Историография работ Платона

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИДЕЯ В УЧЕНИИ ПЛАТОНА

1.1. Историография работ Платона

1.2. Учение Платона об идеях

1.3.«Идея» как явление соединяющее микрокосмос и макрокосмос

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ УЧЕНИЯ ПЛАТОНА О БЕССМЕРТИИ ДУШИ

2.1. Душа в учении Платона

2.2. Эволюция представлений о природе души

в древнегреческом сознании

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ВОСТОЧНЫХ ВЛИЯНИЙ

3.1 Ближневосточные влияния на греческую культуру (В. Буркерт и               В.П. Яйленко)

3.2 Историческое обоснование возможных восточных влияний на генезис греческой философии

3.3. «Платоновский вопрос» в хронологии X. Теслефа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



ВВЕДЕНИЕ

 

Платон знаменитый мыслитель антично­сти, его идеи проходят через всю мировую фи­лософскую культуру; он – предмет несконча­емых споров в истории философии, искус­ства, науки и религии. Платон был влюблен в философию: все философствование этого мыслителя является выражением его жизни, а его жизнь – выражением его философии. Наибольшее место проблеме изучения души отво­дится в таких его сочинениях-диалогах, как: «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб», «Тимей» и др.

Феномен жизни – извечная загадка позна­ния, как и понятие души. Невозможно дать какую-либо краткую, исчерпывающую ее ха­рактеристику. Есть сотни определений для термина «душа», и за каждым из них стоит какой-либо мыслитель, например, за определением души как причины жизненного движения су­ществ и того, что само себя движет, стоит не кто иной, как сам Платон в «Законах». В этом смысле душа в качестве движущей силы или силы жизни сама является чем-то движущим­ся и живым и принадлежит к миру становле­ния, но она в нем «первое», изначальное и наи­более ценное; не она объясняется телами, а, наоборот, образование и движение тел следует объяснять ею. Кратко затронутая в «Федре», эта доктрина защищается в «Федоне» от мате­риалистического утверждения, что душа есть лишь «гармония» тела, и кладется в основу диалектического доказательства бессмертия души. В «Законах» это учение особенно энер­гично подчеркивается в борьбе против мате­риалистического атеизма.

Наряду с изначальным движением понятие души обладает в популярном понимании еще одним признаком – сознанием. Связь этих двух признаков выражается у Платона, как, впрочем, вообще в греческом представлении, например у Демокрита, в том, что в сознании движение «созерцается», т. е. внутренне повто­ряется и воспроизводится. Таким образом, со­знание в душе есть лишь «способность заме­тить». Такая связь подтверждается в платоновском учении о природе и его метафизически­ми предпосылками: уже в «Филебе» указыва­ется, что разум, который в качестве бога или мировой цели есть объективное начало, может стать причиной свершающегося, мирообразующей деятельностью лишь благодаря тому, что он имеет «душу», т. е. переходит в сознание. И устами Сократа Платон выдвигает в «Филебе» следующее утверждение: «…ни мудрость, ни ум никогда, разумеется, не могли бы воз­никнуть без души».

Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, что в историко-философских кругах сегодня наблюдается обострение интереса к проблеме восточного влияния на древнегреческую философию. Вызвана эта реакция, в частности, появлением научных работ, авторы которых в категоричной форме выдвигают теорию об автономном возникновении западной философии (в Древней Греции) как единственно существующую и не подлежащую обсуждению.

В научном сообществе бытуют две точки зрения на проблему генезиса греческой философии. Сторонники одного направления отстаивают полную самобытность греческого теоретического мышления, сторонники другого склонны сводить все к прямым заимствованиям с Востока. Вопрос о восточных влияниях на зарождение и развитие греческой философии оказывается более сложным. Ни сторонники автохтонного происхождения греческой философии и науки, ни принявшие противоположную точку зрения и подчеркивающие ориентальные истоки космологических учений древнегреческих мыслителей VI-V вв. до н.э. не смогли дать картины, которая бы всесторонне отражала реальное положение вещей, и задача создания такой картины до сих пор стоит весьма остро.

Цель данной работы – изучить эволюцию учения Платона о бессмертии души и проблему восточных влияний на греческую философию и на платонизм, в частности.

Объект исследования – учение Платона о бессмертии души, проблема восточного влияния.

В соответствии с целью, нами поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ изучения работ Платона

2. Исследовать понятие «идеи» в учении Платона.

3. Рассмотреть вопрос «идеи», как явления, соединяющего макрокосмоса (Начала бытия, идей) и микрокосмоса (души).

4. Изучить проблему бессмертия души в работах Платона и эволюцию представлений о природе души в древнегреческом сознании

5. Рассмотреть проблему восточного влияния на греческую философию в целом, и на платонизм, в частности.

6. Исследовать «Платоновский вопрос» в хронологии X. Теслефа 

 

 



ГЛАВА 1. ИДЕЯ В УЧЕНИИ ПЛАТОНА

Историография  работ Платона

 

В первой части «Метафизики», а также в работе «О душе», Аристотель проводит критическое изложение философии Платона, а именно проблем, касающихся макрокосмоса (Начала бытия, идей) и микрокосмоса (души). По Аристотелю, у Платона «идеями» выступают «причины всего остального»[1], отличающегося от «единого», которое есть «сущность».

Аристотель представляет сжатое видение философии Платона, но его историко-философский описательный экскурс имеет свое собственное значение: все эти вопросы философии Платона он рассматривает в контексте собственного философского вопроса о Начале. По Аристотелю, Платон в диалоге «Тимей» приписывает душе «движение», но в своем стремлении представить «душу» как «ум», впадает в затруднения. Эти затруднения не позволяют ясно ответить Платону на вопросы, считающимися Аристотелем главными в изучении «души» (например, касающиеся соотношения «души» и «мышления»). Аристотель пишет, что душа у Платона «составлена из элементов и разделена в соответствии с гармоническими числами».[2]

Аль-Фараби в работе «Об общности взглядов двух философов -божественного Платона и Аристотеля» прямо относит к идеальному миру «душу» и «разум», что само по себе представляет собою необходимое уточнение, которое требуется при изучении диалогов «Филеб» и «Тимей». Разбирая положения философии Платона, касающиеся «Единого», «форм», «души», человека (то есть всего того, что и составляет соотношение микро- и макрокосмоса), Аль-Фараби видит характер тождества микро- и макрокосмоса (при условии вторичности микрокосмоса) в ступенчатости всего сущего. Микрокосмос выступает скорее эманацией макрокосмоса; такой взгляд свойственен той философской традиции, представителем которой он является.

В конце XIX века в европейской философской мысли очевидно существенное возобновление интереса к антиковедению, во второй половине XIX века и в XX веке по Платону было написано очень большое количество специальной литературы, посвященной этой теме.

В работе В. Виндельбанда «Платон» душа в философии Платона, выступает и как «жизненная сила»[3] общая всему Космосу, и как индивидуальное образование, стремящееся к макрокосмосу, к спасению.

Видение космологической проблематики более позднего Платона В. Иегером в книге «Пайдейа. Воспитание античного грека» заключает в себе мысль о включенности человека в космический порядок: душа человека есть элемент всего целого бытия.

Ф. Коплстон в своей книге «История философии. Древняя Греция и Древний Рим» анализирует «высшее благо». Особенностью его анализа является провозглашение возможности кажимости «блага» для человека, то есть, по его мнению, человек может посчитать за благо и то, что в конечном счете им не является; тем самым косвенно подтверждается положение об отсутствии безусловности выбора блага в жизни человека у Платона. При анализе диалога «Государство» Коплстон затрагивает тему связи человека и государства. Для них общим являются «принципы справедливости»[4]. Действительно, в философии Платона рассуждение о «справедливости» не заключается в одной лишь фиксации принципа наилучшего устройства государства, у Платона это рассуждение затрагивает «душу», что отмечает и Коплстон. Коплстон совершенно справедливо не принимает сотворенность души, описанную в «Тимее». Коплстон говорит о том, что ее сотворенность «не следует понимать буквально».

Другой исследователь античной философии, Р. Уорнер, в книге «Греческие философы» характеризует идеальное бытие Платона следующим образом: «идеи» занимают главенствующее положение (по сравнению с вещами); «идеи» неподвижны, но доступны диалектическому познанию. От главной «идеи блага» зависит все вторичное бытие, но в этом анализе Платона остается не совсем понятным, что есть природа идеи, что есть сама идея. Хотя Уорнер говорит об иерархии «идей», дает их перечисление, необходимо самому обратиться к поставленному вопросу о «идеях».

П. Фридландер также занимался бытийно - космологической проблематикой, выделяя включенность человека в космический порядок в качестве основного смыслового момента философии Платона. Забота о душе, копирование образов макрокосмоса составляют главную задачу человеческого существа. По Фридландеру, эти темы поднимаются Платоном уже в диалоге «Горгий».

Следующим крупным исследователем Платона является У. Гатри. Из его работы «История греческой философии» можно выделить следующие основные моменты. Ранние диалоги Платона (даже диалог «Горгий») еще не обладают утверждениями о бытии идей, учение о значимости идеального бытия не выступает в данном случае обоснованием рассматриваемых вопросов. Гатри считает, что Платон здесь говорит о космическом порядке, в согласии с которым человек должен существовать, но не о «формах». В настоящем исследовании выдвигается предположение, что даже в ранних диалогах Платон провозглашает, хотя и косвенным образом, значимость идеального бытия, бытия форм. Критика того или иного поведения, рассуждения проводится ради того, чтобы «излечить» душу человека, направить ее в сторону уподобления макрокосмосу, в котором присутствуют и «идеи».

Р. Брамбо также занимался этими вопросами, его позиция интересна следующим: Брамбо считает, что у Платона действительно присутствует сочетание разных смыслов слова «идея» (о котором уже говорилось выше), но объясняется оно не спецификой самих «идей», а тем, что Платон сам точно не мог определить какой-то один смысл, соответствующий всем описаниям «идеи», которые он приводит.

Из наиболее новых работ можно выделить книги Т. Робинсона «Психология Платона» и Д.Диллона «Средние платоники», в которой, хотя самому учению Платона отведена малая часть этой книги, но в том, что предлагается вниманию, содержатся очень необходимые замечания по поводу космологии Платона. Робинсон прослеживает связь диалогов «Государство» и «Тимей» по вопросу о душе, занимается анализом описаний души, представленных в этих диалогах. Он подчеркивает тождественность состава и принципов сотворения «души» и «мира», также говорит о тождественности «лучшей» части души и самой природы Демиурга. Робинсон напрямую занимается анализом космологии «Тимея», ставя вопрос о совмещении двух описаний творящей причины. В его постановке вопроса интересна следующая мысль: «необходимость», поддающаяся действию Разума, такая же вечная и значительная сила, как и сам «Ум - Демиург».

Диллон говорит о том, что существует «Мировая Душа», и в то же время существует ее «микрокосм» - душа индивидуальная. Анализируя «Мировую Душу», Диллон определяет ее как такое макрокосмическое образование, которое является «местом идей»[5]; особенность этого макрокосмического образования, освещенная Диллоном, дает возможность нам высказать предположение о душе как об особой идее, которая отличается от других большим количеством выполняемых действий в сущем.

Теперь обратимся к самым главным отечественным исследованиям космологии Платона. Начать этот экскурс необходимо с работы Скворцова Н.Е. «Платон о знании в борьбе с сенсуализмом и рассудочным эмпиризмом», в котором космология Платона описывается как основание его взглядов на познание. Особенности онтологии Платона изучались П.И. Линицким («Учение Платона о божестве»), который подчеркивает соотнесенность «разума» «чистого» и «смешанного». Единство идеального мира, связь «красоты» и «блага» находит у Платона А.Н. Гиляров. B.C. Соловьев в словарной статье «Платон» отмечает следующее: диалог Платона «Пир» представляет собой переход к новому этапу своего творчества, которое характеризуется повышенным по отношению к ранним диалогам вниманием к проблеме реальности сущего, значимости материального мира. Далее, в «Государстве» главной ценностью для человека выступает познание «гармонии»; в «Тимее» говорится, по мнению Соловьева, об одном творящем Начале, но только с разных позиций.

В работе «Эрос у Платона» Лосев говорит об «утверждении абсолютного в любви»[6], то есть об идеальном, главенствующем значении Эроса в бытии, о связи Эроса и души, о «средней» природе Эроса и о ступенях эротического восхождения к высшему бытию, что представлено в диалоге «Пир». Лосев дает подробную характеристику идеального бытия, выделяя разные смыслы употребления слова «идея» Платоном. Классификация значения «идей», а также само понимание идеи у Лосева определяется взглядами, выраженными в его собственной философской концепции; философ представляет учение Платона об идеях через аспекты своей проблематики.

Из более современных работ стоит отметить работы А.Л. Доброхотова, в которых анализируется природа Начала бытия, принципы становления сущего, и выясняется статус иррационального космического состояния, «стихийного», то есть «необходимости». Также необходимо сказать о работах Васильевой Т.В. как об еще одной попытке обращения к космологической проблематике Платона, включающей в себя провозглашение тождества микро- и макрокосмоса и анализ самого макрокосмического (Васильева также поднимает вопрос о соединении двух описаний творящей причины в диалоге «Тимей»).

Из отечественных исследований следует также отметить работу Сергеева К.А. и Слинина Я.А. «Природа и разум: античная парадигма», в которой представлена попытка фундаментального освещения общих установок философии Платона и античной философии вообще. Также представляет интерес работа Ю.А. Шичалина «Поздний Платон и Аристотель (постановка вопроса)», где проводится исследование сущего, описанного Платоном в диалоге «Филеб». Такой же подробный анализ содержания диалога «Парменид» и учения Платона об идеях мы находим в работе Бугая Д.В. «Критика теории идей в «Пармениде» Платона». Павленко А.Н. представляет специальное исследование по космологии разных мыслителей (в том числе и Платона), где выдвигает положения о «монотеизме» Платона и невозможности полного познания Космоса, а также об «одушевленности» гармонии.

К самым значительным современным отечественным комментаторам Платона следует, на наш взгляд, отнести следующих авторов: П.П. Гайденко («История греческой философии в ее связи с наукой»), Р.В. Светлов («Платонический философский lexicon», где еще раз поднимается проблема двух смыслов слова «идея»), Ю.Г. Седов («О «способности различения» в философии Платона и Аристотеля»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: