Мероприятия по совершенствованию ПУТЕЙ снижения себестоимости на ПКУП «коммунальник»

 

Анализ затрат, пути и резервы снижения себестоимости на предприятии ПКУП «Коммунальник»

Анализ затрат проводится на основании данных отчета «О затратах на производство» ф-№5-з (Приложение 21-23).

Затраты, связанные с производством и реализацией услуг ПКУП «Коммунальник» группируются по статьям себестоимости:

По статье «Материалы» отражаются     расходы на материалы и запасные части для эксплуатации спецмашин, обтирочные материалы, шланги, автолампы.

Затраты на воду, использованную на мойку специальных машин, механизмов, транспортных средств, относятся на статью «Цеховые расходы». Расходы на материалы в стоимостном и натуральном измерителях в связи с большой номенклатурой (запасные части для эксплуатации машин, обтирочные материалы, шланги и т.п. материалы) определяются  на основании среднесложившихся затрат за ряд лет из расчета 100 км. пробега мусоровозов.

По статье «Топливо» отражаются затраты на бензин, дизельное и другие виды топлива, расходуемые на работу специальных уборочных машин и механизмов и других транспортных средств, используемые для оказания соответствующих услуг.

Затраты на топливо определяются по утвержденным в установленном порядке нормам расхода бензина, дизельного топлива на работу автотранспорта для уборки городских территорий. Затраты на топливо отражаются исходя из пробега машин, количества рейсов с грузом по типам машин и цены топлива.

По статье «Амортизация основных фондов» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление, исчисленная исходя из балансовой стоимости основных средств- машин, механизмов и др., осуществляющих санитарную уборку населенного пункта, находящихся на балансе организации и утвержденных в установленном порядке норм.

По статье «Капитальный и текущий ремонт основных фондов» отражаются затраты по нормативам на проведение всех видов ремонтов - машин, механизмов и оборудования и других основных средств, осуществляющих уборку населенного пункта.

Затраты на замену и ремонт авторезины для указанных машин и механизмов определяются на основании данных о пробеге.

Исходной базой для определения затрат по статье «Капитальный и текущий ремонт основных фондов» являются следующие данные:

срок службы основных средств (машин, механизмов, оборудования и др.);

сметы затрат на проведение ремонтных работ (анализ фактических смет и их корректировка в соответствии с имеющимися нормативами затрат) и др.

По статье «Затраты на оплату труда» отражаются затраты на оплату труда только работников основного производства: водителей и грузчиков, непосредственно занятых на работах по сбору, вывозу коммунальных отходов, а также их обезвреживанию, переработке и (или) захоронению, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты.

Выплаты по системам премирования за производственные результаты относятся на себестоимость услуг в пределах до 30 процентов тарифного фонда.

Исходными данными для расчета затрат на оплату труда являются нормативы численности.

По статье «Отчисления на социальные нужды» планируются отчисления в Фонд социальной защиты населения по ставке 34 процента.

По статье «Обезвреживание, переработка и (или) захоронение отходов» отражаются расходы по содержанию находящихся в ведении организации санитарной уборки городов, сооружений по обезвреживанию, переработке и (или) захоронению коммунальных отходов, а также на оплату услуг сторонних организаций по обезвреживанию и (или) захоронению коммунальных отходов.

Эта статья является комплексной и состоит из затрат на:

    Материалы и запасные части для эксплуатации машин и механизмов, работающих в местах обезвреживания отходов, обтирочные и смазочные материалы, шланги, электроплиты, автолампы и т.п., дезинфицирующие вещества;

    топливо, расходуемое специальными машинами и механизмами, работающими в местах обезвреживания и (или) захоронения ТКО;

    амортизацию на полное восстановление машин и механизмов, работающих в местах обезвреживания и (или) захоронения ТКО;

    отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда указанной выше категории работников;

    оплату услуг сторонних организаций по обезвреживанию и (или) захоронению ТКО;

    Цеховые расходы по службе обезвреживания и (или) захоронению ТКО, которые планируются в соответствии с номенклатурой затрат, предусмотренной по статье калькуляции «цеховые расходы».

    Отражение затрат на обезвреживание и (или) захоронение твердых коммунальных отходов может осуществляться в более укрупненном виде, например, исходя из сложившейся за ряд лет себестоимости обезвреживания и (или) захоронения 1 м3 твердых коммунальных отходов (или по удельному весу затрат на обезвреживание и (или) захоронение в общей себестоимости сбора, вывоза, обезвреживания и (или) захоронения 1 м3 твердых коммунальных отходов) и объемов вывезенных твердых коммунальных отходов.

    По статье «Прочие прямые расходы» включаются расходы по эксплуатации и ремонту бортовых автомобилей, автобусов, самосвалов, машин техпомощи, числящихся на балансе организации, оплату техпомощи, расходы на оплату труда водителей этих машин, в том числе затраты на замену и ремонт автомобильной резины для указанных машин, если ремонтный фонд не создается. Затраты на замену и ремонт авторезины для указанных машин определяются на основании данных о пробеге эксплуатируемых шин.

Общеэксплуатационные, цеховые расходы включаются в плановую калькуляцию на основании плановых смет в процентном отношении к основной заработной плате.

Структура затрат на производство предприятия «Коммунальник» приведена в табл. 3.1.

Таблица 3.1 Структура затрат на производство по элементам затрат

 

2006 год

2007 год

2008 год

Элемент затрат Сумма затрат млн. руб. % к общей сумме затрат Сумма затрат млн. руб. % к общей сумме затрат Сумма затрат млн. руб. % к общей сумме затрат
1 2 3 4 5 6 7
1.Материальные затраты 3434 34,9765 5105 41,5479 5608 38,2250
в т. ч.   0   0   0
-сырье и материалы 674 6,8649 1372 11,1662 1356 9,4472
- работы и услуги производственного характера 305 3,1065 534 4,3460 919 6,0595
-топливо 2140 21,7967 2688 21,8767 2802 19,0989

Продолжение таблицы 3.1

1 2 3 4 5 6 7
-энергия 63 0,6416 71 0,5778 75 0,5112
- прочие материальные затраты 252 2,5667 440 3,5810 456 3,1081
2. Оплата труда 4045 41,1998 4607 37,4949 6040 41,1696
3. Отчисления на социальные нужды 1490 15,1762 1612 13,1195 2110 14,3820
4 Амортизация основных фондов 384 3,9111 400 3,2554 418 2,8491
5. Прочие 465 4,7361 563 4,5820 495 3,3740
Всего затрат на производство 9818 100 12287 100 14671 100

 

Наибольший удельный вес в затратах на производство занимают материальные затраты и расходы на оплату труда.

Динамика затрат по экономическим элементам с помощью расчета базисных темпов роста представлена в таблице 3.2.

В 2007 году, по сравнению с 2006 годом все затраты увеличились на 25,1477%, что составляет 2469 млн. руб.. Большой процент увеличения приходится на материальные затраты, что составляет 48,6605% или 1671 млн. руб., в т.ч. за счет увеличения затрат на сырье и материалы на 103,5608% произошло увеличение статьи на 698 млн. руб., за счет увеличения затрат на работы и услуги производственного характера на 75,0820% произошло увеличение данного элемента на 229 млн. руб., за счет топлива и энергии на 25,6075% и 12,6984% произошло увеличение материальных затрат на 548 и 8 млн. руб. соответственно. Рост прочих материальных затрат на 74,6032% привел к увеличению элемента «Материальные затраты» на 188 млн. руб.

Рост затрат на материалы в 2007 году обусловлен увеличением доли изношенной техники в составе основных средств. Необходимость в большом количестве запасных частей, а также оплата ремонтных работ увеличивают долу материальных затрат в себестоимости продукции.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом затраты также увеличиваются. Увеличение составило 9,8531% или 503 млн. руб. Затраты на сырье и материалы снижаются. В 2008 году этот показатель снизился на 1,1662% или 16 млн. руб. Это характеризуется увеличением в составе основных средств новой техники. Однако это способствовало росту амортизационных отчислений на 4,5% или 18 млн. руб. Увеличился элемент «Расходы на оплату труда» на 131,1048% или 1433 млн. руб. за счет повышения тарифной ставки 1 разряда на10811 руб. и увеличения среднесписочной численности работников на 97 человек. Увеличение фонда заработной платы способствовало повышению отчислений на социальные нужды на 30,8933% или 498 млн. руб. Статья «Прочие» снизилась на 12,0782%, что составляет 68 млн. рублей.

В динамике темп роста затрат снижается.

Таблица 3.2 Динамика затрат на производство по экономическим элементам

  2006 год

2007 год

2008 год

Элемент затрат Сумма затрат млн. руб. Сумма затрат млн. руб. Изменение к 2006 году, % Сумма затрат млн. руб. Изменение к 2006 году, %
1 2 3 4 5 6
1.Материальные затраты 3434 5105 148,6605 5608 109,8531
в т. ч.          
-сырье и материалы 674 1372 203,5608 1356 98,8338
- работы и услуги производственного характера 305 534 175,0820 919 172,0974
-топливо 2140 2688 125,6075 2802 104,2411
-энергия 63 71 112,6984 75 105,6338
- прочие материальные затраты 252 440 174,6032 456 103,6364
2. Оплата труда 4045 4607 113,8937 6040 131,1048
3. Отчисления на социальные нужды 1490 1612 108,1879 2110 130,8933
4 Амортизация основных фондов 384 400 104,1667 418 104,5000
5. Прочие 465 563 121,0753 495 87,9218
Всего затрат на производство 9818 12287 125,1477 14671 119,4026

 

   Основные причины роста себестоимости:

1. Рост расходов по заработной плате и начислений на нее за 2008 год вызван увеличением численности рабочих и ростом средней заработной платы по сравнению с 2007 и 2006 годами.

 За счет увеличения среднесписочной численности человек, затраты на оплату труда увеличились на 1433 млн. руб. Вместе с тем, удельный вес заработной платы в общей сумме затрат увеличился на 3,67 пункта. Расходы на заработную плату на 1000 рублей доходов в 2008 году составили 308,6 рубля.

2. Затраты на топливо увеличились на 4,24%, что составило 114 млн. руб. в связи с ростом цен на бензин.

Выработка на одну единицу автотранспортного средства уменьшилась на 4,4 % в связи с увеличением количества транспортной техники.

3.Увеличение затрат по налогам и неналоговым платежам 11,4 млн. руб. произошло за счет изменения налогооблагаемой базы.

4.Рост затрат на обезвреживание отходов на 53,2 млн. руб. произошел в связи с увеличением затрат по содержанию полигона (рост заработной платы рабочих и начислений на нее, увеличение цен на электроэнергию, топливо). Вместе с тем удельный вес в затратах снизился на 0,9 пункта.

5. Увеличение цеховых расходов 2008 году по сравнению с 2007 годом составило 12,3 млн. руб. и увеличение удельного веса цеховых расходов в структуре себестоимости на 0,1 % связано с увеличением затрат на ремонтные работы.

6. Увеличение общехозяйственных расходов на 52,1 млн. руб. и удельного веса в затратах на 05% произошло в связи с ростом заработной платы АУП и начислений на нее, а также увеличением затрат на содержание здания в связи с ростом тарифов на тепловую и электрическую энергию и прочие услуги сторонних организаций.

7. Увеличение удельного веса по статье “Амортизация” на 4,5 % произошло вследствие приобретения новой техники и переоценки основных фондов.

8. Уменьшение удельного веса затрат на 1,17 пункта по статье “Материалы” связано с недостатком денежных средств на приобретение запчастей.

В конце отчетного года на предприятии составляется свод затрат по предприятию. Данный свод затрат позволяет выявить по каким подразделениям и видам деятельности предприятия произошло увеличение затрат, выявить причины увеличения и разработать мероприятия по их снижению.

В табл. 3.3 приведены затраты предприятия по видам деятельности.

Таблица 3.3 Структура затрат по видам деятельности за 2006-2008 г.г.

 

2006 год

2007 год

2008 год

Вид деятельности Сумма затрат млн. руб. % к общей сумме затрат Сумма затрат млн. руб. % к общей сумме затрат Сумма затрат млн. руб. % к общей сумме затрат
1 2 3 4 5 6 7
1. Санитарная очистка 3028 30,8413 4058 33,0268 4767 32,4927
2. Вывоз ТБО из частного сектора 334 3,4019 448 3,6461 547 3,7284
3. Вывоз сжиженных отходов 146 1,4871 149 1,2127 143 0,9747
4. Полигон ТБО 391 3,9825 539 4,3868 700 4,7713
5. Транспортные услуги 1663 16,9383 1763 14,3485 1971 13,4347
6. Ликвидация стихийных свалок 135 1,3750 224 1,8231 291 1,9835
7. Механизированная уборка городских территорий 1854 18,8837 2324 18,9143 2754 18,7717
8. Ручная уборка 1911 19,4642 2487 20,2409 3119 21,2596
9. ОСУБЖ 189 1,9250 252 2,0509 311 2,1198
10. Цех художественной керамики 8 0,0815 34 0,2767 65 0,4431
11. Услуги конюшни 4 0,0407 7 0,0570 3 0,0204
12. Ночная парковка 77 0,7843 0 0,0000 0 0,0000
13. Дневная парковка 78 0,7945 2 0,0163 0 0,0000
Всего затрат 9818 100 12287 100 14671 100

 

По данным таблицы можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре затрат предприятия приходится на санитарную очистку города – 32,4927%, а также на ручную уборку городских территорий – 21,2596% и механизированную уборку – 18,7717%.

Планирование себестоимости на услуги по сбору, вывозу, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО осуществляется в соответствии со следующими основными нормативными актами:

-  основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики Республики Беларусь № 19-12/397 от 26 января 1998 г., Министерством статистики и анализа Республики Беларусь №01-21/8 от 30 января 1998 г., Министерством финансов Республики Беларусь №3 от 30 января 1998 г. и Министерством труда Республики Беларусь №03-02-07/300 от 30 января 1998 г. (регистрационный № 2293/12 от 11.02.1998 г.), с последующими изменениями и дополнениями);

- отраслевыми методическими рекомендациями по учету производственных затрат и калькулированию себестоимости услуг на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 12.11.1999 г. №160 (регистрационный №8/1575 от 1 декабря 1999 г.).

Пути или направления снижения затрат на производство и реализацию продукции рассматривается с точки зрения способов достижения уменьшения издержек и повышения качества.

В ходе проведения анализа затрат на производство товарной продукции были сделаны выводы о необходимости выявления резервов снижения себестоимости.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Для снижения себестоимости на ПКУП «Коммунальник» разработаны мероприятия, которые планируется внедрить в 2009 году.

Мероприятия по снижению себестоимости на ПКУП «Коммунальник»:

I. Организационно-технические мероприятия:
1. Внедрение системы GPS (спутниковое наблюдение за движением автотранспортных средств), проведение фотографий рабочего дня, корректировка маршрутных графиков;
2. Установка на автомобили, работающие на бензине Н-80 оборудования, позволяющего работать на сжатом газе; 3. Установка счетчиков учета расхода дизельного топлива на погрузочной технике (5 штук);
4. Ввод пункта перегрузки твердых бытовых отходов по улице Дубровской; 5. Экономия запчастей и горюче смазочных материалов за счет: приобретение мусоровозов КО-427 (6 единиц), МАЗ КО-452 (6 единиц), подметально-уборочной машины КО-326 (5 единиц), Бродвей-Сеньор (2 единицы), МАЗ-ПР (5 единиц), ЗИЛ-474100 (10 единиц).
6. Модернизация автотранспортной техники, а именно, замена мусоровоза КО-413 на КО-440-2 (ГАЗ-3309) в количестве 3 единиц;
7. Использование реставрационных запчастей, деталей, автошин. 8. Внедрение системы Клиент-банк;
II. Технико-технологические мероприятия в области технологии производства:
1. Замена светильников под ртутные лампы на более экономичные натриевые лампы Р=250 кВт;
2. Замена водонагревателя в прачечной мощностью 15 кВт на спиральные машины в количестве 2 штук мощностью 4 кВт; 3. Замена вулканизатора Р=3,2 кВт на вулканизатор Р=1,5 кВт.

Внедрение системы GPS и проведение фотографий рабочего дня позволит выявить и ликвидировать непроизводительные затраты рабочего времени, повысить экономию топливно-энергетических ресурсов.

На расчет затрат, включаемых в себестоимость оказания услуг по вывозу ТБО, особое влияние оказывают маршруты сбора и вывоза отходов, оптимизация которых позволяет сократить нерациональные затраты на содержание парка специальной техники. Маршрутизация движения собирающего мусоровозного транспорта осуществляется для всех объектов, подлежащих регулярному обслуживанию.

Для составления маршрутов сбора и графиков движения обслуживаемые домовладения объединяют в группы с общим накоплением ТБО за период между двумя заездами мусоровоза, равным количеству отходов, которое мусоровоз может вывезти за одну поездку.

Если вывоз ТБО производится через день, то накапливание отходов возрастает вдвое, соответственно должен быть сокращен размер обслуживаемого района.

Эффективность маршрутизации может быть повышена за счет применения математического моделирования процесса вывоза ТБО.

Установка на автомобили оборудования, работающего на сжиженном газе и счетчиков учета расхода дизельного топлива на погрузочной технике (5 штук) позволит сократить расходы на ТЭР в связи со значительным удорожанием цен на бензин Н-80 и дизельное топливо.

Замена светильников под ртутные лампы и замена водонагревателя в прачечной на спиральные машины позволит получить экономию электроэнергии.

Мероприятия по энергосбережению направлены на обеспечение энергетической безопасности и энергетической независимости предприятия, на повышение эффективности производства за счет экономии топливно-энергетических ресурсов.

За экономию топливно-энергетических ресурсов и материалов предприятию целесообразно осуществлять премирование.

Премирование осуществляется при соблюдении:

· установленных технически и экономически обоснованных норм расхода материальных, трудовых и  прочих ресурсов на всех уровнях производства;

· систематического достоверного учета расхода материальных ресурсов,  осуществляемого  на  основе показаний контрольно-измерительных приборов или других технических средств;

· контроля   за поступлением, хранением и расходованием материальных ресурсов, качеством выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), соблюдением ГОСТов;

· организационно-технических мероприятий, направленных на экономию материальных, трудовых и прочих затрат и снижение норм их расхода и обеспечения эффекта от их внедрения и др.

Использование реставрационных запчастей, деталей и автошин позволит снизить затраты на приобретение новых запасных частей и автошин, т.к. реставрация обходится гораздо дешевле.

Улучшение организации производства и труда так же позволяет снизить себестоимость продукции, в том числе за счет: совершенствования организации и управления производством, сокращения административно-управленческих расходов, улучшения организации труда.

Снижение себестоимости зависит от всех сторон деятельности предприятия. В каждом подразделении должны быть экономические группы, обеспечивающие сни­жение себестоимости.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выполняемых работ, но и от их абсолютной суммы. 

Добиться этого возможно двумя путями:

1. Совершенствование структуры аппарата управления. Для реализации этого проекта необходимо создать отдел маркетинга, так как в условиях рыночной конкуренции следует большое внимание уделять на продвижение своих услуг, создание рекламы предприятию, что позволит привлечь новых клиентов.

2. Совершенствование работы управленческого персонала. В данный момент все отделы связанные с обработкой экономической информации и принятия управленческих решений не используют в достаточной степени компьютерное обеспечение.

Хотя в настоящее время предприятие внедряет в бухгалтерский учет систему «1С Бухгалтерия», большинство учета осуществляется на сложных устаревших программах, что увеличивает затраты времени на ведение бухгалтерского учета.  Внедрение системы Клиент-банк позволит сократить численность административно-управленческого персонала в количестве 1 человека и повысить качество работы бухгалтерской службы, так как данная программа заменяет функции бухгалтера по работе с банком.

Таким образом, необходимо повышение квалификации управленческого персонала и привлечение на постоянную работу экспертов в области компьютерных технологий. Это позволит максимизировать эффективность управления и в конечном итоге уменьшить затраты на содержание управленческого персонала, а это в свою очередь приведет к снижению себестоимости продукции в целом.

Для роста производительности и качества труда необходимо систематическое повышение профессионально-квалификационного уровня рабочих и управленческих кадров с последующей их аттестацией.

На основе рационализации организационно-производственной структуры предприятия предприятию необходимо определять оптимальную численность работающих на предприятии с учетом прогнозируемых объемов в разрезе производства.

Также для снижения себестоимости необходимо большое внимание уделить совершенствованию управления производством и сокращению затрат на него, улучшению использования основных фондов, улучшению материально-технического снабжения.

Совершенствовать материально-техническое снабжение надо путем уменьшения норм расхода сырья и материалов, поиска новых и надежных поставщиков запчастей, материалов. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции.

Качественно новый метод поиска партнеров может обеспечить Интернет. Любое серьезное предприятие размещает информацию о себе и своем продукте на созданном специально для этих целей сайте и связь с этим производителем возможна в течение нескольких секунд. Т.к. материальные затраты занимают большой удельный вес в структуре себестоимости, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии в целом по предприятию дает крупный экономический эффект.

Серьезное влияние на себестоимость услуг оказывают затраты на содержание парка контейнеров. При этом от объективности определения потребности в контейнерах зависят как затраты на сбор ТБО, так и качество предоставления этих услуг, а также организация процесса их транспортировки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: