В публикациях и отчетах в качестве рабочего названия данного предприятия предлагаю использовать “Мост”

Кейс-стади

Государственное унитарное предприятие

Сыктывкарское дорожно-строительное управление

 

 

Содержание:

Введение.

1. Справочные сведения о предприятии.

2. «Зигзаги удачи»: характеристика предприятия.

3. Сбор и представление статистики.

4. Стратегия руководства в работе с кадрами.

5. Кадровая практика и реструктурирование занятости на предприятии.

6. Внутренняя мобильность

7. Модель найма.

8. Модель увольнения.

9. «Лишние» люди на производстве.

 

 

Заключение.

 

Приложение.

 

В ходе изучения внутреннего рынка труда на дорожно-строительном предприятии проведены интервью со всеми руководителями высшего и среднего звена: начальником ДСУ, главным инженером, главным механиком, начальником участка, начальником отдела кадров, с инженерами по строительству мостов и дорог. Проведено несколько интервью с мастерами и работниками производства.

Собрана вся статистика по труду внутри предприятия и по данным Госкомстата с 1985 по 1996 год.

Обработаны в статистической программе SPSS личные карточки всех работающих в 1996 году и 900 уволенных с 1985 по 1996 годы.

Введение

           Часто трансформацию советского общества представляют как движение от старого общества к новому, или как переход от плановой к рыночной системе хозяйствования. Переходное состояние (состояние реструктуризации) отражается на всех без исключения элементах общественного устройства. В данном отчете мы попытаемся проследить направления изменения в сфере занятости или на рынке труда, описать основные типы рынков труда в условиях переходной экономики, показать их взаимосвязь и соотношение. На основании городской статистики, экспертных интервью и кейс-стади на предприятиях г. Сыктывкара будут проанализированы факторы, определяющие направления реструктуризации занятости, а также складывающиеся модели внутреннего рынка.

Это предполагает рассмотрение трех основных составляющих рынка труда: работающих, безработных и экономически неактивное население. В пояснении к общему отчету исходя из целей исследования были представлены две категории, составляющие рынок труда: занятое и незанятое население, соответственно, выделены «внутренний» и «внешний» рынки труда. Мы предлагаем выделить из числа незанятых экономически неактивных людей в силу их специфического положения.

           Работающие - лица, которые в обследуемую неделю работали с целью получения заработной платы (дохода) по крайней мере 1 час, то есть были заняты: либо в качестве наемного работника, либо в сельском хозяйстве, либо осуществляли собственную хозяйственную деятельность вне сельского хозяйства (на предприятии, в мастерской, в магазине, в фирме и т.д.); лица, которые в обследуемую неделю временно не работали, например, по случаю болезни, отпуска, перерыва в деятельности предприятия, но формально продолжали оставаться наемными работниками или лицами, осуществляющими собственную хозяйственную деятельность [2].

           Безработные - лица, одновременно отвечающие трем условиям: не имеющие работы, ищущие работу и готовые приступить к работе. В этом смысле получение официального статуса безработного часто не является достаточным основанием для отнесения к этой категории.

           Экономически неактивное население - лица вне понятия «рабочая сила». Данная категория наряду с безработными входит в незанятое население, но составляет специфический социальный слой в силу ограниченных возможностей занятия трудовой деятельностью.

Следует учесть, что термин “внутренний” рынок труда введен еще в начале 1970-х годов П.Дерингером и М.Пайором и соответственно имеет определенную смысловую нагрузку. Данные исследователи отметили, что в рамках крупных предприятий существует так называемый “внутренний” рынок труда, существенно отличающийся по своим параметрам от “внешнего” рынка труда. На “внутреннем” рынке труда в отношении со своими рабочими вырабатываются фиксированные нормы и стандарты распределения труда и его оплаты, правила профессионального продвижения - где по старшинству, где по способностям. “На каждом на данном предприятии эти стандарты могут модифицироваться, но они не изменяются под простым воздействием внешних экономических условий или даже в ответ на колебания внутреннего спроса на труд и предложения труда” [6]. Вместе с тем внутри предприятия возможности свободной купли-продажи рабочей силы ограничены, поскольку работники оказываются включенными во влястно-административные отношения и действуют в соответствии с правилами субординации. В связи с чем толкование данного термина лишь в рамках характеристики “внутри занятости” весьма упрощено и требует уточнения в ходе самого исследования.

 Для характеристики “внутреннего рынка труда” изучим процессы, происходящие на уровне предприятия. Важно понять каким образом ситуация на производстве (изменение объемов производства, отношений по поводу производства и в процессе производства) влияет на численность и структуру занятых на предприятии; кадровую стратегию руководства внутреннюю и внешнюю мобильность работников.

Точкой отсчета в анализе происходящих процессов на рынке труда будут следующие рабочие гипотезы, активно обсуждаемые исследователями в области занятости.

 

Сохранение диспропорции между падением объемов производства и численности работающих.

Первые годы переходного периода характеризовались падением производства. Существует много объяснений этому:

1. Статистические ухищрения. В прошлые годы статистика завышала показатели производства, а в переходный период еще не разработаны методы точных измерений.

2. Неизбежный результат перестройки, при которой закрываются неконкурентоспособные производства.

3. Влияние факторов, связанных с торговлей: распад торговли в рамках СЭВ. [1]

4. Падение формальной экономики и рост теневой.

           Но по сравнению с величиной падения производства рост явной безработицы оказывается небольшим. Отсюда налицо снижение производительности труда. Избыточная занятость рабочей силы, скрытая безработица объясняются относительно медленными темпами структурных изменений: льготное финансирование предприятий позволяет убыточным предприятиям существовать. Приспособление происходит за счет сокращения рабочего времени, а не за счет сокращения числа рабочих мест.

Сокращение числа рабочих мест превышает рост официально зарегистрированных безработных.

 

           Высокая доля участия в общественном производстве (особенно женщин и пожилых работников в советское время была обусловлена социальными льготами, предоставляемыми предприятиями (гарантированная занятость, кроме того работа на предприятии обеспечивала пенсию, пособие по болезни, семейные пособия и т.п.). Поэтому изменение ситуации на предприятии, сокращение возможностей льготирования со стороны предприятия привели к сокращению числа занятых в производстве в первую очередь за счет женщин и пожилых [1]. А низкие размеры пособия стимулируют переход безработных в теневую экономику.

Кадровая политика на предприятии определяется рядом факторов: экономическим положением предприятия и реконструкцией производства, ситуацией на внешнем рынке труда, стратегией руководства в сфере занятости, трудовой мобильностью работающих.

 

Рассмотрим более подробно каждый из вышеперечисленных факторов.

 

1. Справочные сведения о Дорожно-строительном управлении (ДСУ-2).

В публикациях и отчетах в качестве рабочего названия данного предприятия предлагаю использовать “Мост”.

 

 

Показатели:

1. Финансовое состояние: начиная с 1995 года предприятие постоянно лихорадит из-за задержек заказчиком выполненных работ. Растет задолженность предприятия перед поставщиками материалов, в бюджеты всех уровней, фонды и по заработной плате.

 

“Живые” деньги: в 1996 году в кассу предприятия поступило 5’671’.554’846 рублей, а на расчетный счет - 2’019’022’620 рублей. Доля наличных средств в стоимости объема выполненных работ составляет 32,9%. Большая часть наличных средств идет на выплату заработной платы и покупку материалов за пределами Республики, где не действует система взаимозачетов и требуется предоплата за поставки.

 

Структура долгов предприятия: задолженность предприятия на 1.01.97 года выглядит следующим образом:

поставщикам -                                          6’659 млн. руб.

по оплате труда -                                                       1’967 млн.руб.

по различным фондам -                            2’511 млн.руб.

в том числе пенсионному фонду -                         2’052 млн.руб.

медицинскому фонду -                                ‘356 млн.руб.

фонду занятости -                                                         ‘135 млн.руб.

фонду социального страхования (переплачено) - ‘031 млн.руб.                     

перед бюджетами всех уровней -                          4’069 млн.руб.

в том числе в местный бюджет -            ‘141 млн.руб.

(остальные долги - перед федеральным бюджетом)

Кредиты в банках предприятие не берет из-за высокой процентной ставки.

Дебиторская задолженность предприятия на 01.01.97 года составила 13’378 млн.руб., в том числе 11’071 млн.руб. - задолженность заказчика (государства), а остальная - 2’307 млн. руб. - за предоставляемые ДСУ услуги различным организациям.

Кредиторская задолженность на этот же период составила 15 млрд.руб. (в основном из-за поставщиков материалов).

Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности составила 88,9%, то есть доля дебиторской задолженности в кредиторской. Хотя, по мнению главного бухгалтера предприятия, считать таким образом соотношение нелогично.

 

 

2. Собственность. Государственное унитарное предприятие.

 

3. Кадровая политика: программа действий в сфере работы с кадрами отсутствует. Во многом складывающаяся практика обусловлена личностными характеристиками руководителей производства. Тем не менее наблюдается явная централизация приема и увольнений.

 

4. Заработная плата: среднемесячная заработная плата рабочих и служащих предприятия в в 1996 году составила 2’487 тыс.руб. Для сравнения, за пять месяцев 1997 года средняя заработная плата по предприятию составила 2’242 тыс.руб. Некоторое снижение связано с тем, что в годовую заработную плату вошла тринадцатая зарплата и премии за год. По городу средняя заработная плата составила в 1996 году 1’203 тыс.руб. Данные о средней зарплате в отраслях промышленности приводятся ниже.

 

5. Доля издержек на труд в общих затратах: от стоимости объема выполненных работ в 1996 году доля издержек на труд составила 31%. В 1996 году стоимость выполненных работ ДСУ (строительство и ремонт дорог и мостов) составила 19,5 млрд.руб. С учетом предоставленных услуг различным организациям (в основном сдача в аренду техники, продажа железобетонных изделий на сумму около 3,5 млрд.руб.) стоимость выполненных работ и услуг составила 23 млрд.руб. От этой суммы доля фонда заработной платы сотавляет 26%. В абсолютном выражении израсходовано на заработную плату 6,089 млрд.руб. Доля натуральных выплат от начисленной заработной платы по расчетам бухгалтерии предприятия составляет около 15 %. При этом 55% заработной платы выплачено наличными деньгами, около 30% составили налоги (подоходный, пенсионный и т.п.) и 15% - в натуральной форме.

 

6. Ритмичностьпроизводства. Предприятие работает стабильно. Начиная с 1995 года растет число заказов и объемы выполненных работ. Остановок производства из-за отсутствия работы не было и пока не предвидится. Напротив, предполагается расширение сферы деятельности. По словам руководителя предприятия, сбои на производстве бывают только из-за задержек поставок материалов или поломки техники.

 

7. Специфика предприятия: долю работников со специфической квалификацией на предприятии затруднились сказать, поскольку для работы на предприятии рабочим не требуется особой квалификации. Поэтому об особой квалификации можно говорить применительно к специалистам и ИТР.

Динамика объемов производства в натуральном выражении по предприятию в целом не показательна, так как в натуральном выражении возможно только представить ввод новых дорог и мостов, а это незначительная часть выполненных работ. Если в 1991 г. стоимость выполненных работ составила 2’651 тыс.руб., то в 1996 году (в ценах 1991 года) - 3’365 тыс.руб. 1996: 1991 =127%

 

8. Динамика численности персонала: ССЧ всего персонала в 1996 году - 194 человека, в 1991 - 79 (ССЧ 1996: ССЧ 1991 = 245 %); в 1985 году - 125 человек.

 

9. Положение на рынке труда: монополистом в производстве каких-либо видов продукции не является.

 

10. Доля гибких форм занятости. Число временно работающих и работающих по договорам гражданско-правового характера в 1996 году составило 19 человек, то есть около 10% от всех занятых на производстве; в 1995 году - 11 человек (8%). По мнению начальника отдела кадров, численность временно работающих существенно не меняется. “Временщиков” в основном принимают на строительство мостов. В связи с тем, что в 1996 году заказов на строительство мостов было больше, поэтому и временно работающих было принято на работу несколько больше. На мой взгляд, этот показатель будет более информативнм, если сравнить его с аналогичным в 1991 году. Это позволит выявить не только как влияет тип предприятия на использование гибких форм занятости, но и что изменилось в процессе экономического реформрования 90-х годов.

 

11. Состояние и загрузка оборудования. Коэффициент износа оборудования на 1996 год - 8,7%. Техника в основном вся новая. Коэффициент загрузки мощностей непоказателен, так как во многом загрузка определяется спецификой производства, требующего разнообразной техники, применяемой с разной степенью интенсивности в зависимости от сезона и места строительства. К примеру, асфальтоукладчики в весенне-зимний период практически не используются. Поэтому данный коэффициент не рассчитывается и эксперты затруднились дать оценку: “У нас очень специфичное производство. Если бы мы “на стационаре” работали, то загрузка былы бы стопроцентной. А поскольку мы перегоняем технику с одного объекта на другой, то КПД (коэффициент полезного действия) в таких случаях нулевой. Кроме того у нас много техники, которая используется эпизодически и которую нельзя перевезти на другое место из-за слишком высоких транспортных издержек по их перевозке”.

 

12. Инвестиции: нет. Средства на развитие и усовершенствование производства закладываются в смету работ. Часто новое оборудование закупается на собственные средства из полученной прибыли. Таким образом, инвестором становится заказчик в лице государства и само предприятие.

 

13. Реструктурирование производства: начиная с 1995 года происходит сворачивание нового дорожного строительства и предприятие ориентируется на строительство и ремонт мостов.

 

14. Сокращение - расширение ассортимента. Сокращается дорожное строительство.

 

15. Диверсификация (упрощение-усложнение) производства.

 

16. Техническое обновление: регулярно закупается новая техника. В 1996 году куплено 4 бетонных миксера, итальянский асфальтоукладчик, компьютеры и т.п.

 

17. Запуск нового производства. В 1996 году лишь открываются новые участки в связи с увеличением объемов работ. Новое производство было освоено в 1995 году в связи с заказом на строительство и содержание мостов.

 

18. Доля новых рабочих мест: в 1996 году новых рабочих мест не создавалось. Работников принимали на одни и те же специальности, ранее уже существовавшие. Однако в связи с открытием новых участков увеличилось общее число работающих на предприятии.

 

19. Доля новой продукции в общем объеме производства в 1996 году составляет около 70%. Имеется в виду доля строительства и ремонта мостов по сравнению с дорожным строительством, занимающем теперь только треть выполнемых работ.

 

20. Режим неполного рабочего дня и административные отпуска по инициативе администрации за всю историю предприятия не практиковался.

 

21. Социальная сфера предприятия -отсутствует. Ведется жилищное стоительство на паях с различными организациями. По окончанию строительства жилье сразу передается на баланс муниципалитета. По мнению руководства, содержать социальную сферу предприятию не под силу и поэтому оно никогда не стремилось ее расширять. Есть общежитие.

 

2. “Зигзаги удачи»: характеристика предприятия.

 

2.1. История предприятия.

           ДСУ-2 - дорожно-строительная организация, относящаяся к строительной отрасли хозяйства Республики Коми. Создано предприятие в 1971 году для строительства сельских дорог в Республике (на основании приказа Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР). Оно входило в трест и было государственным.

В 1991 году предприятие было преобразовано в Помоздинский хозрасчетный участок. Перевод на хозрасчет не предполагал изменения формы собственности, а означал лишь усиление финансовой самостоятельности и работу по заказам. Потенциально предприятие получало возможность заключать договора на строительство и ремонт дорог с различными организациями, а значит и финансирование помимо дорожного ведомства. Расчет был на заказы от совхозов и геологов, которые действительно первое время активно приглашали строителей. Однако реально основным заказчиком оставалось государство в лице Министерства автомобильных дорог.

В 1993 году Помоздинский хозрасчетный участок был объединен с малым государственным предприятием “Мост” и переименован в ДСУ-2.

В 1985 году на предприятии работало 125 человек (ССЧ), а в 1995 году - 148 человек (ССЧ), в 1996 году - 194 человек (ССЧ). По данным статистики предприятия за полугодие 1997 года ССЧ 221 человек.

2.2 Анализ экономического положения дорожно-строительного предприятия.

 

Система занятости на производстве во многом обусловлена экономическим положением предприятия. В зависимости от экономической состоятельности предприятия меняется состав работающих, соотношение принятых и уволенных. Престиж, тесно связанный с экономическим успехом предприятия, облегчает поиск нужных людей.

           Однако благополучие предприятия непостоянно. В условиях экономической нестабильности в стране, под влиянием ряда внешних и внутренних обстоятельств возможна мобильность предприятия от одного состояния к другому. В этом случае необходимо четко определить критерии благополучия - неблагополучия. На наш взгляд это лучше сделать по следующим показателям:

· форма собственности (государственная - смешанная - частная) - институциональные преобразования

· экономическое (финансовое) положение предприятия: наличие заказов (спад - подъем производства), оборот капитала, инвестиции и их источники, убыточность - прибыльность предприятия.[1]

· выплата заработной платы и ее соотношение со средней заработной платы по отрасли; соотношение оплаты труда руководителей, служащих и рабочих. Иными словами межотраслевые и межпрофессиональные диспропорции в оплате труда.

· политика в сфере занятости: соотношения добровольных увольнений с “принудительными”.

           Принимая во внимание данные показатели, можно составить социальный портрет предприятия и прогнозировать действия руководства в сфере занятости.

           Дорожно-строительное управление (ДСУ), на котором проходило исследование, является хозрасчетной производственной единицей стратегической отрасли дорожного строительства, находящейся под контролем государства. Раньше, все предприятия этой отрасли подчинялись НКВД, а работники были военнообязанными. С 60-х годов такое положение дел было отменено, но традиции строгого государственного подчинения остались. Согласно закону о приватизации (в последней редакции) ДСУ не может акционироваться, так как организации, занимающиеся обслуживанием, строительством и ремонтом дорог, приватизации не подлежат. До 1995 года возможность акционирования у предприятий была, но она была упущена в силу разных причин, в большей степени из-за боязни потерять заказы и политики давления со стороны объединения, которому была невыгодна приватизация приносящих прибыль производств. В настоящее время своей собственности у предприятия нет: и помещения, и техника арендуется у государства. Оно входит в состав объединения “Комиавтодор” наряду с 16 другими подобными организациями. В настоящее время занято на нем 208 человек. 

 

СПРАВКА. Объединение “Комиавтодор”, включающее 16 структурных подразделений, а также самостоятельные предприятия (гос. и негосударственные, акционерные общества) составляют службу подрядчика. Заказчиком на строительство автомобильных дорог выступает, как правило, государство в лице Федерального Дорожного Департамента (ФДД) и Дорожного Департамента Республики Коми (ДДРК). Федеральный Дорожный Департамент заказывает строительство, эксплуатацию и ремонт дорог федерального значения, которые финансируются из федерального бюджета. Дороги республиканского и местного бюджета находятся в ведении республиканского ДД и финансируются из местного бюджета за счет средств, поступающих от дорожных налогов. На балансе ДДРК находятся и республиканские, и федеральные дороги, но источники их финансирования различны. Минфин собирает налоги за эксплуатацию дорог и выделяет средства на их строительство и ремонт. Структурные подразделения работают через Комиавтодор, а с самостоятельными предприятиями ДД заключает договора напрямую.

 

Ограничения в приватизации, с одной стороны, гарантируют экономическую поддержку со стороны государства, а с другой - сковывают инициативу и консервируют старые модели хозяйствования, что часто предрешает исход конкурентной борьбы за заказы. АО, занимающиеся дорожным строительством, по сравнению с государственными предприятиями, лучше технически оснащены за счет инвестиций крупных промышленных (нефтяных (газовых) добывающих и перерабатывающих) предприятий. Государственные предприятия, такие как ДСУ, инвестируются государством, то есть заказчиком, которому не выгодно включать в стоимость заказа расходы на покупку оборудования и техники. АО также имеют больше шансов поправить свое материальное положение в случае невыплаты денег заказчиком за счет дочерних предприятий, занимающихся и геологоразведочными работами, и золотодобычей, и торговлей. Государственные организации полностью зависят от заказов на дорожное строительство и денег, которые идут от заказчика. Следует также отметить, что производственный цикл строительства автомобильных дорог на предприятиях с негосударственными формами собственности прерван, то есть не является законченным - вырваны наиболее прибыльные “куски” производства.

На принятии коллективного договора в мае 1997 года одной из основных проблем государственных дорожных предприятий было названо вытеснение «коренных» дорожников, занимавшихся постоянно только строительством дорог, подрядчиками, как правило, частными фирмами, не имеющими отношения к дорожному строительству. Передача им части заказов, по мнению руководителя объединения «Комиавтодор», происходит из-за реорганизации объединения в начале 90-х годов, когда структура заказчика стала самостоятельной и была выделена из объединения. В результате, заказчик все чаще деньги отдает сторонним организациям: «Единственное предприятие, которое работает без проблем - Волгоградский автодор, так как они не разделись и работают как раньше. Все деньги принадлежат им. Они и садики содержат и дома строят и дорог ввели на 500 километров. Надо объединиться всем коренным дорожникам и автодоры сделать хозяевами дорог. Нельзя разъединяться. ДРСУ - неконкурентоспособны. Как только они становятся самостоятельными после акционирования, сразу начинают разваливаться».

Таким образом, для государственных предприятий, не затронутых акционированием, серьезным дестабилизирующим фактором оказалась реорганизация отрасли и потеря монопольного положения. С одной стороны, произошла децентрализация отрасли. Министерство автомобильных дорог в Москве было преобразовано в Дорожный Департамент РФ и стало контролировать, а значит и финансировать только дороги федерального значения. На места были переданы полномочия по организации дорожных служб регионального значения. Это совпало по времени с расконсолидацией дорожного фонда, фактически означавшим потерю контроля над целевым расходованием средств, поступающих от налогов за эксплуатацию дорог. С другой стороны, выведение из общей структуры объединения службы заказчика нарушило привычные связи и производственный цикл.

Финансовое положение и неплатежи.

В начале 90-х годов происходит расконсолидирование дорожного фонда: теперь средства, перечисляемые в виде налогов за эксплуатацию дорог, поступают на счет Минархстройэнерго. В результате если раньше все перечисленные налоги шли целевым назначением на дорожное строительство, то теперь их судьба всецело в руках руководства министерства, занимающегося не только дорожным, но и гражданским, и промышленным строительством. Последние виды строительства не имели столь надежного и постоянного источника финансирования. Параллельно происходит сокращение поступлений от налогов, напрямую связанное с падением прибыли «Севергазпрома»....

С середины 1995 года экономическую ситуацию осложнили неплатежи. До августа 1995 года на предприятии, по мнению начальника управления, сохранялась стабильная ситуация: были постоянные заказы, выполненные работы оплачивались заказчиком вовремя. С августа положение ухудшилось по нескольким направлениям: усилилась конкуренция со стороны АО, неплатежи (задолженность заказчика предприятию).

На сегодняшний день (июнь 1997 г.) долг Дорожного Департамента и объединения “Комиавтодор” ДСУ-2 составляет 15 млрд. рублей. Задолженность предприятия по заработной плате составляет около 2 млрд. рублей. Около 10 млрд. рублей - долги по налогам и поставщикам материалов, предполагаемая прибыль после выплаты задолженности - 2,5 млрд. рублей. В 1996 году прибыль составила около 10 млрд.рублей. Но эта прибыль только на бумаге, так как нет живых денег. До 1 июля 1997 года действовала в РК система взаимозачетов, по которой долги предприятий друг другу списывались путем неденежного обмена.

К примеру, предприятие “Коминефть” задолжало федеральному или местному бюджету налоги в дорожный фонд, из которого финансируется строительство мостов и дорог. У него нет денег, чтобы выплатить эти долги, но есть нефть. Он расчитывается нефтью с дорожным Департаментом. Тот должен нам. Этот долг частично погашается нефтью. Другой должник расплачивается с нами другими материалами и т.д. Однако свои налоги в бюджет мы должны платить деньгами, а не натурой. Тоже самое касается заработной платы. Нам нужны “живые” деньги, чтобы расплатиться с работниками и налоговыми службами. А их нет. Приходится идти на дисконты в 50-60%, чтобы обналичить векселя (главный инженер. 4 июля 1997).

Чтобы получить наличные деньги на зарплату, руководству приходится идти на крайне невыгодные условия обмена векселей должников на деньги при условии 60% дисконта. Аналогичная система расчета за покупку вычислительной оргтехники: в обмен на векселя должников с дисконтом в 65 %. Потери такой «операции» списываются за счет прибыли предприятия. Помимо экономических потерь, неплатежи бумерангом влияют на взаимоотношениях с работниками. Заработная плата перестала быть действенным механизмом управления на производстве. Если раньше нарушителя дисциплины или лентяя можно было наказать рублем, то сейчас, когда заработную плату выплачивают через пол года, человек забывает за что его наказали. Хотя чисто теоретически в систему оплаты заложено поощрение за добросовестную работу. Через «приработок» можно поощрить наиболее деятельных, те бригады или участки, где перевыполнили или просто выполнили требуемые объемы работ.

 

Объемы производства. В целом современную ситуацию в ДСУ можно охарактеризовать как выживание. Однако если до 1995 года “выживание” было сопряжено с сохранением всеми возможными средствами достигнутого ранее уровня производства, то с конца 1995 года это уже стремление повысить объемы производства в условиях хронических неплатежей. Таким образом, экономическая нестабильность предприятия сохраняется, хотя меняются дестабилизирующие факторы: в начале 90-х годов - это в основном связанные с институциональными переменами проблемы вхождения в “рынок”(появление конкурентов и снижение объемов дорожного строительства, формирование рынка труда и текучка кадров), а современных условиях - это денежный дефицит. Зачастую вместо рациональной организации труда и внедрения рыночных рычагов управления формирующаяся здесь стратегия выживания под влиянием дефицита заказов и денег углубляет иррациональность системы производства, поощряя рост производственных издержек, двойную бухгалтерию и скрытую безработицу.

           Стоимость всех выполненных за год работ, называемая “рынком”, является одним из основных показателей эффективности работы ДСУ. Показатели прибыли, рентабельности, применяемые ранее для характеристики развития производства в настоящее время не отражают реальной картины. Прибыль из-за неплатежей остается только на бумаге, а в ряде случаев из-за высоких налогов вообще скрывается.

На сегодняшний день ситуация такова, что эффективность производства нередко достигается за счет того, насколько удается поднять нормативную стоимость перед заказчиком и обосновать это повышение; от того, какой индекс цен будет принят; и от экономии, полученной на разнице проектной и фактической стоимости материалов (то есть экономии за счет разницы цен, а не эффективной работы). В 1996 году таким образом было “сэкономлено” 5 млрд.руб. прибыли, что составило около половины всей полученной прибыли.

Вместе с тем, начиная с 1995 года, объемы выполненных работ начинают расти за счет увеличения числа заказов, в частности, заказа на содержание мостов в Республике. Предприятие, ранее занимавшееся только дорожным строительством, заказы на которое катастрофически упали, в спешном порядке перепрофилировалось. Часть работников была послана на курсы повышения квалификации, недостающих специалистов переманили с других предприятий. Ниже приведен график соотношения объемов производства и численности работающих на предприятии в 1991 - 1995 годах. Для сопоставимости данных стоимость всех выполненных работ по годам пересчитывается в “базовых” ценах, то есть в ценах 1991 года. Индексы составлены на основании процента от объемов производства и численности работающих в 1991 году.

 

 

График.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: