Как писать сочинение - рассуждение

 

При написании сочинения необходимо:

- понимать содержание прослушанного и прочитанного текстов;

- определять тему текстов;

- правильно формулировать основную мысль, объединяющую про­слушанный и прочитанный тексты, и адекватно (то есть в соответст­вии с содержанием текстов) передать ее в сочинении;

- подбирать аргументы (доказательства, доводы), которые обосновыва­ют истинность тезиса (основной мысли).

- выражать собственное мнение по проблеме, затронутой авторами тек­стов.

Тема и идея в тексте взаимосвязаны, поэтому, отвечая на вопрос, о чем го­ворится в тексте, нужно сразу же задать другой: почему именно об этом пишет автор? Почему именно эта тема для него оказалась важна? Только ответив на эти вопросы, вы сможете грамотно сформулировать основную мысль текста.

Но перед вами стоит задача развернуть, развить основную мысль, другими словами, обосновать, показать важность того или иного явления, события, о котором говорит автор. Вот здесь и будут оцениваться ваши умения рассуждать, доказывать (почему так, а не иначе?), умения приводить доводы (аргументы), объяс­нять (что из этого следует?), размышлять (как быть? что делать?). Другими словами, в сочинении-рассуждении нужно уметь строить цепочку логических суждений. Довод (суждение) должен обязательно быть связан с основной мыс­лью, он должен содержать необходимые смысловые оттенки в раскрытии основ­ной мысли.

В сочинении-рассуждении нужно выразить собственное мнение по про­блеме, затронутой автором прочитанного (прослушанного) текста.

 

 

Критерии оценки  экзаменационной работы 2006-2007 гг.

Часть 1

 

Выполнение первой части работы (И1-И3) - написание   изложения (не менее 100 слов) – позволяет выявить уровень сформированности у девятиклассников  комплекса речевых умений.  Каж­дое из умений оценивается   в соответствии с уровнем его сформированности от 0 до 2 баллов.

Таблица 1

Критерии оценки изложения Баллы
I Содержание изложения  
И1 Отражение в изложении содержания исходного текста  

 

 

Содержание текста передано без искажений 2
Допущена 1 фактическая ошибка в передаче содержания исходного текста. 1
Допущено 2 и более фактических ошибок в передаче содержания исходного текста или содержание не передано вовсе. 0
И2 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения исходного текста  

 

В работе отсутствуют логические ошибки; правильно использованы языковые средства логической связи; нет нарушений абзацного членения текста. 2
В работе допущена 1 логическая ошибка и/или 1 ошибка в использовании языковых средств логической связи; и/или имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
В работе допущено более 1-й логической ошибки, и/или имеются более 1-й ошибки в использовании языковых средств логической связи; и/или имеются более 1-го нарушения абзацного членения текста. 0
И3 Точность и ясность речи  

 

Учащийся владеет достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль. Имеются отдельные нарушения в передаче речевых особенностей исходного текста 2
Учащийся владеет достаточным словарным запасом, однако прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и понятно выразить свою мысль. Имеются отдельные нарушения в передаче речевых особенностей исходного текста. 1
Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. Речевые особенности исходного текста в работе учащегося не переданы. 0

Максимальное количество баллов за изложение по критериям И1-И3

6

 

Часть 2

           За верное выполнение заданий 1-10 второй части экзаменационной работы ученик получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

       Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший 10 заданий второй части работы, - 10 баллов.

Часть 3

           Третья часть экзаменационной работы (задание 3.1.) – написание небольшого по объёму сочинения-рассуждения (не менее 80 слов) на основе информации, извлечённой из прослушанного и прочитанного текстов. Работа  оценивается по следующим критериям:

Таблица 2

 

Критерии оценивания сочинения-рассуждения Баллы
1 Содержание сочинения  
С1 Соответствие работы учащегося предложенной теме  

 

 

Содержание сочинения соответствует предложенной теме 2
Содержание сочинения соответствует предложенной теме, однако в написанном тексте имеется 1 отступление от темы и/или 1 фактическая ошибка. 1
Написанный учащимися текст не соответствует заданной теме или сочинение представляет собой пересказ исходных текстов, или в работе учащегося имеются 2 и более отступлений от темы, или 2 и более фактические ошибки. 0
С2 Отражение собственной позиции учащегося  
Ученик чётко выражает свою позицию, присоединяясь к позиции авторов текстов или формулируя собственное мнение. 2
Ученик нечётко выражает свою позицию, присоединяясь к позиции авторов текстов или формулируя собственное мнение. 1
Ученик не высказывает своего мнения по поводу прочитанного и прослушанного текстов или формально заявляет о своей позиции («я согласен / не согласен с авторами»). 0
С3 Соответствие работы учащегося заданному типу речи (рассуждение)  

 

Сочинение соответствует заданному типу речи: текст подчинён основной мысли (тезису), приведено не менее 2-х аргументов (собственных и/или извлечённых из прослушанного и прочитанного текстов). 2
Сочинение в целом соответствует заданному типу речи: текст подчинён основной мысли (тезису), однако приведён только один аргумент и/или имеются отдельные нарушения в типологической структуре рассуждения (аргументы не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи доказательств, встречаются противоречащие друг другу утверждения и т.п.) 1
Создан текст иного типа речи. 0
П Речевое оформление сочинения-рассуждения  
С4 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложение мыслей  
В работе отсутствуют логические ошибки; верно использованы языковые средства логической связи; нет нарушений абзацного членения текста. 2
В работе допущена 1 логическая ошибка и/или 1 ошибка в использовании языковых средств логической связи; и/ или имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
В работе допущено более 1-й логической ошибки, и/или имеются более 1-й ошибки в использовании языковых средств логической связи; и/или имеются более 1-го нарушения абзацного членения текста. 0
С5 Точность и ясность речи  
Учащийся владеет достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль. 2
Учащийся владеет достаточным словарным запасом, однако прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и понятно выразить свою мысль. 1
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1-С5

10

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст (прослушанный и/или прочитанный) без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Практическая грамотность работы учащегося оценивается на основании проверки всей экзаменационной работы в целом (с учетом положения о гру­бых и негрубых, однотипных ошибках). Критерии оценки грамотности учащегося:

 

Таблица 3

Критерии оценки Баллы
Г1 Соблюдение орфографическихнорм  
   орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка 3
    Допущены 1-2 ошибки 2
    Допущены 3-4 ошибки 1
  Допущено 5 и более ошибок 0
Г2 Соблюдение пунктуационных норм  
   пунктуационных ошибок нет или  допущена 1 негрубая ошибка 3
    Допущены 1-2 ошибки 2
    Допущены 3-4 ошибки 1
  Допущено 5 и более ошибок 0
ГЗ Соблюдение грамматических норм  
  грамматических ошибок 3
    Допущены 1-2 ошибки 2
    Допущены 3-4 ошибки 1
  Допущено 5 и более ошибок 0
Г4 Соблюдение речевых норм  
  Речевых ошибок нет или допущена 1 негрубая речевая ошибка 3
    Допущены 1-2 ошибки 2
    Допущены 3-4 ошибки 1
    Допущено 5 и более ошибок 0
  Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям Г1-Г4 12

            При оценке грамотности (Г1-Г4) следует учитывать объём изложения и сочинения.

       Указанные в таблице № 3 нормативы применяются для проверки и оценки изложения объёмом не менее 100 слов (если в изложении менее 85 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным); и / или сочинения объёмом не менее 80 слов (если в сочинении менее 65 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: