Патентное Ведомство Японии – Обработка патентных заявок

 

 

Источник: Патентное ведомство Японии 2002 год

 

446. Ведомство Японии использует уникальный формат для электронной заявки, основанный на надежной системе входа в «цифровую сеть интегрированных служб» (ISDN) и планирует внедрить в 2003 году формат расширяемого языка разметки (XML) для своей электронной документации и электронную подачу через Интернет в 2005 году с необходимыми изменениями в своей инфраструктуре и мерах безопасности. В настоящее время ведомство разрабатывает новые системы, соответствующие стандартам электронной подачи в рамках РСТ, которые, как ожидается, будут внедрены в 2004 году. Ведомство Японии участвует в международном сотрудничестве и оказывает помощь инициативам по компьютеризации, проводимым в ведомствах развивающихся стран.

 

(v)     Республика Корея

 

447. Ведомство Кореи по интеллектуальной собственности (KIPO) начало проект подачи заявок в режиме он-лайн (KIPOnet) в январе 1999 году. Система KIPOnet обеспечивает автоматизацию административных процедур относительно получения прав ИС в рамках безбумажной системы, которая включает подачу заявок, прием, экспертизу, регистрацию и публикацию официальных бюллетеней на дисках CD-ROM.573 Ведомство KIPO разработало специализированное программное обеспечение для подготовки заявки (KEАPS) для поддержки заявителей, подающих заявки в режиме он-лайн. Заявки подвергаются автоматическому контролю по формальным признакам до их автоматической передачи в систему экспертизы ведомства. Применение инфраструктуры публичных ключей (PKI) с использованием электронных подписей и криптографии направлено на обеспечение достоверности, безопасности и надежности подачи документов в режиме он-лайн.

 

448. Система KIPOnet позволила улучшить администрирование патентных потоков в Ведомстве путем устранения передачи и хранения досье заявок на бумаге, при этом эффективность их рассмотрения и обработки увеличилась соответственно на 12,7% и 10%. Система KIPOnet позволила сократить затраты на подачу заявок на 210 000 корейских вон (примерно 174 американских доллара) на каждые 100 страниц. Ожидается, что система позволит сократить расходы на выпуск Бюллетеня в размере 70 миллиардов вон (примерно 59 миллионов американских долларов) в течение ближайших 5 лет, при этом ежегодно удастся избежать полностью перепечатки 7000 дел по заявкам. Кроме того, ожидается, что в течение ближайших 10 лет будет достигнута экономия 400 миллиардов корейских вон (примерно 340 миллионов американских долларов) в отношении подачи иностранных заявок. Для пользователей Система KIPOnet обеспечит бесплатное распространение патентной информации.

 

449. В 2002 году ведомство KIPO планирует расширить автоматизацию всей своей административной деятельности, включая регистрацию, рассмотрение апелляций и возражений. С учетом будущих технологических изменений и гармонизации в рамках международной системы интеллектуальной собственности Ведомство разрабатывает стратегический план по применению более прогрессивных информационных средств, вступающий в действие к 2005 году.

 

(vi)      Соединенные Штаты Америки

450. Ведомство США по патентам и товарным знакам внедрило электронные системы обработки документов, в которые еженедельно поступает более 6000 заявок на патенты и товарные знаки. Эти системы предназначены для снижения затрат, ликвидации задолженности по обработке заявок и расширения услуг для пользователей.574 Система электронной подачи заявок на регистрацию товарных знаков (TEAS) была разработана в октябре 1998 г. и с того времени через нее подается еженедельно около 4000 заявок, что составляет 30 % от всего числа поступающих заявок.575 Система электронной подачи предоставляет гибкий дружественный интерфейс для заявителей, включая автоматическую проверку по формальным признакам, и обеспечивает более точное ведение записей в базах данных Ведомства. Функционирование Системы TEAS поддерживается системой ввода данных о товарных знаках и их обновления (TRADEUPS), предусматривающей побуквенный ввод элементов товарных знаков, а также внутриведомственной системой публикации товарных знаков (TIPS), обеспечивающей формирование бюллетеня и связанных с ним продуктов, а также системой поиска по заявкам и зарегистрированным товарным знакам (TARR), позволяющей пользователям обращаться к заявочной информации по товарным знакам. В своей работе Ведомство США опирается также на систему слежения за прохождением патентных заявок и их местонахождением (PALM), которая позволяет осуществлять электронное управление потоками заявок на патенты и образцы.

 

451. В будущем Ведомство США планирует разработать систему управления электронным досье для товарных знаков и приступить в 2003 году к реализации операций, входящих в комплекс мер по Электронному Правительству. Г-н Джим Роган заместитель Государственного секретаря по коммерции, отвечающий за вопросы интеллектуальной собственности, который является директором Ведомства США по патентам и товарным знакам, подчеркнул свою приверженность к преобразованию функционирования ведомства в области товарных знаков от процедур, основанных на обработке бумажных документов, на полностью электронные методы.576 Ведомство США планирует ввести в действие к октябрю 2004 года систему электронной обработки патентных заявок, которая будет включать электронный ввод изображений всех входящих и исходящих бумажных документов. Кроме того, планируется внедрить информационную систему по товарным знакам, которая позволила полностью устранить бумажные досье, создаваемые на основе электронных файлов в процессе работы.577 Эти планы направлены на внедрение полностью электронной подачи заявок, процедур экспертизы и публикации, включая параллельную программу обеспечения информированности общественности и правового обучения заинтересованных кругов.

 

(ii)  УСЛУГИ ВОИС

 

452. В последующей части данной главы описываются разработки относительно четырех служб ВОИС, в которых используются цифровые технологии: 

 

       (a)   Глобальная сеть WIPOnet

       (b)  Договор PCT и соответствующие процедуры;

       (c)   Mадридское Соглашение и соответствующие электронные системы;

       (d)  Гаагское соглашение и соответствующие электронные системы.

(a)     Глобальная сеть WIPONET

 

453. В марте 1998 года Государства-члены ВОИС одобрили создание программы WIPOnet, направленной на создание глобальной информационной сети для ведомств по интеллектуальной собственности.578 Основная цель WIPOnet состоит в поддержке процесса развертывания адекватной местной инфраструкуры в ведомствах по интеллектуальной собственности, уделяя основное внимание развитию инфраструктур в развивающихся странах, обеспечивая их необходимыми программными и техническими средствами, которые позволят этим ведомствам подключиться к Интернет, и воспользоваться некоторыми коммуникационными и информационными услугами ВОИС. В связи с развертыванием этой сети ВОИС будет предоставлять также технический опыт и помощь в областях правовых знаний, развития инфраструктуры, наращивания мощности и подготовки кадров.

 

454. Основная идея, заложенная в данной программе, состоит в обеспечении доступа для всех ведомств в мире к электронным средствам коммуникации, информации об интеллектуальной собственности и информационным массивам ВОИС. В рамках этой программы сеть WIPOnet также предоставит надежный доступ к наиболее конфиденциальным данным об объектах интеллектуальной собственности. Планируется, что сеть свяжет между собой 320 ведомств по интеллектуальной собственности в 178 странах и будет базироваться в основном на существующих коммуникационных средствах. Ее реализация позволит добиться большей эффективности в деятельности ведомств посредством использования новых информационных технологий и предоставления возможности использования услуг, предоставляемых самой ВОИС, таких как: надежная электронная связь, листинговые серверы, услуги по размещению в сети и передаче файлов, а также форум по обсуждению проблем интеллектуальной собственности.

 

455. Сеть WIPOnet позволит оснастить 154 ведомства по интеллектуальной собственности, которые в настоящее время не имеют выхода в Интернет, основными средствами подключения и набором услуг для функционирования в сети. Эти службы должны включать средства обнаружения вирусов, обмена сообщениями по электронной почте (рутинными и конфиденциальными сведениями), почтовые листинги и средства выхода в сеть. Сеть WIPOnet будет также функционировать в качестве портала для других систем, предоставляемых ВОИС, включая Электронные библиотеки Интеллектуальной собственности (IPDLs). Основной чертой сети WIPOnet будет ее способность предоставлять безопасную передачу конфиденциальных данных об интеллектуальной собственности от пункта к пункту, что будет содействовать использованию международных служб ВОИС по регистрации патентов, товарных знаков и образцов.

 

456. С точки зрения проектирования Проект WIPOnet состоит из двух основных компонентов: (i) создание центрального компонента, то есть, центра WIPOnet и развертывание сети служб в штаб-квартире ВОИС в Женеве и (ii) обеспечение подключения к Интернет и соответствующего компьютерного оборудования для ведомств по интеллектуальной собственности стран-членов ВОИС, которые еще не имеют доступа к Интернет. Реализация проекта WIPOnet планируется в два этапа, первый из которых был начат в январе 2001 года:

 

-   Этап 1 концентрируется в основном на создании инфраструктуры Проекта в Международном бюро и установления базовой связи с теми ведомствами стран-членов ВОИС, у которых нет еще доступа к Интернет и предоставления им основных услуг. Выбранный подход к созданию и инсталляции материальной части проекта направлен на поддержку потребностей инфраструктуры сети, которая должна быть расширяема и устойчива (то есть, ее можно будет расширять в масштабе и поддерживать при изменении потребностей с течением времени). Кроме того, во время развертывания этапа 1 средства связи будут предоставлены выбранным ведомствам, находящимся в странах (примерно 66), в которых еще не имеется связи с Интернет.

 

-   Этап 2 будет охватывать остающиеся выделенные ведомства по интеллектуальной собственности (примерно 88), не имеющих связи с Интернет, но находящихся в странах, в которых имеется выход в Интернет.

 

(i) Основной комплект средств для подключения к WIPOnet

 

457. Развертывание основного набора средств для подключения к WIPOnet (базовое компьютерное оборудование, программное обеспечение, обучение и надежные средства связи с Интернет) закончено к настоящему времени в 48 ведомствах из 154 выбранных ведомств. Этот набор позволяет соответствующим ведомствам по интеллектуальной собственности получить доступ к Интернет и к Центру ВОИС WIPOnet, а также к службам, предоставляемым этим Центром. Ведомства, получающие указанный набор основных средств, будут иметь возможность воспользоваться следующими преимуществами:

 

-   оплаченный ВОИС доступ к Интернет в течение 360 часов ежегодно;

 

- надежные каналы защищенные способы связи через публичную сеть Интернет;

 

- электронную почту, средства передачи файлов и другие внутриведомственные средства связи вместе с инструментами их поддержки;

 

- Услуги по хостингу в сети и соответствующей поддержки: для отдельных ведомств по интеллектуальной собственности будет предоставлен виртуальный способ централизованного хостинга. Это будет означать, что для ведомств, не имеющих необходимых технических средств, будет предоставлена возможность разместить их системы на серверах WIPOnet до того времени, пока их сетевые службы не получат возможность миграции на серверы местного ведомства после приобретения технической подготовки местным персоналом.

 

- Справочные службы: WIPOnet будет оказывать телефонные услуги и услуги по электронной почте, а также услуги по предоставлению различных справок ведомствам по интеллектуальной собственности.

 

(ii)       Будущее развитие WIPOnet

 

458. На начальном этапе WIPOnet будет оказывать поддержку только тех видов деятельности, которые будут осуществляться между самими ведомствами по интеллектуальной собственности, а также между ведомствами и Международным бюро. Однако с развитием технологических систем, совершенствованием бизнес-моделей и принятием новых стандартов в области интеллектуальной собственности WIPOnet будет также служить выполнению других целей, включая:

 

- электронную подачу заявок на патенты в соответствии с Договором о патентной кооперации;

 

- электронную подачу заявок на товарные знаки в соответствии с Мадридской системой международной регистрации знаков;

 

- электронную подачу на промышленные образцы в соответствии с Гаагской системой по международному депонированию промышленных образцов;

 

- доступ к электронным библиотекам по интеллектуальной собственности (IPDLs), в настоящее время находящимся в рамках хостинговой службы ВОИС, с предоставлением возможностей поиска и вывода на экран данных из различных коллекций по интеллектуальной собственности. Эти коллекции включают данные по Гаагскому, Мадридскому соглашениям, договору PCT и непатентную информацию JOPAL;

 

- электронный обмен административной информацией, генерируемой при выполнении административных функций ВОИС по регистрационным системам в соответствии с Договором РСТ, Мадридским соглашением и Протоколом к нему, а также Гаагским соглашением;

 

- системы дистанционного обучения, находящиеся в административном управлении Всемирной академии ВОИС и предназначенные для содействия лучшему пониманию системы интеллектуальной собственности и оказания помощи и ускорения создания системы подготовки кадров в странах-членах ВОИС.

 

459. WIPOnet и услуги ВОИС в области интеллектуальной собственности, предоставляемые в настоящее время в режиме он-лайн, такие как: IPDLs и те, которые будут в будущем, например, система PCT-SAFE, дают уникальную возможность для предотвращения увеличения разрыва между развитыми и развивающимися странами в части доступа и использования сетевых систем. В ближайшем будущем это будет еще более наглядным и непосредственным преимуществом системы.

 

460. Для реализации этой цели становится крайне необходимым, чтобы электронные библиотеки, к которым WIPOnet предоставляет доступ, своевременно и надлежащим образом пополнялись. Более того, необходимо, чтобы технология, лежащая в основе системы, поддерживалась на современном уровне, и технические средства, предоставляемые системами, установленными в разных странах, были бы унифицироваными максимальным образом. Эта задача находится очевидным образом в компетенции ВОИС, а также в компетенции ведомств, которые предоставляют цифровые библиотеки или аналогичные системы, основанные на использовании сетей, доступ к которым обеспечивается через WIPOnet. Однако имеется второй аспект проблемы, который является компетенцией стран, использующих систему. Имеется острая потребность в обученных экспертах в области информации и коммуникационной технологии, которые могли бы обеспечить успех и устойчивость функционирования WIPOnet на дальнюю перспективу. В то время как WIPOnet предусматривает при ее развертывании осуществление программы обучения, направленной на развитие навыков, необходимых для ее использования, эти навыки и способности должны воспитываться на местах с тем, чтобы поддерживать развитие системы в будущем.  

 

(b)     Договор РСТ и соответствующие процедуры

 

461. Договор о патентной кооперации (РСТ) является многосторонним соглашением, находящимся под административным управлением ВОИС, был заключен в 1970 году в Вашингтоне и вступил в силу в 1978 году.579 Договор РСТ содействует получению охраны на изобретения в тех случаях, когда такая охрана испрашивается в одном из Договаривающихся государств или во всех из них. Он предусматривает подачу одной единственной патентной заявки («международной заявки»), и это обеспечивает распространение ее действия на несколько или все Договаривающиеся государства, которые подписали данный договор, и позволяет избежать подачи соответственно нескольких отдельных национальных или региональных заявок. В настоящее время число Договаривающихся государств составляет 115.

 

462. В настоящее время международная заявка может включать указания для получения региональных патентов в отношении государств-участников любого из следующих региональных патентных соглашений: Протокола о патентах и промышленных образцах в рамках Африканской Организации по промышленной собственности (ARIPO), Евразийской патентной конвенции, Еврапейской патентной конвенции и Соглашения, учреждающего Африканскую организацию интеллектуальной собственности (OAPI).

 

463. Первая фаза процедуры РСТ известна как «Международная фаза», за ней следует «Национальная фаза». РСТ не устраняет необходимости делопроизводства по международной заявке на национальной фазе ее рассмотрения, осуществляемого в рамках национальных или региональных ведомств, но содействует такому делопроизводству благодаря процедурам, выполненным в отношении международной заявки на международной фазе.

 

464. Во время международной фазы выполняются следующие процедуры: проверка заявки по формальным признакам, международный поиск и, по желанию заявителя, международная предварительная экспертиза, выполнение последней автоматически влечет отсрочку обработки заявки в национальном ведомстве. В результате международного поиска подготавливается отчет о поиске (перечень опубликованных документов, которые могут повлиять на патентоспособность изобретения, заявленного в заявке), а при подаче соответствующего требования готовится отчет о предварительной экспертизе (в котором используются результаты международного поиска с учетом международно принятых критериев патентоспособности). Оба отчета направляются заявителю и соответственно в национальное или региональное ведомства указанных государств, при этом отчет о поиске публикуется ВОИС. После получения отчета (ов) заявитель имеет достаточно времени и сведений, чтобы принять решение относительно того, стоит ли и в каких странах целесообразно продолжить производство по заявке, что упрощает для него выполнение соответствующих процедур и сокращает расходы.

 

(i) Электронная подача и обработка заявок РСТ

 

465. В настоящее время огромное количество данных приходит в ВОИС все еще на бумаге и обмен между ведомствами, хотя это уже реже, но происходит также на бумаге. С учетом большого количества получаемых и обрабатываемых заявок ВОИС решила, что важнейшим приоритетом в ее работе должен стать переход к полной электронной обработке патентных данных от начала до конца. Этот переход к электронной обработке позволит ВОИС предоставить заявителям РСТ возможность использовать новые технологии и доступ через сети, а также помочь ведомствам РСТ и органам РСТ в эффективной обработке заявок РСТ. Поэтому ВОИС приступила к адаптации информационных систем, которые позволят осуществлять подачу, обработку, хранение и распространение международных заявок, релевантных документов и данных, содержащихся в них, в электронной форме.

 

466. Потребности РСТ отличаются от нужд, характерных для других областей, использующих электронную коммерцию. Система электронной подачи, которая разрабатывается для нужд РСТ, должна учитывать специфические потребности всего патентного сообщества, и в то же время максимально использовать существующую технологию. Система электронной подачи заявок на патенты должна по-прежнему обеспечивать адекватную охрану прав заявителя и вести к сокращению затрат, связанных с обработкой и публикацией заявок.

 

(ii)       Цели и задачи проекта PCT-SAFE

 

467. Проект РСТ – PCT-SAFE (английская аббревиатура - Надежная подача заявок в электронной форме) преследует две цели:

 

 A.    Принятие стандарта на электронную подачу и обработку международных заявок;

 

 B.    Разработку системы электронной подачи международных заявок.

 

Указанные цели могут быть описаны более подробно следующим образом:

 

A. Принятие стандартов и идентификация /разрешение вопросов правового характера, в частности:

 

- обеспечение унификации заявки и ее соответствующее предоставление для всех ведомств во всех ситуациях;

-   установление правил и норм относительно идентификации личности заявителя и ведомства, что заменило бы подпись на бумажной копии;

- использование стандартов, совместимых с теми, что приняты в целом в электронной коммерции и согласованы ведомствами стран-участниц.

 

B. Разработка системы электронной подачи международных заявок, в частности:

 

- Разработка системы, соответствующей широким потребностям работ по автоматизации, проводимых в рамках ВОИС;

- Содействие ведомствам в электронной подаче заявок;

-   Стимулирование общественного доверия в обеспечении достоверности и надежности электронных записей, осуществляемых в рамках системы;

-   Предоставление соответствующих платформ, обеспечивающих оперативные, надежные и более эффективные средства коммуникации между заявителями и патентными ведомствами, общественностью и ВОИС;

- Содействие принятию решений, которые учитывают фактор стоимости и сложности, имея в виду то большое разнообразие заявителей, которые будут пользоваться системой.

 

(iii)      Разработка стандартов на электронную подачу

 

468. При создании системы электронной подачи в рамках РСТ первым необходимым шагом является установление правовой основы и технических стандартов на электронную подачу и обработку заявок. В действительности, информация, содержащаяся в заявках на бумаге, подлежит обработке для целей их ввода в информационную систему получающего ведомства. Обработка этих данных влечет за собой необходимость ввода процедурных данных (имен, адресов, сведений о пошлинах, название изобретения и т.д.), а также данных о заявках (реферат, описание, пункты формулы и чертежи). Запоздалый их ввод ведет к дорогостоящей последующей обработке данных, их вводу и хранению. Очень часто одни и те же данные приходится обрабатывать многократно, так как все ведомства, которые переводят информацию с бумаги в электронную форму, используют различные компьютерные системы, процедуры обработки и программное обеспечение, но самое главное (что является особенно критическим) – они все используют различные способы идентификации или системы меток для записи данных в целях последующего обмена.

 

469. Поэтому существует реальная потребность в стандартизации обмена данными, особенно в отношении международных заявок между заявителем и патентными ведомствами, а также между самими патентными ведомствами. ВОИС в тесной кооперации со странами –участницами РСТ, а также с заинтересованными сторонами начал разработку с 2001 года свода юридических правил, положений и дефиниций видов документов в целях электронной подачи и обработки международных заявок. Цель гармонизации в общем виде была достигнута в 2001 году, когда были опубликованы общие правовые положения и технический стандарт, обеспечивающий реализацию электронной подачи и обработки международных заявок.

 

470. Процесс установления указанных правовых положений и технических стандартов потребовал проведения пяти раундов консультаций, проведенных в рамках Договора РСТ, с получающими ведомствами, международными поисковыми органами, международными органами предварительной экспертизы, а также указанными и выбранными ведомствами. Кроме того, были проведены консультации с организациями, представляющими пользователей системы РСТ. Целый ряд проектов различных документов был представлен участвующим сторонам для внесения исправлений и комментариев, и, наконец, был принят набор согласованных решений, которые были преобразованы в пересмотренную версию Административной Инструкции Договора РСТ, подготовленную в соответствии с Правилом 89.2(b) Инструкции к Договору РСТ, и опубликованную в Бюллетене РСТ в специальном выпуске № S-04/2001 от 27 декабря 2001 года и вступившим в силу 7 января 2002 года.580

 

471. Поскольку правовая основа и технические стандарты вступили в силу с 7 января 2002 года, то любое получающее ведомство в рамках РСТ, располагающее необходимыми техническими средствами, может принять решение о приеме подаваемых международных заявок в электронном виде в соответствии с частью 7 и приложением F. Получающее ведомство обязано уведомить согласно разделу 710 Международное бюро о своих требованиях и такое уведомление должно быть без промедления опубликовано Международным Бюро в Бюллетене РСТ. Подробности таких требований размещаются также на вебсайте ВОИС и Руководстве для заявителя РСТ.581

 

(iv)      Разработка системы

 

472. В настоящее время принимаются шаги для реализации второй цели, а именно разработки системы, обеспечивающей поддержку электронной подачи заявок и связанных с ними документов. Успешно ведется разработка данной системы, ввод в действие которой ожидается в декабре 2003 года. Проект официально был начат 1 января 2002 года.

 

473. Проект PCT-SAFE разделен на два этапа: этап 1 (Пилотный проект PCT-SAFE) и этап 2 (Реализация PCT-SAFE). Пилотный проект включает завершение и введение в действие части 7 и Приложения F. Это было достигнуто, что позволило получающим ведомствам, имеющим необходимые технические средства, получать международные заявки в электронной форме. Пилотный проект предусматривает также начало работ по итерации прототипа, реализацию пилотной программы по запуску ранней версии системы, которая позволит получать с сентября 2002 года Международным Бюро как получающим ведомством (RO/IB) международных заявок на бумаге с их параллельным представлением в электронной форме. Во время пилотного проекта новая процедура будет применяться только к международным заявкам, поданным в ВОИС заявителями, которые были специально зарегистрированы для участия в пилотном проекте, при этом было предусмотрено использование льготной пошлины за подачу заявки. По завершении пилотного проекта и при дальнейшем развитии проекта PCT-SAFE, в целом, будут проверены правовая база и технические стандарты, в них будут внесены соответствующие изменения и в тех случаях, в которых возможно, будет начата электронная подача заявок в RO/IB, при этом электронная версия заявки должна стать основной легальной копией, а бумажная копия будет использоваться как вторичная копия.

 

474. Во время проведения этапа по реализации проекта PCT-SAFE Международное бюро в качестве получающего ведомства начнет получать заявки в электронной форме с марта 2003 года; программное обеспечение сервера получающего ведомства будет предоставлено также другим получающим ведомствам к лету 2003 года; наконец, к концу года должна быть выпущена промышленная версия PCT-SAFE. Проектирование и планирование системы осуществляется таким образом, чтобы совместить автоматизацию Международного бюро с этапами реализации проекта IMPACT (Информационное управление для Договора РСТ).

 

(v)       Проект PCT-EASY

 

475. Проект PCT-EASY является в некотором роде предшественником будущего проекта PCT-SAFE. Английская аббревиатура PCT-EASY означает «система электронной заявки в рамках Договора РСТ». Соответствующее программное обеспечение PCT-EASY позволяет осуществлять подготовку международной заявки в электронной форме. Оно было выпущено в первые в 1999 году и в настоящее время более 35% всех заявок РСТ готовятся с использованием этого программного обеспечения.

 

476. Текущая версия PCT-EASY обеспечивает ввод отдельных частей заявки, в частности, модуль заполнения бланка заявления обеспечивает ввод и проверку данных в бланке заявления и прикрепление реферата в электронной форме; распечатку бланка заявления, подготовленного с помощью компьютера с заменой существующей формы PCT/RO/101 для целей подачи с помощью PCT-EASY; а также возможность копирования файла с данными бланка заявления, включая прикрепленный реферат, на отдельную дискету для последующей подачи в электронной форме. Однако вся заявка пока остается на бумажном носителе, являющимся легальной копией заявки. В ближайшем будущем станет возможным подавать заявки РСТ в электронной форме, используя для этой цели расширенную версию программного обеспечения PCT-EASY, а это будет означать, что этап 1 проекта PCT-SAFE будет использовать расширенное программное обеспечение PCT-EASY, обеспечивающее электронную подачу заявок.

 

477. Система PCT-EASY имеется в настоящее время на всех языках публикации заявок РСТ: английском, испанском, китайском, немецком, русском, французском и японском языках. Программное обеспечение PCT-EASY может быть выгружено из Интернет или получено из справочной службы PCT-EASY в виде инсталляции на дисках CD-ROM. В настоящее время Международное бюро предоставляет скидку в размере 200 швейцарских франков по заявкам, подготовленным с помощью программного обеспечения PCT-EASY, получая, в свою очередь, выгоду от экономии от ввода готовых данных в электронной форме, ускоряя проверку по формальным признакам, и других видов обработки, поскольку данные в бланке заявления уже в электронной форме и содержат минимальное количество дефектов. С 1 января 2002 года 66 получающих ведомств в мире уведомили ВОИС, что они готовы принимать подаваемые международные заявки, содержащие заявления в формате PCT-EASY, представленные на дискетах, записанных с помощью PCT-EASY.

 

(vi)      Автоматизация процедур РСТ: проект IMPACT

 

478. ВОИС занимается модернизацией и реализацией систем, которые предназначены для автоматизации всех операций, связанных с подачей заявок на патенты. На первом этапе работ в ближайшем будущем будет предоставлена заявителям возможность подачи заявки в электронном виде с отдаленного места (как это было описано в предшествующем разделе данного Обзора), на глубинном уровне появится комплексная система, обеспечивающая обработку заявки с момента ее подачи. Эта система будет внедряться в ВОИС посредством проекта, названного IMPACT (Информационное управление для целей Договора РСТ), и направленного на автоматизацию основных операций РСТ.

 

479. Данный проект был запущен в 1998 году на основе решения Ассамблей стран-членов ВОИС, на которых было заявлено, что целью проекта, как это было упомянуто выше, является полная автоматизация операций, связанных с РСТ, для того, чтобы модернизировать эти операции, сделать их выполнение в рамках ВОИС более эффективными и менее дорогостоящими, в первую очередь, таких операций, которые касаются подачи, приема, хранения, публикации и распространения международных заявок, а также связанных с ними документов и соответствующих данных. Второй целью проекта стало дальнейшее содействие в использовании системы РСТ и дальнейшее улучшение предлагаемых услуг для заявителей, получающих ведомств, Международных поисковых органов, Международных органов предварительной экспертизы, указанных и выбранных ведомств, а в определенной степени для широкой публики в целом.

 

480. Повышение эффективности позволит Международному Бюро справляться с ежегодно возрастающим количеством заявок (например, 2001 году прирост заявок по сравнению с 2000 годом составил 12.3 %). Кроме того, постоянно возрастающее число государств-участников РСТ, предположительно, приведет также к ежегодному росту числа заявок. Реализация новой системы будет иметь важные последствия для ВОИС: это приведет к пересмотру рабочих методов и процедур для ведомств стран-участниц РСТ и созданию более гибкой организационной структуры у них, что позволит ввести и совершенствовать новые функции и услуги инновационного характера на благо всех пользователей системы РСТ.

 

481. Реализация проекта планируется в три этапа: Этап 1 называется COR               (аббревиатура английского термина «предоставление по запросу»); этап 2 обозначается как - IB (английская аббревиатура «Международное бюро») и третий этап, именуется как IB/RO (английская аббревиатура – «международное бюро в качестве получающего ведомства»).

 

482. Во время этапа 1 в рамках проекта IMPACT будет разработана система коммуникации (передачи/предоставления данных), которая будет представлять собой новую автоматизированную систему передачи Международным бюро некоторых документов в рамках РСТ в указанные или выбранные ведомства. Эта система позволит указанным/выбранным ведомствам просматривать документы в режиме он-лайн, выгружать их или распечатывать, представлять заказы на необходимые документы в режиме он-лайн и, наконец, получать заказанные документы в свое ведомство в электронной форме (на дисках CD/DVD или по электронной почте), по факсу или на бумаге. Документы, которые будут обрабатываться новой системой, будут относиться к заявкам РСТ: памфлеты (опубликованные международные заявки, включая отчет о международном поиске), приоритетные документы, отчеты о международной предварительной экспертизе (IPER), английские переводы (IPER) только для выбранных ведомств, декларации, которые делаются в соответствии с правилом 4.17, бланк статуса международной заявки (IASF), содержащий полные библиографические данные (определенные данные только для выбранных ведомств)

 

483. Этап 2 или этап IB приведет к дальнейшей автоматизации операций, выполняемых в ВОИС в соответствии с процедурами РСТ. Будет введена система управления электронными документами для обеспечения обработки возрастающего числа международных заявок и будут автоматизированы внутренние рабочие процессы департамента ВОИС, занимающегося технологическими операциями РСТ. Для этого была организована команда специалистов по разработке проекта IMPACT, включающая примерно 15 программистов, и было начато проектирование и разработка системы.

 

484. Наконец, этап 3 или этап (RO/IB) будет основываться на функциональных модулях, созданных во время выполнения этапа IB, и обеспечит автоматизацию операций получающей секции РСТ в Международном бюро.

 

485. Достижение целей автоматизации основных операций РСТ позволит получить огромные преимущества как для ВОИС, так и для пользователей системы РСТ: операции ВОИС будут более эффективными и масштабируемыми по отношению к все возрастающему числу заявок РСТ, и заявители получат доступ к оперативной и эффективной службе, для них произойдет также снижение пошлин за подачу.

 

(vii)     Реформирование международной патентной классификации

 

486. Международная патентная классификация, обычно называемая МПК, основана на соглашении, находящемся под административном управлением ВОИС. Это соглашение, называемое Страсбургским соглашением относительно Международной Патентной классификации, было заключено в 1971 году и вступило в силу в 1975 году. В настоящее время его членами являются 53 государства.582 Однако в действительности МПК используется ведомствами по промышленной собственности более, чем 100 государств, четырех региональных организаций и Международным Бюро ВОИС, являющихся участниками Договора о Патентной кооперации (РСТ).

 

487. Страсбургское соглашение обеспечивает применение общей классификации относительно патентов на изобретения, включая опубликованные патентные заявки, авторские свидетельства, полезные модели и сертификаты о полезности (называемые ниже «патентными документами»). Классификация была разработана для обеспечения средства единого международного классифицирования патентных документов и в качестве первичной задачи предназначается для установления эффективного поискового средства для нахождения патентных документов при поиске патентными ведомствами и другими пользователями, проводимого с целью установления новизны и оценки изобретательского уровня (включая оценку технического уровня и полезности или применимости) относительно патентных заявок. Кроме того, она служит в качестве:

 

- инструмента для упорядочения патентных документов с целью обеспечения доступа к технической и правовой информации, содержащейся в них;

 

- основы для избирательного распространения информации для всех пользователей;

 

- основы для изучения уровня техники в данной технической области;

 

- основы для подготовки статистических данных о промышленной собственности, которая, в свою очередь, позволяет производить оценку технологического развития в различных областях.

 

488. Текст первой редакции классификации был определен, исходя из положений Европейской Конвенции о международной патентной классификации патентов на изобретения от 1954 года. Указанная классификация периодически пересматривалась с целью усовершенствования лежащей в ее основе системы и учета развития и изменений в технических областях: новая редакция публикуется каждые пять лет. В настоящее время издана седьмая редакция МПК (вступившая в силу 1 января 2000 года), которая подразделяет весь технологический спектр областей на восемь разделов и примерно на 69 000 мелких рубрик. Последний пересмотр был выполнен Комитетом экспертов МПК в соответствии со Страсбургским соглашением. Все государства-члены этого соглашения являются членами Комитета экспертов.

 

489. МПК существует в двух аутентичных версиях, на английском и французском языках, которые публикуются ВОИС. Полные тексты МПК подготавливаются и публикуются также и на других языках. Например, шестая редакция МПК была опубликована на китайском, чешском, немецком, венгерском, русском, корейском, польском, испанском и японском языках соответствующими ведомствами по промышленной собственности.

 

490. В 1999 году был начат процесс реформирования международной патентной классификации, преследующий цель создания реформированной системы международной патентной классификации для условий нового тысячелетия, включая задачу адаптации МПК под требования века электронных технологий. Реформа преследует цель ввести фундаментальные изменения в структуру, методы пересмотра и применения классификации. Согласно стратегическому плану разработки МПК архитектура реформированной классификации будет состоять из двух уровней. Базовый уровень будет служить патентно-информационным потребностям малых патентных ведомств, особенно, ведомств в развивающихся странах, а также для нужд широкой публики. Расширенный (детальный) уровень предназначен для учета информационных потребностей крупных патентных ведомств, а также международных поисковых органов в соответствии с Договором РСТ.

 

491. Начальный этап этой реформы был завершен на основе проекта bis (IBIS), который создал адекватную информационно-технологическую инфраструктуру, на основе которой может проводиться долгосрочная реформа МПК.

 

492. Проходящая в настоящее время реформа МПК осуществляется на основе проекта CLAIMS, который направлен на дальнейшее углубление процесса автоматизации МПК. Проект CLAIMS охватывает технические задачи, такие как: автоматическое классифицирование (предварительная классификация и реклассификация) патентных документов, компьютеризованный перевод рубрик МПК, в частности, рубрик расширенного уровня, обогащение и расширение функций проекта IBIS, а также обучение использованию МПК с использованием ЭВМ. Основными задачами являются поддержка ведомств по промышленной собственности стран-членов Соглашения при классифицировании их патентных фондов и обеспечение средств для совместного использования результатов ре-классификации, произведенной крупными ведомствами. Последняя цель будет достигнута путем создания так называемой классификационной мастер-базы данных, которая будет содержать классификационные данные о всех патентных документах, опубликованных где-либо в мире, включая номера заявки, публикации и приоритета.

 

493. Для достижения двух основных целей проекта CLAIMS должны быть выполнены следующие задачи проекта:

 

(i)      Создание классификационной мастер-базы данных в кооперации с

Европейским патентным ведомством (ЕПВ);

 

(ii)     Испытание средств для автоматической категоризации патентных

документов, особенно классифицирования и ре-классифицирования патентных документов;

 

(iii)    Разработка системы самообучения для поддержки процессов

обучения использованию реформированной МПК;

 

 (iv)   Внедрение компьютеризированной системы перевода, 

установленной на сервере, и предназначенной для поддержки процесса перевода рубрик расширенного (детального) уровня реформированной МПК;

 

(v)     Интеграция выше названных служб в систему IBIS.

 

494. В результате осуществления проекта будут расширены возможности доступа широкой публики к патентной информации. Проект CLAIMS обеспечит улучшенный доступ к патентной документации для небольших, средних и развивающихся стран, а также сделает доступной МПК на нескольких различных языках. Помимо этого, уменьшится нагрузка на процесс классифицирования патентных документов.

 

(c)     Мадридское соглашение и электронные системы

 

(i) Мадридская процедура

 

495. Система международной регистрации знаков в соответствии с Мадридским соглашением и Протоколом к нему (Мадридская система) делает возможной испрашивать и получать охрану товарного знака в большом количестве стран путем подачи одной единственной международной заявки.583 Данная система позволяет осуществлять международную регистрацию знака лицами или деловыми структурами, имеющими соответствующую связь или отношение с Договаривающейся стороной Мадридского соглашения или Протокола к нему, с момента, когда впервые подается заявка (в случае Протокола) или осуществляется его регистрация (в случае Соглашения и Протокола) в ведомстве по товарным знакам Договаривающегося государства (в так называемом «ведомстве происхождения»). Заявка на международную регистрацию должна содержать указания тех Договаривающихся государств, в которых знак подлежит охране; другие государства могут быть указаны потом.

 

496. Заявка на международную регистрацию представляется в Международное бюро ВОИС через ведомство происхождения. В тех случаях, когда заявка соответствует применимым требованиям, знак вносится в Международный Реестр ВОИС и публикуется в Бюллетене ВОИС о международных товарных знаках. ВОИС также уведомляет ведомство по товарным знакам каждого Договаривающегося государства, в которых испрашивается охрана, при этом каждое ведомство имеет право отказать в охране в течение установленного времени (согласно Соглашению в течение 12 месяцев и согласно Протоколу в течение 12 или 18 месяцев). Если не поступает уведомление об отказе в ВОИС в течение установленного времени, наступает охрана знака в каждом из указанных ведомств точно такая же, как если бы знак был бы зарегистрирован самим ведомством. Международная регистрация может быть продлена каждые 10 лет при уплате предписанных пошлин.

 

(ii)       Создание безбумажного ведомства Мадридской системы

 

497. Общая Инструкция в соответствии с Мадридским соглашением и Протоколом к нему позволяют вести Международный реестр в электронной форме.584 ВОИС разработала информационно-технологические системы, представляющие собой комбинацию программных средств и электронных баз данных, которые позволяют персоналу ВОИС и пользователям Мадридской системы пользоваться плодами новых эффективных технологий. В настоящее время ВОИС обрабатывает все международные заявки, последующие указания, а также все процедурные шаги, относящиеся к ним, в рамках «безбумажной» технологии, в соответствии с которой бумажные документы немедленно сканируются и индексируются по их поступлению в ВОИС. Последующая обработка документов осуществляется на основе их факсимильных изображений, предоставляемых в доступ с компьютерных рабочих станций. От начала до конца факсимильные изображения документов находятся под контролем системы управления электронным процессом, пока такая обработка не будет завершена, и соответствующие данные не занесены в электронный Международный реестр. На данном этапе факсимильные изображения каждого документа архивируются на постоянное хранение на устройстве оптической памяти. В течение 2001 года таким образом были обработаны 23 985 международных заявок, 6432 последующих указаний, 91 285 решений, относящихся к отказу в предоставлении охраны ведомством какой-либо Договаривающейся стороны, 6504 продления международных регистраций и 46 792 ходатайства о внесении изменений в Международный реестр.

 

(iii)      Электронные уведомления

 

498. Правила Мадридской системы допускают общение между Международным бюро ВОИС и ведомствами Договаривающихся сторон в электронной форме.585Международное бюро в кооперации с заинтересованными ведомствами установило стандарт на электронный формат общения, основанного на технологии XML (расширенного языка разметки). Разработанный стандарт на электронный формат коммуникации известен как система МЕСА (Электронная коммуникация для целей Мадрида). В ноябре 2002 года 22 ведомства (а именно: Австралии, Австрии, Бенелюкса, Хорватии, Кубы, Чешской Республики, Дании, Эстонии, Финляндии, Франции, Греции, Венгрии, Ирландии, Японии, Норвегии, Сингапура, Словакии, Словении, Испании, Швейцарии и Великобритании) получили доступ к официальным уведомлениям в электронной форме, в то же время два ведомства (Австралии и Швейцарии) начали передачу международных заявок и прочих ходатайств для записи в Международный реестр с помощью электронных средств. Проблема для ВОИС состоит в необходимости убедить как можно больше ведомств установить электронное общение с Международным бюро с тем, чтобы в конечном счете сократить эксплуатационные затраты и предложить пользователям Мадридской системы такую службу, которая была бы еще более оперативной и менее дорогостоящей.

 

(iv)      Электронная публикация

 

499. В интересах пользователей Мадридской системы Международное бюро издает также различные информационные продукты, относящиеся к международной регистрации знаков. Бюллетень ВОИС Международных знаков, который публикуется каждые две недели на бумаге, также издается на дисках CD-ROM каждые четыре недели, что позволяет проводить поиск по Бюллетеню электронными средствами. Осуществляется также кумулятивная публикация на дисках CD-ROM в течение года, при чем на последнем диске, публикуемом за данный год, содержится годовой указатель к Бюллетеню. В Бюллетене отражаются различные факты (новые международные регистрации, последующие указания, отказы, изменения, продления и т.д.) по мере их появления и с учетом их статуса в международном реестре на данный момент.

 

500. Одна из публикаций, содержащая данные о всех действующих международных регистрациях, называемая ROMARIN, осуществляется каждые четыре недели в виде дисков CD-ROM и является, по сути, версией Бюллетеня ВОИС на дисках CD-ROM. Публикация ROMARIN отражает статус Международного Реестра на данный момент. Она включает поисковое средство, позволяющее проводить сложный поиск как библиографических данных, так и факсимильных изображений. Подписчики на публикацию ROMARIN могут также выгружать из Интернет ежедневные или еженедельные изменения и пополнения, вносимые в Международный реестр, но еще не включенные на диски CD-ROM, и тем самым обеспечивать себе доступ к наиболее свежей и последней информации.

 

501. Данные, касающиеся всех действующих международных регистраций, а также международных заявок и последующих указаний, полученных, но еще не внесенных в Реестр, предоставляются также для целей поиска в электронной форме в рамках Интернет через службу Мадрид Экспресс, входящую в состав Цифровой библиотеки ВОИС по промышленной собственности (IPDL), см. на: http://ipdl.wipo.int. Мадрид-экспресс пополняется ежедневно. В июле 1998 г. Международное бюро ввело в действие службу распространения данных, основанную на использовании Интернет, в которой все исходные «сырые» данные, извлекаемые из Международного реестра знаков для рутинных целей, таких как: публикация и уведомление, предоставляются для целей выгрузки бесплатно для любого желающего. Распространяемые данные включают как библиографические сведения, так и факсимильные изображения (изобразительных элементов знаков).

 

(d)    Гаагское соглашение и электронные системы

 

(i)      Гаагская процедура

 

502. Гаагское соглашение586 позволяет лицам и компаниям, относящимся к данному Договаривающемуся государству Соглашения, получать охрану промышленного образца одновременно в нескольких странах посредством простой и недорогой процедуры: подачи единственного ходатайства о «международном» депонировании на одном языке при уплате одного набора пошлин. В отличие от Мадридской системы подача ходатайства о международном депонировании может быть осуществлена непосредственно заявителем в ВОИС, при этом международное депонирование не требует предшествующей национальной регистрации или подачи заявки.

 

503. Как только промышленный образец становится объектом международного депонирования, он получает в каждом соответствующем государстве аналогичную охрану, какая обычно предоставляется промышленным образцам законодательством этого государства при условии, что ему не будет отказано в охране ведомством этого государства.587 Таким образом, международное депонирование эквивалентно предоставлению национального права в терминах объема охраны и последующей защиты прав от нарушений. В то же время механизм международного депонирования содействует дальнейшему поддержанию полученных прав в силе: требуется подача только одного ходатайства о продлении и осуществление одной простой процедуры в случае внесения каких-либо изменений (например, владельца или адреса).588

 

504. По получению материалов для международного депонирования и проверки их соответствия требованиям Соглашения, в Международный реестр вносится запись о депонировании, и делается соответствующая публикация в Бюллетене международных образцов, которая служит двойной цели: информированию третьих сторон, а также официальному уведомлению стран-участниц Гаагского союза. Международное депонирование образцов согласно Акту от 1934 года пользуется охраной в течение начального периода пяти лет, за которым следует второй десятилетний период, что составляет пятнадцать лет в качестве максимального периода охраны. Международное депонирование согласно Акту от 1960 года предусматривает начальный пятилетний период охраны, за которым могут следовать дополнительные пятилетние периоды охраны. Однако общий срок не должен превышать период времени, предоставляемый для охраны национальных депонирований согласно законодательству соответствующей Договаривающейся стороны.

 (ii) Электронная обработка депонирований согласно Гаагскому соглашению и внесение изменений в Международный реестр

 

505. ВОИС использует компьютерные технологии для обработки международных депонирований согласно Гаагской системе, а также ходатайств о последующих изменениях, вносимых в Международный реестр промышленных образцов. В действительности, используется одна и та же вычислительная платформа для обработки ходатайств как по Мадридской системе, так и по Гаагской системе, за исключением того, что внутренняя обработка согласно Гаагской системе продолжает оставаться на бумаге. Тем не менее, обработка международных депонирований производится на базе эффективной вычислительной платформы с вытекающими преимуществами для пользователей Гаагской системы.

(iii)      Электронная публикация

506. В марте 1999 года Международное бюро приступило к публикации своего Бюллетеня международных образцов на дисках CD-ROM. Диск CD-ROM является ежемесячной кумулятивной публикацией и содержит библиографические и факсимильные данные, относящиеся к результатам международного депонирования согласно Акту 1960 года. Данные, касающиеся этих результатов депонирования, имеются на сайте: http://ipdl.wipo.int. Указанная база данных обновляется ежемесячно с каждым изданием Бюллетеня. Публикация бумажной версии Бюллетеня Международных образцов была прекращена в 2002 году.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: