И лексического повтора?

1) 2                         2) 5                3) 9                  4) 40

Вариант 2

1.    Какое суждение искажает основную мысль прослушанного и прочитанного
текста?

 

1) Человеку нужно задуматься над последствиями своих поступков.

2) Только человек может спасти природу.

3) Уничтожая природу, мы уничтожаем себя.

4) Природе ничто не угрожает.

2. Определите стиль текста «Рябинка»:

1) научно-популярный; 3) художественный;

2) публицистический; 4) официально-деловой.

3. Какое выразительное средство не использовано в предложении № 3?

1) Сравнение;                             3) однородные члены;

2)метафора;                                4) анафора.

4. В каком предложении заключено противоречие между словами
героя и его действиями?

1) 2               2)  11              3) 25                   4) 39

 

Вариант 3

1. Какое суждение не раскрывает основную мысль прочитанного и прослу­шанного текстов?

1) Человек не ведает, что творит, разрушая прекрасное.

2) Каждый из нас ответственен за свои поступки.

3) Человек - часть природы, уничтожая ее, он уничтожает себя.

4) От одной испорченной лужайки, от одного сломанного деревца красота

природы не увянет.

 

2. Определите стиль текста «Рябинка»:

1) художественный;                                                3) официально-деловой;

2) научно-популярный;                                            4) публицистический.

 

3. Какое из данных слов употреблено в тексте в прямом значении?

 

1) Согнулись (предложение №5);          3) смеялись (предложение №7);

2) запылало (предложение №6);            4) горела (предложение №29).

 

4. Какое из данных слов относится  к   просторечным?

1) Уродец;                                               3) усатый;

2) небось;                                               4) поахала.

 

 

Вариант 4

1. Какая общая мысль объединяетпрослушанный и прочитанный тексты?

1) Нельзя разрушать природу, нельзя относиться к ней потребительски.

2) От одной испорченной лужайки и одного погубленного дерева в природе

ничто не изменилось.

3) Природа - чудесное творение, поэтому ничто не может разрушить ее гармонию.

4) Природа служит человеку, и человек в ней хозяин.

 

2. Определите стиль текста «Рябинка»:

1) художественный  с элементами разговорного; 3) официально-деловой;

2) научно-популярный;                                       4) публицистический.

 

3. Какое выразительное средство не использовано в предложении № 7?

1) Олицетворение;                                  3) сравнение;

2) эпитеты;                                             4) риторический вопрос.

 

4. С какой целью автор вводит в текст «Рябинка» описание деревца?

1) Для создания неповторимого образа;          

2) для передачи отличительных особенностей рябины;                                                                                      

3) для создания представления о внешнем виде рябины;

4) с научно-познавательной целью.

 

 

3.

 

Среди записных книжек Чехова есть одна, которая до сих пор не опубликовна. На обложке надпись: «Сад». В ней около двухсот названий - по-русски и по-латыни - высаженных им в ялтинский грунт деревьев и кустарников. Названия звучат экзотически: тюльпанное дерево, мыльное дерево, сакура, рододендрон и другие.

Сад был еще одним актом творчества Чехова. Он растил его по тщательно обдуманному плану: так создают художественное произведение.

Участок каменистого с корявым выродившимся виноградником косогора в Крыму Чехов купил в долг.

А в феврале 1900 года Чехов пишет Книппер: «В саду из 70 роз, посажен­ных осенью, не прижились только три. Лилии, ирисы, тюльпаны, туберозы, гиа­цинты - все это ползет из земли. Верба уже зазеленела... Цветет миндаль... Я по всему саду наставил лавочек, не парадных с чугунными ногами, а деревянных, которые выкрашу зеленой краской. Сделал три моста через ручей. Сажаю паль­мы...»

В своем молодом саду Чехов пытался сочетать север и юг: посадил рядом с эвкалиптом березку.

Уезжая ненадолго из Ялты, Чехов давал сестре строгие наставления: «Ми­лая Маша, то растение, что у меня в кабинете луковицей наружу, надо поливать раз в три дня. Березу раз в неделю тремя ведрами. Камелию и азалию дождевой водой. Эвкалипт находится среди камней и хризантем, его поливать возможно чаще, каждый день».

При таком уходе зацвели акации, принялись пирамидальные тополя. И сей­час в саду в Ялте около 800 деревьев, некоторые из них помнят прикосновение рук Чехова. Если бы у деревьев была память, они рассказали бы, как высокий узкоплечий человек в застегнутом наглухо черном пальто выходил в сад, держа садовые ножницы, подвязывал мочалкой розы. А за ним по дорожкам ходил жу­равль с подрезанными крыльями, и у ног крутилась беспородная дворняга Каш­тан.

Чехов завел связи с зарубежными садоводствами. До сих пор в ящиках ра­бочего стола Чехова лежат пришедшие уже после его смерти нераспечатанные бандероли: каталоги немецких садовнических фирм.

Сад Чехова продуман и спланирован так, чтобы цвести круглый год: отцве­тает что-то одно и тотчас зацветает другое. Английский философ Фрэнсис Бэкон назвал этот принцип садоводства с круговоротом цветения «вечной весной».

Через 80 лет принцип чеховского сада с его «вечной весной» заинтересовал курортологов: в санаториях и домах отдыха, работающих на юге круглый год, людям, приехавшим поздней осенью или зимой, дорого ощущение «вечной вес­ны».

Известна отмеченная Чеховым в его записной книжке восточная мудрость: «Каждому дана возможность оставить след на земле: вырыть колодец, воспитать человека или посадить дерево».

Чехов посадил сад…

(По В.Лакшину)

 



Часть 1.

Работа с текстом изложения

 

 1. Определите и запишите тему текста (о чем текст?)

2. Выпишите ключевые слова и словосочетания, которые помогают понять смысл текста.

3.Сформулируйете основную мысль текста.

4.Составьте план текста.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания

Сад в Мелихове

(текст для анализа)

1)Самые светлые годы А.П.Чехова связаны с Мелихово. 2) Он писал о Ме­лихове: «Тут все в миниатюре: маленькая липовая аллея, пруд величиной с аква­риум, маленький сад и парк, маленькие деревья - пройдешь раз-другой, вгля­дишься, и впечатление маленького исчезает: очень просторно...»

3)Мне невольно приходит в голову аналогия с его маленькими рассказами: страница-две, а прочтешь раз - другой, вдумаешься - и впечатление маленького исчезает, и такой простор мыслям, настроению, какая широкая картина русской жизни!

4)Все свободное от работы и занятий время А. П. Чехов проводил в саду. 5)Он сам сажал, высеивал, обмазывал яблони чем-то белым, подрезал розы и гордился своим садом. 7)Писал: «...Да, в деревне теперь хорошо. 8)Не только хорошо, но даже изумительно. 9)Весна настоящая, деревья распускаются, жарко. 10)Поют соловьи и кричат на разные голоса лягушки. 11)У меня ни гроша, но я рассуждаю так: богат не тот, у кого много денег, а тот, кто имеет средства жить теперь в роскошной обстановке, которую дает ранняя весна». 12)И каждый розо­вый куст, каждый цветок, который он сам сажал, пробуждал в нем действен­ность, отмечался им и казался ему богатством. 13)Каждую аллею, каждое дерево показывал он в особом освещении.

14)«Вот эти сосны особенно хороши на закате, когда стволы совсем крас­ные... 15)А мамврийский дуб (так он прозвал дуб, старый и ветвистый, остав­шийся от старого сада) надо смотреть в сумерки - он таинственный тогда та­кой...» 16)С какой гордостью он показывал мне, бывало, каждый новый розовый куст, каждый тюльпан, расцветающий весной, и говорил, что для него нет боль­шего удовольствия, чем следить, «как он лезет из земли, как старается» - и по­том пышно расцветает.

17)А.П.Чехов с нами — в каждом сером дне, в каждой девушке, задумав­шейся о жизни, в каждом облетевшем лепестке вишневого сада - и в светлой вере в то, что «жизнь еще будет прекрасной». 18) Как часто, должно быть, думал он о будущем счастье человечества, когда по утрам один молчаливо подрезал свои розы или внимательно осматривал раненный ветром молодой побег.

(По Т. Л. Щепкиной-Куперник)

Вариант 1

1. Какая общая мысль объединяет прослушанный и прочитанный тексты?

1) Чехов - творец не только драматургических произведений, но и сада.

2) А.П. Чехов не любил ничего грандиозного и вычурного.

3) Чеховский сад - «ощущение вечной весны».

4) Чехов обижался, когда говорили, что сад не защищен от пыли.

2. Определите стиль текста «Сад в Мелихове»:

1) художественный;                   3) публицистический;

2) научный;                                 4) разговорный.

3. Значение  какого слова определено неверно?

1) Сумерки - полутьма между заходом солнца и наступлением ночи.

2) Бандероль - почтовое отправление в бумажной обертке.

3) Принцип - основное, исходное положение.

4) Грунт - полоса вскопанной земли.

4. Какая стилистическая помета характерна для слова аналогия?

1) Разговорное;                           3) устаревшее;

2) книжное;                                 4) просторечное.

 

Вариант 2

 

1. Какая мысль не нашла отражениев содержании прослушанного и прочитанного

текстов?

1) Выращивать сад для Чехова было таким же любимым делом, как созда­вать художественные произведения.

2)Мысль о счастье человечества, о красоте грядущей жизни была одной из

задушевных мыслей А.П.Чехова.

3)Сад, посаженный заботливыми руками А.П.Чехова, до сих пор живет.

4)Любовь к людям запечатлена у Чехова в таких рассказах, как «Тоска»,

«Спать хочется», «Злоумышленник».

2.    Определите стиль текста «Сад в Мелихове»:

1) художественный;                   3) научный;

2) публицистический;               4) разговорный.

3.    Какое выразительное средство использовано в предложениях №12и 13?

1)Анафора;                                 3) ирония;

2) эпитет;                                    4) развернутое сравнение.

 

 

4. Какое слово следует вставить в это предложение?

«Меня всегда поражает целомудренность и глубинность текстов Чехова и
предельная краткость его слога при необычайной мысли».

1) Расплывчатости;                    3) неопределенности;

2) неестественности;                  4) насыщенности.

 

Вариант 3

 

 

1. Какое высказывание искажает содержание прослушанного и прочитанного
текстов?

1) А.П. Чехов к выращиванию цветов и деревьев относился очень серьезно

и трепетно.

2) Каждый цветок, каждое деревце великий русский писатель окружал заботой и

вниманием.

3) Чехов опубликовал записную книжку «Сад».

4) А.П. Чехов посадил сад... Он считал, что у каждого человека есть воз­можность оставить добрый след на земле.

2. Определите стиль текста «Сад в Мелихове»:

1) публицистический;               3) научный;

2) художественный;                   4) разговорный.

3. Какое средство выразительности не используется в тексте «Сад в Мелихове»?

1) Однородные члены предложения;      3) цитирование;

2) эпитеты;                                               4) литота.

4. Какое средство выразительности заключено в предложении № 11?

1) Антитеза;                                3) ирония;

2) перифраз;                                4) гипербола.

 

Вариант 4

1. Какое высказывание не отражает основную мысль прослушанного и прочи­танного текстов?

 1)Сад, благоухающий весенним цветением, наполнял душу писателя радо­стью и гордостью.

2)Для А.П.Чехова было очень важно, какой след на земле он оставит.

3)Писатель видел богатство в окружающей его роскошной обстановке цве­тущего сада.

4)Позиция Чехова-писателя всегда скрыта в нюансах.

2. Определите стиль текста «Сад в Мелихове»:

1) научный;                                 3) публицистический;

2) художественный;                   4) разговорный.

3.Какой цитатой из текста следует продолжить фразу?

«Садоводство не было для него одной из страстишек, какими для многих являются рыбная ловля или охота: он чувствовал в росте куста, дерева то, что сильней всего его волновало - утверждение жизни».

1) Предложение № 8;                 3) предложение № 14;

2) предложение № 9;                 4) предложение № 18.

4. Какое выразительное средство определено неверно?

1) Эпитет («самые светлые годы А.П.Чехова связаны с Мелиховом»).

2) Анафора («Чехов с нами - в каждом сером дне, в каждой девушке,....»)

3) Однородные члены («Он сам сажал, высеивал, обмазывал...»).      

4)  Антитеза («Все свободное время Чехов проводил в саду»).

 

4. Краски и звуки осени (текст для изложения)

Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть по-настоящему, на­до убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. Так было и с осенью. Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.

Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.

Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мяг­кость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало доста­точно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей пти­цы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых ли­стьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.

Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на темную воду и отражался от нее. Полосы солнечных отблесков от волн, поднятых веслами, мерно бежали по берегам, поднимаясь от воды и потухая в вершинах деревьев. Полосы света проникали в гущу трав и кустарников, и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями кра­сок, будто солнечный луч ударял в россыпи разноцветной руды. Свет открывал то черные блестящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами, то огнен­ные шапки мухоморов, как будто забрызганные мелом, то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок.

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы пой­мать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слыш­но, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

(К. Паустовский)

 



Часть 1.

Работа с текстом изложения

 

 1. Определите и запишите тему текста (о чем текст?)

2. Выпишите ключевые слова и словосочетания, которые помогают понять смысл текста.

3.Сформулируйете основную мысль текста.

4.Составьте план текста.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания

Праздник в природе

(текст для анализа)

1)В природе есть праздники. (2) Ледоход. (3) Первая зелень. (4) Первый снег. (5) Первые соловьи. (6) И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. (7) В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. (8) Вы замечали, наверное: идешь по лесу - свет! (9)Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. (10) Теплый красный свет идет от осины. (11) А глянет солнце - свет во сто крат умножается. (12) В такой час чувствуешь себя на земле именинником. (13) Обостренный слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синий холод лесной речушки, стожки на поляне, никем не сорванный красный гриб. (14) Огонь рябин. (15) Серебристые ниточки паути­ны. (16) Что ни шаг - новые краски. (17)

В картинах осени есть немного щемящей грусти. (18) Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. (19) Осенью мы лучше видим и гла­зом и сердцем. (20) Прозрачны дали. (21) Чиста и прозрачна вода в озерах. (22) Чище и тоньше звучат редкие голоса птиц. (23) Все устоялось и замерло для то­го, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в си­ней воде. (24) Таково состояние природы. (25) Таково состояние и души челове­ка, увидавшего осенний праздник цвета и тишины. (26) В такой день особенно остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и что тебе принадле­жит эта земля. (27) Размышляя в такие часы, понимаешь, почему художников во все времена тянули к себе молчаливые стога сена на осенних полянах. (28) Жизнь запасла на зиму тепло в этих стогах. (29) В стогах - труд. (30) Стога -кладовая благополучия на завтрашний день. (31) Поэтому так приятен сердцу вид безымянной поляны, которую, увидев однажды, обязательно будешь пом­нить...

(32)Может быть, и не наряды осени первая тому причина, но русский народ испокон веков лучшие праздники справляет именно в эту пору. (33) Позади большие заботы лета. (34) Хлеб - в закромах. (35) Сено - в скирде. (36) Можно распрямиться, передохнуть. (37) Большинство деревенских свадеб искони при­ходилось на эту пору окончания летних трудов. (38) И, конечно, красота земли не последнее дело на человеческом празднике осенью.

(По В. Пескову)

Вариант 1

1. Какое суждение не отражает основную мысль прослушанного и прочитанного текста?

1) Удивительное состояние природы наблюдаем мы осенью.

2) Осень — талантливая художница. Она смешивает краски и чудесным об­разом наносит их на далекие пространства земли и неба.

3) Нас всегда будут привлекать краски осени: огонь рябин, серебро паутин,

синий холод рек.

4) Осень - умирание природы.

2. Определите стиль и тип речи текста «Праздник в природе»:

1) художественный, описание и повествование;

2) разговорный, повествование;

3) научный, рассуждение;

4) публицистический, описание с элементами рассуждения.

3. Какое выразительное средство использовано в предложении №14?

1)Эпитет;                                    3) метафора;

2)олицетворение;                      4) лексический повтор.

4. Какое языковое средство не использовано в последнем абзаце?

1) Вводное слово;                      3) анафора;

2) синтаксический параллелизм; 4) неполное предложение.

 

Вариант 2

 

1. Какое высказывание не отражает общую мысль, объединяющую прослушан­ный и прочитанный тексты?

1) Осенью земля надевает самые дорогие наряды.

2) Краски и звуки осени неповторимы.                                                               

3) Осень - пора праздников, пора отдыха от летних трудов.

4) Слякоть на улице, мокрые крыши - осень на дворе.

2. Определите стиль и тип речи текста «Праздник в природе»:

1) научный, описание;

2) разговорный, повествование;

3) художественный, повествование и описание;

4) публицистический, описание с элементами рассуждения.

3. Какое выразительное средство используется в предложениях №3, №4, №5?

1) Анафора;                                 3) гипербола;

2) метафора;                                4) антитеза.

4. Каким членом предложения является подчеркнутое слово?

Жизнь запасла на зиму тепло в этих стогах.

1) Подлежащим;                         3) обстоятельством;

2) сказуемым;                             4) дополнением.

 

Вариант 3

 

1. Какое высказывание отражает общую мысль прослушанного и прочитанного  текстов?

1) «В картинах осени есть немного щемящей грусти».

2)  Небо затянуто тучами, идет мелкий дождь. Именно такую картину мы наблюдаем осенью.

3) Осень - чудесная пора. Ее нужно изучать, в осень нужно всматриваться, и тогда многое откроется взору.

4) Осенью дни становятся короче, а ночи - длиннее.

2. Определите стиль и тип речи текста «Праздник в природе»:

1) публицистический, описание с элементами рассуждения;

2) научный, описание;

3) разговорный, повествование;

4) художественный, повествование и описание.

3. Какие средства выразительности не используются в этом тексте?

1) Ряды однородных членов предложения; 3) градация;

2) эпитеты;                                               4) метафоры.

4. Определите вид подчинения придаточных предложений главному в
предложении №26.

1) Однородное подчинение;     3) последовательное подчинение;

2) параллельное подчинение;   4) комбинированное подчинение.

 

 

Вариант 4

1. О чем не говорится в прослушанном и прочитанном текстах?

1) О чистых и мягких красках осени;

2) о молчаливых стогах на осенних полянах;

3) о звуках осени, таких, как шорох листьев, эхо в лесу, ауканье;

4) о слякоти и грязи под ногами осенью.

2. Определите стиль и тип речи текста «Праздник в природе»:

1) научный, описание;

2) публицистический, описание с элементами рассуждения;

3) разговорный, повествование;

4) художественный, повествование и описание.

3.Какое выразительное средство использовано в предложениях №34 и №35?

1) Умолчание;                             3) однородные члены предложения;

2) синтаксический параллелизм;    4) ирония.

4.Укажите верное объяснение постановки двоеточия в предложении №8:

1) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения;

2) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание  того, о чем говорится в первой части;

3) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения;

4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий.

5.

Пароход миновал Осиновский порог, и сразу Енисей сделался шире, раз­дольней, а высота берегов пошла на убыль. Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шу­ма и суеты.

Я один стоял на носу парохода и, счастливо успокоенный, смотрел на род­ную реку, вдыхал прохладу белой, тихой ночи.

Все на пароходе спали. Не спал лишь сам пароход, рулевой не спал, и я не спал.

Я ждал солнце. Оно с час назад укатилось в лес и зависло в вершинах его. Туман поднялся над рекою, выступил по логам и распадкам, окурил берега. Он был недолговечен и пуглив, этот летний туман, и пароходу идти не мешал. Вот-вот после короткой дремы оттолкнется солнце от острых вершин леса, взойдет над синими хребтами и спугнет туманы.

И кончится так и не начавшаяся ночь.

Утром я увидел впереди остров. Берега яркие, в сочной зелени - так бывает здесь в конце весны и в начале лета, когда бушует всюду разнотравье, полыхают непостижимо яркие цветы Сибири. В середине лета, к сенокосу, цветы осыпают­ся и листья на деревьях блекнут.

Но на подоле острова живая лента зелени! Это только что распустившийся гусятник и низенький хвощ. За ними синяя полоса, окропленная розовыми и ог­ненными брызгами. Цветут колокольчики, жарки, кукушкины слезки, дикий мак. Везде по Сибири они отцвели и семя уронили, а тут...

-Весна на острове! Весна!..

Я побежал на корму парохода, я торопился. Остров все удалялся, удалялся, а мне хотелось насмотреться на нечаянно встреченную весну!

Остров зарябил птичьим косяком, задрожал в солнечном блике, свалился на ребро и затонул вдали.

Я долго стоял на палубе и отыскивал глазами такой же остров. Встречалось много островов, одиноких и цепью, но такого больше не попадалось. Тот остров оставался долго под водою, и когда обсохли его берега,- всюду уже было лето и все отцвело, а он не мог без весны - и забушевал, зацвел яркой радугой среди реки, и ничто не смогло сдержать торжества природы. Она радовалась, буйство­вала, не соблюдая никаких сроков.

Вспоминая о весеннем острове, я думаю и о нас, людях. Ведь к каждому че­ловеку поздно или рано приходит своя весна. В каком облике, в каком цвете - не важно. Главное, что она приходит!

(по В.П. Астафьеву)


Часть 1.

Работа с текстом изложения

 

 1. Определите и запишите тему текста (о чем текст?)

2. Выпишите ключевые слова и словосочетании, которые помогают понять смысл текста.

3.Сформулируйете основную мысль текста.

4.Составьте план текста.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания

 

Мать

 (текст для анализа)

1)Мать родилась в сибирской деревне. 2)Долгая тоскливая зима в перепол­ненной народом, телятами и поросятами душной избе с детства заронила у нее любовь к весне. 3)Породила жажду первой заметить, почувствовать хотя бы от­даленные ее признаки, изощряла ее слух и глаз слышать и видеть то, что не ви­дят, не слышат другие. 4)С детства большой радостью стали для нее родные ле­са, поля и все живое в них.

5)Как-то ранней весной отец взял ее и меня на пашню, где он собирался за­сеять уже вспаханную десятину пшеницей. 6)Из блеклой прошлогодней травы, из-под самых ног отца, взлетел жаворонок и, трепеща крылышками, точно по незримым ступеням поднялся в голубую высь. 7)Отец, кажется, и не заметил жаворонка. 8)Но мать!

- 9)Смотри! 10)Смотри, Алеша! 11)Чуть покрупней воробья, а болыпекры-лый. 12)Потому и трепетун неустанный.

13)После ее слов я тоже отметил, что действительно у жаворонка крылья в сравнении с туловищем и длинны, и широки. 14)И тогда же подивился ее зорко­сти.

15)Солнце заливало голые, дымившиеся парком поля, а мать все стояла и слушала. 16)Возможно, она уже и не видела самого певца, а только слышала радостный его голосок, чувствовала ту же радость в своем сердце.

17)Лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радо­сти, к деянию добра. 18)Я был убежден, что мать обладала особым талантом доброты и обостренным ощущением природы, которые она все время бессозна­тельно пыталась привить нам, детям. 19)И сам я также жадно начинал смотреть на дерущихся воробьев, слушать писк синиц, с волнением ждать первой капели с крыш. 20)Каждый «воробьиный шажок» весны торжествовался как победа. 21)Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в наших серд­цах неиссякаемым подспудным родником.

22) «Немало людей, дети, живут злобой, корыстью, завистью. 23)Не раду­ются ни весне, ни птичьему звону, и оттого глаза у них мутные, тусклые. 24)Слепцы они, а со слепого какой же спрос?»

25) А как сделать, чтобы всем жить было радостно, она не знала. 26)И виде­ла источник радости в окружающей ее природе. 27)Любовь к природе, радостное любование ею было заложено в ней от рождения, как в певчей птице. 28)Мать не представляла иной силы, способной так чудодейственно окрылять человеческую душу, и поражалась, как другие не понимают этого.

(По Е. Н. Пермитину)

Вариант 1

1. Какое из высказываний не раскрывает общую мысль прочитанного и про-

слушанного текстов?

1) Весна обязательно приходит к человеку, ее прихода нужно ждать.

2) Радоваться весне, видеть, чувствовать красоту природы - это дано людям

с широкой и нежной душой.

3) Полет жаворонка, яркие и сочные берега острова - это дыхание весны.

4) Летом мы тоже наблюдаем буйство красок, и лето не уступает по своей

красоте весне.

2.    Какая характеристика соответствует прочитанному тексту о матери?

1) Разговорный, рассуждение;

2) художественный, повествование, описание, рассуждение;

 3) научный, описание;

 4) публицистический, рассуждение.

3. Какое художественное средство неверно проиллюстрировано примером из текста?

1) Сравнительный оборот («лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра»);

2) эпитет («долгая, тоскливая зима»);

3) метафора («Слова матери...бились в наших сердцах неиссякаемым род­ником»);

4) инверсия («Мать родилась в сибирской деревне»).

4. Значение какого слова определено неверно?

1)Корысть - выгода, материальная польза.

2)Зависть - чувство досады, вызванное успехом других.

3)Талант - способности, не имеющие существенного значения.

  4)Соблазн - искушение.

 

Вариант 2

1. О чем не говорится в прослушанном и прочитанном текстах?

1)О любовании полетом жаворонка;

2)об удивительном острове, на котором неожиданно поселилась весна;

3)о любви к весне, к солнцу, к добру;

   4)о нелегком труде хлеборобов.

2.    Какая характеристика соответствует прочитанному тексту о матери?

1) Публицистический, рассуждение;

2) научный, описание;

3) художественный, повествование, описание, рассуждение;

4) разговорный, описание.

3. Какое выразительное средство заключено в предложении?

«Каждый «воробьиный шажок» весны торжествовался как победа».

1) Анафора;                                 3) антитеза;

2) фразеологизм;                         4) инверсия.

4.    Какая характеристика предложения № 13 является верной?

1) Сложносочиненное предложение;

1) сложноподчиненное с придаточным определительным;

2) сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным;

3) сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.

 

Вариант 3

1. Какое суждение противоречит содержанию текста?

1) Человек весной ощущает прилив жизненных сил, он обновленными гла­зами смотрит на мир.

 

2) Способность радоваться солнцу, родной земле отличают мать и автора текста «Весенний остров».

3) Весна - это пора цветения, пора надежд, пора молодости и любви ко всему прекрасному.

4) Герои испытывают сожаление, что все в этом мире быстротечно.

2.    Какая характеристика соответствует тексту о матери?

1) Публицистический, рассуждение;

2) научный, описание;

3) художественный, повествование, описание, рассуждение;

4) разговорный, описание.

3. Какое средство выразительности не использовано в предложениях №22, №23,
№24?

1)Сравнение;                              3) ряды однородных членов;

2)обращение;                              4) риторический вопрос.

4 Какое выражение не передает чувство весенней радости?

1) «Неустанный трепетун»; 3) «с детства заронила любовь к весне»;

2) «солнце заливало поля»; 4) «глаза у них мутные, тусклые».

 

Вариант 4

1. Какой способностью не обладали автор текста «Весенний остров» и мать?

1) Любить весну и чувствовать ее приход;

2)слышать и видеть краски и звуки наступившей весны;

3)завидовать другим людям;

4)любоваться природой, сливаться с ней душой.

2.Какая характеристика соответствует тексту о матери?

1)Художественный, повествование, описание, рассуждение;

2)научный, описание;

3)публицистический, повествование;

4)разговорный, описание.

3.Значение какого слова указано неверно?

1)Пагубный - очень вредный, губительный;

2)десятина - старая русская мера земельной площади;

3)соблазн – успех;

4)капель - капли тающего снега (с крыш, с деревьев).

4.Какое слово является лишним в ряду контекстных синонимов?
1) Весна;         2) обновление; 3) капель;       4) зависть.

 

6.

Герой - всегда собирательный образ, как бы ни был реален человек, ставший им. Образ Юрия Гагарина поверяется не только историей, но и народным воображе­нием. Одну из легенд о нем рассказал космонавт Павел Попович, отвечая на во­прос, почему именно Гагарин стал первым космонавтом.

Однажды вечером академик Королев повел будущих космонавтов взглянуть на корабль «Восток». Когда они вошли в ангар, а Королев щелкнул выключате­лем и ровный безжизненный свет залил длинное помещение с хрупкой скорлу­пой космической лодки, всем стало как-то не по себе. Словно их оледенил про­образ космической пустоты. «Я понимаю,- сказал Королев после некоторого молчания- Лететь первому страшно. У нас нет полной уверенности, как там все получится. Дело это, товарищи, добровольное». Космонавты после секундной запинки подтвердили, что все они готовы лететь. «Ну, тогда с завтрашнего дня вы будете проходить еще некоторые дополнительные медицинские обследова­ния».

И действительно, неделю или месяц они глотали таблетки, подставляли ру­ки шприцам, вздыхали и выдыхали.

Позже их снова позвали к Королеву. «Железный король», как называли его в шутку, был озабочен и хмур.

Космонавты встали в ряд.

- Как вы себя чувствуете?- спросил «Железный король» у первого в ряду.

- Готовы к полету?

- Самочувствие отличное. Лететь готов.

По лицу Королева скользнуло легкое облачко неудовольствия. Брови чуть

сдвинулись.

- Как ваше самочувствие?- отрывисто спросил он следующего.

- Чувствую себя хорошо. Готов выполнить любое задание.

Гроза на лице академика собиралась все явственнее. К полному недоуме­нию присутствующих! Чем он недоволен? Что они сделали не так? Юрий стоял не последним в ряду, но все-таки ближе к концу.

- Ну, - язвительно проронил Сергей Павлович.- Вы, конечно, тоже здоровы и готовы лететь?

Гагарин замешкался. В нем происходила короткая внутренняя борьба. Он смотрел прямо в глаза Королеву.

- К сожалению, у меня сейчас очень болит голова, - с усилием начал он.

Но я готов выполнить любое задание, - поспешно добавил он. Королев с облегчением рассмеялся:

- Чертовы сыны! - воскликнул он.- У вас у всех болят головы. Просто рас­калываются на части! Вам дали такие порошки. Я знаю, что вы все герои, но ненужно мне сейчас ваше геройство. Я хочу знать, от кого могу получить объек-­
тивную информацию.

- Так Юра и полетел первым, - юмористически вздохнув, закончил Попо­вич под громкий смех товарищей.

 

А если это был не он или этого вообще не было, то всё равно миф был прав! Ибо глубоко копнул самую сущность натуры Гагарина. Гагарин был как все, удивительно как все! Только чуточку смелее, добрее и прямодушнее...

(По Л.Обуховой «Любимец века»)




Часть 1.

Работа с текстом изложения

1. Определите и запишите тему текста (о чем текст?)

2. Выпишите ключевые слова и словосочетания, которые помогают понять смысл текста.

3.Сформулируйете основную мысль текста.

4.Составьте план текста.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания

(текст для анализа)

1) Первого апреля 1961 года нашей эры от Земли отрывается первый чело­век, герой и любимец века.

2) Стоя между небом и землей, прежде чем войти в ракету, он только улыб­нулся и поднял обе руки кверху.

3) - До скорой встречи!

4) Ракета, приподнятая столбом тугого пламени, тронулась с места...

5)В эти мгновения он уже не испытывал ни ошеломления, ни восторга. 6)Все было точным и размеренным.

7)Одна за другой начали отделяться ступени ракеты. Их топливо выгорело; они сделали свое дело - вынесли корабль на орбиту.

8)Юрий взял бортовой журнал и начал записи. 9)Почерк его не изменился, четкость букв также. 10)Это порадовало его. 11)Минуты теперь понеслись не­имоверно быстро. 12)Они утекали, ощутимо становясь прошлым, не задержива­ясь на настоящем...

16)Мир вокруг него необычайно расширился; Гагарин чувствовал себя его первооткрывателем. 17)И это не было преувеличением.

18)Краски родной планеты по-детски обрадовали его.

19)- Красота-то какая! - воскликнул он, видимо, совсем забыв, что его схваченный микрофоном голос уже полетел из пределов внеземных обратно на Землю.

20)«С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить. 21)В иллюминаторе отсвечивали алмазные рос­сыпи ярких холодных звезд. 22)До них было еще ой как далеко, может быть, десятки лет полета, и все же с орбиты к ним было значительно ближе, чем с Зем­ли».

23)Корабль сошел с орбиты, и плотные слои атмосферы встретили его упру­го, как морские волны. «Восток» приближался к Земле. 24)Юрий благополучно спускался. 25)И тут его покинули деловитость и напряжение. 26)На минуту он стал тем, кем и надлежало ему быть сейчас, - Самым Счастливым Человеком на Свете. 27)«От избытка счастья я громко запел:

Родина слышит,

Родина знает...»

(По Л. Обуховой. «Любимец века»)

Вариант 1

 

1. Какое из высказываний не раскрывает основную мысль прослушанного и прочитанного текстов?

1) «Гагарин был как все, удивительно как все».

2)  Гагарина отличали такие черты характера, как честность и прямодушие.

3)  Гагарин - первооткрыватель космоса.

4) Гагарин стал первым космонавтом по воле случая.

2. Какая характеристика соответствует прочитанному тексту?

1) Художественный, рассуждение;

2) научный, описание;

3) публицистический, повествование с элементами описания;

4) разговорный, повествование.

3. Значение какого слова определено неверно?

1) Центрифуга - устройство для тренировки летчиков.

2) Орбита - путь движения космического корабля.

3) Ракета - летательный аппарат.

4) Атмосфера - экологически чистая среда.

4. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) В первом отряде космонавтов было немало достойных кандидатов на роль первооткрывателя космоса.

2) Несмотря на космические перегрузки, Ю.Гагарин во время полета действовал спокойно и уверенно.

3) Приближаясь к Земле, его переполняло чувство радости.

4) Вопреки сомнениям некоторых пессимистов, первый полет космонавта завершился успешно.

 

Вариант 2

1. Каким примером из текста можно подтвердить высказывание: «Гагарин до глубины души восхитился увиденным из космоса»?

1) Ракета, приподнятая столбом тугого пламени, тронулась с места...

2) Краски родной планеты по-детски обрадовали его.

3) «Восток» приближался к Земле.

4) В эти мгновения он уже не испытывал ни ошеломления, ни восторга.

2. Какая характеристика соответствует прочитанному тексту?

1) Научный, описание;

2) публицистический, повествование с элементами описания;

3) художественный, рассуждение;           

4) официально-деловой, описание.

 

 

3. Какое средство выразительности не использовано в предложении:

«Разумеется, земной шар, как и все мироздание, существует отдельно от че­ловека, и такой мир независим и безразличен к людям»?

1) Сравнение;                        3) просторечная лексика;

2) высокая лексика;              4) перифраз.

4. В каком предложении есть обособленное приложение?.
1) в 1                                     3)в 12

2) в  4                                    4) в  23

Вариант 3

1.Какая черта характера не свойственна Ю.Гагарину?

1)Целеустремленность и трудолюбие;      3) равнодушие;

2)любовь к Земле;                                   4) мужество и отвага.

2.   Какая характеристика соответствует прочитанному тексту?

1) Художественный, рассуждение;    3) научный, описание;

2) публицистический, повествование;  4) официально-деловой, описание с элементами

                                                                       описания.

3.   Что не характерно для прочитанного текста?

1)    Употребление терминов;       

2) использование высокой лексики;   

3) использование диалектных слов;

4) употребление восклицательных предложений.

4. В какую лексическую группу входят слова: центрифуга, стартовое устройство, атмосфера?

1)Устаревшие слова;                 3) разговорные слова;

1)термины;                                 4) общеупотребительные слова.

Вариант 4

1. Какое высказывание искажает основную мысль прочитанного и прослушан­ного текстов?

1) Юрий Гагарин - первый космонавт.

2) Испытав на Земле и в космосе сильнейшие перегрузки, Гагарин решил

покинуть отряд космонавтов после приземления.

3) Гагарин - настоящий герой и «любимец века».

4) Гагарин мечтал о полете в космос, и после возвращения на Землю почувствовал себя самым счастливым человеком.

            

2.    Какая характеристика соответствует прочитанному тексту?

1) Художественный, рассуждение;        

2) разговорный, рассуждение;      

3) научный, описание;

4) публицистический, повествование с элементами описания.

3. Какое средство выразительности использовано в предложении: «Мир вокруг него необычайно расширился; Гагарин чувствовал себя его первооткрывате­лем»?

1) Эпитет;                                    3) сравнение;

2) метафора;                                4) фразеологизм.

4.    Какое слово в ряду синонимов является лишним?

1) Космонавт;                             3) летчик;

2) астронавт;                               4) звездоплаватель.

7.

Еще совсем недавно в селах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и се­лились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народ­ная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

В этой легенде, как и в любой другой, много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «хохломой».

В начале XX века крестьяне чаще покупали сделанную на заводах фарфоро­вую, фаянсовую и стеклянную посуду. У хохломских мастеров стало меньше покупателей. Мастера создавали изделий все меньше и меньше, роспись стано­вилась грубее и проще. Но разве можно было допустить, чтобы погибло это ис­кусство, так полно и ярко отразившее душу создавшего его народа?

В 1918 году в городе Семенове открыли школу художественной обработки дерева, в которой стали учителями опытные токари и красильщики. Обучение новых мастеров росписи длилось три года. Вначале они терпеливо повторяли образцы, сделанные для этой цели лучшими хохломскими художниками. Учени­кам надо было «поставить руку» - добиться точности и быстроты в выполнении травных узоров.

Работы современных хохломских мастеров мы можем увидеть на художест­венных выставках и в экспозициях крупнейших музеев страны. Они радуют нас яркими красками, щедростью узоров и мастерством исполнения.

(Н. Бедник)


Часть 1.

Работа с текстом изложения

 1. Определите и запишите тему текста (о чем текст?)

2. Выпишите ключевые слова и словосочетания, которые помогают понять смысл текста.

3.Сформулируйете основную мысль текста.

4.Составьте план текста.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания

«Силуэты Палеха»

(текст для анализа)

1)Всемирно известные расписные шкатулки рождаются в обыкновенном се­ле... 2)Полчаса езды от родной Шуи, и вот он - Палех. 3)Дымы из труб. 4)Хруст первого снега. 5)Гуси и куры за оградами палисадников. 6)Воробьи на припеке. 7)Село как село. 8)Таких было много в нечерноземных краях. 9)Почти каждое, помимо работы в полях, еще и чем-нибудь промышляло. 10)Кормились извозом, изготовлением деревянной посуды, плетением корзин, гончарным делом, изго­товлением телег и саней, детских игрушек, бочек, рогожи, дегтя, угля...

11)Шкатулки мастеров-палешан известны всем. 12)И нет нужды говорить об умении тончайшими средствами превращать бумажную коробочку в драго­ценность. 13)Народные сказки, картинки быта, родная природа, моменты нашей истории - на все палешанин умеет посмотреть через волшебное стеклышко са­мородного мастерства.

14) Изредка кажется: само село тоже похоже на самобытную роспись; все в нем сказочно, необычно. 15)Нет, все обычное, все земное! 16)Лужок у реки, припорошенный снегом. 17)Ледок на речке звенит от брошенной палки так же, как и везде он звенит. 18)Рябина и воробьи такие же, как и в селе по соседству. 19)И поленница дров у домов, и белье на веревке, заколеневшее от мороза, и гусак, поспешно на красных лапах переходящий дорогу,- все нам привычно. 20)И не жар-птица вовсе, а сорока сверкнула черно-белым пером у чьей-то тру­бы. 21)Короче, обычная жизнь, обычные краски и звуки питают здешнего масте­ра. 22)Все зависит лишь от того, какими глазами смотрит на мир человек, как чутко сердце его и насколько послушна, искусна рука, творящая из обычного необычное...

23)Но, конечно, палешане стараются и украсить свое село. 24)Крылечки, резные наличники на окнах, колодезные журавли, белая стройная колокольня, вот эта пожарная каланча, эта старая мельница на пригорке - все тут радует глаз и помогает пробудить чувство, следы которого видим мы на черном лаке знаме­нитых шкатулок.

(В. Песков)

Часть 1.

Работа с текстом изложения

1. Определите и запишите тему текста (о чем текст?)

2. Выпишите ключевые слова и словосочетании, которые помогают понять смысл текста.

3.Сформулируйете основную мысль текста.

4.Составьте план текста.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания

Вариант 1

1.Какое высказывание отражает основную мысль прослушанного и прочитан­ного текстов?

1)Своё ремесло художники переняли у заморских мастеров.

   2)Скоро будет некому передать секреты художественной обработки дерева.

3)В изделиях хохломских и палехских мастеров не отражается красота зем-

ли русской.

4) Россия всегда будет славиться мастерством народных умельцев.

2. Определите стиль текста «Силуэты Палеха»:

1) научный;                                 3) художественный;

2) публицистический;               4) разговорный.

3. В каком значении употреблено слово земной в предложении №15?

1) Рыхлый, входящий в состав коры нашей планеты;

2) относящийся к почве;

3) обращенный к жизни, с ее реальными делами и помыслами;

4) вращающийся вокруг Солнца.

 

 4. Какое объяснение постановки тире в предложении № 19 является правиль-­
ным?

  1)Тире обозначает место пропуска членов предложения.

  2)Тире разделяет подлежащее и сказуемое.

  3)Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения.

  4)Тире разделяет обобщающее слово и однородные члены.

Вариант 2

 

1. Какое высказывание отражает основную мысль прослушанного и прочитан­ного текста?

1) Мастера изготавливают поделки только для своих односельчан.

2)Россия богата талантливыми, самобытными художниками, чье мастерст­во высоко

   ценится в нашей стране.

3)Изделий народных мастеров становится все меньше.

4)Самобытная роспись художников не была оценена по достоинству.

2.    Определите стиль текста «Силуэты Палеха»:

1) научный;                                 3) разговорный;

2) художественный;                   4) публицистический.

3. Какое выразительное средство не использовано в предложении № 13?

1) однородные члены предложения; 3) эпитеты;

2) антитеза;                                         4) метафора.

4.    Значение какого слова определено неверно?

1)Палисадник - небольшой огороженный садик, цветник перед домом.

2)Шкатулка - небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей.

3)Поленница - дрова, уложенные друг на друга правильными рядами.

4)Корзина - берестяной короб.

 

Вариант 3

 

1. Какое высказывание отражает основную мысль прослушанного и прочитанного текстов?

1)Народные изделия неинтересны простому человеку.

2)Работы современных хохломских мастеров и палехские шкатулки уже не

пользуются спросом.

3) Яркие краски, щедрость узоров, мастерство исполнения - все это мы видим на

знаменитых росписях Хохломы и Палеха.

4) В изделиях мастеров не отражается русская природа.

2. Определите стиль текста «Силуэты Палеха»:

1) Публицистический;               3) разговорный;

2) Художественный;                  4) научный.

3. Гончар – это:

1)  специалист по обработке металла;

2)  мастер по дереву;

3)  мастер по пошиву меховых изделий;

4)   мастер, изготавливающий глиняную посуду, керамику.

4. Каким членом предложения является подчеркнутое слово в предложении
Шкатулки мастеров -палешан известны всем?

1) Несогласованное определение; 3) обстоятельство;

2) Приложение;                           4) дополнение.

 

Вариант 4

1. Какое высказывание отражает основную мысль прочитанного и прослушан­-
ного текстов?

1) Современные мастера не следуют высокому традиционному искусству росписи.

2) С годами затухает народное ремесло.

3) Раньше искусство Хохломы и Палеха мало кому было известно.

4) В свои изделия народные мастера вкладывают всю душу, поэтому искус-

ство росписи будет покорять нас всегда.

2. Определите стиль текста «Силуэты Палеха»:

1) разговорный;                          3) публицистический;

2) художественный;                   4) научный.

3.    В каком значении употреблено слово журавль в предложении № 24?

1) Большая болотная птица;

2) приспособление для подъема воды;

3) самодельная бумажная птичка;

4) человек, передвигающийся на несогнутых ногах.

4. Какое языковое средство помогает передать автору многообразие занятий
селян в предложении № 10?

1) Односоставные предложения;          3) неполное предложение;

2)однородные члены предложения;        4) эпитеты и риторические восклицания;

 

8.

В 1922 году Лев Ландау успешно сдал экзамены в Бакинский университет. Он был зачислен на физико-математический факультет, сразу на два отделения -математическое и естественное. Его очень интересовала химия, но после первого же семестра он ушел с естественного отделения, поняв, что физика и математика ему больше по душе.

Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. Вначале это его чрезвычайно угнетало. Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит значительно старше.

Льва сразу же захватила студенческая жизнь. К учению студенты относи­лись серьезно, разгильдяйство было не в моде. Пришел учиться - учись, не хо­чешь - уходи. Многие работали и учились. Лицам непролетарского происхожде­ния стипендию не выплачивали.

В год поступления Льва в университет на первый курс физико-математического отделения было принято восемнадцать студентов, в следую­щем году - на шесть человек больше. Студенты-математики щеголяли в фор­менных фуражках дореволюционного образца. Исключение составлял Ландау, у которого была вышитая восточная тюбетейка. Он был рассеян, забывал снимать ее в аудитории, за что получал замечания. Для собственного спокойствия он ре­шил не надевать тюбетейку и чаще носил ее не на голове, а в кармане.

Держался Ландау очень скромно, всегда готов был выручить товарища: ре­шить контрольную, подсказать на экзамене. Но все же он выделялся среди сту­дентов, хотя и не стремился к этому. Это началось вскоре после поступления в университет. Однокурсникам Ландау особенно запомнилась лекция профессора Лукина, на которой Лев задал лектору какой-то вопрос.

Петр Петрович Лукин был самой яркой фигурой на математическом отде­лении. За пять лет до описываемых событий он был профессором Артиллерий­ской академии Генерального штаба. Математику он знал блестяще и лектором был превосходным. Ходили, однако, слухи, что на экзаменах бывший генерал отличается свирепостью. Студенты заранее боялись сессии и относились к Лу­кину с почтительно-вежливой опаской.

Лукин долго думал, прежде чем ответить Ландау на его вопрос. В аудито­рии стало очень тихо, все сидели, боясь шелохнуться. Лукин попросил Льва по­дойти к доске. Вмиг доска покрылась математическими знаками.

- Китайская грамота, - прошептал кто-то.

Лукин и Ландау начали спорить. И вдруг студенты догадались: прав Лан­дау! Лицо у Льва было серьезное и сосредоточенное, у Петра Петровича -взволнованное и немного обескураженное. Ландау написал вывод и положил мел. Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:

- Поздравляю, молодой человек. Вы нашли оригинальное решение.
Лев смутился. От неловкости он не знал куда деваться.

С этого дня гроза отделения - профессор Петр Петрович Лукин, встречая студента Льва Ландау, всегда здоровался с ним за руку.

Лев сдал все дисциплины, которые читал в Бакинском университете Лукин.

Лукин несколько афишировал свое расположение к способному студенту. Возможно, в этом одна из причин уважительного отношения к Ландау его одно­кашников. Они всегда называли его Львом Давидовичем.

(А. Бессараб)






Часть 1.

Работа с текстом изложения

 

 1. Определите и запишите тему текста (о чем текст?)

2. Выпишите ключевые слова и словосочетании, которые помогают понять смысл текста.

3.Сформулируйете основную мысль текста.

4.Составьте план текста.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания

(Текст для анализа)

       1) Один из бывших однокурсников Ландау много лет спустя вспоминал, какое огромное впечатление произвела на Льва газетная заметка о знаменитом артисте, который утверждал, что великий актёр – это прежде всего великое самоотречение.

2)Ландау всегда избегал громких слов и даже боялся их. 3)У него была не­нависть к хвастовству. 4)Эта ненависть сказывалась и в том, что он никогда не разглагольствовал, что, дескать, занимается разработкой нового.

5)Студенческие годы изменили Ландау. 6)Сказалось влияние коллектива и преподавателей, но больше всего - та огромная борьба, которую принято назы­вать работой над собой и которая по плечу лишь сильным натурам. 7)Исчезли его робость и застенчивость, он приучил себя не расстраиваться из-за пустяков, не разбазаривать время.

8)Борьбу с собой он держал в тайне от приятелей, во всяком случае, никогда ею не хвастал. 9)Только близкие друзья по отдельным репликам могли догадать­ся, чего стоила ему эта борьба. 10)Однажды речь зашла о том, что человеку даны огромные творческие возможности, но не каждый способен их развить. 11)Ландау сказал: «Нужно бояться не усталости и внутреннего страдания. Боль­ше всего надо бояться впасть в ничтожество».

12)Он с каждым днем становился взрослее. 13) Ландау пришел к выводу, что важнее всего - не только сильный характер, но и достойная цель. 14)Для него эта цель - наука, физика. 15)Несмотря на молодость, он уже научился ограждать себя от помех: время, отведенное для занятий, уходило только на занятия.

(А. Бессараб)

Вариант 1

1. Какое высказывание искажает содержание прослушанного и прочитанного

текстов?

1) Ландау еще в студенческие годы увлекся физикой и математикой.

2)Молодой ученый всегда находился в поиске знаний, он не тратил драгоценное время

 попусту.

3)Студенческие годы Льва Ландау были ничем не примечательными и ни­чего, кроме разочарования, ему не принесли.

4)Ландау, благодаря целеустремленности и сильному характеру, стал зна­менитым ученым.

2. Определите стиль и тип речи прочитанного текста:

1) научный, описание;                         3) разговорный, повествование;

2) публицистический, повествование;      4) художественный, рассуждение с

                 элементами описания

3. Какую стилистическую окраску имеет слово самоотречение?

1) Разговорное;                           3) диалектное;

 2)книжное;                                4) просторечное.

4. Укажите верную характеристику предложения №7.

1) Сложносочиненное предложение; 3) сложноподчиненное;

2) простое предложение;                4) бессоюзное сложное предложение.

 

Вариант 2

1. Какое высказывание искажает содержание прослушанного и прочитанного
текстов?

1) Лев Ландау отличался от других студентов огромной работоспособно­стью.

2) Скромный студент Бакинского университета понял, что «что больше все-

го надо бояться впасть в ничтожество».

3) «Но все же он выделялся среди студентов, хотя и не стремился к этому».

4) Однокурсники побаивались будущего ученого и старались меньше с ним
общаться.

 

2. Определите стиль и тип речи прочитанного текста:

1) научный, описание;                   

2) разговорный, повествование;

3)                                                 художественный, рассуждение с элементами описания;

4) публицистический, пов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: