V. Вопросы, возникающие для развивающихся стран в связи с применением цифровых (электронных) технологий

 

375. В данной главе рассматривается современное положение, которое складывается для развивающихся стран в связи с развитием цифровых технологий. Во-первых, в данной главе рассматривается образовавшийся «цифровой водораздел» (или иначе разрыв в применении цифровых технологий) и различные подходы, применяемые развивающимися и наименее развитыми странами при использовании ими новых технологий. Обсуждаются изменяющаяся природа и демографика использования Интернет, а также роль инноваций и творчества, в частности, интеллектуальной собственности в преодолении цифрового водораздела. Наконец, в ней рассматривается роль ВОИС как международной межправительственной организации, уполномоченной работать с развивающимися странами в области интеллектуальной собственности в целях преодоления проблем и реализации потенциала, предлагаемого электронным веком. В частности, рассматриваются две программы: проект музеев и разработка баз данных, содержащих традиционные знания, включая цифровые библиотеки.

 

(i)   ВВЕДЕНИЕ

 

376. Цифровой водораздел продолжает существовать между развитыми и развивающими странами, несмотря на растущую озабоченность и распространение международных программ по содействию прогресса в развивающихся странах и вовлечения их в так называемую цифровую (или электронную) экономику. Однако в то же самое время мы являемся свидетелями изменений демографии пользователей Интернет, включая резкий рост населения в регионах развивающихся стран, вовлеченного в использование Интернет, а также изменений в культуре и содержании материалов, предоставляемых через Интернет. Прогресс не является равномерным среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой. К странам, в которых цифровые технологии получили наибольшее развитие, относятся, в первую очередь, те страны, которые уделяли особое внимание развитию электронных систем управления, подготовке специалистов и повышению квалификации в области информационных технологий, а также создали правовую и политическую инфраструктуру, которая поощряет инвестиции в электронную коммерцию, включая законодательство и соответствующие службы в области интеллектуальной собственности.

 

377. Сеть сетей, создаваемая в результате развития Интернет, а также неутолимая потребность наполнения ее новым содержанием, включая открывающиеся производственные возможности, пока не были восприняты полностью развивающимися странами. Внедрение законодательства в области авторского права, учитывающего положения Интернет-Договоров ВОИС, позволяет этим странам содействовать развитию творчества и охранять его результаты в среде Интернет. Цифровая экономика также благотворно влияет на техническое творчество, а результаты, воплощенные в исследованиях и изобретениях, традиционно охранялись с помощью патентной системы. Те страны, которые применяли системы поощрения и вознаграждения технического творчества, находятся сейчас в лучшем положении в части использования возможностей, предлагаемых электронным веком. Однако все еще остаются значительные проблемы, и роль ВОИС состоит в оказании помощи развивающимся странам при использовании системы интеллектуальной собственности в качестве средства, стимулирующего развитие инновации и творчества, привлечения инвестиций в цифровую экономику, а также в целях сохранения и использования своего культурного наследия в условиях мировой рыночной экономики.

(ii)  «ЦИФРОВЫЕ МОСТЫ» ЧЕРЕЗ «ЦИФРОВОЙ ВОДОРАЗДЕЛ»

 

378. С развитием Интернет и его «вспомагательных средств», включая Мировую паутину и электронную почту, стало очевидно, что цифровые технологии преобразуют сам способ ведения международной торговли и связи. Соответствующие изменения начались в странах развитого мира, в Северной Америке и Европе, где Интернет и связанные с ним информационные технологии (ИТ) получили развитие, и затем были переняты буквально всеми странами в мире. На первом же этапе основные усилия были направлены на «развитие мировой информационной инфраструктуры», при этом постоянно возрастало число стран, участвующих в развитии соответствующей политики и вовлеченных в электронную коммерцию. Однако действительность оказалась немного иной. «Цифровой водораздел» продолжает существовать между технологически развитыми странами и развивающимися странами, а также между различными слоями населения внутри стран, между разными полами и возрастными группами во всем мире.486 Специальная группа по изучению возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями, G8 (DOT Force) описывает данный феномен следующим образом:

«Этот «цифровой водораздел», на самом деле является отражением существующего более широкого социально-экономического неравенства и может быть охарактеризован признаками недостаточно развитой инфраструктуры, высокой стоимости доступа, неадекватной или слабой политической структурой, недостатками в обеспечении телекоммуникационных сетей и служб, отсутствием содержательного наполнения локальных сетей, неравной способностью извлечения экономических и социальных выгод из информационно-активной деятельности.»487

                                                                           

379. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан говорил о наведении «цифровых мостов» с тем, чтобы содействовать социально-экономическому развитию миллиардов людей в мире, которые не связаны с цифровыми технологиями и их потенциальными выгодами.488 Международное сообщество стоит перед решением проблемы, предусматривающей, чтобы все страны были соответственно оснащены и были бы в состоянии извлекать выгоды, предоставляемые цифровыми технологиями. Необходимо также создать гарантии, чтобы этот «цифровой разрыв» не увеличивался.489 Изучение компанией Орбиком вопроса «Мониторинг цифрового водораздела (разрыва)», в котором была сделана попытка количественной оценки цифрового и информационного разрыва на основе примера 9 стран в сопоставлении с Канадой, показало, что «степень разрыва между развитыми и развивающимися странами огромна.»490 Как будет показано ниже результаты данного изучения выявили, что цифровой разрыв медленно сокращается, хотя имеются значительные различия в скорости этого процесса для различных стран. Последнее зависит в значительной степени от распространения новых технологий.491

 

 

Источник: Джорж Скида «Мониторинг цифрового разрыва» Отчет по проекту Orbicom-CIDA, стр. 20 (2002). Репродуцировано с разрешения группы Orbicom.

 

 

Источник: Джорж Скида «Мониторинг цифрового разрыва» Отчет по проекту Orbicom-CIDA, стр. 23 (2002). Репродуцировано с разрешения группы Orbicom.

 

 

380. Система интеллектуальной собственности является средством, которое может быть использовано для сокращения цифрового разрыва. Национальная политика и правовые системы, основанные на современных законах в области интеллектуальной собственности, способны стимулировать иностранные и местные инвестиции и содействовать созданию местной инфраструктуры, что позволяет населению извлекать как экономические, так и социальные выгоды из своего творчества. В инициативном отчете «Возможности цифровых технологий» говорится:

 

«Хотя исторически многие развивающиеся страны, по-видимому, получают выгоду, прибегая к способу обратного ре-конструирования объектов (или ре-инжениринга), пользуясь также слабой системой защиты прав интеллектуальной собственности, но в конечном итоге развитие промышленности на основе знаний представляется мало вероятным без принятия соответствующих законов о собственности и коммерции. Соответствующие правовые системы должны исходить из общепринятых принципов справедливости, оперативности и опоры на строгое исполнение и эффективное соблюдения законов, а также соблюдение международных норм относительно охраны прав интеллектуальной собственности.» 492

 

ВОИС и международная система интеллектуальной собственности играют важную роль в деле содействия при наведении выше упомянутых мостов для развивающихся стран, позволяющих им заниматься электронной коммерцией, в деле продвижения и будущего развития их систем интеллектуальной собственности, что обеспечивает им защиту и сохранение их культурного наследия.

 

 

(iii) ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА И УЧАСТИЯ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

381. Как было описано в Главе I 493 часть населения, имеющая доступ к Итернет, возрастает в экспоненциальной зависимости, ежегодный прирост численности пользователей составляет четыре раза, и хотя в настоящее время общее число пользователей сети Интернет составляет примерно 605 миллионов, согласно прогнозу на 2004 год число пользователей составит 709 миллионов, а в 494 2005 году – один миллиард. Однако эта цифра представляет только 10% мирового населения и отражает мир, где одна треть населения не видела телефона.495 Доступ в режиме он-лайн в географическом плане распространен также неравномерно: 37 % от всех пользователей в мире находятся в Америке, 31 % - в Азии, 29 % - в Европе и только 1% - в Африке.496

 

382. В какой-то степени это распределение отражает национальные уровни экономического развития, но также зависит от различных вопросов, которые включают: распределение Интернет-хостов, наличие и стоимость доступа телекоммуникационных инфраструктур, уровень образованности и грамотности (а также технической или «электронной» грамотности), а также проводимую политику регулирования вопросов в области телекоммуникаций и электронной коммерции. Распределение Интернетовских «хостов» (означающих число компьютеров, непосредственно входящих в сеть Интернет),497 в частности, более или менее отражает распределение населения, имеющего он-лайновый доступ. Общее число Интернетовских хостов на каждые 10 000 жителей распределено следующим образом: 1333 хостов в Америке, 885 – в Океании, 191 – в Европе, 29 – в Азии и 3 – в Африке.498 Стоимость доступа в Интернет также значительно колеблется между странами и регионами в зависимости от телекоммуникационной инфраструктуры и правительственной политики, хотя, в целом, относительно высокая стоимость доступа в развивающихся странах ставит их в невыгодное положение в отношении готовности к электронной коммерции и дальнейшему развитию. Например, в Непале месячная стоимость доступа в Интернет представляет 278 % от месячного дохода по сравнению с 60 % в Шри-Ланка и 1.2% - в Соединенных Штатах Америки.499

 

 

383. Доступ к телекоммуникационным технологиям, включая Интернет, является значительным шагом к преодолению цифрового водораздела и понимание этого факта постоянно растет. В Отчете Рабочей группы по изучению возможностей в области цифровых технологий (G8) (DOT Force) говорится:

 

«Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) не могут, конечно, служить в качестве панацеи для решения всех проблем на пути развития к прогрессу, но благодаря значительному совершенствованию системы коммуникации и обмену информацией, они способны создать мощную социальную и экономическую сеть, которая, в свою очередь, обеспечит основу для главного прогресса в развитии.

 

Используя эти новые сети для сбора и совместного применения локальной информации и данных, ИКТ способны предоставить новые и более эффективные способы производства, приблизить ранее недостижимые рынки ближе к местным производителям, улучшить предоставление государственных услуг и расширить доступ к основным социально значимым товарам и услугам. При этом не требуется какой-либо компромисс между инвестированиями в ИКТ и достижением поставленных целей.»500 

 

384. В то же время наблюдаются существенные перемены в мире в отношении использования Интернет и доступа к нему. В демографическом плане наибольший прирост числа пользователей Интернет предполагается в Азии, где число пользователей выросло на 5.6% за последний квартал 2001 года по сравнению с 4.9% прироста в Европе, 3.3% -в Латинской Америке и 2.5 % прироста в США.501 Имеется прогноз, что число пользователей в Азиатско-Тихоокеанском регионе вырастет до 180 миллионов к концу 2002 года, тем самым перешагнув аналогичный уровень как в Европе, так и США, ожидается, что к 2004 году он вырастет до 236 миллионов.502 В частности, число пользователей в Китае вырастет на 36,6 % и достигнет 51 миллиона к 2004 году, одновременно ожидается, что число жителей Индии, имеющих доступ к Интернет вырастет на 47 % и достигнет 10,1 миллиона к тому же времени.503 Увеличение числа пользователей в Азиатско-Тихоокеанском регионе может иметь последствия для роста доходов от электронной коммерции в данном регионе: прогноз предусматривает рост доходов с 76,8 миллиардов американских долларов к концу 2001 г. до 338,5 миллиарда к концу 2004 г.504

 

385. Аналогичные темпы прироста числа пользователей Интернет наблюдаются в других регионах для развивающихся стран. Так, в Латинской Америке число жителей, имеющих доступ в режиме он-лайн составит согласно прогнозу 60,6 миллиона в 2004 году (с 33 миллионов пользователей в 2002 г.).505 В Африке, представляющей собой исторически регион с низким проникновением Интернет, использование Интернет также, согласно сообщениям, увеличивается. Рабочая группа ООН по информационным и коммуникационным технологиям сообщала в октябре 2002 года, что число абонентов по доступу в Интернет в Африке выросло на 20% за предыдущие 18 месяцев, концентрируясь преимущественно в городских районах и используя в основном корпоративные сети. Тем не менее, сообщается, что (за исключением относительно развитых районов Южной Африки и Северной Африки) только один из 250 африканцев имеет доступ к Интернет, в то время как в Северной Америке и Европе – каждый второй житель.506

 

386. С изменением контингента пользователей Интернет, как было описано выше,507 мы являемся свидетелями преобразований, касающихся традиций и природы Интернет, что видно на примере уменьшающегося влияния английского языка в качестве языка пользователей и содержания сообщений. Сообщается, что 63,5 % пользователей Интернет в мире происходят из регионов, не говорящих по-английски, что отражает реальность распределения мирового населения, при котором 92% жителей не является коренным англо-говорящим населением.508 Тем не менее, отсутствие сообщений в Интернет, генерируемых в иных странах, чем промышленно развитые, а также отсутствие прикладных программ, необходимых для развивающихся стран, сдерживает доступ к Интернет для коренного населения этих стран, их участие в электронной коммерции, образовании и подготовке кадров. Касаясь ситуации в Африке, представители Экономической Комиссии по Африке заявили, что:

 

«Нижняя грань доступности технологий ИКТ и возможности их использования в Африке определяются содержанием сообщений. Только в тех случаях, когда имеется полезная информация по доступной цене для конечного пользователя, эти технологии могут служить на благо развития, а это означает не только возможность доступа к информации из какой-либо точки, но также генерацию и распространение информационных сообщений на всех уровнях. Национальное наполнение информационных магистралей является не только проявлением наследия социального, культурного и интеллектуального развития, но представляет национальный «информационный капитал», из которого можно извлекать целый набор ценных продуктов при участии национальной промышленности, особенно мультимедийной, в производстве соответствующего национального богатства.»510

 

 

(iv) ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

 

387. Несмотря на уроки, полученные в результате лопнувшего в 2000 году мыльного пузыря с доменом «dot.com», многие авторы по-прежнему верили, что Интернет дает развивающимся странам более широкие возможности для ускоренной интеграции в мировую экономику.511 В частности, имеются сопоставимые преимущества по доступу к новым международным рынкам по низкой стоимости и с минимальными капитальными затратами в целях улучшения конкурентноспособности и потребительских услуг, а также для снижения затрат путем уменьшения числа сделок и накладных расходов.512 В частности, малые и средние предприятия (МСП) могут воспользоваться   выгодами, получаемыми благодаря преимуществам и улучшениям в системах коммуникаций, особенно мобильных сетей с тем, чтобы получить доступ к новым рынкам и сократить административные расходы, в то же время избегая традиционные ограничения по доступу к информации, высоких рыночных затрат и изолированности от своих потенциальных рынков сбыта.513

 

388. Отрасли экономики, которые, вероятнее всего, получат выгоду от введения электронной коммерции, принадлежат к сфере услуг (компьютерное оборудование и программное обеспечение, службы туризма,514 издательство и информационные службы, финансы, услуги Интернет и прочие профессиональные услуги). Сказанное имеет особое значение для развивающихся стран, экономика которых находится в процессе переориентации от приоритетов в сельском хозяйстве к приоритетам в сфере услуг.515

 

389. С другой стороны, перед развивающимися странами встает также ряд особых проблем при реализации указанных возможностей.516 Эти проблемы касаются необходимости фронтального инвестирования с тем, чтобы конкурировать в мировом масштабе, повышения активности участия в формировании политики и выработке стандартов в области электронной коммерции, устранение неблагоприятных последствий для конкурентоспособности, вытекающих из ограничений конвертируемости валюты, а отсюда проблема возможных последствий или опасения таких последствий в отношении государственных доходов. Однако наиболее значительным ограничением для роста электронной коммерции в развивающихся странах является отсутствие достаточной информационной инфраструктуры, состоящей из предоставляемых телекоммуникационных каналов, доступных сетевых услуг, компьютерного оборудования и программного обеспечения, а также технологического ноу-хау и технической поддержки.

 

390. Кроме того, в развивающихся странах часто отсутствуют системы электронных платежей, которые необходимы для поддержки коммерческих электронных сделок. Только небольшой процент населения в развивающихся странах пользуется кредитными картами для совершения сделок с использованием иностранной валюты.517 В результате многие отрасли бизнеса в развивающихся странах используют в настоящее время Интернет в основном для целей маркетинга и коммуникаций и в меньшей степени для совершения коммерческих сделок. Наконец, как отмечалось выше, в развивающихся странах численность населения, имеющая компьютеры, не велика и соответственно недостаточна общественная осведомленность об информационных технологиях и не высока компьютерная грамотность.

 

391. Некоторые из развивающихся и наименее развитых стран для решения выше перечисленных проблем делают соответствующие инвестиции в расширение телекоммуникационных сетей. Другие, например, Мозамбик и Объединенная Республика Танзания приостанавливают государственную монополию в этом секторе и производят либерализацию телекоммуникационного рынка. Приход и относительно быстрое распространение спутниковой и беспроволочной связи облегчило решение проблем доступа к Интернет в развивающихся странах. Электронная коммерция зависит от осведомленности местных деловых кругов относительно потенциальных выгод, которые можно получить благодаря доступу к Интернет, использования электронной коммерции и вытекающей от сюда необходимости инвестирования в подготовку кадров. Это, в свою очередь, позволяет местным сообществам, деловым кругам и правительствам занимать лидирующую позицию в разработке политики осуществления электронной коммерции, которая учитывала бы уникальный культурный и экономический характер каждой из стран.

 

392. В развивающихся странах правительствами и частным сектором разрабатываются программы по расширению публичного доступа к Интернет, а содействие доступа к Интернет происходит не только за счет персональных компьютеров, но также через создание центров в соответствующих сообществах.518 Значительное число развивающихся стран исследуют также возможности, предоставляемые Интернет для целей массового обучения и для охвата удаленных и сельских общин, в этой связи широко используются местные центры доступа к Интернет для целей дистанционного обучения. Сталкиваясь с проблемой ограниченных ресурсов, необходимых для развития вычислительной базы, ряд стран, как это видно из сообщений, прибегает к возможности коллективного доступа путем создания центров местных сообществ, например, в Ямайке, передвижных подразделений Интернет в Азии, Интернет-кафе в Латинской Америке и Восточной Европе, киоски e-mail в Индии и общественные посты Интернет в Монголии.519

 

 

(v)  ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ

 

393. Различия в уровне развития электронных средств между странами, классифицируемыми как развивающиеся и наименее развитые, существенны. Некоторые страны, такие как Индия и Малайзия в Тихоокеанском регионе, страны Южной Африки в Африканском регионе и Эстония среди восточноевропейских и центрально-европейских стран демонстрируют относительно быстрое развитие цифровых технологий и соответствующий рост экономики, связанной с электронными технологиями. В то время как причины этого бывают самыми разнообразными, следует отметить, что правительства стран, в которых наблюдается значительное развитие цифровых технологий, уделяют большое внимание подготовке кадров и развитию информационных технологий, телекоммуникационных сетей и инфраструктуры, внедрению соответствующих правовых и политических режимов, которые содействуют охране интеллектуальной собственности, что, в свою очередь, является благоприятным для применения электронных технологий.

 

394. Например, в Эстонии более 39% эстонцев используют в настоящее время всемирную сеть, и это использование Интернет в данной стране превышает аналогичный уровень в целом ряде стран Западной Европы, включая Францию и Италию.520 В Центральном и Восточноевропейском регионах, в рамках которых находится Эстония, степень распространенности Интернет, как ожидается, достигнет 21 % только к 2005 году, что будет значительно ниже соответствующего уровня в Западной Европе. Главными препятствиями на пути роста и распространения Интернет в этом регионе являются, по имеющимся данным, низкие душевые доходы, медленные темпы децентрализации каналов телекоммуникации и отсутствие уверенности в стабильном развитии и системы подготовки кадров в области электронной коммерции.521 Начиная с 1991 года, в Эстонии правительство сосредоточило внимание на проведении политики и реформ, направленных на развитие рыночной экономики, и привлечении иностранных инвестиций, и при этом оно использовало информационные технологии в качестве ключевого инструмента в своей деятельности в этом направлении, уделяя основное внимание подключению к сети и совершенствованию телекоммуникационной инфраструктуры. В целях повышения уровня образования и подготовки каждая эстонская школа подключена к Интернет, а «телекоттеджи» обеспечивают подсоединение к сети удаленных сельских районов, содействуя тем самым достижению более высокого уровня компьютерной грамотности, чем во многих странах Западной Европы. Другим приоритетным направлением является использование своего интеллектуального потенциала и капитала. Как описывается в Отчете по развитию инициативы использования возможностей цифровых технологий, «Эстония пытается использовать в качестве основного рычага экономического развития и ключевых ценностей людей и капитал знаний».522

 

395. В Малайзии Правительственный план развития «Перспективы 2020» предусматривает построение малайзийского общества, основанного на богатых знаниях, путем развития своей промышленности и отрасли связи, включая проект высокого уровня «Мультимедийный Суперкоридор» (MSC), начатый в 1994 году.523 Планы Правительства предусматривают выход в мировые лидеры в информационном веке, и поэтому оно приступило к проведению политики поощрения роста в развитии отраслей высоких технологий и содействия местным и иностранным инвестициям. Значительные инвестиции вкладываются в настоящее время в развитие телекоммуникационной и сетевой инфраструктуры, а также в повышение квалификации и компьютерной грамотности посредством Мультимедийного университета и передвижных групп Интернет, предназначенных для школ и удаленных общин. Малайзия также поощряет развитие местной промышленности, обеспечивающей содержательную и информационную загрузку Интернет.524 В 1996 году Правительство приняло Программу национального развития информационных технологий и создало соответствующий Совет, предназначенный для преобразования страны в общество знаний или «экономику, основанную на знаниях». Для защиты нарождающейся электронной экономики, Малайзия пересмотрела свой Закон об авторском праве в 1997 году, что должно гарантировать адекватную защиту для компаний, инвестирующих в развитие новых технологий и мультимедийной отрасли.525

 

396. Индия представляет пример развивающейся страны, которая успешно развивает свою экономику, уделяя основное внимание высоким технологиям, вкладывая в людские ресурсы путем обучения и повышения квалификации, а также реализуя национальную политику и законы, которые обеспечивают охрану результатов интеллектуальной собственности, происходящих как из своей страны, так и за рубежа. В инициативном отчете по исследованию возможностей цифровых технологий говорится, что «Прочный фундамент охраны прав интеллектуальной собственности в Индии послужил важным стимулом для инвестиций в бизнес.»526 Индийская промышленность, связанная с разработкой и обслуживанием программных средств, расцвела именно в этих условиях, достигнув ежегодного дохода в 2001-02 г.г. в размере 10 миллиардов американских долларов. Из этого дохода 76% приходится на экспорт программного обеспечения (из них 89% предназначено для Северной Америки и Европы). Следует отметить, что за предыдущий год эта отрасль выросла на 29 %. В текущем году отрасль программного обеспечения дала 92 000 новых рабочих мест и косвенную занятость для 250 000 человек.527 Отрасль программного обеспечения привлекла к настоящему времени 800 миллионов американских долларов прямых иностранных инвестиций в Индию, прогнозируется, что эта сумма к 2005 году составит 1,2 миллиарда долларов. Ниже приводимый график иллюстрирует роль информационных технологий в создании национального богатсва в Индии.528

 

 

Источник информации: Nasscom FY02: Результаты деятельности отрасли программного обеспечения и индустрии обслуживания (18 июля 2002 г.) на: http://www.nasscom.org/.

 

397. Аналогичные изменения произошли в некоторых наименее развитых странах, включая, например, Бангладеш, которая предусматривает разработку программного обеспечения в качестве центрального элемента в будущих отраслях, ориентированных на экспорт. В Коста Рика информационные и коммуникационные технологии составили 38% экспорта и содействовали основному увеличению валового национального продукта. Мультинациональная фирма-производиель высоких технологий Интел решила инвестировать средства через свой венчурный капитал в национальную компанию, занимающуюся программным обеспечением, придав тем самым уверенности другим компаниям делать инвестиции в этой стране.529 Стратегия Коста Рика по развитию электронных технологий включает либерализацию телекоммуникационной системы и совершенствование системы охраны прав интеллектуальной собственности. Примечательно, что Коста Рика является участником Интернет Договоров ВОИС.

 

 

(vi) РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

 

398. Очевидно, что существующий электронный водораздел представляет собой многоаспектное понятие, которое не только обозначает границу между промышленно развитыми странами и развивающимися странами.530 Как описано выше, среди стран, экономика которых может быть охарактеризована как экономика развивающихся или наименее развитых стран, существуют значительные расхождения в уровне использования цифровых технологий, а также степени участия в электронной коммерции и экономике, основанной на электронных технологиях. В то время как эти различия могут объясняться многими причинами, они частично отражают усилия стран, направленные на поощрение инновационной деятельности на местах и расширения электронного ассортимента услуг, а также содействие развитию системы интеллектуальной собственности для защиты национальной промышленности.531

 

399. Важность изобретательства и творчества в содействии экономическому развитию является общепризнанной. В новых условиях экономики, основанной на цифровых технологиях, источниками благосостояния и национального богатства все в большей степени служит интеллектуальный капитал в противовес материальному капиталу. Например, именно технические инновации, традиционно стимулируемые через патентную систему, определяют эволюцию цифровых технологий и обеспечивают привлечение инвестиций.

 

400. В своей книге Томас Хомер-Диксон описывает «Разрыв в изобретательстве»532 и исследует последствия расхождений между потребностью общества в инновациях для решения своих проблем и притоком идей в ответ на эти проблемы. Он указывает на наличие «разрыва в уровне творчества», который затем обуславливает «электронный водораздел» и который, как утверждается, может быть преодолен за счет прогресса информационных технологий. Далее он пишет: «радикальные технологические изменения являются наиболее ощутимым доказательством волшебной силы человеческой способности изобретать»533. Аналогично, некоторые специалисты в своих комментариях говорили о потребности развивающихся стран «высвободить» творчество и интеллектуальный потенциал своих народов и использовать информационные и коммуникационные технологии для преодоления проблем «электронного разрыва»354. В то же время крайне важно наличие систем интеллектуальной собственности, которые позволили бы странам сохранить их интеллектуальное наследие, включая музыку, искусство, медицину, гарантировать защиту от недобросовестного использования, а также получение выгод в рамках мировой экономики.

 

401. Тот факт, какое внимание каждая страна уделяет изобретательству и его охране, отражает не просто вопросы экономического развития, но результат принятия соответствующим правительством политических решений и расстановки правильных приоритетов. Влияние реализуемой политики демонстрируется на схеме, приводимой ниже, и описывается в последующем анализе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: