающихся культурным наследием, разработали новые проекты для осуществления лицензирования своих коллекций, представляемых в режиме он-лайн, с участием нескольких музейных объединений.555 Например, Консорциум художественных музеев по представлению изображений (AMICO) является бесприбыльной организацией, которая располагает базой данных, содержащей примерно 100 000 оцифрованных произведений искусства, полученных из 30 музеев Северной Америки. Для большинства из них имеются лицензии на использование учебными заведениями для исследовательских и учебных целей. Аналогично, музеи и Архив Калифорнийского проекта (МОАС)556, работающий в режиме он-лайн, предоставляют бесплатный доступ публике к более, чем 150 000 изображений, извлеченных из 11 публичных и частных музеев, библиотек и архивных коллекций в Калифорнии.557 Другим примером цифрового представления является он-лайновая коллекция Эрмитажа в Санкт-Петербурге.558 Музей Эрмитаж представляет свою цифровую коллекцию бесплатно только для личного пользования. Для отслеживания того, каким образом используются цифровые изображения, в последние инкорпорированы невидимые цифровые водяные знаки.

 

422. ВОИС исследует возможность реализации проекта, посвященного музеям, преследующего цель оказания помощи музеям развивающихся стран в обеспечении доступа в режиме он-лайн к изображениям из их коллекций культурного наследия и сопутствующей информации для коммерческих, учебных и социальных целей. Проект направлен на исследование вопросов охраны прав интеллектуальной собственности, их правовых и административных аспектов, которые должны помочь в определении системы предоставления цифровых изображений объектов культуры по цифровым сетям. Проект также направлен на выявление и разработку необходимых технологий, призванных обеспечивать и регулировать доступ к коллекциям, включая технические меры защиты, предназначенные для защиты изображений от незаконного копирования и манипулирования и обычно встроенные в общую систему управления электронными изображениями в сетевой среде. Подобные новые системы должны быть продуманно интегрированы с существующими системами управления музейными коллекциями. Необходимо выявить группы потенциальных пользователей, для которых предстоит определить соответствующие условия и требования доступа, среди этих пользователей университеты, академические и исследовательские заведения, общеобразовательные школы, периодические издания, индивидуальные пользователи и коммерческие круги.

 

423. На начальной стадии реализации данного проекта ВОИС оказывала консультативную помощь по вопросам интеллектуальной собственности для учреждений культурного назначения, расположенных в нескольких странах-участницах ВОИС, в начале для стран арабского региона. Кроме того, 2001 году был опубликован анализ, проведенный Международным институтом интеллектуальной собственности, озаглавленный «Управление фондом музейных объектов в цифровой форме: справочное пособие по управлению музейными ресурсами».

 

424. Данный проект планируется интегрировать в глобальную информационную сеть интеллектуальной собственности WIPOnet, которая рассматривается в главе VI(b). Сеть WIPOnet позволяет музеям, участвующим в данном проекте, располагать свои он-лайновые коллекции на серверах, поддерживаемых в рамках сети WIPOnet. Таким образом, у ВОИС появляется уникальная возможность оказывать экспертную помощь таким музеям и улучшать сетевой доступ к их коллекциям, а также содействовать развивающимся странам в обеспечении охраны и поддержании своих культурных и художественных ценностей, применяя систему интеллектуальной собственности, реализуемую в цифровой среде.

(ix) БАЗЫ ДАННЫХ СО СВЕДЕНИЯМИ О ТРАДИЦИОННЫХ ЗНАНИЯХ И ЦИФРОВЫЕ БИБЛИОТЕКИ

425. Идея охраны интеллектуальной собственности в части традиционных знаний была предложена как потенциальное средство экономического развития стран и была объектом дискуссий в рамках Межправительственного комитета ВОИС по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору начиная с первого его совещания в 2001 году.559 Однако для того, чтобы оправдать возложенные на них надежды соответствующие системы должны содействовать развитию обмена информацией об интеллектуальной собственности, относящейся к традиционным знаниям. Одним из способов установления такого обмена может быть использование инфраструктуры, основанной на цифровых сетях и базах данных.

 

426. Использование цифровых сетей и баз данных направлено на достижение двойной цели, а итменно:

 

(a)     раскрытие сведений о традиционных знаниях, включение их в соответствующие базы данных направлено на обеспечение превентивной охраны. «Превентивная охрана» означает комплекс мер, направленных на предотвращение получения прав интеллектуальной собственности относительно традиционных знаний лицами, иными, чем сами обычные владельцы традиционных знаний. Базы данных, которые обеспечивают доступность, возможность поиска и обмен сведений о традиционных знаниях в качестве предшествующего уровня техники, могут рассматриваться в этой связи как меры по превентивной охране традиционных знаний;

 

(b)     Что касается традиционных знаний, остающихся нераскрытыми, то по желанию владельцев этих знаний соответствующие базы данных могли бы содействовать обеспечению позитивной (или активной) правовой охраны знаний. «Позитивная правовая охрана знаний» означает использование существующих средств правовой охраны: системы интеллектуальной собственности или договорных прав или создание системы специальных прав sui generis с тем, чтобы обеспечить утвердительную охрану традиционных знаний самими владельцами знаний и в их пользу. В некоторых странах эту задачу выполняют базы данных традиционных знаний или реестры, так как регистрация может дать основание для возникновения специальных прав для владельцев этих знаний, позволяющих ограничивать использование традиционных знаний другими или требовать в пользу владельцев выплату компенсации за их использование.

 

427. В отношении использования баз данных для обеспечения позитивной (или активной) правовой охраны традиционных знаний дискуссия концентрировалась вокруг взаимосвязи патентов, выданныхи на изобретения, основанные на объектах традиционных знаний, и соответствующим уровнем техники в данной области. Как описывается в Отчете ВОИС о ходе исследований относительно статуса традиционных знаний, используемых в качестве предшествующего уровня,560 термин «предшествующий уровень» относится к совокупности сведений о знаниях, доступных для публики до даты подачи заявки на регистрацию патента, полезной модели или промышленного образца (или соответственно до даты приоритета, в случае ее истребования). Эксперты определяют соответствующий уровень техники и сравнивают его с заявленным объектом при оценке таких заявок, устанавливая, удовлетворяются ли требования новизны и изобретательского уровня. Недавно была высказана озабоченность по поводу того, принимаются ли должным образом во внимание раскрытые сведения о традиционных знаниях при проведении поиска на уровень техники (например, утверждается, что имела место выдача фармацевтических патентов, которые должны быть аннулированы, как только будет доказано, что соответствующие традиционные лекарства входят в уровень техники). При этом возникает вопрос, каким образом документация, отражающая раскрытые сведения о традиционных знаниях, принадлежащих таким новым претендентам на права интеллектуальной собственности, как: местным или национальным сообществам, может быть интегрирована в общую коллекцию поисковых сведений об уровне техники, предоставляемую патентным экспертам. В этом отношении использование новых информационных и коммуникационных технологий может дать определенный ответ. Следует подчеркнуть, что данный подход был принят только в отношении традиционных знаний, получивших уже раскрытие, поскольку в большинстве стран они считаются находящимися во всеобщем достоянии.

 

428. Трудность состоит в том, что информация о традиционных знаниях не относится ни к легко доступной, ни к хорошо организованной или легко находимой, так как органы, выдающие патенты, не располагают поисковыми базами данных, содержащими информацию о традиционных знаниях. В соответствии с предложением, сделанным на Постоянном комитете ВОИС по информационным технологиям, 561 Совет по научно-промышленным исследованиям Индии (CSIR) разработал прототип Цифровой библиотеки по традиционным знаниям (TKDL),562, который основывается на существующей программе ВОИС, касающейся Цифровых библиотек по интеллектуальной собственности. В сотрудничестве с Советом CSIR ВОИС разработала тестовую базу данных, которая включает данные о традиционных применениях 50 растений медицинского назначения из Южной Азии. База данных основана на информации, перешедшей в общественное достояние, которая была собрана CSIR в рамках база данных Индийского «наследия здоровья».563 Проект направлен на использование цифровых технологий для обеспечения необходимого доступа для заинтересованных сторон к непатентной литературе, относящейся к уже раскрытым данным по традиционным знаниям и представленной в качестве сведений о предшествующем уровне.

 

429. Спустя некоторое время ВОИС установила портал564, который обеспечивает доступ к другим он-лайновым базам данных традиционных знаний, собранных третьими сторонами. Помимо тестовой базы данных «Индийское наследие здравоохранения», доступ обеспечивается также к базам данных, относящихся к патентам китайской традиционной медицины, индийским древним письменам (веды) и базе данных знаний коренных народов, созданной Всемирным банком. Указанные базы данных рассчитаны на предоставление доступа Ведомствам по интеллектуальной собственности к данным о раскрытых традиционных знаниях с возможностью интеграции этих данных в существующие процедуры, применяемые ведомствами для приема заявок, их экспертизы, выдачи охранных документов на ИС. Эти базы данных должны также обеспечивать электронный обмен стандартизованными данными в рамках информационных систем и доступ для широкой публики там, где это требуется. В отношении использования этих баз данных для обеспечения позитивной правовой охраны традиционных знаний, страны-участницы, их коренные народы и местные сообщества ведут реестры традиционных знаний, обычно в виде баз данных с ограниченным доступом, стараясь их систематизировать, а также стимулировать и обеспечивать охрану своего наследия в виде традиционных знаний, содействовуя обмену этими данными. Такие реестры были созданы в Индии, Перу, на Филиппинах, а также коренными народностями в Канаде (инуитами Нунавик и денами). В дополнение к зарекомендовавшей себя полезности в деле совершенствования доступности и обмена информацией в цифровой форме, такие реестры могут получить еще большее значение, если зарегистрированным знаниям будет предоставляться правовая охрана.565

 

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: